kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Этиология нарушений речевой деятельности у детей младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрение основных причин речевых нарушений

Просмотр содержимого документа
«Этиология нарушений речевой деятельности у детей младшего школьного возраста»

Этиологические нарушения речевой деятельности у детей младшего школьного возраста

Этиологические нарушения речевой деятельности у детей младшего школьного возраста

Термин «этиология» — греческий и обозначает учение о причинах (этио — причина, логос — наука, учение) Предположеия о роли поражения головного мозга в этиологии речевых расстройств : -1861 г.-французский врач Поль Брока показал наличие в головном мозге поля, специально относящегося к речи, и связал потерю речи с его поражением. -В 1874 г. аналогичное открытие было сделано Вернике: установлена связь понимания с сохранностью определенного участка коры головного мозга. 

Термин «этиология» — греческий и обозначает учение о причинах (этио — причина, логос — наука, учение)

Предположеия о роли поражения головного мозга в этиологии речевых расстройств :

-1861 г.-французский врач Поль Брока показал наличие в головном мозге поля, специально относящегося к речи, и связал потерю речи с его поражением.

-В 1874 г. аналогичное открытие было сделано Вернике: установлена связь понимания с сохранностью определенного участка коры головного мозга. 

М. Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на : внешние и внутренние  Он также выделил :  -органические (анатомо-физиологические, морфологические)  -функциональные (психогенные)  -социально-психологические  -психоневрологические причины.

М. Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на : внешние и внутренние

Он также выделил :

-органические (анатомо-физиологические, морфологические)

-функциональные (психогенные)

-социально-психологические

-психоневрологические причины.

К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи.  Им были выделены органические центральные (поражения мозга) и органические периферические причины (поражения органа слуха, расщепление нёба и другие морфологические изменения артикуляционного аппарата). 

К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи.

Им были выделены органические центральные (поражения мозга) и органические периферические причины (поражения органа слуха, расщепление нёба и другие морфологические изменения артикуляционного аппарата). 

Функциональные причины М. Е. Хватцев объяснил учением И. П. Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе.  К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций. К функциональным нарушениям речи относятся также нарушения, связанные с неблагоприятными воздействиями на организм ребенка: общая физическая ослабленность, незрелость, обусловленная недоношенностью или внутриутробной патологией, заболевания внутренних органов, рахит, нарушения обмена веществ. Важную роль М. Е. Хватцев отводил и социально-психологическим причинам, понимая под ними различные неблагоприятные влияния окружающей среды.

Функциональные причины М. Е. Хватцев объяснил учением И. П. Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. 

К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций.

К функциональным нарушениям речи относятся также нарушения, связанные с неблагоприятными воздействиями на организм ребенка: общая физическая ослабленность, незрелость, обусловленная недоношенностью или внутриутробной патологией, заболевания внутренних органов, рахит, нарушения обмена веществ.

Важную роль М. Е. Хватцев отводил и социально-психологическим причинам, понимая под ними различные неблагоприятные влияния окружающей среды.

ЭНДОГЕННЫЕ И ЭКЗОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего (экзогенного)или внутреннего (эндогенного) вредоносного фактора или их взаимодействия Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений  Выделяют внутриутробную патологию. Внутриутробная патология часто сочетается с повреждением нервной системы ребёнка при родах.А также воздействин а плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения. Сюда относятся:   1. Заболевания матери во время беременности  общие заболевания, требующие лечения.   2. Отягащенная наследственность.   3. Аллергии матери.   4. Перенесенные переливания крови.   5 Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.   6. Иммунологическая несовместимость крови матери и плода (резус-конфликт)  8. Курение во время беременности, употребление алкоголя. Основные причины повреждения нервной системы - гипоксия и родовая травма. 

ЭНДОГЕННЫЕ И ЭКЗОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ

Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего (экзогенного)или внутреннего (эндогенного) вредоносного фактора или их взаимодействия

Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений

Выделяют внутриутробную патологию. Внутриутробная патология часто сочетается с повреждением нервной системы ребёнка при родах.А также воздействин а плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения. Сюда относятся:  1. Заболевания матери во время беременности  общие заболевания, требующие лечения.  2. Отягащенная наследственность.  3. Аллергии матери.  4. Перенесенные переливания крови.  5 Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.  6. Иммунологическая несовместимость крови матери и плода (резус-конфликт) 8. Курение во время беременности, употребление алкоголя.

Основные причины повреждения нервной системы - гипоксия и родовая травма. 

Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений  Для нормального речевого развития ребенка общение  должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Речь ребёнка нарушается и задерживается в отсутствие эмоционального положительно окружения.   Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье).   Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов. 

Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений

Для нормального речевого развития ребенка общение

должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Речь ребёнка нарушается и задерживается в отсутствие эмоционального положительно окружения.

Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье).

Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов. 

КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ Первый (1—2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении.  В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока, критическим периодом которого считается возраст ребенка 14—18 месяцев.  Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ

Первый (1—2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении.

В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока, критическим периодом которого считается возраст ребенка 14—18 месяцев.

Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

Второй критический период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т. д.). Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.

Второй критический период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т. д.).

Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.

Третий критический период (6—7 лет) — начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.

Третий критический период (6—7 лет) — начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Этиология нарушений речевой деятельности у детей младшего школьного возраста

Автор: Юсифова Турана Амиловна

Дата: 01.10.2020

Номер свидетельства: 558930

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Статья «Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста и  методы  ее коррекции» "
    ["seo_title"] => string(152) "stat-ia-osobiennosti-poznavatiel-noi-sfiery-dietiei-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta-i-mietody-ieie-korriektsii"
    ["file_id"] => string(6) "178846"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424885535"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Адаптированная   рабочая   программа курса  «Литературное чтение»   для 1- 4  специальных (коррекционных) общеобразовательных классов VII вида "
    ["seo_title"] => string(151) "adaptirovannaia-rabochaia-proghramma-kursa-litieraturnoie-chtieniie-dlia-1-4-spietsial-nykh-korriektsionnykh-obshchieobrazovatiel-nykh-klassov-vii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "242766"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445532099"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства