Просмотр содержимого документа
«Формирование звуко-буквенного анализа у детей с ОНР»
Многие родители полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьёзных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. Основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Дети знакомятся в начала не с буквами, а со звуками. Такой подход оправдан тем, что без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не сможет правильно писать, а назвав по порядку буквы, но не умея соединить вместе соответствующие звуки, не овладеет чтением.
Основная трудность, которую испытывают дети при выделении составных элементов слова, заключается в неумении услышать в нем гласные звуки, а также отделить гласные от согласных.
При обучении чтению и письму исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на его составляющие (звуки).
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово, ориентируясь только на его смысловую сторону и не улавливая сторону фонетическую, то есть последовательность звуков, входящих в его состав.
Дети, имеющие проблемы в речевом развитии (ОНР), у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, испытывают особые трудности при звуковом анализе и синтезе. Степень их выраженности может быть разной: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить их количество, последовательность или позицию в слове.
Также звуко-слоговой анализ и синтез у дошкольника с нарушением речи не возможен без тонких акустико-артикуляционных дифференцировок и создания устойчивых фонематических представлений о звуках родного языка, то есть звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. Таким образом формирование полноценного звукового анализа и синтеза слов должны использоваться только те звуки речи, которые воспринимаются и произносятся детьми правильно. На начальном этапе обучения к ним можно отнести звуки раннего онтогенеза: гласные и легко произносимые согласные звуки (М, Н, В, Ф, П, Т), которые обычно дети произносят правильно. По мере исправления произношения, следует перейти к изучению звонких согласных звуков (Б,Д), задненебных (К,Г,Х) и свистящих (С, З, Ц).
Для чтения детей с сохранным общим недоразвитии речи характерны:
-трудности слияния звуков в слоги
- замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков
- искажение слоговой структуры
- грамматические ошибки
- побуквенное чтение
- «угадывающее» чтение
- нарушение понимания прочитанного
Для письма детей, у которых по разным причинам сохранилось общее недоразвитие речи, характерны ошибки:
- специфические фонетические замены
- искажение слоговой структуры
- грамматические ошибки.
Таким образом, основной задачей логопеда в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, становится предупреждение нарушений чтения и письма.
При нормальном развитии ребенка, процесс обучения чтению и письму осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых психических функций, таких как языковой анализ и синтез, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, зрительно-пространственное восприятие и представление, наглядно-образное мышление, внимание (концентрация, распределение и переключение), память, графо-моторные навыки. Недостаточный уровень развития этих психических функций может явиться причиной специфических нарушений чтения и письма. Детей с общим недоразвитием речи относят к группе риска по возможности возникновения у них нарушений чтения и письма.
Для чтения детей с сохранным общим недоразвитии речи характерны:
-трудности слияния звуков в слоги
- замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков
- искажение слоговой структуры
- грамматические ошибки
- побуквенное чтение
- «угадывающее» чтение
- нарушение понимания прочитанного
Для письма детей, у которых по разным причинам сохранилось общее недоразвитие речи, характерны ошибки:
- специфические фонетические замены
- искажение слоговой структуры
- грамматические ошибки.
Раннее начало систематической, целенаправленной работы по преодолению этих нарушений способствует более успешному обучению грамоте. Грамота — довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с общим недоразвитием речи очень сложно усвоить абстрактные понятия. На помощь приходят игровые технологии. В игре часто сложное становится понятным и доступным. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Задача учителя-логопеда состоит в том, что бы помочь ребёнку усвоить эти понятия в игровой форме .Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Систематическое применение игровых технологий в образовательной деятельности с детьми с ОНР по обучению грамоте значительно повышает качество обучения.
Приоритетные направления логопедической работы:
1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных. Ребенок должен понимать разницу между согласными звуками (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие). Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги – в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
4. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.
5. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
Пробудить познавательный интерес помогают различные игры и игровые приёмы.
Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв
лепка из пластилина;
выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;
вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);
отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка); узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);
выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;
рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).
Игра «Буквенный конструктор» Цели: вовлечь детей в поиск элементов, необходимых для «построения» печатных букв;
Дети выкладывают из деталей букву. Разных элементов всего 8: полуовалы; палочки большой и средней величины; маленькие квадратики ; знак над й.
6. Упражнение «Кто внимательнее?» (самостоятельная работа) «Перепечатать» с полотна буквы, которые состоят: из одного элемента (О, С); из двух элементов (У, Г, З, Р и т.д.); из трех элементов и т.д. «Перепечатать» с полотна буквы, которые «смотрят»: прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т.д.); вправо (Б, В, Г, Е и т.д.); влево (З, Л, У, Ч и т.д.); «открыты» (А, Б, Г и т.д.); «закрыты» (В, О).
Упражнение «Нарисуй дорожку» Детям предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине; «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.».
Упражнение «Угадай, какая буква?» Первую загадку о букве в качестве образца предлагает педагог. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки – большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Какая эта буква? (Я).
Отличить правильное и неправильное написание буквы (зеркальное изображение); Найти букву среди других (без наложения и с наложением друг на друга).
Обвести найденную букву (красным или синим цветом);
Восстановить букву
Прочитать слова, составленные из букв разного шрифта;
Одним из вспомогательных средств обучения дошкольников , имеющих общее недоразвитие речи, являются зрительные символы гласных и согласных звуков.
Вот пример вариантов игр с символами, которые мы используем:
Игра «Узнай звук по беззвучной артикуляции» или «Сломанный телевизор» Эта игра для уточнения артикуляционных гласных звуков.
Игра «Подбери символ»
Игра «Магазин» Здесь дети покупают предметы, утрированно произнося соответствующий звук в названии покупаемого предмета.
Упражнение «Назови первый и последний звук в слове»
Игра «Рассели картинки в дома»
Игра «Найди место картинке»
Игра «Звуковая дорожка»
Упражнение «Определение в слове двух гласных звуков»
Игра «Пишем символами»
Игра «Подбери слово к схеме»
Игра «Веселые звуковички»
В результате проводимой работы у детей: улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность; развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал. Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе.