Развитие сенсорного восприятия у детей с ментальными нарушениями
Развитие сенсорного восприятия у детей с ментальными нарушениями
Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия, формирования представления о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. У детей с ментальными нарушениями восприятие, как первая ступень познания, оказывается дефектной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие сенсорного восприятия у детей с ментальными нарушениями»
Развитие сенсорного восприятия у детей с ментальными нарушениями
Сенсорное развитие ребенка– это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.У детей с ментальными нарушениями восприятие, как первая ступень познания, оказывается дефектной. Происходит нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормально развивающимися детьми. Таким детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (предмет, цвет, форму и т.д).Для детей с ментальными нарушениями характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Они ошибаются при определении дней недели, времен года, значительно позже своих сверстников с нормальным развитием начинают различать цвета.Особую трудность представляет дляних различение оттенков цвета. Этиособенности неблагоприятно сказываютсяна их возможности знакомиться с окружающиммиром и познавать его.
Значение сенсорного воспитаниясостоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.Проблема сенсорного воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ментальными нарушениями на сегодняшний день актуальна, так как в дефектологии делается акцент на сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, их подготовленность к обучению в школе.Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска болееновых, более эффективных научно –обоснованных путей сенсомоторногоразвития детей с ментальныминарушениями.
Методика ознакомления с разными свойствами предметов: цвет, форма, величина
На сегодняшний день существуют разные методы и приемы на развитие сенсорного воспитания у детей с ментальными нарушениями.
Мы используем серию книг с наклейками «Умные книжки» автора О.Н. Земцовой.
Процессы всех видов восприятия, внимания, мышления и памяти у детей с ментальными нарушениями проходят в замедленном темпе, и им требуется значительно больше времени для восприятия предлагаемого материала. Таким образом методика О.Н. Земцовой была адаптирована
к этим требованиям. Вместо наклеек были
использованы липучки, что позволяет
нам многократно использовать данный
материал для достижения нашей цели.
Назови предметы. Какого цвета эти предметы?Наклей рядом с ними карандаш желтого цвета
Назови предметы.
Какого цвета эти предметы?
Найди карандаш зеленого цвета
и приклей его на страничку.
Назови предметы.
Какого цвета эти предметы?
Наклей на страничку карандаш
такого же цвета.
На этой страничке все предметы
красного цвета.
Наклей рядом с ними карандаш
такого же цвета.
Какого цвета каждая машинка?
Наклей кукле в красном платье красный бантик, а кукле в желтом платье – желтый бантик
Приклей к машинкам подходящие колесики
Наклей рядом со слоненком маленькую мышку
Петушок большой, а цыплята маленькие.
Наклей на страничку еще одного цыпленка
Назови все цвета на картинке.
Какую бабочку нужно наклеить на синий цветочек?
У большого мишки большая машинка.
Наклей маленькому мишке маленькую машинку.
На большой кроватке – большая подушка.
Наклей на маленькую кроватку маленькую подушку
Угости зайчика морковкой.
У какого зайчика большая морковка,
а у какого – маленькая?
Наклей на картинку еще один квадрат
Наклей на страничку еще один круглый шарик.
Какого цвета шарики?
Наклей на каждую веточку листочек нужного цвета
На какой тарелке лежат большие яблоки,
а на какой – маленькие?
Наклей на синюю тарелку еще одно яблочко.
Материал к заданиям на липучках
Также, для развития цветового восприятия у детей с нарушением интелекта, используются трафареты.
Изготавливаются карточки с контурным изображением предметов, встречающиеся в быту ребенка. Середина изображенного предмета вырезается. Для длительного использования карточки ламинируются либо обтягиваются клейкой бумагой (скотчем).
Под изображение подкладываем цветной лист и предмет приобретает цвет. В этой игре можно использовать любые предметы, знакомые ребенку, согласно тематике занятий.
Такие карточки можно использовать как трафареты для рисования, применяя разные техники