Просмотр содержимого документа
«Адаптация первоклассников сложности, пути решения»
Адаптация первоклассников: сложности, пути решения.
Начало обучения в школе – это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – педагогическом, психологическом, так и физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями личности школьника будет характеризовать весь период школьного возраста.
Адаптация – процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Школьное обучение предъявляет определенные требования к ребенку, которые объединены в понятие «готовность к школьному обучению». Наиболее значимым показателем готовности считается - адаптация, или приспособление к школе. Это очень ответственный период в жизни первоклассника. Изменяется практически вся жизнь ребёнка: его интересы, желания, общение со сверстниками и взрослыми – все подчиняется школьным проблемам. Многие родители полагают, что, научив своего ребенка читать, писать и считать, они очень хорошо подготовили будущего первоклассника к школе, и у него не будет там никаких проблем. Сталкиваясь с первым нежеланием ребенка ходить в школу, родители пребывают в полном недоумении. Совсем недавно, ребенок хотел идти в школу, в процессе подготовки к школе показывал хорошие результаты и вдруг, при встрече с учителем, вы узнаете, что и в школе не без проблем.
При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка, ведущей деятельностью становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный характер, т.к ведущей выступала игра. Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям. Часто в более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользовались более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений с людьми.
Этапы школьной адаптации:
Процесс физиологической адаптации ребёнка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма. 1 этап – это ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. 2 этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. 3 этап – это период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной «сидячей» позе, или психологическая нагрузка общения в большом и коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому, чем большее напряжение будет «выдавать» каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. А мы знаем, что возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребёнка здоровья.
Уровни адаптации детей к школе:
Психологами выделено 3 уровня адаптации детей к школе. Высокий уровень - обучающийся положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам), общественные поручения выполняет охотно и добросовестно, занимает в классе благоприятное статусное положение. Средний уровень – обучающийся положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, школьник понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны, бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным, готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; - общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками. Низкий уровень - обучающийся отрицательно или индифферентно относится к школе, нередко жалуется на здоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются систематические нарушения дисциплины, школьный материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена, при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно, за ним необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей. Сохраняется работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи педагогов, общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен, в школе имеет мало друзей.
Адаптация первоклассника включает два основных уровня готовности: физический и психологический. Следовательно, готовность к школьному обучению предполагает не только формирование определенных учебных навыков в дошкольном учреждении.
Физический компонент подразумевает общее физическое развитие мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста в соответствии с нормативными показателями. К таким показателям относятся: вес, рост, объем груди; состояние моторики, зрения, слуха; общее состояние здоровья. Оценивают здоровье детей по четырем основаниям: – уровень нервно-психического и физического развития; – показатели функционирования основных систем организма; – уровень противодействия организма неблагоприятным воздействиям. Главная задача родителей - поддерживать здоровый баланс между отдыхом и нагрузкой, в процессе всего времени обучения ребенка в школе. Это предполагает установление режима дня, правильного распределения энергозатрат. Первые признаки переутомления, плохого самочувствия отразятся на процессе адаптации и усвоении школьной программы.
Психологическая готовность к обучению в школе включает:
– развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой;
– развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми); – саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию;
– вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения);
Важным критерием психологической готовности к школе считается сформированность «внутренней позиции школьника», что означает сознательную постановку и исполнение ребенком определенных намерений и целей. В развитии данного критерия принимает участие волевой компонент, отвечающий за произвольность и саморегуляцию. Данный параметр можно считать сформированным, если ребенок способен ставить цель и достигать ее, прикладывая усилия и преодолевая препятствия. Важно, чтобы школьник не пасовал перед трудностями, не отказывался от достижения намеченной цели, если на пути к ее достижению встречаются препятствия. Развитие каждого конкретного ребенка к периоду школьного обучения имеет индивидуальные особенности, что является нормальным. Требования школьного обучения, предъявляемые к первокласснику, не учитывают индивидуальность. Поэтому психолог дает рекомендации родителям по сопровождению будущего первоклассника, правильному оказанию помощи в обучении, формированию необходимых умений и навыков, упущенных в период дошкольной подготовки. Родителям не надо бояться услышать, что у ребенка что-то не так, как хотелось бы к школе. Если вы получите информацию – сможете своевременно принять меры и помочь своему ребенку, не дожидаясь школьной неуспеваемости, не допуская развития школьной тревожности и дезадаптации. Как показывает опыт, многие проблемы можно предвидеть и своевременно решить, не дожидаясь пока ребёнок испытает их на себе. С этой целью необходимо: – провести диагностическое обследование психологической готовности ребёнка к школьному обучению; – определить факторы риска школьной дезадаптации; – получить рекомендации по эффективному сопровождению первоклассника со стороны родителей и в случае необходимости - психолога.
О результатах готовности к школьному обучению можно говорить, исходя из наблюдений за учащимися на занятиях в школе и результатов диагностики готовности ребенка к школе, которая проводилась в сентябре. (Положительная мотивация -20 человек, 46%, внешняя – 21 человек, 49%, низкая -2 человека, 5%)
Рекомендации родителям:
1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение.
2. Не скупитесь на похвалу, При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе. Не запугивайте ребенка.
3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях.
4. Помогайте ребенку выполнять трудные задания.
5. Будьте доброжелательными к одноклассникам.
6. Активно слушайте своего ребенка.
7. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.
8. Принимайте участие в делах класса и школы.
Вывод:
Таким образом, можно сказать, что период адаптации проходит достаточно успешно практически у всех детей. Дети спокойно, уверенно себя чувствуют, быстро привыкли к коллективу, ближе узнали своих одноклассников, приобрели друзей.