Просмотр содержимого документа
«"Формирование коммуникативных УУД у детей с ОВЗ на логопедических занятиях"»
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Общение – одна из главных потребностей в жизни человека. Чтобы человек был востребованным и признанным в современном мире, его надо с детства учить правильно излагать свои мысли, уметь слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и выполнять совместную деятельность, распределять роли, контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, сотрудничать как с детьми, так и со взрослыми. Иными словами у детей надо формировать коммуникативные умения.
К коммуникативным умениям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализации;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи.
Формирование коммуникативных УУД младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результаты обучения детей, но и на процесс их социализации и развитии личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения.
У детей с ОВЗ, как правило, возникают проблемы коммуникативного свойства:
дефекты звукопроизношения, которые мешают окружающим воспринимать их речь;
ограниченность словарного запаса, приводящая к маловыразительной, качественно неполноценной речи ребенка. Смешение ребенком слов по лексическому или акустическому сходству, вызывающее у собеседников недопонимание смысла высказывания говорящего;
неумение грамматически правильно высказывать предложения, несформированность словоизменения и словообразования, пропуск или смешение предлогов. Отсутствие сложных синтаксических конструкций;
нарушение связности и логики высказывания, последовательности изложения, нечеткая формулировка мысли, искажение фактического содержания высказывания;
замедление темпа восприятия и осмысление услышанного, что влечет за собой недостаточное понимание речевых установок, искаженное восприятия фактического содержания информации;
психологические особенности: неустойчивое внимание, слабая способность к запоминанию словесного материала, низкая наблюдательность к тому, что говорит собеседник;
нарушения эмоциональной сферы, что мешает услышать собеседника, ответить ему эмпатией (он говорит только о своем, слышит только себя).
В связи с этим большое значение приобретает формирование и развитие монологической и диалогической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развития логического мышления и творческих способностей, а также повышения самостоятельности учеников в процессе овладения знаниями.
В коррекционной работе по развитию и совершенствованию монологической и диалогической речи c учащимися использую различные виды деятельности: инсценирования, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, имитации различных передач, что позволяет активизировать детей, заинтересовать их, создать мотивацию для речевой деятельности.
Универсальной, на мой взгляд, формой работы по развитию коммуникативных УУД у детей с ОВЗ на логопедических занятиях является работа с мультфильмами.
Мультфильм - один из главных интересов детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Занятия по мультфильмам провожу несколько раз в четверть. Длительность их может быть разной, следует учитывать возраст детей и их индивидуальные особенности.
При работе с учащимися использую следующие упражнения:
«Спроси – ответь» - просмотр мультфильма, обсуждение событий и героев, умение отвечать и задавать вопросы;
«Начало – всему голова» - дана основная часть и конец, нужно придумать начало;
«Обрыв плёнки» - дано начало и конец, придумать основную часть;
«Конец – делу венец» - дано начало и основная часть, придумать конец;
«Гости» - ввести в мультфильм новых героев;
«Сам себе режиссёр» - придумать новую серию;
«Угадайка» - придумать загадку о герое, предмете;
«Мы артисты» - инсценировка.
В развитии речевого творчества можно выделить следующие этапа:
1 этап – происходит понимание сюжета. Ребёнок, играя, усваивает образцы творческой деятельности (упр. «Спроси – ответь», «Угадайка»).
2 этап - происходит освоение элементов творчества, но взрослый выполняет ведущую роль (упр. «Гости»).
3 этап - ребёнок обнаруживает в себе автора, но взрослый его дополняет (упр. «Начало – всему голова», «Обрыв плёнки», «Конец – делу венец»).
4 этап - происходит самостоятельное создание творческого продукта (упр. «Сам себе режиссёр», «Мы артисты»).
Учеников, которые хуже своих сверстников владеют словом, вовлекаем в рисование, лепку, они изображают мультфильм в картинках или в поделках, инсценируем произведение. В инсценировках участвуют и плохо говорящие дети, которые рассказывают при помощи звукоподражания, мимики, жестов.
Совместно организованная творческая деятельность на логопедических занятиях через мультфильмы положительно влияет на духовно – нравственное воспитание, способствует обогащению внутреннего мира детей, раскрывает возможности для самореализации, развивает коммуникативные УУД. Дети становятся добрее, доброжелательнее, терпимее друг к другу. У них проходит страх перед выступлением на публике, формируется монологическая и диалогическая речь. Совместная творческая деятельность детей на логопедических занятиях через мультфильмы является основой формирования коммуникативных навыков.