kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Использование информационных компьютерных технологий учителем - логопедом в условиях общеобразовательной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекция речевых нарушений имеет длительную и сложную динамику. Применение информационно – коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно  - развивающий процесс, сделать более эффективным.

Просмотр содержимого документа
«Использование информационных компьютерных технологий учителем - логопедом в условиях общеобразовательной школы.»

Тема: Использование информационных компьютерных технологий учителем - логопедом в условиях общеобразовательной школы.

Тема: Использование информационных компьютерных технологий учителем - логопедом в условиях общеобразовательной школы.

Актуальность использования ИКТ в практике учителя - логопеда: Коррекция речевых нарушений имеет длительную и сложную динамику. Применение информационно – коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно - развивающий процесс, сделать более эффективным. Современное логопедическое занятие трудно представить без использования информационно – коммуникационных технологий. У большинства детей с речевыми проблемами наблюдаются сложности в усвоении программного материала по чтению, письму и развитию речи. Поэтому необходимо формировать у детей заинтересованное отношение к чтению, к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Применение в процессе обучения готовых программных компьютерных продуктов является одним из способов решения данной проблемы. Цель: Повышения эффективности занятий с использованием ИКТ.

Актуальность использования ИКТ в практике учителя - логопеда:

  • Коррекция речевых нарушений имеет длительную и сложную динамику. Применение информационно – коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно - развивающий процесс, сделать более эффективным.
  • Современное логопедическое занятие трудно представить без использования информационно – коммуникационных технологий. У большинства детей с речевыми проблемами наблюдаются сложности в усвоении программного материала по чтению, письму и развитию речи. Поэтому необходимо формировать у детей заинтересованное отношение к чтению, к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Применение в процессе обучения готовых программных компьютерных продуктов является одним из способов решения данной проблемы.

Цель: Повышения эффективности занятий с использованием ИКТ.

Задачи, решаемые в процессе использования информационных технологий на логопедических занятиях:

·  Задачи ознакомительно–адаптационного цикла:

- ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним.

- знакомство детей  с компьютерными программами.

- преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха.

- формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

·  Задачи коррекционно–образовательного цикла:

-формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи.

- формирование и развитие навыков учебной деятельности: о сознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности.

- развитие знаковой функции сознания.

-развитие психических функций.

·  Задачи творческого цикла:

-  развитие воображения.

-  развитие познавательной активности.

Преимуществом ИКТ для логопедической практики является:

Преимуществом ИКТ для логопедической практики является:

  • · использование игровой формы обучения;
  • ·полисенсорное воздействие, т.е. задействованы сохранные анализаторы что дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;
  • дифференцированный подход к обучению;
  • объективность – фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных состояния корригируемой функции;
  • формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
  • повышение самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои,  звуковые эффекты);
  • формирование сотрудничества между ребенком, учителем – логопедом;
  • экономия временных ресурсов.
Использование информационных компьютерных технологий в коррекционной работе способствует: формированию у обучающихся мыслительной деятельности во взаимодействии с развитием речи (мыслительной активности, наглядности форм мышления, мыслительных операций); развитию у детей умственных способностей через овладение действиями наглядного моделирования; развитию у учеников творческих способностей; формированию у обучающихся способностей к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения; реализации индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения); новому уровню реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни); подготовке детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

Использование информационных компьютерных технологий в коррекционной работе способствует:

  • формированию у обучающихся мыслительной деятельности во взаимодействии с развитием речи (мыслительной активности, наглядности форм мышления, мыслительных операций);
  • развитию у детей умственных способностей через овладение действиями наглядного моделирования;
  • развитию у учеников творческих способностей;
  • формированию у обучающихся способностей к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
  • реализации индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);
  • новому уровню реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);
  • подготовке детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

Направления коррекционной работы с использованием компьютерных технологий Работа над дыханием. Иллюстрации наглядно, красочно и доступно раскрывают ребенку тайну здорового дыхания. Развитие слухового восприятия.  Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Обогащение словарного запаса.  Совершенствование грамматического строя речи. Развитию навыков чтения и письма. Развитие связной речи. Пополнения активного и пассивного словаря ребенка логопата. Оформление логопедических уголков, изготовление пособий для индивидуальных занятий с детьми. Постановка и автоматизация звуков.

Направления коррекционной работы с использованием компьютерных технологий

  • Работа над дыханием. Иллюстрации наглядно, красочно и доступно раскрывают ребенку тайну здорового дыхания.
  • Развитие слухового восприятия. 
  • Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
  • Обогащение словарного запаса. 
  • Совершенствование грамматического строя речи.
  • Развитию навыков чтения и письма.
  • Развитие связной речи.
  • Пополнения активного и пассивного словаря ребенка логопата.
  • Оформление логопедических уголков, изготовление пособий для индивидуальных занятий с детьми.
  • Постановка и автоматизация звуков.

Компьютерные ресурсы, используемые в работе школьного логопеда. 1. Готовый продукт. · компьютерные логопедические тренажёры, программы; · компьютерные тесты; · приключенческие квесты и обучающие игры; · электронные книги, учебники и энциклопедии, справочники, пособия, тетради; · иллюстрации в виде фотографий или рисунка;   2. Самостоятельно-разработанный инструментарий. · составленные с помощью программы Microsoft Power игры и программы-презентации Point (другой демонстративный материал); · подборки компьютерных тестов; · цифровые видеоролики, аудиозаписи  и др. 3. Программа Paint (рисование) – позволяет закреплять в игровой форме знания о цвете и геометрических фигурах, развивать мускулатуру пальцев рук, совершенствовать зрительно – моторную координацию. Программа особенно полезна в целях коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения моторики, пространственного восприятия;

Компьютерные ресурсы, используемые в работе школьного логопеда.

1. Готовый продукт.

· компьютерные логопедические тренажёры, программы;

· компьютерные тесты;

· приключенческие квесты и обучающие игры;

· электронные книги, учебники и энциклопедии, справочники, пособия, тетради;

· иллюстрации в виде фотографий или рисунка;

 

2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

· составленные с помощью программы Microsoft Power игры и программы-презентации Point (другой демонстративный материал);

· подборки компьютерных тестов;

· цифровые видеоролики, аудиозаписи  и др.

3. Программа Paint (рисование) – позволяет закреплять в игровой форме знания о цвете и геометрических фигурах, развивать мускулатуру пальцев рук, совершенствовать зрительно – моторную координацию. Программа особенно полезна в целях коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения моторики, пространственного восприятия;

Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:

Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:

  • Программа должна иметь указание на возраст ребенка
  • Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением
  • Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям
  • Программа должна быть на русском языке
  • Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором
  • Задания - интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения
  • Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут
  • Желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно
  • Программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме
  • Чередование разных компьютерных игр. 

Материально-техническая база.

 

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, компьютер приходит к ребёнку как универсальная увлекательная игрушка, которую учитель-логопед может и должен использовать как уникальную возможность для разнообразия и индивидуализации коррекционного процесса, развития высших психических функций; создания коммуникативной мотивации и развития навыков общения; развития интеллекта, познавательных интересов, творческих способностей.

  Вывод:

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

Я считаю, что применение интерактивных и демонстрационных компьютерных технологий повышает эффективность и качество логопедических занятий и является перспективным направлением развития коррекционной педагогики.

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Асаева Анжелика Гасангусеновна

Дата: 25.09.2018

Номер свидетельства: 478789

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Эффективность работы школьной библиотеки по приобщению культуры чтения и навыков поиска информации "
    ["seo_title"] => string(109) "effiektivnost-raboty-shkol-noi-bibliotieki-po-priobshchieniiu-kul-tury-chtieniia-i-navykov-poiska-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "189425"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426882607"
  }
}

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства