Просмотр содержимого документа
«Игротека для развития фонематического слуха»
Консультация для педагогов
«Что такое ФФНР?»
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие нарушения речевого (фонематического) слуха.
ФФНР является распространённым нарушением речи, оно оказывает отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняет процесс школьного обучения, снижает его эффективность.
Речевой (фонематический слух) слух-это способность воспринимать и различать между собой звуки человеческой речи. Речевой слух лежит в основе овладения речью. Ребёнок постепенно учится узнавать на слух сначала самые простые – гласные звуки, затем более сложные – согласные. Слушая речь взрослых, он пытается подражать их произношению, старается более точно передавать звуки. К 5-ти летнему возрасту у ребёнка формируется полноценный речевой (фонематический) слух. Причём в норме это происходит спонтанно, без специального обучения. К этому же возрасту завершается и формирование правильного звукопроизношения.
Развитый речевой слух является важной опорой при обучении грамоте, особенно письму. Ведь перед тем, как записать слово, ребёнок должен сначала точно услышать и оценить его звуковой состав. И только затем подобрать буквы и написать их.
К сожалению, у многих детей формирование речевого слуха затруднено. Особенно часто это происходит с детьми, имеющими дефекты произношения. Сниженный речевой слух наблюдается также и у детей, поздно начавших говорить, соматически ослабленных, имеющих трудности поведения, обучения.
В коррекционном процессе по преодолению ФФНР у детей дошкольного возраста очень важно активное участие в нём воспитателя: учитывая последовательность овладения звуков на логопедических занятиях, воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные. А также воспитатели должны учитывать индивидуально-речевые особенности детей. Это объясняется наличием различных по структуре и тяжести речевых нарушений у детей и неодновременностью их преодоления на логопедических занятиях. Поэтому, воспитатель должен:
▪ знать изначальное состояние речи каждого ребёнка;
▪ использовать эти знания в своей работе.
Во второй половине дня воспитатель работает по закреплению произносимых звуков и развитию речи. Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель осуществляет также коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности.
Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:
▪ организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний;
▪ создавать ситуацию общения;
▪ формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;
▪ организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;
▪ привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове;
▪проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти;
▪ привлекать внимание к интонационной стороне речи.
Игры и упражнения для развития фонематического (речевого) слуха
Речевой (фонематический) слух-это способность воспринимать и различать между собой звуки человеческой речи. Речевой слух лежит в основе овладения речью.
Игра «Кто внимательный»
Задание: поднять синий кружок - твёрдый согласный (красный кружок-гласный звук, зелёный кружок - мягкий согласный,) если в названном слове есть звук [ж].
Аналогично проводится игра с другими словами и звуками.
Игра «Мы со звуком [а] играем, слово к слову подбираем»
Дети по очереди придумывают слова с заданным звуком. Аналогично проводится игра с другими гласными и согласными звуками.
Игра «Чей домик»
В первом домике живёт звук [з], он любит слова со звуком [з]; во втором домике живёт звук [ж], он любит слова со звуком [ж]. Дети отбирают предметные картинки (или придумывают слова) и заселяют их в домики.
Например, слова: зонт, жук, ваза, заяц, жёлуди, замок, берёза, ёжик и т.д.
Аналогично проводится игра с другими звуками.
Игра «Найди в слове гласный звук»
Взрослый произносит слова, содержащие в середине один гласный звук ( типа мАк, сУп, лИст, дОм, сЫн, крАн, гнОм, стУл и т.д.). Дети угадывают, какой гласный «спрятался» в слове.
Игра «Хлопни на звук [а]»
Взрослый медленно произносит цепочку гласных звуков А У И О А А Э А О У И и т.д. Детям даётся задание – хлопать в ладоши только когда они услышат звук [а].
Игры для развития речевого слуха
(младшая группа)
Игра «Кто позвал?»
Игра проводится в группе. Ребёнок поворачивается к остальным участникам игры спиной (можно попросить его закрыть глаза). Игроки по очереди называют имя ребёнка, а ребёнок должен слушать внимательно и постараться угадать, кто его зовёт. Вы можете усложнять задачу, меняя при произнесении имени голос. Если ребёнок угадывает, кто его позвал, он может поменяться с этим игроком ролями. Если же не отгадывает – продолжает «водить».
Игра «Съедобное – несъедобное»
Воспитатель: «- Давайте поиграем в мяч. Я буду бросать мяч и говорить разные слова. А вы внимательно слушайте: если я назову съедобное – то, что можно кушать, - ловите мяч. Если я назову несъедобное – то, что есть нельзя, - не ловите мяч».
Игра «Покажи игрушку»
Воспитатель: «Сейчас я буду называть игрушки, а вы внимательно слушайте и постарайтесь найти игрушку, которую я назвала».
Воспитатель обращается к каждому ребёнку по очереди, а остальные дети проверяют.
Игра « Правильно – неправильно?»
Воспитатель: «-Давайте поиграем в такую игру: я буду показывать на предмет или игрушку и называть её. Если назову правильно – сидите спокойно, а если – неправильно – хлопните в ладоши».
Игра «Угадай, что шумит»
Взрослый прячет в большую коробку или за ширму колокольчик, погремушку. Связку ключей, коробок спичек, шуршащий пакет и другие звучащие предметы ( 6 – 7 штук). Затем он начинает шуметь этими предметами по очереди, но так, чтобы дети не видели источник звука. Детям нужно угадать, какой предмет издаёт шум.