Предназначено для логопедов и родителей для установления эмоционального контакта с неговорящим ребенком, развития предпосылок позитивного общения и диагностики речевых возможностей ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игры для обследования неговорящих детей.»
Игры для обследования неговорящих детей
Составила:
Карелина Ольга Раисовна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №148»
г.Воронеж
Игры для обследования импрессивной речи
Импрессивная речь - (от лат impressio - впечатление) - понимание - устной или письменной речи.
Игра «Зеркало».Цель:выявление понимания простых указаний и умения выполнять простые инструкции. Ход игры: Ребенок садится рядом со взрослым перед зеркалом, взрослый дает инструкции, ребенок их выполняет.
Игра «Сварим суп»Цель:исследование словарного запаса категорий «Овощи», «Посуда», исследование понимания простых словесных инструкций. Ход игры: По просьбе педагога ребенок находит картинки (или игрушки) и выполняет простые задания.
Игра «Найди картинку» Цель:Узнавание действий на картинке . Ход игры: по просьбе педагога попросить показать картинку (где мальчик спит, девочка чистит зубы и т.д.)
Игра «Найди шарик» Цель:изучение понимания преложно-падежных конструкций , исследование понимания словесных инструкций, понимание предлоговиз-под, из, за, под, над, через, около, перед.Ход игры: Педагог прячет шарик, просит найти его и дает подсказку. («Шарик за коробкой», «Достань шарик из-под коробки».)
Игры для обследования слухового внимания и фонематического восприятия
Слуховое внимание — это сосредоточение сознания на каком-либо звуковом раздражителе, объекте или деятельности. Сосредоточивая сознание на слуховом раздражителе, внимание повышает чувствительность слуха, обеспечивает четкость слуховых ощущений.
Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение — в «решетке фонем».
Игра «Кто в гости пришел» Цель:выявление умения различать звук и соотносить его с игрушкой. Ход игры: Ребенок слушает звук, издаваемый животным и находит его среди игрушек. Например, слышит мычание – дает корову, слышит мяуканье – дает кошку.
Игра «Помоги найти». Цель:исследование умения различать слова близкие по звучанию . Ход игры: по просьбе педагога дать одну из парных картинок. (мышка-мишка, стол-стул, усы-уши, ежата-мышата, коса-коза).
Игры на обследование экспрессивной речи
Экспрессивная речь - речь (от лат. expressio – выражение) - в устной или письменной форме. Начало этого
процесса лежит в формировании общего процесса порождения речевого высказывания, предтавленного замысла,
затем строится внутренняя речь, переводимая затем в собственно внешнюю речь.
Игра «Волшебный мешочек» Цель:выявление уровня овладения звукоподражанием. Ход игры: ребенок достает из мешочка фигурку животного и показывает, как оно «говорит».
Игры «Качаем малыша», «Заблудились», «Самолет» Цель:выявление уровня овладения звукоподражанием. Ход игры: игровая ситуация, в которой ребенок показывает как звучит плач малыша, самолет и т.п.
Игры на обследование мелкой моторики
Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Игры «Золушка», «Просыпался горох» Цель:оценка дифференциации захватов. Ход игры : собрать бусины, горох в банки.
Игра «Пошли пальчики гулять» Цель:исследование мелкой моторики. Ход игры: Выполнять указанные движения по подражанию. Раз, два, три, четыре, пять ( по очереди соединять пальчики) Вышли пальчики гулять: Этот пальчик в лес пошел (соединить в кольцо большой пальчик и указательный) Этот пальчик гриб нашел (соединить средний и большой) Этот пальчик жарить стал (соединить безымянный и большой) Этот все на стол подал (соединить мизинчик и большой) Этот пальчик сел, все съел (собрать пальцы в кулак оставив только большой палец) Потому и потолстел.
Игры на обследование общей моторики
Общая моторика — это двигательная деятельность,
которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела.
Игра «Волшебные превращения» Цель:выявление состояния общей моторики Ход игры: ребенок повторяя за педагогом показывает движения соответствующие превращению:
Часики (наклоны головой) Лягушка (прыжки от пола) Кенгуру (прыжки с места) Цапля (стоять на одной ноге)
Игры на обследование внимания, памяти и мышления
Внимание - характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов.
Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения.
Мышление - процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания.
Игра: Кто ушел.Цель:исследование внимания и памяти ребенка. Ход игры: на столе стоят фигурки животных. Ребенок отворачивается одна фигурка убирается. Педагог спрашивает кто ушел? И ребенок выбирает и 3-х предложенных фигурок (если ребенок владеет звукоподражанием, то озвучивает животное)
Игра «Что поменялось» Цель:исследование внимания и памяти ребенка Ход игры: ребенку предлагают предметные картинки в определенной последовательности. Ребенок отворачивается, картинки меняются местами. Ребенок находит изменения .
Вариант игры: ребенок добавляется лишняя картинка, ребенок ее находит.
Игра: Найди пару Цель:исследование внимания. Ход игры: Ребенку предлагаются картинка с изображениями и предлагается найти два одинаковых рисунка.
Игра «Повтори»Цель:оценка внимания и памяти. Ход игры: ребенку называются слова в определенном порядке, после этого он показывает соответствующие картинки в том же порядке. (от 2-х до 5 картинок)
Игра «Кто здесь лишний» Цель:исследование уровня развития мышленияХод игры: ребенку предлагается дифференцировать предмет, отличающийся от других по определённым признакам (цвету, форме, группе и т.п.).
Игра «Лабиринт» Цель:исследование уровня внимания, мышления.Ход игры: найти конечный пункт лабиринта (помочь мышке прийти домой, найти у кого какой шарик) по картинкам.
Игра «Найди правильный»
Цель:исследование умения соотносить размер. Ход игры: Ребенку предлагается помочь зайчику, который заблудился в лесу, для этого нужно найти самую длинную дорожку, самую узкую. Низкое- высокое дерево.
Игры на обследование зрительного восприятия
Зрительное восприятие – это формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаза.
Игра «Накорми лошадку»Цель:исследование умение детей соотнести цвета, формы по образцу. Ход игры: Ребенку дается инструкция: «Давай покормим лошадку. Она любит красное яблоко » (показывается образец). Также поиграть с другими характеристиками – цвет, форма.
Игры на обследование артикуляционного аппарата
Артикуляционный аппарат - совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек и нижней челюсти, зубы.
Игра "Зоопарк" Цель:исследование состояния артикуляционного аппарата ребенка. Ход игры: Дети повторяют за педагогом "превращения" в различных животные: слон (губы трубочкой), лягушка (растянуть губы в улыбке), гиппопотам (широко открыть рот), змея (высовывать и убирать язычок), котенок (лакает язычок)