kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Формирование коммуникативных УУД у детей с ОВЗ на логопедических занятиях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование коммуникативных УУД у детей с ОВЗ через работу с мультфильмами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование коммуникативных УУД у детей с ОВЗ на логопедических занятиях"»

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Общение – одна из главных потребностей в жизни человека. Чтобы человек был востребованным и признанным в современном мире, его надо с детства учить правильно излагать свои мысли, уметь слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и выполнять совместную деятельность, распределять роли, контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, сотрудничать как с детьми, так и со взрослыми. Иными словами у детей надо формировать коммуникативные умения.

К коммуникативным умениям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализации;

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи.

Формирование коммуникативных УУД младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результаты обучения детей, но и на процесс их социализации и развитии личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения.

У детей с ОВЗ, как правило, возникают проблемы коммуникативного свойства:

  • дефекты звукопроизношения, которые мешают окружающим воспринимать их речь;

  • ограниченность словарного запаса, приводящая к маловыразительной, качественно неполноценной речи ребенка. Смешение ребенком слов по лексическому или акустическому сходству, вызывающее у собеседников недопонимание смысла высказывания говорящего;

  • неумение грамматически правильно высказывать предложения, несформированность словоизменения и словообразования, пропуск или смешение предлогов. Отсутствие сложных синтаксических конструкций;

  • нарушение связности и логики высказывания, последовательности изложения, нечеткая формулировка мысли, искажение фактического содержания высказывания;

  • замедление темпа восприятия и осмысление услышанного, что влечет за собой недостаточное понимание речевых установок, искаженное восприятия фактического содержания информации;

  • психологические особенности: неустойчивое внимание, слабая способность к запоминанию словесного материала, низкая наблюдательность к тому, что говорит собеседник;

  • нарушения эмоциональной сферы, что мешает услышать собеседника, ответить ему эмпатией (он говорит только о своем, слышит только себя).     

В связи с этим большое значение приобретает формирование и развитие монологической и диалогической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развития логического  мышления и творческих способностей, а также повышения  самостоятельности учеников в процессе овладения знаниями.    

В коррекционной работе по развитию и совершенствованию  монологической и диалогической речи c учащимися использую  различные виды деятельности: инсценирования, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, имитации различных передач, что позволяет активизировать детей, заинтересовать их, создать мотивацию для речевой деятельности.

Универсальной, на мой взгляд, формой работы по развитию коммуникативных УУД у детей с ОВЗ на логопедических занятиях является работа с мультфильмами.

Мультфильм - один из главных интересов детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Занятия по мультфильмам провожу несколько раз в четверть. Длительность их может быть разной, сле­дует учитывать возраст детей и их индивидуаль­ные особенности.

При работе с учащимися использую следующие упражнения:

  • «Спроси – ответь» - просмотр мультфильма, обсуждение событий и героев, умение отвечать и задавать вопросы;

  • «Начало – всему голова» - дана основная часть и конец, нужно придумать начало;

  • «Обрыв плёнки» - дано начало и конец, придумать основную часть;

  • «Конец – делу венец» - дано начало и основная часть, придумать конец;

  • «Гости» - ввести в мультфильм новых героев;

  • «Сам себе режиссёр» - придумать новую серию;

  • «Угадайка» - придумать загадку о герое, предмете;

  • «Мы артисты» - инсценировка.

В развитии речевого творчества можно выделить следующие этапа:

1 этап – происходит понимание сюжета. Ребёнок, играя, усваивает образцы творческой деятельности (упр. «Спроси – ответь», «Угадайка»).

2 этап - происходит освоение элементов творчества, но взрослый выполняет ведущую роль (упр. «Гости»).

3 этап - ребёнок обнаруживает в себе автора, но взрослый его дополняет (упр. «Начало – всему голова», «Обрыв плёнки», «Конец – делу венец»).

4 этап - происходит самостоятельное создание творческого продукта (упр. «Сам себе режиссёр», «Мы артисты»).

Учеников, которые хуже своих сверстников владеют словом, вовлекаем в рисование, лепку, они изображают мультфильм в картинках или в поделках, инсценируем произведение. В инсценировках участвуют и плохо говорящие дети, которые рассказывают при помощи звукоподражания, мимики, жестов.

Совместно организованная творческая деятельность на логопедических занятиях через мультфильмы положительно влияет на духовно – нравственное воспитание, способствует обогащению внутреннего мира детей, раскрывает возможности для самореализации, развивает коммуникативные УУД. Дети становятся добрее, доброжелательнее, терпимее друг к другу. У них проходит страх перед выступлением на публике, формируется монологическая и диалогическая речь. Совместная творческая деятельность детей на логопедических занятиях через мультфильмы является основой формирования коммуникативных навыков.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Формирование коммуникативных УУД у детей с ОВЗ на логопедических занятиях"

Автор: Нечаева Лия Игоревна

Дата: 22.08.2024

Номер свидетельства: 655206

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект открытого логопедического занятия "Путешествие по стране красивой и правильной речи""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_otkrytogo_logopedicheskogo_zaniatiia_puteshestvie_po_strane_krasivoi_i_"
    ["file_id"] => string(6) "624246"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1674806833"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства