kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены игры и упражнения, помогающие детям усвоить навыки фонематического анализа и синтеза.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников.»

Коррекция недостатков фонематического восприятия.

При обучении дошкольников и подготовке их к школе выявляются несформированность лексико-грамматических средств языка, дефекты произношения и недоразвитие фонематического восприятия.

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умения слышать и различать звуки речи ( фонемы), а это одна из причин дисграфий и дислексий у школьников.

Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что современные дети много знают, а восприятие и воображение их менее продуктивны. Для «вхождения» детей в обучение необходима система коррекционно-развивающих игр и упражнений, направленных как на выявление имеющихся у детей слабых звеньев в развитии фонематического восприятия, так и на их выравнивание (коррекцию).

Но чтобы этот замысел был реализован, нужно научить дошкольников с нарушениями речи хорошо и быстро запоминать , размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим содержанием слова, научить различать фонемы на слух, выделять их из слова, сравнивать их между собой. А это и есть главное условие успешного обучения чтению и письму таких детей.

Один из центральных принципов методики обучения - достаточно долгий этап звукового анализа, который предшествует этапу введения букв. В этот период подготавливается будущее чтение закрытых слогов и слогов со стечением согласных.

Для обучения детей чтению целесообразно гласные буквы вводить парами: а – я, о – е, у – ю, ы – и, э – е. Этот метод имеет два преимущества:

- читая первые слоги, дети овладевают общим способом чтения любых слогов, учатся ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной;

- моделируют отношения согласных и гласных.

Методика тем хороша и интересна, что помогает детям учиться. Для воспитания самостоятельности детского мышления чрезвычайно ценны такие ситуации, где нет готовых способов действия, ребята не копируют логопеда, а ищут собственные способы работы. Весьма интересны задания-«ловушки», которые учат детей самостоятельному, а не имитационному ответу на вопрос, (логопед спрашивает и сам же предлагает неверный ответ).

Игры, которые используются на логопедических занятиях, вносят в учебную работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный, эмоциональный оттенок. На каждом занятии можно предложить детям такую игру, в результате которой у них формируются новые понятия, перестраивается представление о слове, задается воображаемая игровая ситуация ( страна живых слов, звуковой лес , звуковая стройка).

В играх используются условные персонажи, которые персонифицируют собой вводимые понятия. Ведь Незнайка и Буратино не могут олицетворять содержание лингвистических понятий. Зато ТИМ и ТОМ прекрасно воплощают различение твердости и мягкости согласных ( и ничего другого не делают), колокольчик КОЛЯ рассказывает детям о звонких и глухих согласных, единственное предназначение АМУ – охотиться за согласными. Смысл жизни ЗВУКОВИЧКОВ – заботиться о звуках, заниматься строительством звуковых домиков для слов. ПОВЕЛИТЕЛЬ СЛОГОВ отвечает за построение слогоударных схем слов.

В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания: зрительное и слуховое восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение. Именно в этот период складывается вторая сигнальная система – речь. Логопеду очень важно добиться взаимодействия первой и второй сигнальных систем: образа и слова. Слово должно вызывать яркий , многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в слове.

Ко многим, предлагаемым на логопедических занятиях по формированию основ фонематического анализа и синтеза играм необходим наглядный и словесный материал ( загадки, стихи, произведения фольклора, отрывки из сказок, басни). Художественные тексты создают игровую ситуацию, вызывая у детей интерес, эмоциональный отклик, активизируют их прошлый опыт.

Зрительная и слуховая наглядность выступает в единстве. Ведь, чтобы наглядность, образность и красочность материала влияли, прежде всего, на их эмоциональную сферу, необходима яркая и доступная игра, доставляющая им удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, улучшает когнитивную деятельность.

Игры со словами:

- хвостоглав,

- слоги рассыпались;

-шифровки (зашифрованные слова, пословицы и поговорки);

- пословицы в стиле ребус;

- сложи слова из букв: разного размера, цвета, шрифта;

- собери пазл, прочти слово;

-отыщи слово, спрятанное в картинках.

Чтение в усложненной ситуации:

- найди способ прочтения (по цветным стрелкам, сверху-вниз,

круглограммы);

- деформированные тексты;

- изографы.

Кроссворды.

Ярко, красочно оформленные кроссворды активизируют внимание, развивают память, мышление, самостоятельность, инициативу, вызывают интерес к занятию.

Виды кроссвордов:

- на заданный звук и букву;

- кроссворды –«загадки»;

- кроссворды-«шутки».

Игры для профилактики и коррекции оптической дисграфии и дислексии.

Найди слева такие же:

- букву;

- цифру;

- сочетание букв;

- геометрическую фигуру.

Эти игры параллельно помогают актуализировать словарь, формировать обобщающие понятия, осуществлять грамматическое оформление фразы.

Игры, позволяющие существенно расширить возможности работы над звукослоговым анализом и пониманием его наиболее сложных сторон, используя звуковую и игровую мотивацию:

- поговорим на языках (вороньем, гусином, планеты Рычандия и т.д.);

- для кого этот звуковой домик?;

- веселый поезд;

- звуковой тир;

- звуковая стройка.

Использование такого материала поможет осуществлять контроль за развитием и формированием основ навыка фонематического анализа и синтеза у детей с нарушениями речи, а также выявлять факторы и условия, обеспечивающие оптимальность процесса коррекции речевого развития в целом.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Корась Татьяна Федоровна

Дата: 16.10.2017

Номер свидетельства: 432672

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ КАК ОСНОВА РЕЧИ РЕБЁНКА "
    ["seo_title"] => string(51) "foniematichieskii-slukh-kak-osnova-riechi-riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "107650"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403364977"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ"
    ["seo_title"] => string(82) "profilaktikaakustichieskoidisgrafiiudietieidoshkolnogovozrastasnarushieniiemriechi"
    ["file_id"] => string(6) "270357"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451073648"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства