kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игры для развития фонематического слуха детей с ТНР 5-7 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры для развития фонематического слуха детей с ТНР 5-7 лет

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игры для развития фонематического слуха детей с ТНР 5-7 лет»

Бутолина Марина

«Игры со звуками». Игровой материал для дошкольников 4–7 лет

Игры со звуками

Этот игровой материал поможет воспитателю и родителям сделать занятие по подготовке к обучению грамоте увлекательным для дошкольников. Осваивая с детьми игры со звуками, мы воспитываем в наших будущих школьниках внимание, память, воображение, отличный фонематический слух, учим ребят сравнивать, анализировать, обобщать и т. п., то есть развиваем мышление дошкольников. У многих детей в процессе игр улучшается звукопроизношение, расширяется активный словарь, заметно проявляется интерес к языку и природные лингвистические задатки. Все дети начинают читать, причем с интересом и без принуждения.


В своей практике применяю такие игры, если ребенок искажает звуки и слова (сокращение слов, перестановка звуков и слогов, уподобление одного звука другому, что связано с недостаточно развитым, неустойчивым фонематическим слухом.


Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.


Если у ребенка недостаточно развито слуховое внимание и восприятие, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучение чтению и письму. Ведь если ребенку трудно различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда – ошибки в речи и на письме.


Поэтому в подобные игры можно начинать играть как можно раньше.


ИГРЫ В ЗВУКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ

Игра «ПРОХЛОПАЙ КАК Я»


Правила игры: взрослый прохлопывает определенный ритм, например: \ \\ \ \\ или \ \\\ \ и др., ребенок повторяет.


Усложнение. Усложняется ритмический рисунок и темп.


Игра «СВЕТОФОР»


Правила игры: дайте ребенку два кружка – красный и зеленый, который он должен поднимать, когда слышит правильно (зеленый кружок) или неправильное (соответственно, красный) произнесенное название того, что изображено на картинке. Затем покажите картинку и громко, медленно, четко произносите звукосочетания:


БАМАМ АЛЬФОМ


ПАНАН АБЛЁМ


БАНАН АЛЬМОМ


БАНАМ АЛЬБОМ и т. д.


Игра «КАКОЙ ОДИНАКОВЫЙ ЗВУК ВО ВСЕХ СЛОВАХ?»


Правила игры: взрослый произносит три – четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.


Игра «ФОНЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА"


Правила игры: начинаем с простых вопросов:


Как тикают часы? – Тик-так.


Как подзывают цыплят? – Цып-цып-цып.


Как чикают ножницы? – Чик-чик.


Что говорят, когда рыба срывается с крючка? – Эх. И т. п.


А затем задаем вопросы так, чтобы, отвечая, ребенок использовал только отдельный звук:


Как жужжит жук? – Ж-Ж-Ж


Как воет волк? – У-У-У


Как паровоз выпускает пар? – Щ-Щ-Щ


Как поют комарики? – З-З-З


Как рычит мотор? – Р-Р-Р


Что просит сказать врач, когда осматривает горло? – А-А-А


Как фыркает кот? – Ф-Ф-Ф


Как выходит воздух из лопнувшего шара? – С-С-С


Как пыхтит каша? – П-П-П


Как шипит змея? – Ш-Ш-Ш и т. д.


Не страшно, если фыркает не кот, а ёжик, или звук Ш обозначает не змею, а опавшие листочки, главное, чтобы дети осмысленно подбирали и употребляли нужный звук.


Игра «ЗВУКОВЫЕ ЗАГАДКИ»


Правила игры: называем какой-то звук, а ребенок придумывает кто (что) может его издавать.


Кто (что) издает такой звук: З-З, Ш-Щ, Р-Р? и т. д.


Игра «ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ»


Правила игры: заводим ключиком механические игрушки (игрушки – это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.


Ж – полетел жучок;


Р – затарахтел игрушечный мотоцикл;


Ц – запрыгала белочка;


Ф – зафыркал ёжик.


Игра «ВОЛШЕБНЫЙ КУБИК»


Игровой материал: 2-3 кубика с картинками.


Правила игры: на гранях обыкновенного кубика наклеены картинки – самолёт, паровоз, комар и т. д. ребенок говорит: «Вертись, крутись, на бочок ложись». – и кидает кубик.


Вверху оказывается какая-нибудь картинка. Дошкольник изображает то, что на ней изображено, и произносит соответствующий звук. Например, если изображен самолёт, то летает и гудит: У-У-У.


Игра «СКАЖИ, КАК Я» (обучение интонированию звука)


Правила игры: дети стоят в кругу, а взрослый – в середине круга с мячом. Кидаем мяч кому-то из детей, называем слово с интонационным выделением любого согласного звука. Например: (С)лон, забо(Р), ко(Ш)ка.


Ребенок перебрасывает мяч назад, повторяя слово точно так же. Стараемся, чтобы в игре участвовали все дети.


Игра «ИЩЕМ ПЕСЕНКУ ЖУКА»


Как разговаривает жук? – Ж


Давай поищем песенку жука в других словах: (Ж)аба, моро(Ж)еное, пиро(Ж)ок.


А в слове суп есть песенка жука?


А в слове торт?


А в слове (Ж)ир? Что-то я сомневаюсь, скажи получше.


Аналогично ищем песенку змеи (Ш), паровоза (Щ), листочков (Ш), белочки (Ц) в разных словах.


Игра «СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО» (различение звуков)


Различение звуков С – З


У ребенка в руках две картинки: свисток и звонок.


Свисток свистит С, а звонок звенит З.


Говорим слова со звуками С и З, а дети поднимают картинку с изображением свистка, если звучит С, или звонка, если звучит З.


Различение звуков Ч – Щ


Объясняем:


Ч-Ч-Ч – так звучит паровоз. Когда услышите этот звук, изобразите, как двигается паровоз;


Щ-Щ-Щ – так пилят дрова.


Дети слушают слова и передают движениями Ч или Щ.


Словарный материал: число, шкаф, щенок, чибис, червяк, шапка, щепка, карандаш, щит, чашка, щель и т. д.


Игра «ПРОГУЛКА НА ВЕЛОСИПЕДАХ»


Различение звуков Щ – Ш


Мы едем катиться на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, еще подкачаем насосом: Ш-Ш-Ш.


Хорошо накачали, только слышим – воздух шипит Щ-Щ-Щ.


Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как воздух выходит из шины? Щ-Щ-Щ.


Заклеим дырочку, ещё раз накачаем шину: Ш-Ш-Ш. Теперь можем кататься.


А кто помнит, как воздух из шины выходил: Щ-Щ-Щ.


Дети имитируют все действия с насосом и шиной.


Игра «ГОВОРЯЩАЯ КАРТИНКА»


Игровой материал: иллюстрации.


Правила игры: (для этого рассказа использую иллюстрации в книге Л. П. Успенской и М. Б. Успенского «Учитесь правильно говорить»)


Спросите у детей: «Умеют ли картинки разговаривать?»


«Конечно, нет», - не задумываясь отвечают дети.


Тогда говорим, что покажем им необыкновенную картинку: если её рассматривать внимательно, то она как будто начинает звучать.


И рассказываем по картинке: «На каникулах Вова приехал погостить к бабушке. Рано утром убежал кататься на велосипеде. Уже завтрак готов, а Вовы все нет. Сердится большой чайник С-С-С, сердится маленький чайничек С’-С’-С’, а Вова в кустах прячется, да ещё и нам показывает: Ц-Ц-Ц, не выдавайте, где я. Комары уже Вову заметили: З-З-З – радостно звенит большой, З’-З’-З’ – вторит маленький, сейчас мы позавтракаем. Камыши укоризненно головами качают: Ш-Ш-Ш, Вову укоряют: «Не стыдно прятаться?» и т. д.


Рассказываем так, чтобы все звуки на картинке получили логичное объяснение. А в конце предлагаем детям несколько минуток посмотреть на картинку, стараясь представить её звучание.


Игра «СЕРДИТЫЙ ВОРОН» (выделение первого звука)


Игровой материал: игрушки или картинки, кукла.


Правила игры: детям даем игрушечных зверей или картинки.


В домике живут звери: лиса, медведь, кошка, собака, белка, баран, морж, коза и т. д.


Вокруг домика речка, и пройти в домик можно только вот по этому мостику. Мостик не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а обратно прийти трудно. На перилах мостика сидит сердитый Ворон. Каждого, кто подходит к мостику, он спрашивает, какой в его имени первый звук. Кто правильно скажет, тот пройдет. А кто не знает, какой в его имени первый звук, перед тем мостик проваливается, перейти по нему нельзя.


Подошли звери к мостику, очень хотят домой попасть, а перейти не могут, потому что никто из них не знает, какой же в его имени первый звук.


Просим детей помочь зверятам.


Следим за тем, чтобы дети называли первый звук правильно, то есть отмечали твердые и мягкие согласные. Например: баран – Б, а белка – Б’.


Игра «ПОДСКАЖИ КУКЛЕ ЗВУК» (формирование навыка выделения последнего звука)


Игровой материал: кукла.


Правила игры: кукла очень торопится, поэтому последние слова выговаривает плохо: не все звуки слышны.


Просим поправить куклу, где необходимо.


На солнышке грелся черноухий котёно… (К).


На него смотрел белолапый щено… (К).


Он хотел его догна… (Т’).


А рядом по двору гулял важный пету… (Х).


За ним бегали куриц… (Ы) и цыплят… (А).


Хозяйка вынесла всем кор… (М) и т. д.


Игра «ЗАБЛУДИЛИСЬ В ЛЕСУ» (первоначальный навык выделения ударного гласного)


Игровой материал: куклы, игрушки-зверята.


Правила игры: в лесу заблудились куклы и игрушечные зверята. Ребенок их зовет, то есть произносит имя с подчеркнутым интонированием ударного гласного:


М-и-и-ша – (И)


Р-ы-ы-бка – (Ы)


К-о-о-тик – (О)


Э-э-дик – (Э) и т. д.


Постепенно проигрываем все гласные звуки.


ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ

Игра «НЕОБЫЧНАЯ ПЕСЕНКА» (выделение гласных звуков)


Правила игры: вокалисты часто используют распевки на отдельных звуках. А если объединить эти распевки сюжетом, то получится особый музыкальный вариант игры со звуками. Подходит любая знакомая ребенку распевочка с очень простой мелодией, на которую поются все звуки. Рассказываем:


«Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споет песенку.


Первыми выступали большие толстые жуки. Они важно запели: О-о-о.


Затем вышли яркие веселые бабочки. Они звонко и весело запели песенку: А-а-а.


Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-и-и.


Тут на полянку выбежала Машенька (Оленька, Сашенька) и запел (а) распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки и кузнечики поняли, что лучше всех поет наша девочка (наш мальчик).»


Так в ходе игры мы с ребятами вычленяем и интонируем отдельные гласные звуки. Сочиняя истории с разными персонажами, постепенно пропеваем все гласные.


Игра «ЭХО» (интонирование гласных звуков)


Правила игры: громко произносим: А-а-а. Ребенок – Эхо тихо отвечает: А-а-а. И так все гласные. Можно сдвоенные гласные: ау, уа, иа и т. д.


Игра «ПОВТОРИТЕ ЗА МНОЙ»


Просим детей повторить только те имена, которые начинаются со звука Э. Называем имена: Алла, Уля, Эльза, Оля, Эмиль, Эля, Элла, Ия, Эдик, Ася, Ада, Алик, Эрик, Эльдар, Анна, Эдуард.


После освоения игр «Эхо», «Необычная песенка» вводим понятие “гласный звук”. Теперь вместе с ребятами выделяем основные признаки гласных:


их удобно кричать и петь,


голос звучит при этом свободно,


когда произносим эти звуки, то хорошо открываем рот.


Игра «ЗАГРУЗИ КОРАБЛИК (самолёт, лодку, поезд, машину и любой вид транспорта)


Игровой материал: бумага и карандаши.


Правила игры: Кораблик собирается в плавание. Он необыкновенный, перевозит грузы, только такие, в названиях которых есть звук У: пуговицы, ружья, груши, улья и т. д.


Ребенок рисует нужные предметы на кораблике. Повторяем с другими звуками.


Игра «ПОСЧИТАЙ И СКАЖИ»


Игровой материал: книга (можно Т. Юдина «Букварёнок»)


Правила игры: в небольшом стихотворном отрывке ребенок должен посчитать, сколько раз встречается оговорённый звук. Например:


В данном отрывке найти звук З:


В звезде найдешь ты букву З


И в золоте, и в розе,


В земле, алмазе, бирюзе,


В заре, зиме, морозе.


Следим, чтобы дети не путали звуки З – З’.


Найти звук Б, не путать со звуком Б’:


Был у бабушки баран,


Бил он бойко в барабан.


И плясали бабочки


Под окном у бабушки.


В следующем стихотворении найти звук Р. Не путать со звуком Р’:


Рыбке рак – ни друг, ни враг.


Рыбке вряд ли страшен рак.


Рыбке страшен червячок,


Что насажен на крючок.


Игра «ДОБАВЬ ЗВУК»


Игровой материал: мел и доска или листы бумаги и ручки.


Правила игры: читаем стихотворение об озорных звуках.


Не давали звукам дела,


Им безделье надоело!


Надоело им скучать,


И – пошли озорничать…


К в карман к монтёру – прыг!


А в кармане – ролики.


Из кармана в тот же миг


Выскочили… (кролики).


После этого говорим слова, а дети добавляют звук К.


вол – вол(К) завтра –


рыба – пар –


моря –


Какое новое слово получится, если добавить звук Т:


спор – спор(Т) сор –


бор – стар –


бра –


Игра «СЛОЖИ ЗВУКИ»


Правила игры: взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м] [а] – ма; [н] [о] [с] – нос.


Игра «СКАЖИ НАОБОРОТ»


Правила игры: взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.


Игра «ОТНИМИ ЗВУК»


Правила игры: какое слово получится, если убрать первый звук.


косы – осы зверь -


крот – клей -


смех – скот -


гром – плуг -


шмель - укол –


Игра «СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО»


Правила игры: дети на слух (без картинок) составляют новые слова по первым, вторым, последним звукам, произносимых слов. Например:


- по первому звуку угадай профессию:


ворон В пятка П’


ракета Р эхо Э


астра А крот К


чайка Ч азбука А


рябчик Р’


- по второму звуку угадай название птицы:


огонь Г


арбуз Р


бак А


очки Ч


- по последнему звуку угадай название дерева:


сок К


моль Л’


колесо О


хан Н


Игра «ВОЛК, СОБАКА И ОХОТНИК»


Правила игры: рассказываем.


В лесу идет большая охота, волки охотятся за зайцами, охотники с собаками за волками.


Пусть волк будет звук Р, собака – звук Р’, остальные звуки – зайцы, а дети – охотниками. Говорим:


“Теперь будьте внимательны, как услышите звук Р в словах, которые я произношу, стреляйте – хлопайте в лодоши, только не заденьте зайца или свою охотничью собаку. Внимание, начинаем охоту!”.


Примерный словарный материал: рука, лось, рыбка, рябчик, река, леска, угорь, рысь, рябина, лес, груша, сыроежка, лисички, опята, рыжики.


Игра «ПОДАРКИ Тиму и Тому»


Игровой материал: две фигурки гномиков, бумага, карандаши.


Правила игры: дети рисуют для гномиков подарки: Тиму – предметы, названия которых начинаются с мягких согласных, а Тому – с твердых.


Игра «ПОКАЖИ РУКОЙ»


Правила игры: называем, например, различные цветы: мальва, люпин, ромашка, незабудка, василёк и т. д., а дети рукой показывают, кто вырастил цветок Том или Тим.


Твердый согласный звук (Том) изображаем показом ладони с широко расставленными напряженными (твердыми) пальцами.


Мягкий согласный звук (Тим) – это ладонь, сложенная в мягкую щепотку.


Таким образом, можно с детьми проанализировать большое количество названий предметов, определяя первый звук по мягкости-твердости.


Игра «ЖИВАЯ МОДЕЛЬ»


Игровой материал: круги синего, зеленого и красного цветов.


Правила игры: вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится. Например:


- Артур, ты превращаешься в первый звук слова “бублик”. (Мальчик берет круг синего цвета.)


- Катя, ты становишься последним звуком слова “моль”. (Девочка с зеленым кругом встает рядом с Артуром.)


- Оля, ты – гласный звук, который живет в слове “рис”. (Оля выходит с красным кругом.)


- Вера, ты второй звук слова “дно”. (Синий круг.)


Перед детьми “живая” модель слова БЛИН.


Дети-звуки называют свой звук, а остальные догадываются, какое слово получилось.


Игра «ШКОЛА»


Игровой материал: фишки.


Правила игры: смысл этой игры в том, чтобы потренировать ребенка в составлении звуковых моделей. В этой школе все слова пишут не буквами, а фишками, то есть в виде звуковых моделей. Например:


Написать три зимних слова;


Написать названия времен года;


Написать три названия ягод (птиц, рыб и т. д.)


И другие похожие задания.


Игра «КАКИЕ ЭТО БУКВЫ?»


Игровой материал: буквы, вырезанные из картона (наждачной бумаги).


Правила игры: из плотного картона вырезаны буквы. Ребенку с завязанными глазами предлагается на ощупь определить буквы. (А кому-то из детей можно предложить определить слово, не открывая глаз.)


Игра «АНАГРАММЫ»


Правила игры: придумать новые слова, состоящие из этих же букв, но расположенных в другом порядке.


Например: атлас - салат


кулак - кукла


лиса - сила


камыш – мышка и т. д.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игры для развития фонематического слуха детей с ТНР 5-7 лет

Автор: Александрова Наталья Николаевна

Дата: 23.05.2023

Номер свидетельства: 632171

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "ЛЭПБУК "Веселый зоопарк" для детей с ТНР"
    ["seo_title"] => string(39) "lepbuk_veselyi_zoopark_dlia_detei_s_tnr"
    ["file_id"] => string(6) "544263"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1585141942"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства