Развитие мелкой моторики у младших школьников с помощью нестандартного оборудования.
Развитие мелкой моторики у младших школьников с помощью нестандартного оборудования.
Развитие мелкой моторики у младших школьников с помощью нестандартного оборудования.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, который нужно осваивать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это-основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Что же следует делать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы он рос существом социальным?
Среди разнообразных приемов, которыми пользуются учителя-логопеды, одно из главных мест занимает развитие у детей мелкой моторики.
Мелкая моторика-это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Пальчиковые игры и упражнения-уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Я предлагаю вашему вниманию упражнения, которые часто использую в работе с детьми младшего школьного возраста. Для занятий понадобятся абсолютно простые предметы: счетные палочки, резинки для волос, прищепки, бусы, крупные бигуди, использованные зубные щетки. Развивайте мелкую моторику вашего ребенка, и вы обеспечите ему не только красивый почерк, но и четкую грамотную речь!
Не забывайте:совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики у младших школьников с помощью нестандартного оборудования.»
Развитие мелкой моторики у младших школьников с использованием нестандартного оборудования
Выполнила:
Тарабрина Е.А., учитель-логопед МБОУ «СШ № 3»
г. Смоленска
2015
Мелкая моторика -это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Основной целью представленных игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Коррекционно-образовательные задачи:
1.Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
2.Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.
2.Создание у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
3.Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
4.Формирование дружеских взаимоотношений.
5.Воспитание внимания к обращенной речи.
6.Развитие чувства уверенности в себе.
7.Формирование положительной мотивации на занятии.
8.Воспитание самоконтроля за речью, желания заниматься.
9.Формирование умения радоваться, достигая цели.
10.Формирование коммуникативных навыков.
Общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений.
Комплексы упражнений предназначены для детей 6-8 лет и имеют свои отличительные особенности.
1.Логопед создает мотивацию перед разучиванием блока упражнений.
2.Предмет во время гимнастики для пальцев временно превращается в игрушку или занимательную вещь.
3.Умеренная дополнительная нагрузка при удержании предмета во время упражнений положительно влияет на систему кровообращения, воспитывает дополнительный навык управления мышцами и координации движений.
4.Присвоение каждому упражнению названия, которое дети должны запомнить и соотнести его со зрительным образом (картинкой), служит средством для более легкого запоминания упражнения.
5.Зрительный образ служит раздражителем, побуждающим осуществлять соответствующий стереотип движений какого-либо упражнения.
6.Пальчиковая гимнастика с использованием нестандартного оборудования начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса письма и оказывает тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.
7.Массажером служит предмет, с которым осуществляется пальчиковая гимнастика.
8.Установка логопеда прилагать усилие при разучивании и повторении упражнения создает ощущение напряжения в мышцах, что способствует выработке их силы, а повторное сокращение мышц при дублировании упражнений умножает ее.
9.Установка логопеда на отведение пальцев до упора способствует повышению эластичности мышечных волокон.
10.Удерживание предмета во время выполнения упражнения способствует развитию произвольности (осознанности) и повышает координацию движений.
11.Число упражнений и их продолжительность логопед регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
12.Проведение пальчиковой гимнастики на логопедическом занятии является его фрагментом и должно быть подчинено единым законам построения.
13.Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.
ИГРЫ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ.
ИГРЫ С ЗУБНЫМИ ЩЕТКАМИ.
Массаж.
ИГРЫ С РЕЗИНОЧКАМИ ДЛЯ ВОЛОС.
ИГРЫ С КРУПНЫМИ БИГУДИ,
ИГРЫ С БУСАМИ.
ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ.
ЛИТЕРАТУРА: Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.- Автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». (Серия «Кабинет логопеда»). 2013. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. – М.: АРКТИ, 2009.