Это частичное и специфическое расстройство навыков чтения, обусловленное несформированностью ( нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
С учетом нарушенных операций выделяют определенные виды: фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую, тактильную.
О дислексии говорят следующие особенности чтения у ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Это частичное и специфическое расстройство навыков чтения, обусловленное несформированностью ( нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
С учетом нарушенных операций выделяют определенные виды: фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую, тактильную.
О дислексии говорят следующие особенности чтения у ребенка.
Фонематические проблемы. ( Связанные с трудностями распознавания фонем).
Аналитико-синтетические проблемы. (Когда ребенок допускает искажения звуко-слоговой структуры слова).
Оптические проблемы. ( Нарушение и особенности зрительного гнозиса).
Мнестические нарушения. (Невозможность запоминать буквы). Нарушена связь между звуком и буквой и нарушением речевой памяти.
Аграмматические проблемы. (Характерны для тех детей, которые уже усвоили навык чтения, но во время «беглого» чтения допускают ошибки).
Семантические нарушения. ( Проявляются в нарушении понимания прочитанных слов). Может наблюдаться даже при технически правильном чтении.
А также смешанные формы. (Когда нарушения технической и смысловой стороны чтения встречаются в сочетанном варианте).
В России дислексия считается следствием дефицита речевой обработки информации. Особое внимание в развитии речи ребенка отводится установлению связей между слышимой и самостоятельно произносимой речью. У большинства нормотипичных детей устная речь полностью формируется к началу обучения чтению или в первый год обучения в школе и составляет основу для формирования этого навыка. Получается, что в русском языке чтение многих слов основано на установлении звукобуквенных отношений и связано с фонетическим (фонематическим) принципом письма, следовательно, основной метод обучения грамоте звуко-буквенный (аналитико-синтетический).
Дислексию могут поставить только школьнику?
Да, только школьнику или взрослому человеку. До дислексии нужно «дорасти», в том смысле, что есть начальный период обучения чтению, когда ребенок имеет право читать в медленном темпе и допускать ошибки.
Факторы, утяжеляющие ситуацию при дислексии:
1. Слабые языковые навыки и речевые проблемы.
2. Проблемы с усвоением навыков письма
3. Слабые математические навыки.
4.Психологические трудности и проблемы.
5. Моторные и психомоторные трудности.
6. Неврологические проблемы.
7. Проблемы со зрением.
Поступающим в школу детям с задержкой психического развития присущ ряд специфических особенностей. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Систематическое психологическое изучение детей с задержкой психического развития началось сравнительно недавно. Внимание исследователей было сосредоточено преимущественно на изучении познавательной деятельности детей этой группы. Было установлено, что свойственные этим детям снижения работоспособности и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления!
У одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере, продолжения работы.
У других сосредоточение внимания 'наступает лишь после некоторого периода деятельности.
У третьих отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания. Установлено, что многие из таких детей испытывают трудности в процессе восприятия. Прежде всего, это проявляется в том, что дети не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им учебный материал. Многое воспринимается ими неправильно. У всех детей с задержкой психического развития наблюдаются и недостатки памяти и снижена прочность запоминания.
Уроки чтения должны быть взаимосвязаны с уроками развития речи и ознакомления с окружающим миром, так как устная речь является базой для формирования чтения как особого вида заданной и самостоятельной деятельности школьников. Поэтому и обучение чтению рекомендуется начинать со специальной подготовительной работы – с общего развития детей и развития их речи.
Следовательно, формирование навыка чтения — это процесс совершенствования всех его компонентов.
Пути и способы преодоления дислексии
Для преодоления дефектов устной речи и различных отклонений в навыке чтения приходилось использовать специальные приемы обучения. Остановимся на описании отдельных приемов, способствующих формированию правильной техники чтения у учащихся с ЗПР.
Для формирования навыка чтения большое значение имеет специальная подготовка детей к обучению грамоте. Для овладения чтением большое значение имеет длительная и систематизированная работа по формированию фонематического слуха и фонематических представлений , а также работа по развитию навыков звукового анализа и синтеза еще в дошкольный период .
На начальном этапе обучения чтению используется большое количество тренировочных упражнений, направленных на освоение, отработку и автоматизацию чтения слов простейших слоговых структур, а затем на переход к чтению более сложных слов.
В связи с тем, что словарный запас школьников с ЗПР количественно и качественно ограничен и однообразен с точки зрения семантики, большое значение на этом этапе обучения имеют правильный подбор текстов с учетом уровня развития учеников, частота употребления слов в речи чтецов, а также самой слоговой структуры слов.
Большое значение для формирования правильного навыка чтения имеет словарная работа. Необходимо приучать детей выделять в тексте непонятные словами обязательно объяснять их значение. Для понимания прочитанного большое значение имеет анализ содержания текстов. Ответить на вопросы по прочитанному тексту помогут рисунки, имеющиеся в учебнике.
С I класса следует учить детей работать с текстом, отыскивать в нем по заданию учителянужные слова, выражения или отрывки, формируя таким образом навык выборочного чтения и чтения про себя.
До работы над текстом целесообразно проводить его повторное чтение. Лучше повторно читать не целиком произведение, а наиболее яркие и значительные отрывки из него.
Для предупреждения фрагментарности восприятия прочитанного рекомендуется создавать на уроках проблемные ситуации, которые не только способствуют возникновению условий поиска правильного ответа на вопрос, но и побуждают учащихся к самостоятельной формулировке вопросов.
В процессе обучения чтению важно регулярно проводить работу над пониманием средств языковой выразительности. С первых дней обучения проводится работа над интонацией (вначале это может быть чтение ответов, вопросов, чтение в лицах с использованием детских книг, выборочное чтение ответов на вопросы, подписей под картинками, описание пейзажей и т.п.).
Учащихся необходимо учить планировать работу над текстом. Фактически — проводить почти построчный анализ текста, в ходе которого дети многократно обращаются к произведению. Такой анализ прочитанного поможет им овладеть приемом выборочного чтения и выделения предложений из текста, слов из предложения.
Наиболее долго и трудно идет работа над формированием навыка пересказа. Пересказ текста часто используют и для развития монологической речи учащихся. В начале обучения учитель вместе с детьми делит текст на части, подбирает заглавие к каждой из них, пишет план на доске. Упражнения
После диагностики ребенка с ЗПР на определение наличия навыков чтения, подбирается ряд упражнений. Мы выбрали самые простые, доступные и при этом эффективные:
Игры с буквами. Вылепить, составить, вырезать, раскрасить.
Игра «Какой буквы не стало» – начинать рекомендуется из 3 букв, постепенно увеличивая ряд. Задача — несколько секунд наблюдать за изображениями, потом по памяти повторить последовательность.
Игра «Найди ошибку в написании» – взрослые осознанно делают ошибки в графическом изображении букв. Задача ребенка — определить какая из предложенных конструкций неправильная и исправить ошибку.
«Ролевое чтение» – выберите текст, в котором есть разделение на роли, и в игровой форме проработайте интонацию с учетом знаков препинания. И процесс обучения будет не скучным, и интерес у ребенка точно появится.
«Вставь гласную» – предлагается предложение, в котором есть только согласные буквы, нужно вставить гласные. Для того чтобы упростить задачу, задание подкрепляется иллюстрациями. На узнавание и различение букв использовались следующие упражнения - назови буквы, наложенные друг на друга; назови буквы, которые чаще всего встречаются (буквы должны быть печатными и прописными, разного шрифта,цвета, толщины и т.д.); назови буквы и скажи, какая еще буква спряталась в них-запиши каждую букву отдельно.
Упражнения на развитие техники чтения. Чтение строчек наоборот по словам. Чтение строчек наоборот по буквам. Чтение « зашумленных букв».Чтение строчек с прикрытой нижней(верхней ) половиной. Чтение перевернутого текста. Складывание слов из половинок. Чтение текста через слово. Чтение с повторным произнесением некоторых слов и предложений.
Упражнения для развития понимания прочитанного текста. Классификация слов на группы. Отделение слов от псевдослов. Восполнение пропусков слов в предложении. Составление предложений их отдельных слов. Поиск отрывков из разных текстов.
Рекомендую пользоваться пособием «Учение без мучения» Зегебард Г.М.
Вывод: Под влиянием неудач у ребенка с задержкой психического развития быстро развивается отрицательное отношение к учебной деятельности. Этого можно и нужно избежать. Надо осуществлять к каждому такому ребенку индивидуальный подход, основанный на глубоком знании особенностей развития его психических процессов и личности в целом
Список использованной литературы:
1.Бурина Е. Д. Игровые приёмы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма: Журнал «Дефектология» № 3, 1996. 2.. В, Кутявкина С. М. «Учимся читать» /рабочая тетрадь/, 1998.
3. Зегебард Г.М. Тетрадь для дошкольников и младших школьников- М.:генезис,2018
3.Калинина И.Л. «Учим детей читать и писать» /книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов/ Издательство «Флинта», 1997. – 124 с.
4.Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – С-Петербург, Издательский Дом МиМ, 1997. – 279 с.
5.Лалаева Р. И. Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб изд-во Союз, 2001. - 218 с.
6.Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – С-Петербург, Лениздат, изд-во Союз, 2002. – 222 с.
7.Лисенкова Л. Н. Развитие и коррекция навыков чтения. – М.: Школьная пресса, 2002. – 195 с.
8.Логопедия /под редакцией Волковой Л. С., Лалаевой Р. И., Мастюковой Е. М. и др. – М.: Просвещение, 1989. – 527 с.
9.Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи. – С-Петербург, Дельта, 2000. – 315 с.
10Малей Е. А. Развитие слогового анализа и синтеза у детей, имеющих нарушения чтения и письма: Журнал «Дефектология» №3, 2002.