kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование звуко-буквенного анализа у детей с ОНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

рекомендации по формированою навыков звуко-буквенного анализа у детей с ОНР подготовительной к школе группы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование звуко-буквенного анализа у детей с ОНР»

Многие родители полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьёзных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. Основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Дети знакомятся в начала не с буквами, а со звуками. Такой подход оправдан тем, что без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не сможет правильно писать, а  назвав по порядку буквы, но не умея соединить вместе соответствующие звуки, не овладеет чтением.

Основная трудность, которую испытывают дети при выделении составных элементов слова, заключается в неумении услышать в нем гласные звуки, а также отделить гласные от согласных.

При обучении чтению и письму исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на его составляющие (звуки).

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово, ориентируясь только на его смысловую сторону и не улавливая сторону фонетическую, то есть последовательность звуков, входящих в его состав.

Дети, имеющие проблемы в речевом развитии (ОНР), у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, испытывают особые трудности при звуковом анализе и синтезе. Степень их выраженности может быть разной: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить их количество, последовательность или позицию в слове.

Также звуко-слоговой анализ и синтез у дошкольника с нарушением речи не возможен без тонких акустико-артикуляционных дифференцировок и создания устойчивых фонематических представлений о звуках родного языка, то есть звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. Таким образом формирование полноценного звукового анализа и синтеза слов должны использоваться только те звуки речи, которые воспринимаются и произносятся детьми правильно. На начальном этапе обучения к ним можно отнести звуки раннего онтогенеза: гласные и легко произносимые согласные звуки (М, Н, В, Ф, П, Т), которые обычно дети произносят правильно. По мере исправления произношения, следует перейти к изучению звонких согласных звуков (Б,Д), задненебных (К,Г,Х) и свистящих (С, З, Ц).

Для чтения детей с сохранным общим недоразвитии речи характерны:

-трудности слияния звуков в слоги

- замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков

- искажение слоговой структуры

- грамматические ошибки

- побуквенное чтение

- «угадывающее» чтение

- нарушение понимания прочитанного

Для письма детей, у которых по разным причинам сохранилось общее недоразвитие речи, характерны ошибки:

- специфические фонетические замены

- искажение слоговой структуры

- грамматические ошибки.

Таким образом, основной задачей логопеда в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, становится предупреждение нарушений чтения и письма.

При нормальном развитии ребенка, процесс обучения чтению и письму осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых психических функций, таких как языковой анализ и синтез, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, зрительно-пространственное восприятие и представление, наглядно-образное мышление, внимание (концентрация, распределение и переключение), память, графо-моторные навыки. Недостаточный уровень развития этих психических функций может явиться причиной специфических нарушений чтения и письма.  Детей с общим недоразвитием речи относят к группе риска по возможности возникновения у них нарушений чтения и письма.

Для чтения детей с сохранным общим недоразвитии речи характерны:

-трудности слияния звуков в слоги

- замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков

- искажение слоговой структуры

- грамматические ошибки

- побуквенное чтение

- «угадывающее» чтение

- нарушение понимания прочитанного

Для письма детей, у которых по разным причинам сохранилось общее недоразвитие речи, характерны ошибки:

- специфические фонетические замены

- искажение слоговой структуры

- грамматические ошибки.

 Раннее начало систематической, целенаправленной работы по преодолению этих нарушений способствует более успешному обучению грамоте. Грамота — довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с общим недоразвитием речи очень сложно усвоить абстрактные понятия. На помощь приходят игровые технологии. В игре часто сложное становится понятным и доступным. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Задача учителя-логопеда состоит в том, что бы помочь ребёнку усвоить эти понятия в игровой форме .Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Систематическое применение игровых технологий в образовательной деятельности с детьми с ОНР по обучению грамоте значительно повышает качество обучения.

Приоритетные направления логопедической работы:

1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

 2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).

 3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных. Ребенок должен понимать разницу между согласными звуками (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие). Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги – в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

 4. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

5. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

Пробудить познавательный интерес помогают различные игры и игровые приёмы.

Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв

лепка из пластилина;

выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;

вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);

 отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка); узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);

выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;

рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).

 Игра «Буквенный конструктор» Цели: вовлечь детей в поиск элементов, необходимых для «построения» печатных букв;

Дети выкладывают из деталей букву. Разных элементов всего 8:  полуовалы; палочки большой и средней величины; маленькие квадратики ; знак над й.

6. Упражнение «Кто внимательнее?» (самостоятельная работа) «Перепечатать» с полотна буквы, которые состоят: из одного элемента (О, С); из двух элементов (У, Г, З, Р и т.д.); из трех элементов и т.д. «Перепечатать» с полотна буквы, которые «смотрят»: прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т.д.); вправо (Б, В, Г, Е и т.д.); влево (З, Л, У, Ч и т.д.); «открыты» (А, Б, Г и т.д.); «закрыты» (В, О).

Упражнение «Нарисуй дорожку» Детям предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине; «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.».

Упражнение «Угадай, какая буква?» Первую загадку о букве в качестве образца предлагает педагог. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки – большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Какая эта буква? (Я).

 Занимательные задания: Раскрасить букву красным (гласные), синим (согласные) цветом;

Обвести букву по точкам;

 Слепить букву из пластилина

Определить, на что похожа буква;

Отличить правильное и неправильное написание буквы (зеркальное изображение); Найти букву среди других (без наложения и с наложением друг на друга).

Обвести найденную букву (красным или синим цветом);

Восстановить букву

Прочитать слова, составленные из букв разного шрифта;

Одним из вспомогательных средств обучения дошкольников , имеющих общее недоразвитие речи, являются зрительные символы гласных и согласных звуков. 

Вот пример вариантов игр с символами, которые мы используем:

Игра «Узнай звук по беззвучной артикуляции» или «Сломанный телевизор» Эта игра для уточнения артикуляционных гласных звуков.

Игра «Подбери символ»

Игра «Магазин» Здесь дети покупают предметы, утрированно произнося соответствующий звук в названии покупаемого предмета.

Упражнение «Назови первый и последний звук в слове»

Игра «Рассели картинки в дома»

Игра «Найди место картинке»

Игра «Звуковая дорожка»

Упражнение «Определение в слове двух гласных звуков»

Игра «Пишем символами»

Игра «Подбери слово к схеме»

     Игра «Веселые звуковички»

В результате проводимой работы у детей: улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность; развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал. Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование звуко-буквенного анализа у детей с ОНР

Автор: Наталия Алексеевна Рыжова

Дата: 01.12.2023

Номер свидетельства: 641076

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(27) "Звук и буква "Л""
    ["seo_title"] => string(14) "zvuk-i-bukva-l"
    ["file_id"] => string(6) "307826"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458459133"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства