Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации обучающихся с умственной отсталостью.
Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации обучающихся с умственной отсталостью.
Под коммуникативной деятельностью мы понимаем: желание вступить в контакт с окружающими и умение организовать общение, поддержать общий разговор, активность в общении, умение внимательно слушать собеседника, адекватное использование речевых и неречевых средств общения.
Комплекс нарушений речевого и когнитивного порядка препятствует организации коммуникативной деятельности ребёнка с умственной отсталостью, затрудняет его социально-речевые контакты, способствует изоляции от коллектива сверстников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации обучающихся с умственной отсталостью.»
Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации обучающихся с умственной отсталостью.
Под коммуникативной деятельностью мы понимаем: желание вступить в контакт с окружающими и умение организовать общение, поддержать общий разговор, активность в общении, умение внимательно слушать собеседника, адекватное использование речевых и неречевых средств общения.
Комплекс нарушений речевого и когнитивного порядка препятствует организации коммуникативной деятельности ребёнка с умственной отсталостью, затрудняет его социально-речевые контакты, способствует изоляции от коллектива сверстников.
На основании выявленных особенностей общения и индивидуально-личностных особенностей детей с умственной отсталостью работа по развитию коммуникативных умений включает в себя следующие этапы коррекционного воздействия:
Ι. Подготовительный этап.
Цель данного этапа состоит в подготовке детей к полноценному речевому общению, путём активизации невербальных способов коммуникации и повышения мотивации к речевой деятельности. Он включает в себя три направления:
1. Создание условий для повышения речевой мотивации детей.
2. Изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту.
3. Развитие невербальных средств общения.
ΙΙ. Основной этап.
Данный этап направлен на развитие коммуникативных навыков, связных высказываний школьников и формирование эмоциональной лексики. Этап также состоит из трёх блоков:
1. Формирование эмоциональной лексики.
2. Развитие речевой коммуникации на материале связных высказываний детей.
3. Закрепление и совершенствование навыков речевого общения в различных коммуникативных ситуациях.
Реализация коммуникативных задач предполагает формирование разнообразных и устойчивых мотивов общения, преодоление его ситуативности, а также развитие у детей умения устанавливать взаимоотношения с окружающими и положительно относиться к ним. Необходимо учить детей осознанно отбирать речевые и неречевые средства в разных коммуникативных ситуациях, развивать активность, самостоятельность в процессе общения.
Содержание коррекционной работы по активизации и развитию коммуникативной деятельности у детей.
Ι. Подготовительный этап.
1. Создание условий для повышения речевой мотивации детей.
Задачей данного блока является повышение речевой мотивации, стимулирование речевой активности детей в процессе игровой деятельности. В работе можно использовать такие приёмы, как: обращение к детям с речевыми поручениями, провокационными вопросами; поощрение их инициативы; включение в групповые игры, требующие совместного речевого взаимодействия.
2. Изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту.
В задачу входит: изучение и уточнение эмоциональных состояний радости, грусти, злости, испуга, удивления (наиболее яркие эмоциональные состояния, которые понятны детям). Это реализуется в беседах с дошкольниками на вводных занятиях.
3. Развитие невербальных средств общения.
Реализация данного направления осуществляется путём решения следующих задач: научить понимать и различать эмоции по схематическим изображениям; сформировать умение подражать невербальным компонентам общения и передавать заданное эмоциональное состояние, используя невербальные средства и наглядные приёмы; повышение уверенности детей в себе, развитие соревновательной мотивации и стремления к доминированию. Знакомство с различными видами эмоций происходит с помощью игр, направленных на развитие мимики и пантомимики.
В работе можно использовать пиктограммы, картинки с изображением людей и животных в разных эмоциональных состояниях.
Например, игра «Имитация»: логопед просит ребёнка найти среди картинок всех весёлых (грустных, злых и т.д.) людей и зверей. Затем предлагает воспроизвести на лице сходное эмоциональное состояние, разрешая ребёнку смотреть на соответствующие картинки.
Игра «Обезьянка»: два ребёнка выходят в круг. Одному из них даётся задание изобразить какую-либо эмоцию: радость, грусть, злость, испуг, удивление. Другой ребёнок – «обезьянка», повторяет все движения исполнителя. Нужно стараться выполнять всё точно, копировать все движения, позы, выражения лица.
Игра «Угадай-ка»:логопед просит одного из ребят выйти в круг и показать какую-либо эмоцию. Остальные дети смотрят и пытаются угадать это эмоциональное состояние, назвав его и подняв соответствующую пиктограмму. С целью закрепления знаний детей о невербальных способах общения на итоговых занятиях подготовительного периода применяются задания, направленные на дифференциацию эмоциональных состояний. Можно использовать следующие игры:
«Кубик»: педагог бросает кубик, на каждой грани которого схематически изображён человек, находящийся в каком-либо эмоциональном состоянии. Дети изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее других выполнит задание, будет бросать кубик следующим.
«Кто быстрее»: дети делятся на две команды. Группам предлагаются фрагменты сказок радостного и грустного содержания. Нужно поднять соответствующую фотографию радостного человека, когда прочитают радостный отрывок и карточку с изображением грустного человека – при чтении грустного фрагмента из сказки. Выигрывает команда, которая дала больше правильных ответов.
Применение различных наглядных изображений для обозначения эмоциональных состояний способствует более эффективной ориентации детей в распознавании того или иного вида невербального поведения, а также развитию внимания и памяти.
ΙΙ. Основной этап.
Формирование эмоциональной лексики.
В данном разделе главная задача – это расширение словарного запаса в области эмоциональной лексики и развитие самостоятельных связных высказываний детей.
В работе применяются следующие виды заданий.
Игра «Скажи ласково» (образование слов с ласкательным значением): вкусный – вкусненький, грустный – грустненький, хитрый – хитренький, весёлый – весёленький и т.п.
Игра «Я начну, а ты продолжи»: логопед произносит предложение, выделяя в нём голосом какое-то слово, а ребёнок подбирает к этому слову синонимы:
Радостный зайчик бежит по дорожке. Радостный…(весёлый).
Грустный ослик гуляет на полянке. Грустный…(печальный, унылый).
Удивлённая лягушка выпрыгнула из кувшина. Удивлённая…(изумлённая, поражённая).
Игра «Скажи правильно»: логопед произносит отдельные слова, а дети должны составить правильное предложение и произнести его:
Ребята, весёлый, выбежать, на, улица (Весёлые ребята выбежали на улицу).
Грустный, львица, сидеть, озеро, около (Грустная львица сидит около озера).
Игра «Расшифруй письмо»: «почтальон» приносит детям письма, но необычные, а зашифрованные. В каждом письме графически изображено по два-три эмоциональных состояния, которые необходимо расшифровать. Каждому ребёнку вручается по письму, дети рассказывают, о чём они «прочитали» в своём письме. На первоначальных этапах логопед помогает детям с расшифровкой писем. Например, прислали письмо с графическим изображением двух эмоций: радости и грусти.
Варианты расшифровки письма:
«На улице шёл сильный дождь. Кирилл сидел дома, ему было очень грустно. Но прошло время, дождь закончился, и выглянуло солнышко. За Кириллом зашёл его друг, и они радостные побежали гулять».
«Однажды Таня осталась дома одна. Ей было очень грустно. У неё был маленький пушистый котёнок. Он подошёл и стал с ней играть. Таня очень развеселилась и больше не грустила» и т.д.
Выполнение описанных выше упражнений способствует уточнению семантического значения эмоциональной лексики, овладению синонимическими и антонимическими отношениями в области данной лексики, правильному и точному употреблению лексем в предложениях и связных текстах.
2. Развитие речевой коммуникации на материале связных высказываний детей.
Основная задача – развитие речевой коммуникации на основе интеграции невербальных компонентов общения и эмоциональной лексики в процессе игровой деятельности.
Первоначально логопед берёт на себя ведущую роль, в процессе игры взрослый и ребёнок меняются ролями. Педагог может включаться в игру в качестве действующего лица или быть просто наблюдателем.
В процессе обучения детям предъявляется определённая игровая задача, например, вылечить больного котёнка. В ходе её решения дошкольники под руководством взрослого учатся планировать будущую деятельность: необходимо поехать в ветеринарную клинику, поговорить с врачом, купить в аптеке необходимые лекарства и т.д. Далее следует готовить условия для достижения игровой задачи (подбор атрибутов для игры). Проводятся предварительные беседы по поводу развития сюжета и последовательности действий, даются советы по подбору необходимых аксессуаров и устройству игровой зоны. Потом логопед даёт образцы ролевого поведения и ролевой речи, при этом используются наглядные приёмы, схемы. Сначала действия выполняются с партнёром-куклой, а затем – с ребёнком или группой детей, и в завершении логопед отходит на второй план, а в игре участвуют только дети.
Дети делятся на две команды. Логопед рассказывает игровую проблемную ситуацию и предлагает командам найти и назвать выход из этой ситуации. Затем логопед обсуждает с детьми дальнейшую последовательность действий. Таким образом, в ходе работы получается рассказ, который дети в дальнейшем пересказывают. Та команда, которая лучше справляется с заданием, считается победителем.
Примеры игровых ситуаций, а также возможные варианты развития игровых действий.
«Наводнение».
Однажды весной папа с сыном поехали на озеро кататься на лодке. Заплыли они далеко и увидели, что озеро очень сильно разлилось. В некоторых местах образовались островки, вокруг них была вода. На островках сидели зайчики, а вода всё подступала и подступала. Папа с сыном сразу приняли решение спасти зайцев, попавших в беду. Они подплывали к каждому островку, сажали зайцев в лодку и переправляли их на землю. Так им удалось спасти всех зайцев.
«Наводнение».
Весной папа с сыном катались по озеру на лодке.
Озеро сильно разлилось и затопило часть суши,
где жили зайцы.
Зайцы сидят на островках, а вода всё подступает…
Что делать?
Продолжать кататься на лодке. Спасать зайцев.
Зайцы погибнут. Плыть к зайцам и сажать их в лодку.
Переправлять зайцев на землю.
«В лесу».
Однажды мама с дочкой пошли в лес за ягодами, а компас взять с собой забыли. Лес был для них малознакомый. Ходили-ходили они по лесу, собирали ягоды, да и заблудились. Что делать? Пошли они по лесной тропинке. Вдруг видят, вдалеке избушка стоит, а в ней живёт лесник. Он все лесные тропы знал. Помог лесник маме с дочкой найти дорогу домой.
«В лесу».
Мама с дочкой пошли в лес за ягодами.
Ходили-ходили они по лесу, да заблудились.
Что делать?
Ждать, что их кто-нибудь найдёт. Самостоятельно искать дорогу домой
Мама с дочкой вернутся домой. Выйти к избушке лесника.
Лесник поможет найти дорогу домой
Использование в обучении разнообразных сюжетно-ролевых игр, включающих разноплановые жизненные ситуации, оказывает благотворное влияние на развитие у детей коммуникативных навыков, активизацию широкого спектра невербальных средств, которые используются детьми в самостоятельных высказываниях. Речь дошкольников постепенно характеризуется последовательностью изложения мыслей, происходит автоматизация слов, обозначающих эмоции, и осуществляется введение их в экспрессивную речь.
3. Закрепление и совершенствование навыков речевого общения в различных коммуникативных ситуациях.
Задача: закрепление правильных речевых навыков в различных ситуациях речевого общения.
Основными приёмами обучения детей в процессе коррекционного воздействия являются игры-драматизации, сюжетно-ролевые инсценировки, моделирование коммуникативных ситуаций, сочинение историй, сказок и др.
Социально-коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах деятельности детей, воспитывать коллективизм, сотрудничество, формировать умение вести диалог, используя средства звучащей речи, а также мимику, жесты, средства интонационной выразительности.