Использование информационных компьютерных технологий учителем - логопедом в условиях общеобразовательной школы.
Использование информационных компьютерных технологий учителем - логопедом в условиях общеобразовательной школы.
•Коррекция речевых нарушений имеет длительную и сложную динамику. Применение информационно – коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно - развивающий процесс, сделать более эффективным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование информационных компьютерных технологий учителем - логопедом в условиях общеобразовательной школы.»
Тема:Использование информационных компьютерных технологий учителем - логопедом в условиях общеобразовательной школы.
Актуальность использования ИКТ в практике учителя - логопеда:
Коррекция речевых нарушений имеет длительную и сложную динамику. Применение информационно – коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно - развивающий процесс, сделать более эффективным.
Современное логопедическое занятие трудно представить без использования информационно – коммуникационных технологий. У большинства детей с речевыми проблемами наблюдаются сложности в усвоении программного материала по чтению, письму и развитию речи. Поэтому необходимо формировать у детей заинтересованное отношение к чтению, к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Применение в процессе обучения готовых программных компьютерных продуктов является одним из способов решения данной проблемы.
Цель:Повышения эффективности занятий с использованием ИКТ.
Задачи, решаемые в процессе использования информационных технологий на логопедических занятиях:
· Задачи ознакомительно–адаптационного цикла:
- ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним.
- знакомство детей с компьютерными программами.
- преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха.
- формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».
· Задачи коррекционно–образовательного цикла:
-формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи.
- формирование и развитие навыков учебной деятельности: о сознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности.
- развитие знаковой функции сознания.
-развитие психических функций.
· Задачи творческого цикла:
- развитие воображения.
- развитие познавательной активности.
Преимуществом ИКТ для логопедической практики является:
· использование игровой формы обучения;
·полисенсорное воздействие, т.е. задействованы сохранные анализаторы что дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;
дифференцированный подход к обучению;
объективность – фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных состояния корригируемой функции;
формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
повышение самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые эффекты);
формирование сотрудничества между ребенком, учителем – логопедом;
экономия временных ресурсов.
Использование информационных компьютерных технологий в коррекционной работе способствует:
формированию у обучающихся мыслительной деятельности во взаимодействии с развитием речи (мыслительной активности, наглядности форм мышления, мыслительных операций);
развитию у детей умственных способностей через овладение действиями наглядного моделирования;
развитию у учеников творческих способностей;
формированию у обучающихся способностей к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
реализации индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);
новому уровню реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);
подготовке детей к миру, построенному на цифровых технологиях.
Направления коррекционной работы с использованием компьютерных технологий
Работа над дыханием. Иллюстрации наглядно, красочно и доступно раскрывают ребенку тайну здорового дыхания.
Развитие слухового восприятия.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Обогащение словарного запаса.
Совершенствование грамматического строя речи.
Развитию навыков чтения и письма.
Развитие связной речи.
Пополнения активного и пассивного словаря ребенка логопата.
Оформление логопедических уголков, изготовление пособий для индивидуальных занятий с детьми.
Постановка и автоматизация звуков.
Компьютерные ресурсы, используемые в работе школьного логопеда.
· электронные книги, учебники и энциклопедии, справочники, пособия, тетради;
· иллюстрации в виде фотографий или рисунка;
2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.
· составленные с помощью программы Microsoft Power игры и программы-презентации Point (другой демонстративный материал);
· подборки компьютерных тестов;
· цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.
3. Программа Paint (рисование) – позволяет закреплять в игровой форме знания о цвете и геометрических фигурах, развивать мускулатуру пальцев рук, совершенствовать зрительно – моторную координацию. Программа особенно полезна в целях коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения моторики, пространственного восприятия;
Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:
Программа должна иметь указание на возраст ребенка
Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением
Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям
Программа должна быть на русском языке
Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором
Задания - интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения
Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут
Желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно
Программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме
Чередование разных компьютерных игр.
Материально-техническая база.
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, компьютер приходит к ребёнку как универсальная увлекательная игрушка, которую учитель-логопед может и должен использовать как уникальную возможность для разнообразия и индивидуализации коррекционного процесса, развития высших психических функций; создания коммуникативной мотивации и развития навыков общения; развития интеллекта, познавательных интересов, творческих способностей.
Вывод:
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Я считаю, что применение интерактивных и демонстрационных компьютерных технологий повышает эффективность и качество логопедических занятий и является перспективным направлением развития коррекционной педагогики.