Игра как средство формирования учебной мотивации у детей с ОНР.
Игра как средство формирования учебной мотивации у детей с ОНР.
В презентации раскрыты пути устранения нарушений в развитии речи ипознавательной деятельности учеников с проблемами в обучении. Как игра помогает справиться с проблемами достаточно легко и ненавязчиво.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игра как средство формирования учебной мотивации у детей с ОНР.»
«Игра как средство коррекции неблагоприятных вариантов психического развития и формирования учебной мотивации у детей с общим недоразвитием речи и проблемами в обучении».
Учитель-логопед
С.М.Черявко
Известно, что психофизические особенности и своеобразие познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи (ОНР)обуславливают недостаточную готовность к обучению в школе.
Диагноз ОНР ставится тогда, когда ребёнок к определённому паспортному возрасту не достигает необходимого уровня речевого развития.
В последние годы получены данные о взаимосвязи темпа индивидуального созревания мозга и функционального развития.
Дети 6-7 лет с более низким уровнем функциональной зрелости мозга имеют:
Дети 6-7 лет с более низким уровнем функциональной зрелости мозга имеют:
нарушения в развитии речи восприятия моторики трудности при выполнении зрительно-пространственных и зрительно вербальных заданий нарушения сложных форм поведения неустойчивость внимания неспособность выполнять задания по инструкции, планировать свою деятельность эмоциональная неустойчивость, которая проявляется в быстрой смене настроения, причём колебания настроения могут происходить при самых незначительных изменениях привычной для них обстановки: громкая речь учителя, духота в кабинете, смена рабочего места и так далее.
нарушения в развитии речи
восприятия
моторики
трудности при выполнении зрительно-пространственных и зрительно вербальных заданий
нарушения сложных форм поведения
неустойчивость внимания
неспособность выполнять задания по инструкции, планировать свою деятельность
эмоциональная неустойчивость, которая проявляется в быстрой смене настроения, причём колебания настроения могут происходить при самых незначительных изменениях привычной для них обстановки: громкая речь учителя, духота в кабинете, смена рабочего места и так далее.
C первых дней обучения среди учеников сразу выделяются такие дети: ограниченный запас знаний и представлений об окружающем миреразличные отклонения в речинизкую работоспособностьбыструю утомляемостьнизкий уровень познавательных процессовиспытывали трудности в организации себя на учебный процесс трудности в соблюдении принятых в школе норм поведенияслабо сформированные коммуникативные умениячасть детей имели либо завышенную, либо, наоборот, заниженную самооценку Все эти отклонения в развитии сказываются на усвоении ими программного материала. Таким образом, появилась острая необходимость создания коррекционно-развивающей системы и поиск эффективных методов работы с детьми данной категории .
Выгодский Л.С. писал: « Прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его»
Умело подобранный материал к уроку усиливает интерес учащихся к занятиям, способствует формированию положительной мотивации учения.
В своей работе особое значение стала уделять игре
способствует созданию у учеников эмоционального настроявызывает положительное отношение к выполняемой деятельностиулучшает общую работоспособностьдаёт возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки
это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких целей, кроме получения удовольствия, удовлетворения от проявления физических и духовных сил.
Игровая деятельность
очень полезное дело.
Через игру ребёнок получает сведения об окружающей жизни, усваивает правила человеческих отношений, в игре развиваются его мышление и творческие способности, формируется воля. Важно помнить, что игра влияет на развитие обоих полушарий мозга. Так за грамматику, логику, лексику, анализ и математику отвечает левое полушарие. За интуицию, мелодику, ритм, фантазии, эмоции – правое.
Игра для ребёнка
,,
И г р а
стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала
позволяет ребёнку комплексно использовать органы чувств при восприятии информации
самостоятельно воспроизводить её в новых ситуациях всё это способствует
Повышение учебной мотивации
В своей работе широко использую разнообразные виды игр, развивающие познавательную активность ребёнка:
.
сюжетно – ролевые
.
.
.
дидактические
игры с пальчиками
Через игрушки – предметы дети познают форму, цвет, объём, материал, мир животных, мир людей и т.п.
В сюжетно - ролевой игре ярко выражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Они являются важным средством воспитания личности.Стараюсь создать условия для длительных игр. Ролевые игры помогли мне понять не только, чем заняты ребята дома, их « внутренний» мир, но и чем они хотели бы заняться.
Дидактические игры являются одним из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, пробуждение интереса к учебному предмету.
Как правило, такие игры требуют от школьника расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется игра, тем наиболее умело, скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.
Оригами – идеальная дидактическая игра
развивает фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, память, внимание способствует развитию эстетических чувств ребёнка Складывание фигурок является мощным стимулом развития у ребёнка восприятия: не только слухового и зрительного анализаторов, но и тактильных ощущений.
Когда процесс пооперационного складывания сопровождается сказкой, игрой, то фигурка получается незаметно, « сама по себе», за счёт переключения внимания.
Игрушка воспринимается ребёнком как чудо, созданное своими руками. Используя игрушки в технике оригами, разыгрываем русские народные сказки, а так же придумываем сюжеты своих сказок.
«Пальчиковые игры»
они не только забавляют их, но и развивают мелкую моторику и координацию движений активизируют речевые навыки, память и мышление
пробуждают творческое воображение и внимание
При выполнении детьми игр с пальчиками у них остаётся впечатление легкости и эмоционального подъёма.
Основная идея -создание с детьми спектаклей на уроках художественного ручного труда.
Наперсточный
Виды спектаклей
Настольный
Перчаточный
Рисованный
Напёрсточный театр – невероятно увлекательная сюжетно-ролевая игра.
Напёрсточные куклы можно изготовить по шаблону, по размеру пальчика ребёнка из мягкой ткани, картона, цветной бумаги, которые идут на оформление. Затем напёрсточные куклы дети надевают на пальчик и играют сказку, разучивают чистоговорки или скороговорки, повторяют стихи и правила, таблицу сложения и умножения. Эффект поразительный, потому что ребята отвечают не от своего имени, а от имени куклы. Это помогает преодолевать робость и достичь поставленной цели.
Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться. Принимать различные позы, удивляться, ныть и смотреть “букой”. Ребенку младшего дошкольного возраста гораздо проще управлять куклой на своей руке, нежели войти в образ героя, надев на себя костюм.
Рисованный театр: рисуют персонажей сказки и декорации. Затем закрепляют их на палочках и играют спектакль на ширме.
Дети учатся конструировать персонажей из бумаги и других материалов. Они постигают азы геометрии, учатся измерять и чертить геометрические фигуры.
Используя игру и методы театральной педагогики, создаю « речевое поле», где детям обеспечивается активное общение не только с помощью вербальных средств, но и с помощью мимики, жестов, движений.В процессе работы над ролью ребёнок видит, как интонация обогащает речь множеством смысловых и эмоциональных оттенков, что одни и те же слова, произнесённые с разной интонацией, могут полностью изменить смысл высказывания.Дети знакомятся с такими эмоциями как сочувствие, страх, сожаление, удивление, отчаяние, недоумение и т.д.Они начинают понимать, что эмоциональный язык может: выражать то же, что и речь; акцентировать ту или иную часть речевого сообщения; заменятьотдельное слово или фразу; предвосхищать значения, переданные речью и т.п.
Вопросы на сравнения:- Сравните черты характера у сказочных героев- Буратино, Бабы Яги, Колобка, Кота в сапогах, Карабаса-Барабаса, Серого Волка и т.д.Изображение различных персонажей с помощью интонации, мимики, движений..
Эти задания способствуют развитию у детей творческого воображения и сценических навыков.
Использование игры и методов театральной педагогики позволяют создать множество проблемных ситуаций, которые можно решать различными способами.Использование принципа проблемности возможно при решении воспитательных задач, ведь каждое литературное произведение несёт в себе нравственный смысл. Только в этом случае источником нравственного раздумья – переживания будет не познавательный, а нравственный конфликт. Обращение к драматическому искусству позволяет мне в художественной форме подать ребятам ту или иную нравственную идею.- Какими качествами обладают герои того или иного произведения?- По каким поступкам можно определить это?- Чем они отличаются друг от друга?- Как бы ты повёл себя на месте того или иного персонажа?Эти вопросы помогают ребёнку осмыслить нравственное содержание произведения, идентифицировать себя с тем или иным персонажем, эмоционально откликнуться на события, происходящие с ним.
С готовым спектаклем дети выступают перед ребятами из других классов и перед родителями, испытывая при этом чувство гордости и самоудовлетворения за проделанную работу, что способствует формированию учебной мотивации.