Просмотр содержимого документа
«Формирование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников.»
Коррекция недостатков фонематического восприятия.
При обучении дошкольников и подготовке их к школе выявляются несформированность лексико-грамматических средств языка, дефекты произношения и недоразвитие фонематического восприятия.
Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умения слышать и различать звуки речи ( фонемы), а это одна из причин дисграфий и дислексий у школьников.
Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что современные дети много знают, а восприятие и воображение их менее продуктивны. Для «вхождения» детей в обучение необходима система коррекционно-развивающих игр и упражнений, направленных как на выявление имеющихся у детей слабых звеньев в развитии фонематического восприятия, так и на их выравнивание (коррекцию).
Но чтобы этот замысел был реализован, нужно научить дошкольников с нарушениями речи хорошо и быстро запоминать , размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим содержанием слова, научить различать фонемы на слух, выделять их из слова, сравнивать их между собой. А это и есть главное условие успешного обучения чтению и письму таких детей.
Один из центральных принципов методики обучения - достаточно долгий этап звукового анализа, который предшествует этапу введения букв. В этот период подготавливается будущее чтение закрытых слогов и слогов со стечением согласных.
Для обучения детей чтению целесообразно гласные буквы вводить парами: а – я, о – е, у – ю, ы – и, э – е. Этот метод имеет два преимущества:
- читая первые слоги, дети овладевают общим способом чтения любых слогов, учатся ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной;
- моделируют отношения согласных и гласных.
Методика тем хороша и интересна, что помогает детям учиться. Для воспитания самостоятельности детского мышления чрезвычайно ценны такие ситуации, где нет готовых способов действия, ребята не копируют логопеда, а ищут собственные способы работы. Весьма интересны задания-«ловушки», которые учат детей самостоятельному, а не имитационному ответу на вопрос, (логопед спрашивает и сам же предлагает неверный ответ).
Игры, которые используются на логопедических занятиях, вносят в учебную работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный, эмоциональный оттенок. На каждом занятии можно предложить детям такую игру, в результате которой у них формируются новые понятия, перестраивается представление о слове, задается воображаемая игровая ситуация ( страна живых слов, звуковой лес , звуковая стройка).
В играх используются условные персонажи, которые персонифицируют собой вводимые понятия. Ведь Незнайка и Буратино не могут олицетворять содержание лингвистических понятий. Зато ТИМ и ТОМ прекрасно воплощают различение твердости и мягкости согласных ( и ничего другого не делают), колокольчик КОЛЯ рассказывает детям о звонких и глухих согласных, единственное предназначение АМУ – охотиться за согласными. Смысл жизни ЗВУКОВИЧКОВ – заботиться о звуках, заниматься строительством звуковых домиков для слов. ПОВЕЛИТЕЛЬ СЛОГОВ отвечает за построение слогоударных схем слов.
В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания: зрительное и слуховое восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение. Именно в этот период складывается вторая сигнальная система – речь. Логопеду очень важно добиться взаимодействия первой и второй сигнальных систем: образа и слова. Слово должно вызывать яркий , многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в слове.
Ко многим, предлагаемым на логопедических занятиях по формированию основ фонематического анализа и синтеза играм необходим наглядный и словесный материал ( загадки, стихи, произведения фольклора, отрывки из сказок, басни). Художественные тексты создают игровую ситуацию, вызывая у детей интерес, эмоциональный отклик, активизируют их прошлый опыт.
Зрительная и слуховая наглядность выступает в единстве. Ведь, чтобы наглядность, образность и красочность материала влияли, прежде всего, на их эмоциональную сферу, необходима яркая и доступная игра, доставляющая им удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, улучшает когнитивную деятельность.
Игры со словами:
- хвостоглав,
- слоги рассыпались;
-шифровки (зашифрованные слова, пословицы и поговорки);
- пословицы в стиле ребус;
- сложи слова из букв: разного размера, цвета, шрифта;
- собери пазл, прочти слово;
-отыщи слово, спрятанное в картинках.
Чтение в усложненной ситуации:
- найди способ прочтения (по цветным стрелкам, сверху-вниз,
круглограммы);
- деформированные тексты;
- изографы.
Кроссворды.
Ярко, красочно оформленные кроссворды активизируют внимание, развивают память, мышление, самостоятельность, инициативу, вызывают интерес к занятию.
Виды кроссвордов:
- на заданный звук и букву;
- кроссворды –«загадки»;
- кроссворды-«шутки».
Игры для профилактики и коррекции оптической дисграфии и дислексии.
Найди слева такие же:
- букву;
- цифру;
- сочетание букв;
- геометрическую фигуру.
Эти игры параллельно помогают актуализировать словарь, формировать обобщающие понятия, осуществлять грамматическое оформление фразы.
Игры, позволяющие существенно расширить возможности работы над звукослоговым анализом и пониманием его наиболее сложных сторон, используя звуковую и игровую мотивацию:
- поговорим на языках (вороньем, гусином, планеты Рычандия и т.д.);
- для кого этот звуковой домик?;
- веселый поезд;
- звуковой тир;
- звуковая стройка.
Использование такого материала поможет осуществлять контроль за развитием и формированием основ навыка фонематического анализа и синтеза у детей с нарушениями речи, а также выявлять факторы и условия, обеспечивающие оптимальность процесса коррекции речевого развития в целом.