Родительское собрание "Путешествие по стране логопедия"
Родительское собрание "Путешествие по стране логопедия"
Познакомить родителей со спецификой работы учителя-логопеда. О логопедической работе которая ведется в старшем дошкольном возрате, о её направлениях и формах и т.д., о требованиях по выполнению домашних заданий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Путешествие по стране логопедия"»
Воспитание правильной речи у детей Путешествие по стране логопедия
Подготовила:
учитель-логопед высшей квалификационной категории Буданцева Алла Сергеевна
Часто от родителей можно услышать: «Зачем моего ребёнка направляют к логопеду, он всё говорит правильно?»
Да действительно, ребёнок может все звуки произносить правильно, а вот фонематический слух у него не развит. И при обучении в школе у такого ребёнка появятся ошибки на письме.
Этого можно избежать, если своевременно оказать логопедическую помощь.
Итак, что включает в себя речь :
фонематический слух
звукопроизношение
словарь;
грамматический строй речи;
связную речь
И если хоть один из этих компонентов нарушен, можно говорить о речевой патологии. Лучше не доводить до речевой патологии, а начать работу по профилактике.
Артикуляционная гимнастика Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.
Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков
Постановка речевого дыхания
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Дыхание упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.
Важно научить ребенка грамматически правильно оформлять предложения, т.е. согласовывать слова в роде, числе и падеже, понимать и использовать предложные и приставочные конструкции, устанавливать порядок слов в предложении и т.д.
Развитие связанной речи следует начинать с составления предложений (по демонстрации действий, по картинке с помощью вопросов, а затем и без них, из слов данных в разноброс), заучивание стихов и небольших рассказиков. Затем учим пересказу (рассказов, сказок). Составлению рассказов (по вопросам, по плану, по заданной теме), сочинению различных рассказов и сказок.
Почему необходимо обучение грамоте детей в детском саду ?
Требования начальной школы стали выше;
Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
Физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
Основные компоненты обучения грамоте:
Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:
Звукобуквенный разбор слова, характеризует слоговую, звуковую структуру слова и анализирует её графический состав.
Важные правила обучения буквам!
Совет первый:
Буквы учим не по алфавиту, а вразброс.
Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита!!!
Совет второй:
Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву - видим и можем ее написать.
Совет третий:
Сначала учим гласные.
Старайтесь избегать слов, где гласные обозначают 2 звука: юбка, яблоко, маяк, ёжик, ель. Вы можете их использовать в игре, но не требуйте определить звук и посчитать количество звуков в слове. Это создает дополнительные трудности и запутывает ребенка. Если уже все-таки пришлось определить букву в слове, то называете именно букву: юбка – «Ю», ёжик – «ё». И старайтесь такие слова не растягивать, произносить быстро, потому, что при медленном произношении мы четко слышим другие звуки. В слове яблоко буква Я обозначает 2 звука –«Й» и «А», когда Вы произносите медленно то четко слышится «А». Дошкольникам такие нюансы знать совершенно не нужно.
Совет четвёртый:
Называем только звук!!! Не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например: сэ или рэ, эр и т.д.
Совет пятый:
Имейте в группах набор букв магнитной или разрезной азбуки. Используя говорящую азбуку, обратите внимание, как там произносится буква. Очень часто приходится детей, которые учились с помощью электронной азбуки, переучивать.
Совет шестой:
Не торопитесь заучивать все буквы.
Гласные, конечно, лучше выучить все. А согласные по частям. Выучили 2-3 буквы и сразу учите их читать. Сначала читаете Вы, а потом просите ребенка найти то, что Вы читаете или сложить из букв азбуки ( только тогда надо давать не все буквы азбуки, а очень ограниченное количество, те, которые нужны и еще 2-3 лишние).
Совет седьмой:
Знакомя с буквами, давайте только печатные образцы
Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв:
Складывать буквы из пальцев.
Лепка из пластилина;
Выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;
Вырезание буквы по контору из цветной бумаги;
Вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);
Отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);
Узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);
Выдавливание очертания букв, "письмо" на снегу, песке;
Рисование буквы в воздухе (взрослый стоит спиной к ребёнку, т.е не в зеркальном отражение ,ребенок указкой пишет, а взрослый, дети отгадывают), на воде, по стеклу.
Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумает сам ребенок. Это запоминается им лучше, чем какие-либо сравнения взрослых, да еще в стихотворной форме!
Например: На что похожа буква У? – (У – на улитку, вешалку, рогатку).
Изображать буквы собственным телом (например: стоять прямо, руки в стороны – буква Т и т.п.).
Дописывать «сломанные» буквы.
Узнавать объемные буквы на ощупь (игра «Волшебный мешочек»). взрослым.
Делать буквы из нитки, шнурка, проволоки, веревки.
Обводить буквы по пунктиру, обводка ребенком букв написанных
Соблюдение этих правил поможет Вам быстрее и легче выучить с ребенком буквы и научить ребенка читать
Развитие познавательных процессов
Все психические процессы – восприятие, мышление, память, внимание, воображение –развиваются с прямым участием речи. Т.е. с одной стороны, речь перестраивает все психические процессы ребёнка. С другой стороны, развитие психических процессов провоцирует ребёнка на разговор и, таким образом положительно влияет на развитие р ечи.
Своевременная систематическая работа по преодолению речевого дефекта ( коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, лексико-грамматического строя и связной речи) с целью формирования правильного механизма речи с учетом ведущей деятельности и параллельным развитием психических процессов поможет детям успешно общаться и познавать окружающий мир.