Просмотр содержимого документа
«Программа по логопедии "Особый ребенок"»
Рабочая программа
«ОСОБЫЙ РЕБЁНОК»
Участниками реализации рабочей
программы являются дети с особыми
образовательными потребностями в возрасте
от 7до 8-9 лет
Разработал и составил программу
учитель-логопед Тютикова Ю.В.
Пермь 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с «Конвенциейо правах ребёнка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребёнку гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Положения зафиксированные в этих документах распространяются на всех детей, в том числе и на детей с ограниченными возможностями здоровья. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи, как естественной среды, в которой протекает жизнь ребёнка, охрану здоровья, воспитания, развития и образования детей, а также помощь тем, кто в ней нуждается.
Актуальность проблемы современного общества являются отклонения в соматическом, психоневрологическом и психическом здоровье детей, которые имеют устойчивую тенденцию к ухудшению, о чём свидетельствуют результаты многочисленных исследований в этой области. Всё большее количество детей нуждается в помощи специалистов медицинского, психологического и коррекционно-педагогического профиля.
Ещё одним актуальным моментом для разработки данной программы является изменение общественной позиции по отношению к детям с трудностями в обучении, с появлением тенденции к интеграции их в среду нормально развивающихся сверстников.
Цель программы
Дополнительная программа коррекционной работы, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы помощи детям дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, их социальную адаптацию.
Программа обеспечивает сопровождение детей, их продвижение в процессе обучения и развития в течение 1 - 3 лет в зависимости от степени выраженности структуры дефекта.
Рабочая программа направлена на коррекцию развития умственных, речевых, физических, эстетических, сенсорных способностей детей, на расширение жизненного опыта и обогащение чувственного мира в процессе различных видов детской деятельности под руководством педагогов.
Задачи программы
создание условий, способствующих обучению, развитию и интеграции детей в образовательное учреждение;
диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности детей с особыми образовательными потребностями;
реализация содержания работы по коррекции и компенсации;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с особыми образовательными возможностями.
Участниками реализации дополнительной программы являются дети с особыми образовательными потребностями в возрасте от 3 (4) до 7 (8) лет
Условия реализации дополнительной программы
коррекционной работы
Нормативно-правовое обеспечение:
Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 25 декабря 2008 г.);
Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами";
Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.);
СанПином РФ 2.4.1 2660 – 10;
Изменение №1 СанПин 2.4.1.2791 – 10 к СанПин 2.4.1. 2660 - 10.
обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;
обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, повышение его эффективности, доступности);
обеспечение специализированных условий (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся. Использование специальных методов, приёмов, средств обучения ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка);
обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые МОиН РФ для осуществления профессиональной деятельности учителей-логопедов.
Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с программой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжанова, А.Е. Стребелева. Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность:
преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);
создание предпосылок для всестороннего развития детей;
коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).
Содержание коррекционно-педагогической работы
Формирование общей и мелкой моторики
1этап (октябрь, ноябрь)
Развивать праксис позы при имитации отдельных движений взрослого.
Нормализовать состояние тонуса мелких мышц.
Развивать интерес к изо деятельности, знакомить с бумагой и средствами изображения: рисование кистью, ладошкой, нанесение цветовых пятен и т.д..
2 этап (декабрь, январь)
Учить имитировать более сложные действия: ходьба, прыжки, наклоны; подражать действиям с предметами.
Развивать моторику рук: совершенствовать хватательные движения, развивать различные способы хватания – кулачком, щепотью.
При выполнении соотносящих действий в играх развивать движения обеих рук, зрительно-моторную координацию.
Учить правильному захвату карандаша, стимулировать ритмические игры с карандашом и бумагой, учить выполнять свободные дугообразные движения рукой (сначала пассивно совместно со взрослым, а затем самостоятельно).
3 этап (февраль, март)
Развивать праксис позы при подражании движениям взрослого; конструирование образов при помощи пальцев и кистей рук (пальчиковая гимнастика).
Закрепление умения захватывать предмет щепотью и использовать указательный тип хватания (двумя пальцами – указательным и большим).
Развивать движения кистей рук.
Учить продевать гибкий шнурок в отверстие, обучать застёгиванию пуговиц.
4 этап (апрель, май)
Учить выполнять серию движений по подражанию (в плане общей моторики).
Развивать навыки застёгивания.
Учить выразительным движениям руками в пальчиковых играх.
Учить выполнять действия с предметами, ориентируясь на словесную инструкцию.
Сенсорное воспитание
Развитие зрительного восприятия
1 этап (октябрь, ноябрь)
Стимулировать ориентировочную активность, привлекая внимание ребёнка к предметам и явлениям, обеспечивая мотивацию.
Совершенствовать навык фиксации взгляда на предмете, сосредоточения, прослеживание за его перемещением в малом пространстве.
Развивать способность узнавать предметы обихода и игрушки, выделять их в ряду разнородных объектов, находить одинаковые.
Развивать зрительное внимание и зрительную память.
2 этап (декабрь, январь)
Вырабатывать навык идентификации объектов на основе целостного восприятия без анализа признаков и свойств.
Учить соотносить предмет и его изображение, узнавать на картинке.
Учить различать два объекта по недифференцированному признаку.
Развивать внимание и память.
Развивать способность к целостному восприятию объекта.
3 этап (февраль, март)
Учить выполнять инструкцию.
Учить воспринимать предметы, идентифицируя их.
Учить собирать различные картинки без фона, развивая целостное восприятие.
Совершенствовать ориентировку в схеме собственного тела, частях тела другого человека.
4 этап (апрель, май)
Учить выполнять инструкцию.
Развивать оптико-пространственные функции.
Совершенствовать восприятие формы.
Развивать пространственный гнозис в конструировании по образцу.
Развивать слуховое сосредоточение с использованием звучащих игрушек.
Развивать слуховое внимание и память.
2 этап (декабрь, январь)
Развивать слуховое восприятие при различении неречевых звучание (последовательный ряд звуков).
3 этап (февраль, март)
Развивать умение узнавать и различать неречевые звучания в ряду из 3 – 4 сигналов.
Учить различать гласные звуки.
Развивать ориентировку на громкость и длительность звучания в играх.
4 этап (апрель, май)
Ориентировка в звучании музыкальных инструментов.
Учит ориентироваться на высоту, силу, тембр голоса.
Учить находить местонахождение источника звука.
Закреплять умение ориентироваться на звучание гласных звуков.
Учит вслушиваться в интонации голоса взрослого, реагировать на громкость звучания его голоса.
Формирование предметной деятельности
1 этап (октябрь, ноябрь)
Развивать сенсомоторный гнозис в играх на локализацию прикосновения.
Развивать зрительно-двигательную координацию.
Обучение орудийным действиям с предметами, имеющими фиксированное значение.
2 этап (декабрь, январь)
Совершенствовать различные способы хватания.
Учить выполнять некоторые соотносящие действия.
Учить действовать последовательно, целенаправленно.
Учить орудийным действиям с использованием вспомогательных средств и орудий в проблемных ситуациях (Достань игрушки из банки).
3 этап (февраль, март)
Развивать тактильный гнозис (ощупывать предмет, обводить по контуру).
Развивать стереогноз (узнавание на ощупь).
Совершенствовать соотношение действия в играх.
Совершенствовать зрительно-моторную координацию.
Развивать конструктивный праксис.
4 этап (апрель, май)
Совершенствовать тактильный гнозис.
Учить практическому различению на ощупь.
Закреплять навыки конструирования по подражанию и образцу.
Обучать предметно-игровым действиям.
Формирование коммуникативных навыков
Данный раздел работы предполагает решение задач развития эмоционального и ситуативно-делового общения со взрослыми, формирование эмоциональных контактов со сверстниками.
1 этап (октябрь, ноябрь)
Установить эмоциональный контакт с ребёнком; побуждать к визуальному контакту; формировать умение слушать педагога, реагировать на обращение; выполнять простую инструкции.
Создавать тёплую эмоциональную атмосферу, вызвать положительные эмоциональные реакции.
Развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации.
Учить выполнять движения, подражая движениям взрослого.
2 этап (декабрь, январь)
Закреплять желание и готовность к совместной со взрослыми деятельности.
Учить подражать выразительным движениям и мимике взрослого.
Упражнять в понимании жестов и выразительных движений.
Учить взаимодействовать в играх.
3 этап (февраль, март)
Учить совместной со взрослым деятельности во время индивидуальных занятий, в играх, в быту.
Побуждать к речи в ситуациях общения.
Учить имитировать артикуляционные движения.
Учить узнавать себя, своих близких, педагогов по фотографии.
Организовывать игры, побуждая детей к взаимодействию.
4 этап (апрель, май)
Расширять диапазон совместной со взрослыми деятельности.
Совершенствовать навыки выразительных движений.
Развивать артикуляционный праксис в играх на подражание.
Объединять детей в процессуальных играх, вводить элементы сюжета.
Учить общаться друг с другом, здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию.
Развитие речи
1 этап (октябрь, ноябрь)
Развивая импрессивную сторону речи, следует стремиться к решению следующих задач:
ребёнок должен понимать, и соотносит слово со знакомыми предметами обихода, игрушками, действиями;
учит вслушиваться в речь взрослого. Реагировать на обращение по имени.
В экспрессивной речи формируется простейшая лексика на материале звукоподражания. Следует побуждать ребёнка произносить слова по отношению к определённому предмету.
2 этап (декабрь, январь)
В плане развития фонематических процессов учить вслушиваться в неречевые и речевые звуки, подражать им.
Лексика
Обогащать импрессивную и экспрессивную речь.
Учить понимать и выполнять инструкции.
Учить в активном словаре употреблять существительные.
Побуждать к построению грамматических конструкций, заканчивая фразу педагога звукоподражанием.
3 этап (февраль, март).
Фонетико-фонематическое развитие
Повторение звукосочетаний гласных.
В импрессивной речи
Узнавать предметы по их названию: игрушки, части тела, предметы одежды, домашнего обихода, природные явления, названия животных.
Учить выполнять по инструкции действия с хорошо знакомыми предметами.
В экспрессивной речи
Учить употреблять слова простые по слоговой структуре: названия предметов обихода, явления природы, т.д..
Побуждать к высказыванию просьб.
Учит в экспрессивной и импрессивной речи использовать существительные.
Формирование синтаксической стороны речи
Учить в импрессивной речи понимать, а в экспрессивной речи воспроизводить.
Учить понимать и выполнять.
Понимать словосочетания с прилагательными и наречиями.
4 этап (апрель, май)
Развитие фонематических процессов
Совершенствование ориентировки в речевых и неречевых звучаниях.
Учить вслушиваться в звучания согласных (соотносить с показом определённых предметов, в названии которых слышится данный звук).
Обогащение словаря
В имперессивной речи понимать, а в экспрессивной употреблять названия однажды, мебели, посуды, домашних и диких животных.
Учить понимать и использовать глаголы, обозначающие названия основных цветов, материалов.
В импрессивной речи понимать указания.
Формируя морфологическую систему языка
Учить в импрессивной речи понимать, а в экспрессивной употреблять существительные в форме родительного падежа в значении частичного объекта, в форме дательного падежа в значении лица, которому передаётся действие.
Учить понимать существительные в форме родительного падежа в сочетании с числительными, в форме предложного падежа для обозначения места.
Понимать согласование в роде прилагательных с именем существительным.
Понимать значение приставок некоторых глаголов.
Формируя синтаксическую систему языка
Включать в имперессивную и экспрессивную речь словосочетания прилагательного и существительного.
Учить диалогу (отвечать на вопросы).
Учить воспроизводить по подражанию предложения.
Учить понимать инструкции, понимать ряд последовательных инструкций.
Предполагаемые результаты
Адаптация в условиях группы. Готовность к положительным эмоциональным контактам со взрослым и сверстниками. Сотрудничество со взрослым в предметно-практической деятельности.
Речевое развитие – активное реагирование на словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией. Способность к слуховому сосредоточению и различению речевых и неречевых звуков. Понимание грамматических форм слов, активное участие в диалоге; подражание жестам и мимике взрослого; включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность.
Выполнение действий – использование бытовых предметов с учётом их функций, использование предметов в качестве орудий в проблемных ситуациях. Овладение поисковыми способами в предметной деятельности.
Практическая ориентировка в свойствах предметов; подбор по форме, величине, идентификация цвета предмета с образцами; количественная ориентировка.
Воспроизведения темпа движения под музыку, воспроизведение ритмических структур в музыкально-дидактических играх.
Координационное движение рук при выполнении действий с игрушкам и предметами обихода, овладение изо навыками.
Учителю - логопеду целесообразно реализовывать направления коррекционно-педагогической работы в рамках лексических тем.
Примерный список лексических тем на учебный год:
«Осень
«Фрукты, овощ»;
«Домашние животные»
«Зима. Новый год»
«Дикие животные»
«Семья»
«Игрушки»
«Весна»
«Моя мама»
«Лето».
Количество занятий по одной теме и последовательность изучения лексических тем учитель - логопед определяет самостоятельно в зависимости от возможностей ребенка.
Ведущее направление коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда – развитие пассивной и активной речи.
Систематическая работа по развитию понимания речи у детей с задержкой речевого развития обеспечивает обогащение пассивного словаря и способствует активизации собственной речи. Развитие понимания речи начинается с упражнений, направленных на восприятие и узнавание звуков окружающей среды. Соотнесение слова и предмета, которое оно обозначает, должно быть максимально очевидным для ребенка. Чтобы он научился понимать некоторые слова, взрослым используется небольшое количество слов, особенно значимых и интересных для ребенка. При этом предметы сначала называются коротко («гав-гав», «пи-пи»), так как основная функция разучиваемых слов на данном этапе – это понимание их значения.
Накопление предметного словаря происходит в следующей последовательности: предъявление и называние предмета; знакомство ребенка с назначением предмета; неоднократное называние предмета во время игры; поиск предмета по слову при возможности выбора из двух предметов; нахождение предмета по просьбе при возможности выбора из большего количества предметов. Для формирования понятия ребенку предъявляются аналогичные, но отличающиеся по цвету, величине, текстуре предметы и их изображения. Название предмета звучит в играх, начинается работа над включением слова в активный словарь ребенка.
Подобным образом происходит развитие понимание названий действий: знакомство ребенка с действием или с изображающей действие картинкой; организация игры, во время которой действие многократно обыгрывается; выбор одного из двух действий по простым лаконичным сюжетным картинкам; выбор нужного действия из большего количества вариантов; включение название действия в быт и игры, а затем в активный словарь.
В процессе коррекционно-педагогической работы формируется умение отвечать на вопросы с подсказывающей мимикой.
В процессе формирования словаря важно научить ребенка понимать и реагировать на слова похвалы, упрека. Развитию понимания речи способствует следование простым инструкциям («иди», «дай мне», «покажи»). Ребенка учат использовать в речевом общении жесты и мимику. Систематическая работа над развитием понимания символов является важным этапом для активизации собственной речи ребенка.
Активизации словаря, развитию разговорной речи способствует ситуационное использование слов. Взрослый называет те предметы, которые наиболее актуальны для ребенка. Если ребенок показывает на желаемые объекты, сначала ему всё время говорят «мама», пока он не научится использовать в таких ситуациях слово «мама», как общее слово для выражения требования, просьбы («мама, иди» - «мама, дай мне мяч» и т.п.) Потом нужно начинать обозначать желаемый предмет. Если ребенок хочет мяч и, показывая на него, говорит «мама», нужно отвечать «мяч?» или «да, это мяч», чтобы понятие слова не потерялось в длинном предложении. Таким же образом называются отдельные желаемые действия.
Предпосылками для активизации словаря являются умение фиксировать взгляд на лице собеседника, готовность к имитации, подражанию. Нужно давать ребенку предметы, музыкальные инструменты, игрушки для воспроизведения различных звуков (в зависимости от прохождения лексических тем). Например, когда ребенок стучит на барабане, озвучивать «бом – бом», когда ребенок везет машинку, озвучивать «би – би» и т.п. Для дальнейшего развития произносительной стороны речи можно использовать картинки с предметами, издающего звуки (часы – «тик-тик»), или животными, голоса которые может воспроизвести (собака – «гав – гав»). Необходимо при этом, артикуляционные движения губ взрослого попадали в поле зрения малыша, вызывали желание имитировать их.
Переход от однословной к двухсловной фразе осуществляется в действии, в игре. Например, говорим: «Мишка топ-топ, Ляля, ам» и т.п. Эффективным также является использование приема «Подражание с добавлением». Этот прием предполагает, что педагог сначала повторяет слово, произнесенное ребенком, а затем добавляет к нему еще одно.
Для формирования активной речи важным условием является готовность артикуляционного аппарата ребенка к произнесению звуков и слов, правильное речевое дыхание. Поэтому необходимо в игровой форме побуждать ребенка повторять упражнения по развитию артикуляционной моторики. Например, говорим ребенку: «Мой язычок моет губки. Посмотри на меня, и помой свои зубки язычком и т.п.». Для развития речевого дыхания лучше всего использовать свистульки, дудочки. Речевое дыхание хорошо отрабатывать при формировании укладов гласных звуков, протяжно их пропевая. Все звуки вводятся в план коммуникации и обозначают предметы, действия, явления и чувства ребенка («а» - плач, «у» - самолет и т.п.). После гласных звуков, а иногда и параллельно (а, у, и, о, э, ы) формируют уклады согласных звуков, учитывая при этом закономерности развития функции речедвигательного анализатора, то есть от грубых артикуляционных дифференцировок к более тонким («м-п, б», «н-т,д», «п-б», «т-д»).
Приложение
Сентябрь. «ОСЕНЬ».
Основные направления работы
Задачи
Репертуар
Слушание
Воспитывать интерес к музыке, эмоциональное восприятие музыки.
«Листопад» муз. Т. Потапенко, «Осень» муз. С. Майкопара.
Пение
Формировать предпосылки к певческой деятельности.
«Осенью» укр. нар. мелодия, «Я иду с цветами» муз. Тиличеевой.
Музыкально-ритмические движения
Учить ориентироваться в пространстве зала, ходить под музыку.
«Марш» муз. Э. Парлова.
«Птички летают» муз. Л. Банниковой.
Игра на муз. инструментах
Знакомство детей с муз. инструментами: погремушка, барабан.
Театрализованная деятельность
Вызывать интерес к играм.
«Смело идти и прятаться» муз. И. Беркович
Октябрь. «ОВОЩИ. ФРУКТЫ».
Основные направления работы
Задачи
Репертуар
Слушание
Воспитывать интерес к музыке, эмоциональное восприятие музыки.
«Лесные картинки» муз. Слонова. «Грустный дождик» муз. Д. Кабалевского.
Пение
Формировать предпосылки к певческой деятельности.
«Осенняя песенка». муз. А. Александрова.
«Осенью» укр. нар. Мелодия, «Я иду с цветами» муз. Теличеевой.
Музыкально-ритмические движения
Учить ориентироваться в пространстве зала, ходить под музыку.
«Птички летают», «поезд» муз. Л. Банниковой.
Игра на муз. инструментах
Продолжать знакомство детей с муз. инструментами: погремушка, барабан
Театрализованная деятельность
Вызывать интерес к играм – драмматизациям.
«Птички» муз. Л. Банниковой, «Смело идти и прятаться» муз. И. Беркович
Ноябрь. «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ».
Основные направления работы
Задачи
Репертуар
Слушание
Воспитывать интерес и эмоциональное восприятие музыки.
«Котик заболел», «котик выздоровел» муз. А. Гречанинова.
Пение
Формировать предпосылки к певческой деятельности.
«Кисонька-мурысонька», «Паучок» р.н. мелодия.
Музыкально-ритмические движения
Учить ориентироваться в пространстве зала, выполнять насложные характерные движения под музыку.
«Коза-дереза» муз. М.Магиденко.
Игра на муз. инструментах
Продолжать знакомство детей с муз. инструментами: погремушка, барабан, колокольчик. Учить игре на муз инструментах.
Игра к с колокольчиками и погремушками.
Театрализованная деятельность
Вызывать интерес к играм.
«Курочка и петушок» муз. Фрида, «Жмурки» муз. Ф. Флотова.
Декабрь. «ЗИМА. НОВЫЙ ГОД».
Основные направления работы
Задачи
Репертуар
Слушание
Воспитывать интерес к музыке, эмоциональное восприятие музыки.
«Ёлочка» муз. М. Карасёва, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» муз. П. Чайковского.
Пение
Формировать предпосылки к певческой деятельности, упражнять в звукоподражании и подпевании.
«Тише, тише» муз. М.Скребковой, сл. О. Высотской. «Наша ёлочка» муз. М. Карасёва, сл. М. Клоковой.
Музыкально-ритмические движения
Учить ориентироваться в пространстве зала, ходить под музыку, выполнять движения в процессе музыкальных игр.
«Полька» муз. М. Глинка (подскоки), выполнения движений характерных для снежинок и зайчиков.
Игра на муз. инструментах
Продолжать знакомство детей с муз. инструментами: погремушка, барабан, колокольчик, пианино.
Игра с колокольчим и погремушками.
Театрализованная деятельность
Вызывать интерес к играм этюдам.
«Сапожки скачут по дорожке» муз. А Филиппенко.
Январь. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ».
Основные направления работы
Задачи
Репертуар
Слушание
Воспитывать интерес к музыке, эмоциональное восприятие музыки, развивать умение реагироватьна характер муз. произведения.
«Зайчик» муз. Ю. Матвеева, сл.А. Блока. «Мишка с куклой пляшут полечку» муз. М. Качурбиной.
Пение
Формировать предпосылки к певческой деятельности, упражнять в звукоподражании и подпевании.
Учить ориентироваться в пространстве зала, ходить под музыку, выпонять движения в процессе муз. игр и плясок.
«Танец зайчиков» р.н. мелодия, «Медвежата» муз. М. Карасёва.
Игра на муз. инструментах
Знакомство детей с духовыми муз. инструментами: дудочка, свистулька. Учить, играя выполнять действия вместе со взрослым.
Игры на знакомых муз. инструментах.
Театрализованная деятельность
Вызывать интерес к играм драмматизациям, желание участвовать.
«Бегал заяц по болоту» муз. В. Герчик.
Февраль. «СЕМЬЯ».
Основные направления работы
Задачи
Репертуар
Слушание
Формировать предпосылки к певческой деятельности. Учить получать положительные эмоции в процессе общения с музыкой.
«Рёвушка», «Капризуля» муз. В.Волкова; «Игра с лошадкой» муз. П.Чайковского.
Пение
Упражнять в узнавании простейших знакомых песен, исполнять песни, подражая взрослому. Учить концентрировать внимание на движущихся губах взрослого во время пения.
«Маме улыбаемся» муз. В. Агафонникова, сл. Е.Тиличеевой. «Маме песенку пою» сл. Е. Авдиенко, муз. Т. Потапенко.
Музыкально-ритмические движения
Учить выполнять плясовые движения под музыку (руки на поясе; одна рука на поясе, другая с платочком подняти вверх; руки в стороны с султанчиками; «фонарики»; «топотушки» и т.д.)
«Маленький танец» муз. Н. Александровой.
«Вышли куклы танцевать» муз. В. Витлина.
Игра на муз. инструментах
Упражнять детей в игре на муз. инструментах: погремушка, барабан. Учить. играя выполнять действия вместе со взрослым..
Игра муз. инструментах.
Театрализованная деятельность
Вызывать интерес к тиграм.
Игры – драмматизации «Птички летают» муз. Н. Банниковой. «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера.
Март. «МОЯ МАМА».
Основные направления работы
Задачи
Репертуар
Слушание
Учить получать положительные эмоции в процессе общения с музыкой, реагировать на новизну, разнообразие и яркость музыкальных впечатлений. Формировать потребность в слушании музыки.
«Игра с лошадкой» муз. П. Чайковского. «Колыбельная» муз. С. Разарёнова. «Весною» муз. С. Майкапара.
Пение
Упражнять в узнавании простейших знакомых песен, исполнять песни, подражая взрослому. Учить концентрировать внимание на движущихся губах взрослого во время пения.
«Маме песенку пою» сл. Е. Авдиенко, муз. Т.потапенко. «Маме в день 8 Марта» муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен.
Музыкально-ритмические движения
Учить выполнять плясовые движения под музыку (руки на поясе; одна рука на поясе, другая с платочком подняти вверх; руки в стороны с султанчиками; «фонарики»; «топотушки» и т.д.)
«Вышли куклы танцевать» муз. В. Витлина. «Помирились» муз. Т. Вилкорейской.
Игра на муз. инструментах
Упражнять детей в игре на муз. инструментах: погремушка, бубен.Учить, играя выполнять действия по образцу взрослого.
Игра на муз. инструментах.
Театрализованная деятельность
Вызвать желание смотреть фрагменты сказок кукольного театра.
Этюд – драмматизация «Весёлая прогулка» муз. П. Чайковского.
«Танец с платочками» р. н. мелодия.
Апрель. «ВЕСНА».
Основные направления работы
Задачи
Репертуар
Слушание
Учить получать положительные эмоции в процессе общения с музыкой, реагировать на новизну, разнообразие и яркость музыкальных впечатлений. Формировать потребность в слушании музыки.
. «Весною» муз. С. Майкапара. «Воробей» А.Руббах. «Жаворонок» муз. М. Глика.
Пение
Продолжать развивать певческие способности детей,исполнять песни, подражая взрослому. Учить концентрировать внимание на движущихся губах взрослого во время пения.
«Солнышко» укр. н. мелодия в обр. Н. Метлова. «Дождик» муз. М. Красина, сл. Н. Френкель. «Улыбка» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
Музыкально-ритмические движения
Учить выполнять плясовые движения под музыку (руки на поясе; одна рука на поясе, другая с платочком подняти вверх; руки в стороны с султанчиками; «фонарики»; «топотушки» и т.д.)
«Снежинки» муз. Т. Ломовой. «Весенняя карусель» муз. М. Сатулина.
Игра на муз. инструментах
Упражнять детей в игре на муз. инструментах: колокольчики, бубен. Учить, играя выполнять действия по образцу взрослого.
Игра на муз. инструментах.
Театрализованная деятельность
Вызвать желание смотреть фрагменты сказок кукольного театра.
Этюд – драмматизация «Барабанщик» муз. М. Красева.
Хоровод «Покажи ладошку» латышская н. мелодия.
Май. «ИГРУШКИ».
Основные направления работы
Задачи
Репертуар
Слушание
Учить получать положительные эмоции в процессе общения с музыкой, реагировать на новизну, разнообразие и яркость музыкальных впечатлений. Учить слушать и узнавать знакомые мелодии.
«Жаворонок» муз. М. Глика. «Новая кукла», «Болезнь куклы» муз. П.Чайковского.
Пение
Продолжать развивать певческие способности детей.исполнять песни, подражая взрослому. Учить концентрировать внимание на движущихся губах взрослого во время пения.
. «Улыбка» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. «Паровоз» муз. З. Компанейца, сл. О.Высотской. «Лошадка» муз. Т. Ломовой, сл. М. Ивенсен.
Музыкально-ритмические движения
Учить выполнять плясовые движения под музыку (руки на поясе; одна рука на поясе, другая с платочком подняти вверх; руки в стороны с султанчиками; «фонарики»; «топотушки» и т.д.)
Хоровод «Весенняя карусель» муз. М. Сатулина.
Пляска «котята-поворята» муз. Е. Тиличеевой.
Игра на муз. инструментах
Упражнять детей в игре на муз. инструментах:. Учить, играя выполнять действия по образцу взрослого.
Игра на муз инструментах.
Театрализованная деятельность
Вызвать желание смотреть фрагменты сказок кукольного театра, участвовать в них.
Этюд – драмматизация «Барабанщик» муз. М. Красева.
Июнь. «ЛЕТО».
Основные направления работы
Задачи
Репертуар
Слушание
Учить получать положительные эмоции в процессе общения с музыкой, реагировать на новизну, разнообразие и яркость музыкальных впечатлений. Учить слушать и узнавать знакомые мелодии.
«Болезнь куклы» муз. П. Чайковского. «Жуки» венг. нар. мелодия в обр. Л.Вишкарёва. «Лесные картинки» муз. Ю. Слонова.
Пение
Продолжать развивать певческие способности детей.исполнять песни, подражая взрослому. Учить концентрировать внимание на движущихся губах взрослого во время пения.
«Песенка про кузнечика» муз. В. Шаинского, сл. Н.Носова. «Берёзка» муз. Е.Тиличеевой, сл. П. Воронко.
Музыкально-ритмические движения
Учить выполнять плясовые движения под музыку (руки на поясе; одна рука на поясе, другая с платочком подняти вверх; руки в стороны с султанчиками; «фонарики»; «топотушки» и т.д.)
Этюд-драмматизация «Ах ты, берёза».
Хоровод «Топ-топ» муз. Т. Назарова-Метнер.
Игра на муз. инструментах
Упражнять детей в игре на муз. инструментах:. Учить, играя выполнять действия по образцу взрослого.
Игра на муз. инструментах.
Театрализованная деятельность
Вызвать желание смотреть фрагменты сказок кукольного театра, участвовать вних.
Этюд-драмматизация «Покажи ладошку» латышская н. мелодия.