kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дислексия. Пути и способы преодоления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дислексия.  Пути и способы преодоления.

                         Что такое дислексия? Какие бывают виды?

      Это частичное и специфическое расстройство навыков чтения,  обусловленное несформированностью ( нарушением) высших психических функций и проявляющееся в  повторяющихся ошибках стойкого характера.

      С учетом нарушенных операций выделяют определенные виды: фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую, тактильную.

 О дислексии говорят следующие особенности чтения у ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дислексия. Пути и способы преодоления.»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа № 1391 ШОП 1













Тема:

«Дислексия. Пути и способы преодоления»













Подготовила:

Учитель-логопед

Жаденова Татьяна Валерьевна









г. Москва 2019-2020 год

Дислексия. Пути и способы преодоления.

Что такое дислексия? Какие бывают виды?


Это частичное и специфическое расстройство навыков чтения, обусловленное несформированностью ( нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

С учетом нарушенных операций выделяют определенные виды: фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую, тактильную.

О дислексии говорят следующие особенности чтения у ребенка.

  1. Фонематические проблемы. ( Связанные с трудностями распознавания фонем).

  2. Аналитико-синтетические проблемы. (Когда ребенок допускает искажения звуко-слоговой структуры слова).

  3. Оптические проблемы. ( Нарушение и особенности зрительного гнозиса).

  4. Мнестические нарушения. (Невозможность запоминать буквы). Нарушена связь между звуком и буквой и нарушением речевой памяти.

  5. Аграмматические проблемы. ( Характерны для тех детей, которые уже усвоили навык чтения, но во время «беглого» чтения допускают ошибки).

  6. Семантические нарушения. ( Проявляются в нарушении понимания прочитанных слов). Может наблюдаться даже при технически правильном чтении.

  7. А также смешанные формы. (Когда нарушения технической и смысловой стороны чтения встречаются в сочетанном варианте).

В России дислексия считается следствием дефицита речевой обработки информации. Особое внимание в развитии речи ребенка отводится установлению связей между слышимой и самостоятельно произносимой речью. У большинства нормотипичных детей устная речь полностью формируется к началу обучения чтению или в первый год обучения в школе и составляет основу для формирования этого навыка.
Получается, что в русском языке чтение многих слов основано на установлении звукобуквенных отношений и связано с фонетическим (фонематическим) принципом письма, следовательно, основной метод обучения грамоте звуко-буквенный (аналитико-синтетический).

Дислексию могут поставить только школьнику?

Да, только школьнику или взрослому человеку. До дислексии нужно «дорасти», в том смысле, что есть начальный период обучения чтению, когда ребенок имеет право читать в медленном темпе и допускать ошибки.

Факторы, утяжеляющие ситуацию при дислексии:


1. Слабые языковые навыки и речевые проблемы.

2. Проблемы с усвоением навыков письма

3. Слабые математические навыки. 

4.Психологические трудности и проблемы.

5. Моторные и психомоторные трудности.

6. Неврологические проблемы.

7. Проблемы со зрением.

Поступающим в школу детям с задержкой психического развития присущ ряд специфических особенностей. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности.
Систематическое психологическое изучение детей с задержкой психического развития началось сравнительно недавно. Внимание исследователей было сосредоточено преимущественно на изучении познавательной деятельности детей этой группы. Было установлено, что свойственные этим детям снижения работоспособности и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления!

У одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере, продолжения работы.

У других сосредоточение внимания 'наступает лишь после некоторого периода деятельности.

У третьих отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания. Установлено, что многие из таких детей испытывают трудности в процессе восприятия. Прежде всего, это проявляется в том, что дети не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им учебный материал. Многое воспринимается ими неправильно. У всех детей с задержкой психического развития наблюдаются и недостатки памяти и снижена прочность запоминания.

Уроки чтения должны быть взаимосвязаны с уроками развития речи и ознакомления с окружающим миром, так как устная речь является базой для формирования чтения как особого вида заданной и самостоятельной деятельности школьников. Поэтому и обучение чтению рекомендуется начинать со специальной подготовительной работы – с общего развития детей и развития их речи.

Следовательно, формирование навыка чтения — это процесс совершенствования всех его компонентов.

Пути и способы преодоления дислексии

Для преодоления дефектов устной речи и различных отклонений в навыке чтения приходилось использовать специ­альные приемы обучения. Остановимся на описании отдельных приемов, способствующих формированию правильной техники чте­ния у учащихся с ЗПР.

Для формирования навыка чтения большое значение имеет специальная подготовка детей к обучению грамоте. Для овладения чтением большое значение имеет длительная и систематизированная работа по формированию фонематического слуха и фонематических представлений , а также работа по развитию навыков звукового анализа и синтеза еще в дошкольный период .

На начальном этапе обучения чтению используется большое количество тренировочных упражнений, направленных на освоение, отработку и автоматизацию чтения слов простейших слоговых структур, а затем на переход к чтению более сложных слов.

В связи с тем, что словарный запас школьников с ЗПР количественно и качественно ограничен и однообразен с точки зрения семантики, большое значение на этом этапе обучения имеют правильный подбор текстов с учетом уровня развития учеников, частота употребления слов в речи чтецов, а также самой слоговой структуры слов.

Большое значение для формирования правильного навыка чтения имеет словарная работа. Необходимо приучать детей выделять в тексте непонятные словами обязательно объяснять их значение. Для понимания прочитанного большое значение имеет анализ содержания текстов. Ответить на вопросы по прочитанному тексту помогут рисунки, имеющиеся в учебнике.

С I класса следует учить детей работать с текстом, отыскивать в нем по заданию учителя нужные слова, выражения или отрывки, формируя таким образом навык выборочного чтения и чтения про себя.

До работы над текстом целесообразно проводить его повторное чтение. Лучше повторно читать не целиком произведение, а наиболее яркие и значительные отрывки из него.

Для предупреждения фрагментарности восприятия прочитанного рекомендуется создавать на уроках проблемные ситуации, которые не только способствуют возникновению условий поиска правильного ответа на вопрос, но и побуждают учащихся к самостоятельной формулировке вопросов.

В процессе обучения чтению важно регулярно проводить работу над пониманием средств языковой выразительности. С первых дней обучения проводится работа над интонацией (вначале это может быть чтение ответов, вопросов, чтение в лицах с использованием детских книг, выборочное чтение ответов на вопросы, подписей под картинками, описание пейзажей и т.п.).

Учащихся необходимо учить планировать работу над текстом. Фактически — проводить почти построчный анализ текста, в ходе которого дети многократно обращаются к произведению. Такой анализ прочитанного поможет им овладеть приемом выборочного чтения и выделения предложений из текста, слов из предложения.

Наиболее долго и трудно идет работа над формированием навыка пересказа. Пересказ текста часто используют и для развития монологической речи учащихся. В начале обучения учитель вместе с детьми делит текст на части, подбирает заглавие к каждой из них, пишет план на доске.
Упражнения

После диагностики ребенка с ЗПР на определение наличия навыков чтения, подбирается ряд упражнений. Мы выбрали самые простые, доступные и при этом эффективные:

Игры с буквами. Вылепить, составить, вырезать, раскрасить.

Игра «Какой буквы не стало» – начинать рекомендуется из 3 букв, постепенно увеличивая ряд. Задача — несколько секунд наблюдать за изображениями, потом по памяти повторить последовательность.

Игра «Найди ошибку в написании» – взрослые осознанно делают ошибки в графическом изображении букв. Задача ребенка — определить какая из предложенных конструкций неправильная и исправить ошибку.

«Ролевое чтение» – выберите текст, в котором есть разделение на роли, и в игровой форме проработайте интонацию с учетом знаков препинания. И процесс обучения будет не скучным, и интерес у ребенка точно появится.

«Вставь гласную» – предлагается предложение, в котором есть только согласные буквы, нужно вставить гласные. Для того чтобы упростить задачу, задание подкрепляется иллюстрациями.

На узнавание и различение букв
использовались следующие упражне­ния - назови буквы, наложенные друг на друга; назови буквы, которые чаще всего встречаются
(буквы должны быть печатными и прописными, разного шрифта,цвета, толщины и т.д.);
назови буквы и скажи, какая еще буква спряталась в них-запиши каждую букву отдельно.

Упражнения на развитие техники чтения. Чтение строчек наоборот по словам. Чтение строчек наоборот по буквам. Чтение « зашумленных букв».Чтение строчек с прикрытой нижней(верхней ) половиной. Чтение перевернутого текста. Складывание слов из половинок. Чтение текста через слово. Чтение с повторным произнесением некоторых слов и предложений.

Упражнения для развития понимания прочитанного текста. Классификация слов на группы. Отделение слов от псевдослов. Восполнение пропусков слов в предложении. Составление предложений их отдельных слов. Поиск отрывков из разных текстов.

Рекомендую пользоваться пособием «Учение без мучения» Зегебард Г.М.

Вывод: Под влиянием неудач у ребенка с задержкой психического развития быстро развивается отрицательное отношение к учебной деятельности. Этого можно и нужно избежать. Надо осуществлять к каждому такому ребенку индивидуальный подход, основанный на глубоком знании особенностей развития его психических процессов и личности в целом





Список использованной литературы:

1.Бурина Е. Д. Игровые приёмы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма: Журнал «Дефектология» № 3, 1996.
2.. В, Кутявкина С. М. «Учимся читать» /рабочая тетрадь/, 1998.

3. Зегебард Г.М. Тетрадь для дошкольников и младших школьников- М.:генезис,2018

3.Калинина И.Л. «Учим детей читать и писать» /книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов/ Издательство «Флинта», 1997. – 124 с.

4.Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – С-Петербург, Издательский Дом МиМ, 1997. – 279 с.

5.Лалаева Р. И. Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб изд-во Союз, 2001. - 218 с.

6.Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – С-Петербург, Лениздат, изд-во Союз, 2002. – 222 с.

7.Лисенкова Л. Н. Развитие и коррекция навыков чтения. – М.: Школьная пресса, 2002. – 195 с.

8.Логопедия /под редакцией Волковой Л. С., Лалаевой Р. И., Мастюковой Е. М. и др. – М.: Просвещение, 1989. – 527 с.

9.Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи. – С-Петербург, Дельта, 2000. – 315 с.

10Малей Е. А. Развитие слогового анализа и синтеза у детей, имеющих нарушения чтения и письма: Журнал «Дефектология» №3, 2002.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дислексия. Пути и способы преодоления.

Автор: Магомедова Роза Багаудиновна

Дата: 21.03.2021

Номер свидетельства: 576145

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Статья на тему: Организация логопедической работы по устранению нарушения чтения  учащихся младшего школьного возраста."
    ["seo_title"] => string(129) "statianatiemuorghanizatsiialoghopiedichieskoirabotypoustranieniiunarushieniiachtieniiauchashchikhsiamladshieghoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "275788"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452617671"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Статья на тему: Организация логопедической работы по устранению нарушения чтения  учащихся младшего школьного возраста."
    ["seo_title"] => string(130) "statianatiemuorghanizatsiialoghopiedichieskoirabotypoustranieniiunarushieniiachtieniiauchashchikhsiamladshieghoshkolnoghovozrasta1"
    ["file_id"] => string(6) "275789"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452617678"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства