kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ ( 5-7 классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа для логопедов по коррекции письма работающих с детьми ЗПР (5-7 классов)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ ( 5-7 классы)»











Программа логопедического сопровождения

обучающихся с ОВЗ (ЗПР)

как часть адаптированной образовательной программы

основного общего образования

«Коррекция нарушений письма»

(5-7 классы)


СОДЕРЖАНИЕ



Стр.

1.

Пояснительная записка………...………………………………………………………...

3

2.

Цель и задачи программы………………………………………………………………..

5

3.

Планируемые результаты………………………………………………………………...

6

4.

Основные требования к уровню подготовки обучающихся…………………………...

6

5.

Учебно-тематический план. Содержание программы. Календарно-тематическое планирование (5 класс)



5.1. Учебно-тематический план. Первый год обучения (5 класс)……………...............

8


5.2. Содержание программы (5 класс)…………………………..……………………….

5.3. Календарно-тематическое планирование. Первый год обучения (5 класс)…........

8

9

6.

Учебно-тематический план. Содержание программы. Календарно-тематическое планирование (6 класс)



6.1. Учебно-тематический план. Второй год обучения (6 класс)…………………….....

13


6.2. Содержание программы (6 класс)…………………………………………………..

6.3. Календарно-тематическое планирование. Второй год обучения (6 класс)…..........

13

14

7.

Учебно-тематический план. Содержание программы. Календарно-тематическое планирование (7 класс)



7.1. Учебно-тематический план. Третий год обучения (7 класс)…………..……………

20


7.2. Содержание программы (7 класс)…………………….………………………………

7.3. Календарно-тематическое планирование. Третий год обучения (7 класс)…..........

20

24

8.

Методическое обеспечение реализации программы…………………..………………...

34

9.

Литература…….……………………………………………………………………………

34


Пояснительная записка


Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ (ЗПР) — это комплексная программа по оказанию помощи детям с задержкой психического развития в освоении адаптированной образовательной программы начального общего образования (АОП ООО).

Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.9,13,14,15,32).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009 г., с изменениями и дополнениями Приказом МОиН России от 29 декабря 2014 г. N 1643).

  • Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993).

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения (Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.02.2000 № 2).

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002).

  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (Приказ МО и Н РФ от 9 декабря 2010 г. N 1639).

  • О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО и Н РФ № АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.).

  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ).

  • Приказ МОиН России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.


Актуальность. 

В исследованиях, посвященных проблемам нарушений письменной речи детей среднего и старшего школьного возраста, имеется особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которые правомерно именовать дизорфографией.

Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.

Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.

У детей с ЗПР нарушение письменной речи сохраняется к 5 –му классу, обусловлено это наличием нарушения устной речи в анамнезе, поздними сроками начала коррекционной работы. Часто в дошкольном возрасте и при обучении в начальных классах общеобразовательных школах дети не получают специальной коррекционной помощи.

Задержка психического развития (ЗПР) – это особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребёнка (И.Ю. Левченко).

К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:

низкий уровень познавательной активности;

незрелость мотивации к учебной деятельности;

сниженная работоспособность по восприятию и переработке информации;

ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;

недостаточная сформированность умственных операций;

отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.

Статистика показывает, что 90 % детей с ЗПР 11-16 лет имеют ошибки дизорфографического характера. Существенную роль в их возникновении играет:

  • дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания;

  • нарушения слухоречевой памяти;

  • нарушение буквенного гнозиса;

  • нарушение динамического праксиса руки;

  • затрудненность восприятия ритмической структуры слова;

  • нечеткая дикция, плохая артикуляция;

  • нарушение лексико-грамматического строя речи;

  • наличие в анамнезе или в настоящее время задержки психического развития, что в свою очередь тормозит коррекцию устной и письменной речи.

Особенно данные нарушения усугубляются при переходе обучающихся из начальной школы в среднюю. Известно, что ведется коррекционная работа в дошкольном возрасте, с младшими школьниками, имеющими нарушения устной и письменной речи при ЗПР. Но в 5 – 7 классах проблема не исчезает, школьные логопеды, как правило, не берут таких детей на коррекционные занятия – и в первую очередь потому, что в этой области реально не существует ни методических рекомендаций, ни практических материалов, ни теоретических исследований, позволяющих работать с такими детьми.

Так как отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии, то возникла необходимость в создании данной программы.

Следует отличать дизорфографические ошибки от дисграфических. Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа – к дизорфографии.

Выделяют основные три вида дизорфографии:

  • морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.);

  • синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией;

  • смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.

Большинство детей с задержками психического развития характеризуется различными нарушениями речевой деятельности системного характера. У них наблюдаются нарушения звукопроизношения, а также несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, лексико-грамматического строя речи, недоразвитие пространственных ориентировок, зрительных представлений, что ведет к стойким специфическим и орфографическим ошибкам на письме.

Логопедическая работа в начальной школе, в основном, направлена на преодоление дисграфических ошибок, а профилактика дизорфографии составляет только небольшую часть занятия. Количество дисграфических ошибок к 4 классу сокращается, а количество орфографических сохраняется и даже нарастает в связи с усложнением и увеличением объема программного материала по русскому языку. Таким образом, будет актуально создание специальной программы по коррекции дизорфографии для учащихся 5-7-ых классов с ЗПР.

Новизна программы заключается в тесной взаимосвязи между учителем – учеником - логопедом в работе по преодолению трудностей овладения и применения грамматических правил. Новая технология включает в себя использование на логопедических занятиях по преодолению дизорфографии и уроках русского языка специально разработанных алгоритмов.

Таким образом, обучающиеся 5-7-ых классов, страдающие дизорфографией, будут обеспечены постоянной специально организованной логопедической поддержкой, а тесная взаимосвязь в работе учителя – ученика – логопеда позволит успешно преодолеть имеющиеся трудности в обучении.

Данная программа рассчитана на весь период обучения ребенка с ЗПР и основывается на следующих теоретических положениях и принципах:

1. Усвоение языковой системы языка детьми с ЗПР должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов.

2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.

3. Взаимосвязь речи и моторики.

4. Учет типологии задержки при планировании коррекционно-развивающей работы.

5. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.

Характерным отличием программы логопедической коррекции является введение подготовительного этапа по коррекции и развитию следующего:

• положительной мотивации, устойчивого познавательного интереса к логопедическим занятиям;

• значимости правильного письма в обыденной жизни человека;

• познавательной деятельности (мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, пространственно-временных представлений);

• графо-моторного навыка и мелкой моторики;

• саморегуляции и самоконтроля (данный этап имеет первостепенное значение в коррекции дисграфии и дислексии детей с ЗПР, т.к. на первый план в нарушении развития у данной категории детей выходит неспособность контролировать свою деятельность и управлять своим поведением);

• поведенческой и эмоционально – волевой сферы.

Цель: создание системы комплексной логопедической помощи обучающимся с ЗПР в освоении адаптированной образовательной программы основного общего образования. Создание специальных условий развития и коррекции, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации коррекционно-логопедической работы. Коррекция недостатков устной и письменной речи обучающихся с ЗПР. Формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Задачи:

  • формировать навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест;

  • формировать навык запоминания и применения грамматического правила по алгоритму;

  • совершенствовать навык грамотного письма;

  • развивать навыки различных форм языкового анализа (фонематического, морфемного, морфологического);

  • развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;

  • развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память;

  • совершенствовать основные учебные навыки;

  • воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;

  • воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;

  • воспитывать интерес к родному языку.

Адресат: Программа предназначена для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) 5-7 классов МБОУ «Школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми.

Условия набора: обучающиеся, имеющие статус «ребенок с ОВЗ» и коллегиальное заключение ПМПК.

Срок реализации: 3 года.

Формы и режим занятий:

Занятия проходят с 1 октября по 30 апреля (26 учебных недель).

(5-6 класс): 52 часа, 2 раз в неделю

(7 класс): 26 часа, 1 раз в неделю

Форма организации деятельности детей на занятии:

- групповая;

- подгрупповая;

- индивидуальная.

Условия формирования групп: с учетом нозалогии

Количество детей в группе: 2-5 человек.

Продолжительность занятий:

Групповых, подгрупповых – 30 минут; индивидуальных – 20 минут.


Планируемые результаты

В результате реализации программы логопедического сопровождения «Коррекция нарушений письма» у обучающихся с ОВЗ (ЗПР) будут восполнены пробелы:

- в развитии звуковой стороны речи;

- в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;

- в формировании связной речи;

- устранены специфические ошибки письма и чтения;

- сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.


Основные требования к уровню подготовки обучающихся

  • Личностные результаты: 

- повышение мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации (преодоление эгоцентризма личности).

  • Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-учиться работать по предложенному учителем плану

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре, группе;

- выполнять различные роли (лидера, исполнителя, героя и т.д).

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы подгруппы и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

  • Предметными результатами прохождения данной программы является восполнение пробелов в развитии устной и письменной речи.


Обучающиеся должны знать:

  • морфологические признаки частей речи;

  • состав и названия частей слова;

  • признаки гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих звуков и букв;

  • правописание Ь, Ъ в различных частях речи;

  • синтаксические единицы, знаки препинания при них;

  • структуру текста.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать морфологические и грамматические признаки частей речи;

  • проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический и др.);

  • доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико-артикуляционное сходство по твердости – мягкости, ударности – безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву;

  • дифференцировать основные синтаксические единицы, правильно употреблять знаки препинания;

  • проводить анализ текста, составлять план;

  • устранять ошибки в деформированных текстах, предложениях, словах.


Способы определения результативности:

  • тестирование в начале и конце учебного года.

Формы подведения итогов:

  • Сравнительный анализ распространенности орфографических ошибок (определение коэффициента успешности выполнения заданий).

В процессе реализации программы учитель – логопед осуществляет взаимосвязь с педагогами через индивидуальные и групповые консультации, педагогические советы. С родителями через выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации.

Отслеживание динамики и эффективности логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ (ЗПР) осуществляется через школьное ПМПк.

Учебно-тематический план

Первый год обучения (5 класс)

Раздел

Количество занятий

1

Развитие и уточнение пространственных представлений.

4

2

Развитие и уточнение временных представлений.

6

3

Алфавит.

2

4

Звуки и буквы.

7

5

Однокоренные слова.

7

6

Ударение.

4

7

Безударные гласные в корне слова.

3

8

Звонкие и глухие согласные.

4

9

Непроизносимые согласные.

3

10

Правила переноса.

3

11

Словарные слова.

2

12

Двойные согласные.

6

13

Проверочные работы.

1


ВСЕГО: 52 занятия


Содержание программы (5 класс)

  • Диагностика. Тестирование (Сентябрь)

Обследование неречевых психических функций.

Обследование умения концентрировать произвольное слухо-речевое и зрительное внимание и память.

Обследование состояния устной и письменной речи.

  • Развитие и уточнение пространственных представлений (4 занятия) 

Правописание существительных множественного числа, родительного падежа. Правописание наречий и предлогов («справа», «слева», «вперёд», «около» и т.п.).

  • Развитие и уточнение временных представлений (6 занятий)

Сутки. Дни недели Времена года. Месяцы. Год. Календарь. Праздники, Семья.

  • Алфавит (2 занятия)

Понятия «алфавит» и «азбука».

  • Звуки и буквы (7 занятий)

Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Гласные 1-го ряда. Гласные 2-го ряда. Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда. Дифференциация согласных по глухости-звонкости. Заглавная буква в начале предложения. Правила написания предложения.

  • Однокоренные слова (7 занятий)

Развитие умения подбирать ряд однокоренных слов. Развитие умения подбирать проверочные слова на изученные орфограммы

  • Ударение (4 занятия)

Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения.

  • Безударные гласные в корне слова (3 занятия)

Анализ и комментирование орфограмм в корне слова. Тренировочные упражнения по подбору проверочных слов.

  • Звонкие и глухие согласные (4 занятия)

Оглушение звонких согласных. Озвончение глухих согласных.

  • Непроизносимые согласные (3 занятия)

Анализ и комментирование орфограммы.

  • Правила переноса (3 занятия)

Слоговой анализ. Тренировочные упражнения.

  • Словарные слова (2 занятия)

Анализ и комментирование орфограммы.

  • Двойные согласные (6 занятий)

Анализ и комментирование орфограммы.

  • Проверочные работы (1 занятие)

Слуховые диктанты. Работа с карточками.

  • Обследование. Тестирование (Май)


Календарно-тематическое планирование (5 класс)


дата

занятия

Тема

Содержание коррекционной работы

Грамматические и лексические темы

Развитие неречевых процессов

Диагностика. Тестирование (Сентябрь)



Обследование неречевых психических функций.

Обследование состояния устной речи.

Обследование состояния письменной речи.

Исследование неречевых психических функций.

Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения.

Исследование процесса письма.

Развитие и уточнение пространственных представлений (4 занятия)


1-2

Развитие и уточнение пространственных представлений.

Правописание существительных множественного числа, родительного падежа («сапоги», «чулки», «носки»). Правописание наречий и предлогов («справа», «слева», «назад», «вперед», «около», «напротив» и т.п.).

Формирование тонкой моторики и графомоторных навыков.


3-4

Развитие и уточнение пространственных представлений

Безударная гласная в корне слова. Словарные слова. Детективно-загадочная история. Мурзилка против Ябеды-Корябеды. По мотивам рассказов А. Семенова «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды»


Развитие внимания.

Развитие и уточнение временных представлений (6 занятий)


5

Развитие и уточнение временных представлений. Сутки. Дни недели.

Правописание наречий (когда-нибудь, иногда, изредка, реже, чаще и т.п.) Ю. Мориц «Куда делся понедельник?»

Развитие памяти.


6

Развитие и уточнение временных представлений. Времена года.

Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

Развитие внимания.


7

Развитие и уточнение временных представлений. Месяцы.

Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Развитие словесно-логического мышления.


8

Развитие и уточнение временных представлений. Год.

Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Развитие произвольного внимания и всех видов памяти


9

Развитие и уточнение временных представлений. Календарь. Праздники.

Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. Путешествие в будущее на машине времени. К. Булычев «Сто лет тому вперед».

Развитие словесно-логического мышления


10

Развитие и уточнение временных представлений. Семья.

Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. Тайна древнего замка с привидениями. О. Уайльд «Кентервильское привидение».

Развитие абстрактного и образного мышления

Алфавит (2 занятия)


11

Алфавит. Понятия «азбука» и «алфавит».

Гласные и согласные буквы и звуки.

Б. Заходер «Песенка-азбука»

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)


12

Алфавит. Понятия «азбука» и «алфавит».

Гласные и согласные буквы и звуки.

Я. Бжехва «Волшебник Ковальский»

Звуки и буквы (7 занятий)


13

Звуки и буквы. Дифференциация гласных и согласных букв и звуков.

Дифференциация гласных и согласных звуков и букв.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)


14

Звуки и буквы. Гласные I ряда.

Гласные звуки и буквы 1 – го ряда.

Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. Игра «Пуговица».


15

Звуки и буквы. Гласные II ряда.

Буквы «е», «ё», «ю», «я»


16

Звуки и буквы. Дифференциация гласных I и II ряда

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». 


17

Звуки и буквы. Дифференциация согласных по твердости — мягкости.

Мягкие и твердые согласные.

Отработка понятий «правый» и «левый». Упражнение «Разноцветные точки».


18

Звуки и буквы. Дифференциация согласных по глухости — звонкости.

Глухие и звонкие согласные.


19

Заглавная буква в начале предложения. Правила написания предложения.

Правила написания предложения. Заглавная буква в именах собственных

Предложение.

Строчные и прописные буквы. Развитие связной речи. Письмо Деду Морозу.

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений предлоги («на», «над», «под», «за»). Упражнение «Копирование точек». Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?».

Однокоренные слова (7 занятий)


20-21

Однокоренные слова. Корень.


Части слова. Корень.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей».


22-23

Однокоренные слова. Приставка.


Части слова. Приставка.


24-25

Однокоренные слова. Суффикс.


Части слова. Суффикс.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Использование игр с постройками из кубиков».


26

Однокоренные слова. Окончание.

Части слова. Окончание.

Ударение (4 занятия)


27

Ударение.


Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур», «Лабиринты».


28-30

Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения.

Слова-омографы

Безударные гласные в корне слова (3 занятия)


31

Безударные гласные в корне слова.

Части слова. Корень.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания


32

Безударные гласные в корне слова.

Части слова. Приставка.



33

Безударные гласные в корне слова.

Части слова. Суффикс. Окончание.


Звонкие и глухие согласные (4 занятия)


34-35

Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных (оглушение).

Оглушение звонких согласных в середине слова.

Усиление концентрации слухового внимания


36-37

Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных (озвончение).

Озвончение глухих согласных в середине слова.

Непроизносимые согласные (3 занятия)


38-40

Непроизносимые согласные.

Анализ и комментирование орфограммы.

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. Упражнение «Красно-черные пары».

Правила переноса (3 занятия)


41-43

Правила переноса.

Слоговой анализ. Тренировочные упражнения.

Развитие памяти. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно». Упражнение «Мысленные образы и эмоции».

Словарные слова (2 занятия)


44-45

Словарные слова.

Анализ и комментирование орфограммы.

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов.

Двойные согласные (6 занятий)


46-48

Двойные согласные в корне слова.

Анализ и комментирование орфограммы.

Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание визуального материала».


49-51

Двойные согласные на стыке морфем.

Анализ и комментирование орфограммы.

Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание словесного материала»

Проверочные работы (1 занятие)


52

Слуховые диктанты. Работа с карточками. Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых проверочных работ. Оценка динамики работы с обучающимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.

Обследование. Тестирование (май)



Фронтальное обследование.


Учебно-тематический план

Второй год обучения (6 класс)




Раздел

Количество занятий


Повторение. Анализ и комментирование орфограмм, изученных в 5 классе (на уровне предложения и текста)

2


Употребление гласных после шипящих.

4


Мягкий знак.

10


Слово.

9


Фразеологизмы.

4


Морфология.

2


Имя существительное.

4


Глагол.

4


Имя прилагательное.

4


Местоимение.

4


Служебные части речи.

4


Закрепление. Проверочные работы.

1


ВСЕГО: 52 занятия


Содержание программы (6 класс)


1.Диагностика. Тестирование (сентябрь)

Обследование неречевых психических функций.

Обследование умения концентрировать произвольное слухо-речевое и зрительное внимание и память.

Обследование состояния устной и письменной речи.

2.Повторение. Анализ и комментирование орфограмм, изученных в 5 классе (на уровне предложения и текста) (2 занятия)

Анализ и комментирование изученных орфограмм в 5 классе. (на уровне предложения и текста)

Работа с орфограммами (на уровне предложения и текста), вызывающими наибольшие затруднения у учащихся 6-ых классов.

3.Употребление гласных после шипящих (4 занятия)

Правописание «жи-ши»; «ча-ща»; «чу-щу»

4.Мягкий знак (10 занятий)

Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных.

Мягкий знак после шипящих. Разделительные «Ь» и «Ъ» знаки.

5.Слово (9 занятий)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Омофоны. Синонимы. Антонимы.

6.Фразеологизмы (4 занятий)

Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания.

7.Морфология (2 занятия)

Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.

8.Имя существительное (4 занятия)

Имя существительное как часть речи. Изменение существительных по падежам и числам. Склонение существительных.

9.Глагол (4 занятия)

Глагол как часть речи. Изменение глагола по лицам и числам. Времена глагола. Спряжения глаголов.

10.Имя прилагательное (4 занятия)

Имя прилагательное как часть речи. Изменение прилагательных по родам и числам. Согласование прилагательных с существительными.

11.Местоимение (4 занятия)

Местоимение как часть речи. Изменение местоимений по лицам и числам. Согласование местоимений с существительными и глаголами.

12.Служебные части речи (4 занятия)

Предлог. Союз.

13.Закрепление. Проверочные работы (1 занятие)

Анализ и комментирование орфограмм имени существительного. Анализ и комментирование орфограмм имени прилагательного. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже. Анализ и комментирование орфограмм глагола. Анализ и комментирование орфограмм местоимения.

14.Обследование. Тестирование (май)

Выполнение диагностических работ.


Календарно-тематическое планирование (6 класс)


дата

занятия

Тема

Содержание коррекционной работы

Грамматические и лексические темы

Развитие неречевых процессов

Диагностика. Тестирование (Сентябрь)



Обследование неречевых психических функций.

Обследование состояния устной речи.

Обследование состояния письменной речи.

Исследование неречевых психических функций.

Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения.

Исследование процесса письма.

Повторение. Анализ и комментирование орфограмм, изученных в 5 классе (на уровне предложения и текста) (2 занятия)


1-2

Повторение.

Работа с орфограммами (на уровне предложения и текста), вызывающими наибольшие затруднения у учащихся 6-ых классов.


Употребление гласных после шипящих (4 занятия)


3-4

Употребление гласных после шипящих(«жи-ши»).

Работа с орфограммами (на уровне предложения и текста).

Развитие осознанного восприятия. Упражнение «Оживление».


5-6

Употребление гласных после шипящих («ча-ща», «чу-щу»).

Работа с орфограммами (на уровне предложения и текста).


Мягкий знак (10 занятий)


7-11

Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных.

Смягчение согласных при помощи буквы Ь. Буква Ь смягчительный. Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Ь. Фонетический и фонематический анализ слов. Преобразование слов путём убавления или прибавления буквы Ь: мел-мель, уголь-угол. Составление и запись предложений.

Две функции буквы Ь: смягчение и разделение. Буква Ь разделительный (вьюга, листья). Составление схемы, фонематический и фонетический анализы слов. Составление и запись предложений.

Написание Ь в окончаниях имени существительного

женского рода 3-го склонения. Позиция в слове. Дифференцированное употребление. Фонематическое и фонетическое значение. Фонематический, фонетический анализ слов с буквами Ь в окончаниях имени существительного женского рода 3-го склонения. Выделение слов из текста, ряда других слов. Составление и запись предложений.

Развитие способности устанавливать связи между элементами материала. Упражнение «Двойная стимуляция памяти».

Развитие способности устанавливать связи между элементами материала. Упражнение «Нелогичные» парные ассоциации слов».


12-16

Употребление мягкого знака после шипящих.

Разделительный «ь».

Разделительный «ъ».


Упражнения для использования визуального кода. Упражнение «Особый путь зубрежки».

Развитие мышления.

Развитие образного мышления. Игра «Дополни до...».

Развитие образного мышления. Игра «Догадайся, кто нарисован».

Слово (9 занятий)


17

Слово и его лексическое значение.

Лексика. Лексическое и грамматическое значение слова. Толковый словарь.

Развитие образного мышления. Игра «Кубики».


18

Однозначные и многозначные слова.

В. Остен «Дорога»


19

Прямое и переносное значения слова.


Развитие образного мышления. Упражнение «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек».


20

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

Омонимы.


21

Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному в зависимости от значения (омофоны).

Омофоны

Развитие абстрактно-логического мышления. Упражнение «Формирование искусственных понятий».


22-23

«Слова-приятели». Синонимы.

Синонимы. С. Маршак «Вьюга»

Синонимы. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Синонимы, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета.

Развитие абстрактно-логического мышления. Упражнение «Формирование умения отделять форму понятия от его содержания»


24

«Слова-неприятели». Антонимы.


Антонимы. Картина И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Развитие абстрактно-логического мышления. Упражнение «Формирование умения устанавливать связи между понятиями».


25

«Слова-неприятели». Антонимы.

Антонимы.

Б. Заходер «И нам с тобой пришел черед...»

Фразеологизмы (4 занятий)


26-29

Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания.

Виды фразеологических оборотов.

Фразеологические сращения. Фразеологические единства. Фразеологические сочетания.

Развитие абстрактно-логического мышления. Упражнение «Формирование способности оперировать смыслом».

Морфология (2 занятия)


30-31

Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа

- Найти корень данного слова и указать ее значение; образовать ряд слов с данным корнем; ввести эти слова в предложения.

- Выделить приставки в словах (сделать, приехать, перепрыгнуть, заделать); найти в данном тексте слова с приставками; из данного текста выписать группами слова с одинаковыми приставками; выделить парами слова, в состав которых входят приставки с чередующимися гласными расписаться- роспись ).

Формирование приемов учебной деятельности. Формирование умения принять учебную задачу.

Имя существительное (4 занятия)


32

Имя существительное.




33

Изменение существительных по падежам.

Существительное как часть речи

Формирование умения планировать свои действия


34

Изменение существительных по числам.

Падежные окончания имен существительных



35

Три склонения имен существительных.

Правописание слов в мужском и женском роде, оканчивающиеся на шипящие

Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий)

Глагол (4 занятия)


36

Глагол.


Глагол как часть речи.

Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. 

Упражнение «Офицер-солдат»


37

Времена глагола.

Прошедшее, насто-ящее и будущее времена глагола


38

Изменения глагола по лицам и числам.

Написание «не» с глаголами.

Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. 

Упражнение «Поиск клада».


39

Спряжения глаголов.

Окончания глаголов.

Имя прилагательное (4 занятия)


40

Имя прилагательное.

Прилагательное как часть речи.



41-42

Изменение имени прилагательного по родам и числам.


Формирование приемов самоконтроля.

Упражнение «Сделай так же».


43

Согласование прилагательных с существительными.

Окончания прилагательных.

Формирование приемов самоконтроля.

Игра «Число-контролер».

Местоимение (4 занятия)


44

Местоимение.


Местоимение, как часть речи



45-46

Изменение местоимений по лицам и числам.


Развитие произвольности. Игра «Пуговица».


47

Согласование местоимений с существительными и глаголами.


Развитие произвольности. Игра «Кто сегодня именинник».

Служебные части речи (4 занятия)


48

Служебные части речи.





49-51

Предлог. Союз.

Правописание частиц «не» и «ни» с глаголами.

Развитие произвольности. Игра «Хитрые картинки».

Закрепление. Проверочные работы (1 занятие)


52

Проверочные работы.


Анализ и комментирование орфограмм имени существительного. Анализ и комментирование орфограмм имени прилагательного. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже. Анализ и комментирование орфограмм глагола. Анализ и комментирование орфограмм местоимения.

Обследование. Тестирование (май)



Итоговое тестирование.




Учебно-тематический план

Третий год обучения (7 класс)

Раздел

Количество занятий

2

Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза.

4

3

Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

6

4

Словообразование.

5

5

Правописание мягкого знака.

2

6

Синтаксис.

5

7

Совершенствование связной речи.

3

8

Проверочные работы.

1


ВСЕГО: 26 занятий


Содержание программы (7 класс)


1. Диагностика. Тестирование (сентябрь)

Диагностика устной речи.

Диагностика письменной речи.

2.Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза (4 занятия)

Звуковой анализ и синтез слова.

Звуковая схема слов. Обозначение гласных и согласных звуков на схеме. Выделение звука по заданию учителя, его характеристика. Подбор схем к слову, слов к схемам. Выделение звука по заданию. Преобразование слов путём добавления звука: вол – волк, убавления звука: урок – рок, перестановки звуков: лов - вол.

Звукобуквенный анализ и синтез слова.

Определение позиции заданного звука. Выделение и характеристика звука по заданию учителя. Различия в образовании произношении гласных и согласных звуков.

Слоговой анализ и синтез слова.

Определение количества слогов в слове. Слоговая схема слов. Подбор схем к слову, слов к схемам. Составление слов из слогов. Преобразование слов: путём перестановки слогов местами сосна - насос; добавления слогов вёл – привёл; убавления слогов пришёл – шёл.

Звуко-слоговой анализ и синтез слова.

Звуко-слоговая схема. Подбор слов к заданной звуко-слоговой схеме, схем к словам. Анализ слова. Выделение заданного звука, слога. Соотнесение количества звуков, букв, слогов. Характеристика заданного звука, слога. Преобразование слов путём изменения его звуко-слогового состава. Составление слов из заданных звуков, слогов.

3.Дифференциауия звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство (6 занятий)

Понятие звонких и глухих согласных. Дифференциация звуков по принципу звонкости – глухости.

Звуки и буквы. Сравнение звуков по их акустико-артикуляционным признакам, соотнесение с буквами. Позиция в слове. Звуковая схема слова. Подбор слов с заданным звуком. Графические диктанты. Преобразование слов путём взаимозамены парных звуков (сайка-зайка). Договаривание предложений, их запись.

Правописание звонких и глухих согласных в середине слова.

Глухие и звонкие согласные в середине слова (юбка, шапка).Правописание слов с сомнительными согласными в середине слова. Уменьшительно-ласкательные суффиксы (юбка-юбочка, шапка-шапочка) при подборе проверочных слов. Графический диктант. Нахождение и выделение слов в тексте. Запись предложений.

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

Глухие и звонкие согласные на конце слов. Правописание слов с глухими и звонкими согласными на конце слов. Единственное и множественное число имён существительных (дуб-дубы), уменьшительно-ласкательные суффиксы имён существительных (дуб-дубочек) при подборе проверочных слов. Выделение слов с сомнительными согласными из текста. Запись предложений.

Понятие твердости и мягкости согласных. Дифференциация звуков по принципу твердости – мягкости.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Фонетический и фонематический анализ слов. Обозначение мягких согласных на схеме. Изменение состава и анализа слов при взаимозаменяемости твёрдых - мягких согласных (воз - вёз). Составление и запись предложений.

Смягчение согласных с помощью гласных II ряда.

Гласные II ряда, их роль. Изменение характеристики, звукового состава, лексического значения слов при взаимозаменяемости гласных I и II рядов: нос-нёс, мил-мыл. Звуковая схема таких слов. Составление и запись предложений.

Смягчение согласных с помощью Ь.

Смягчение согласных при помощи буквы Ь. Буква Ь смягчительный. Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Ь. Фонетический и фонематический анализ слов. Преобразование слов путём убавления или прибавления буквы Ь: мел-мель, уголь-угол. Составление и запись предложений.

Разделительный мягкий знак.

Две функции буквы Ь: смягчение и разделение. Буква Ь разделительный (вьюга, листья). Составление схемы, фонематический и фонетический анализы слов. Составление и запись предложений.

Разделительный твердый знак.

Буква Ъ разделительный. Роль и значение буквы Ъ. Схемы слов с буквой Ъ. Звуковой анализ слов с буквой Ъ. Звукобуквенный анализ слов с буквой Ъ. Выделение слов из текста и ряда других слов. Составление и запись предложений.

Дифференциация разделительного твердого и мягкого знака.

Буквы Ь и Ъ разделительные. Роль и значение. Позиция в слове. Дифференцированное употребление. Фонематическое и фонетическое значение. Фонематический, фонетический анализ слов с буквами Ь и Ъ – вьюга – въезд. Выделение слов из текста, ряда других слов. Составление и запись предложений.

Понятие ударения. Смыслоразличительная роль ударения Дифференциация звуков по принципу ударности – безударности .

Понятие ударения. Ударные и безударные гласные. Ударный слог. Выделение ударного слога. Слова-омографы - замок-замок, атлас-атлас. Составление графической схемы слова – цветок –хХ, кораблик- хХх. Подбор слов к схемам – Хх-холод, зимний. Составление и запись предложений.

Правописание слов с безударными гласными, проверяемые ударением.

Выделение ударного слога. Ударные и безударные гласные в корне слова. Проверяемые ударением гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор цепочек проверочных слов (цветок- цвет, зацвёл).

Чередование гласных в корне в зависимости от последующего согласного ( -ЛАГ-, -ЛОЖ-, -РОС-,-РАСТ-, -РАШ-).

Правописание слов с этими корнями. Роль ударения. Фонематический, лексический анализ слов. Составление и запись предложений. Выделение слов из текста.

Чередование гласных в корне в зависимости от правописания суффикса –А ( -БЕР-, -БИР-, -МЕР-, -МИР-, -ТЕР-, -ТИР-, -КОС-, -КАС-).

Правописание слов с этими корнями. Роль ударения. Фонематический, лексический анализ слов. Составление и запись предложений. Выделение слов из текста.

Чередование гласных в корне в зависимости от ударения ( -ГОР-, -ГАР-).

Правописание слов с этими корнями. Роль ударения. Фонематический, лексический анализ слов. Составление и запись предложений. Выделение слов из текста.

Правописание слов с непроизносимыми согласными. Правописание слов, не имеющих непроизносимую согласную.

Дифференцированное употребление. Фонематический, фонетический анализ слов. Выделение слов из текста, ряда других слов. Все позиции в слове глухих и звонких согласных. Закрепление правописания слов с глухими и звонкими согласными. Выделение слов из текста, подбор к ним проверочных слов. Графический диктант. Составление и запись предложений.

Правописание слов с удвоенными согласными.

Дифференцированное употребление. Фонематический, фонетический анализ слов. Выделение слов из текста, ряда других слов. Графический диктант. Составление и запись предложений.

4.Словообразование (5 занятий)

Состав слова. Ориентирование в составе слова. Восстановление деформированных слов.

Значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Значение каждой части, место в слове. Морфологический анализ слов. Разбор слов по составу. Составление слов из заданных частей слова. Запись слов.

Однокоренные и родственные слова.

Упражнения в определении однокоренных слов. Определение значения однокоренных слов. Нахождение и выделение из текста и ряда однокоренных слов. Цепочки однокоренных слов. Составление и запись предложений. Подбор родственных слов, установление родственных связей между словами. Нахождение и выделение из текста и ряда родственных слов. Цепочки родственных слов. Составление и запись предложений.

Суффикс, его роль в слове. Суффиксальное словообразование.

Значение суффикса. Место в слове. Выделение суффикса. Словообразование с помощью суффикса (суффиксальный способ: белый – белизна, белок, беляк, белеть, белить, беловатый, беленький, бело). Морфологический анализ слов. Запись слов, составление предложений.

Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.

Выделение слов с уменьшительно-ласкательным значением. Выделение суффикса. Морфологический анализ слов. Запись слов, составление предложений.

Суффиксы с преувеличительно- пренебрежительным значением.

Выделение слов с преувеличительно – пренебрежительным значением. Выделение суффикса. Морфологический анализ слов. Запись слов, составление предложений.

Суффиксы профессий и прилагательных.

Словообразование с помощью суффикса. Выделение суффикса. Морфологический анализ слов. Запись слов, составление предложений.

Приставочное словообразование. Приставка, ее роль в слове.

Значение приставки. Место в слове. Выделение приставки. Словообразование с помощью приставки (приставочный способ: звучный – беззвучный, созвучный). Выделение приставки. Правописание приставок.

Приставки временного и пространственного значения. Многозначные приставки.

Значение приставки. Дифференциация приставки временного и пространственного значения. Морфологический анализ слов. Запись слов, составление предложений.

Предлог, как самостоятельная часть речи.

Смысловые значения предлогов: пространственные (ехать в город), образа действия, временные, дополнительные (переписываться с друзьями), причинные (не пришёл из-за болезни). Дифференциация предлогов. Составление и запись предложений с использованием предлогов.

Дифференциация приставки и предлога.

Приставка и предлог. Сходство и различие в употреблении и написании. Нахождение и выделение из текста, ряда других слов. Графический диктант. Составление и запись предложений с использованием одинаковых приставки и предлога.

5.Правописание мягкого знака (2 занятия)

Написание Ь в окончаниях имени существительного женского рода 3-го склонения.

Позиция в слове. Дифференцированное употребление. Фонематическое и фонетическое значение. Фонематический, фонетический анализ слов с буквами Ь в окончаниях имени существительного женского рода 3-го склонения. Выделение слов из текста, ряда других слов. Составление и запись предложений.

Написание Ь в неопределенной форме глагола. Правописание – ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах.

Позиция в слове. Дифференцированное употребление. Фонематическое и фонетическое значение. Фонематический, фонетический анализ слов с буквами Ь в неопределенной форме глагола. Правописание – ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах. Выделение слов из текста, ряда других слов. Составление и запись предложений.

Дифференциация имен существительных, оканчивающихся на – ЦА и глаголов на – ТСЯ, - ТЬСЯ.

Дифференциация имен существительных, оканчивающихся на – ЦА и глаголов на – ТСЯ, - ТЬСЯ. Фонематический, фонетический анализ слов. Выделение слов из текста, ряда других слов. Составление и запись предложений.

Написание Ь в глаголах 2-го лица единственного числа.

Позиция в слове. Дифференцированное употребление. Фонематическое и фонетическое значение слова. Написание Ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Выделение слов из текста, ряда других слов. Составление и запись предложений.

6.Синтаксис (5 занятий)

Словосочетание и предложение. Их дифференциация.

Дифференциация этих категорий. Их фонетические, морфологические признаки и значение. Закрепление навыка дифференциации этих категорий. Составление схем к предложениям, к каждой из этих категорий. Подбор к заданным схемам этих категорий. Составление и запись предложений.

Согласование. Согласование имен прилагательных с существительными в числе.

Согласование слов в предложении. Согласование имен прилагательных с существительными в числе. Определение числа существительных и прилагательных. Изменение существительных и прилагательных по числам. Существительные только единственного и только множественного числа. Составление и запись предложений.

Согласование имен прилагательных с существительными в роде.

Согласование существительных и прилагательных в роде. Нахождение в тексте. Определение рода существительных и прилагательных. Подбор определений к предмету, согласование в роде. Составление сочетаний и предложений, их запись.

Согласование глаголов с именами существительными в числе.

Согласование существительных и глаголов. Нахождение в предложении. Подбор действий к предмету. Число глагола и существительного (девочка пишет, дети пишут). Нахождение и выделение сочетаний из текста. Составление предложений по карточкам и их запись.

Согласование глаголов с именами существительными в роде.

Согласование существительных и глаголов. Нахождение в предложении. Подбор действий к предмету. Род глагола и существительного. Нахождение и выделение сочетаний из текста. Составление предложений по карточкам и их запись.

Управление.

Падежи существительных. Вопросы падежей. Предлоги падежей. Определение падежей существительных. Изменение существительных по падежам. Составление и запись предложений.

Окончание имен существительных единственного и множественного числа в прямых и косвенных падежах.

Нахождение и выделение имен существительных единственного и множественного числа в прямом и косвенных падежах из текста. Определение окончания имен существительных единственного и множественного числа в прямых и косвенных падежах Составление предложений по карточкам и их запись.

Закрепление падежных форм. Вопросы падежей. Предлоги падежей. Определение падежей существительных. Изменение существительных по падежам. Составление и запись предложений.

Связь слов в предложении и словосочетании .

Согласование слов разных частей речи в числе, роде, падеже. Синтаксическая роль. Морфологический разбор слов разных частей речи. Составление сочетаний и предложений по картинкам, их запись

7. Совершенствование связной речи (3 занятия)

Текст. Основная мысль текста.

Определение текста. Определение основной мысли текста. Объединение предложений в рассказ. Составление и запись текста.

Работа с деформированным текстом.

Предложение. Составление предложений из заданных слов. По предметным и сюжетным картинкам. Деформированный текст. Восстановление деформированного текста. Анализ предложения. Последовательность предложений. Восстановление последовательности предложения с опорой на сюжетную картинку и без неё. Определение основной мысли текста. Объединение предложений в рассказ.

Деформация в конце текста.

Восстановление деформированного текста в конце. Анализ предложения. Последовательность предложений. Восстановление последовательности предложения с опорой на сюжетную картинку и без неё. Объединение предложений в рассказ.

Деформация в середине текста.

Восстановление деформированного текста в середине. Анализ предложения. Последовательность предложений. Восстановление последовательности предложения с опорой на сюжетную картинку и без неё. Объединение предложений в рассказ.

Деформация в начале текста.

Восстановление деформированного текста в начале. Анализ предложения. Последовательность предложений. Восстановление последовательности предложения с опорой на сюжетную картинку и без неё. Объединение предложений в рассказ.

Работа с планом. Планирование в практической деятельности.

Составление плана. Работа с планом. Планирование в практической деятельности.

План текста, сообщения, доклада.

Составление плана текста, сообщения, доклада. Самостоятельная запись плана текста, сообщения, доклада. Выступление по плану текста, сообщения, доклада.

8.Проверочные работы (1 занятие)

Диктант с заданием.

9.Тестирование (май)

Итоговая диагностика. Обследование письменной речи.























Календарно-тематическое планирование (7 класс)


дата

занятия

Тема

Содержание коррекционной работы

Грамматические и лексические темы

Виды деятельности

Диагностика. Тестирование (сентябрь)



Обследование состояния устной речи.

Обследование состояния письменной речи.

- Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова.

- Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи).

- Состояние фонематического анализа и синтеза.

- Исследование понимания речи (импрессивной).

- Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи.

- Состояние связной речи.

- Исследование процесса чтения.

Исследование процесса письма.

Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза (4 занятия)


1-2

Звуковой анализ и синтез слова.

- Звуковая схема слов. Обозначение гласных и согласных звуков на схеме.

- Выделение звука по заданию учителя, его характеристика.

- Подбор схем к слову, слов к схемам.

- Преобразование слов путём добавления звука: вол – волк, убавления звука: урок – рок, перестановки звуков: лов - вол.


3

Слоговой анализ и синтез слова.

- Определение количества слогов в слове. Слоговая схема слов.

- Подбор схем к слову, слов к схемам.

- Составление слов из слогов.

- Преобразование слов: путём перестановки слогов местами сосна - насос; добавления слогов вёл – привёл; убавления слогов пришёл – шёл.


4

Звуко-слоговой анализ и синтез слова.

- Звуко-слоговая схема. Подбор слов к заданной звуко-слоговой схеме, схем к словам. Анализ слова.

- Выделение заданного звука, слога.

- Соотнесение количества звуков, букв, слогов.

- Характеристика заданного звука, слога.

- Преобразование слов путём изменения его звуко-слогового состава. Составление слов из заданных звуков, слогов.

Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство (6 занятий)


5

Звонкие и глухие согласные.

- Понятие звонкости и глухости согласных.

Дифференциация звуков по принципу звонкости – глухости.

Правописание звонких и глухих согласных в середине слова. Позиция в слове. Звуковая схема слова. Подбор слов с заданным звуком.

Преобразование слов путём взаимозамены парных звуков (сайка-зайка). Договаривание предложений, их запись.

- Глухие и звонкие согласные в середине слова (юбка, шапка).

Правописание слов с сомнительными согласными в середине слова.

- Уменьшительно-ласкательные суффиксы (юбка-юбочка, шапка-шапочка) при подборе проверочных слов.

Графический диктант. Нахождение и выделение слов в тексте. Запись предложений.

- Глухие и звонкие согласные на конце слов.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными на конце слов. Единственное и множественное число имён существительных (дуб-дубы), уменьшительно-ласкательные суффиксы имён существительных (дуб-дубочек) при подборе проверочных слов.

Выделение слов с сомнительными согласными из текста. Запись предложений.


6

Твердые и мягкие согласные.

- Понятие твердости и мягкости согласных.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Фонетический и фонематический анализ слов. Обозначение мягких согласных на схеме.

Изменение состава и анализа слов при взаимозаменяемости твёрдых - мягких согласных (воз - вёз). Составление и запись предложений.

- Гласные II ряда, их роль. Смягчение согласных с помощью гласных II ряда. Изменение характеристики, звукового состава, лексического значения слов при взаимозаменяемости гласных I и II рядов: нос-нёс, мил-мыл.

Звуковая схема таких слов. Составление и запись предложений.


7

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

- Понятие ударения. Ударные и безударные гласные. Ударный слог. Выделение ударного слога.

Слова-омографы - замок-замок, атлас-атлас.

Составление графической схемы слова – цветок –хХ, кораблик- хХх.

Подбор слов к схемам – Хх-холод, зимний.

Составление и запись предложений.

- Дифференциация звуков по принципу ударности – безударности.

Правописание слов с безударными гласными, проверяемые ударением.

Выделение ударного слога.

- Ударные и безударные гласные в корне слова.

Проверяемые ударением гласные в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова.

Подбор цепочек проверочных слов (цветок- цвет, зацвёл).


8

Чередование гласных в корне в зависимости от последующего согласного.

Чередование гласных в корне в зависимости от последующего согласного (-ЛАГ-, -ЛОЖ-, -РОС-,-РАСТ-, -РАШ-).

Правописание слов с этими корнями. Роль ударения. Фонематический, лексический анализ слов.

Составление и запись предложений. Выделение слов из текста.


9

Чередование гласных в корне в зависимости от правописания суффикса –А.

Чередование гласных в корне в зависимости от ударения.

Чередование гласных в корне в зависимости от правописания суффикса –А (-БЕР-, -БИР-, -МЕР-, -МИР-, -ТЕР-, -ТИР-, -КОС-, -КАС-).

Правописание слов с этими корнями. Роль ударения. Фонематический, лексический анализ слов.

Составление и запись предложений. Выделение слов из текста.

Чередование гласных в корне в зависимости от ударения ( -ГОР-, -ГАР-). Правописание слов с этими корнями. Роль ударения. Фонематический, лексический анализ слов. Составление и запись предложений. Выделение слов из текста.


10

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

Правописание слов с удвоенными согласными.

Дифференцированное употребление. Фонематический, фонетический анализ слов. Выделение слов из текста, ряда других слов. Все позиции в слове глухих и звонких согласных. Закрепление правописания слов с глухими и звонкими согласными. Выделение слов из текста, подбор к ним проверочных слов. Графический диктант. Составление и запись предложений.

Дифференцированное употребление. Фонематический, фонетический анализ слов. Выделение слов из текста, ряда других слов. Графический диктант. Составление и запись предложений.

Словообразование (5 занятий)


11

Состав слова.

Ориентирование в составе слова.

Восстановление деформированных слов. Значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Значение каждой части, место в слове. Морфологический анализ слов. Разбор слов по составу.

Составление слов из заданных частей слова. Запись слов.


12

Однокоренные и родственные слова.

Упражнения в определении однокоренных слов. Определение значения однокоренных слов. Нахождение и выделение из текста и ряда однокоренных слов.

Цепочки однокоренных слов. Составление и запись предложений. Подбор родственных слов, установление родственных связей между словами.

Нахождение и выделение из текста и ряда родственных слов. Цепочки родственных слов. Составление и запись предложений.


13

Суффикс, его роль в слове. Суффиксальное словообразование.

- Значение суффикса. Место в слове. Выделение суффикса. Словообразование с помощью суффикса (суффиксальный способ: белый – белизна, белок, беляк, белеть, белить, беловатый, беленький, бело). Морфологический анализ слов. Запись слов, составление предложений.

- Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением. Выделение слов с уменьшительно-ласкательным значением. Выделение суффикса. Морфологический анализ слов. Запись слов, составление предложений.

- Суффиксы с преувеличительно –пренебрежительным значением. Выделение слов с преувеличительно – пренебрежительным значением. Выделение суффикса. Морфологический анализ слов. Запись слов, составление предложений.

- Суффиксы профессий и прилагательных. Словообразование с помощью суффикса. Выделение суффикса. Морфологический анализ слов. Запись слов, составление предложений.


14

Приставка, ее роль в слове. Приставочное словообразование.

- Значение приставки. Место в слове. Выделение приставки. Словообразование с помощью приставки (приставочный способ: звучный – беззвучный, созвучный). Выделение приставки. Правописание приставок.

- Приставки временного и пространственного значения.

- Многозначные приставки. Значение приставки. Дифференциация приставки временного и пространственного значения. Морфологический анализ слов. Запись слов, составление предложений.


15

Предлог, как самостоятельная часть речи.

- Смысловые значения предлогов: пространственные (ехать в город), образа действия, временные, дополнительные (переписываться с друзьями), причинные (не пришёл из-за болезни). Составление и запись предложений с использованием предлогов.

- Дифференциация приставки и предлога. Приставка и предлог. Сходство и различие в употреблении и написании. Нахождение и выделение из текста, ряда других слов. Графический диктант. Составление и запись предложений с использованием одинаковых приставки и предлога.

Правописание мягкого знака (2 занятия)


16

Разделительный мягкий и твердый знак. Написание мягкого знака в существительных.

Дифференциация разделительного твердого и мягкого знака. Смягчение согласных при помощи буквы Ь. Буква Ь смягчительный. Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Ь. Фонетический и фонематический анализ слов. Преобразование слов путём убавления или прибавления буквы Ь: мел-мель, уголь-угол. Составление и запись предложений.

Две функции буквы Ь: смягчение и разделение. Буква Ь разделительный (вьюга, листья). Составление схемы, фонематический и фонетический анализы слов. Составление и запись предложений.

Написание Ь в окончаниях имени существительного

женского рода 3-го склонения. Позиция в слове. Дифференцированное употребление. Фонематическое и фонетическое значение. Фонематический, фонетический анализ слов с буквами Ь в окончаниях имени существительного женского рода 3-го склонения. Выделение слов из текста, ряда других слов. Составление и запись предложений.

Буква Ъ разделительный. Роль и значение буквы Ъ. Схемы слов с буквой Ъ. Звуковой анализ слов с буквой Ъ. Звукобуквенный анализ слов с буквой Ъ. Выделение слов из текста и ряда других слов. Составление и запись предложений.

Буквы Ь и Ъ разделительные. Роль и значение. Позиция в слове. Дифференцированное употребление. Фонематическое и фонетическое значение. Фонематический, фонетический анализ слов с буквами Ь и Ъ – вьюга – въезд. Выделение слов из текста, ряда других слов. Составление и запись предложений.


17

Написание мягкого знака в глаголах.

- Написание Ь в неопределенной форме глагола. Позиция в слове.

- Дифференцированное употребление. Фонематическое и фонетическое значение. Фонематический, фонетический анализ слов с буквами Ь в неопределенной форме глагола.

- Правописание – ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах. Выделение слов из текста, ряда других слов. Составление и запись предложений.

- Написание Ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Позиция в слове.

- Дифференцированное употребление. Фонематическое и фонетическое значение слова. Написание Ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Выделение слов из текста, ряда других слов. Составление и запись предложений.

Синтаксис (5 занятий)


18

Словосочетание и предложение.

Дифференциация этих категорий. Их фонетические, морфологические признаки и значение. Закрепление навыка дифференциации этих категорий. Составление схем к предложениям, к каждой из этих категорий. Подбор к заданным схемам этих категорий. Составление и запись предложений.

Дифференциация словосочетания и предложения.


19

Согласование имен прилагательных с существительными.

- Согласование слов в предложении. Согласование имен прилагательных с существительными в числе. Определение числа существительных и прилагательных. Изменение существительных и прилагательных по числам. Существительные только единственного и только множественного числа. Составление и запись предложений.

- Согласование существительных и прилагательных в роде. Нахождение в тексте. Определение рода существительных и прилагательных. Подбор определений к предмету, согласование в роде. Составление сочетаний и предложений, их запись.


20

Согласование глаголов с существительными.

- Согласование существительных и глаголов. Нахождение в предложении. Подбор действий к предмету. Число глагола и существительного (девочка пишет, дети пишут). Нахождение и выделение сочетаний из текста. Составление предложений по карточкам и их запись.

- Согласование существительных и глаголов. Нахождение в предложении. Подбор действий к предмету. Род глагола и существительного. Нахождение и выделение сочетаний из текста. Составление предложений по карточкам и их запись.


21

Управление.

Падежи существительных. Вопросы падежей. Предлоги падежей. Определение падежей существительных. Изменение существительных по падежам. Составление и запись предложений.


22

Падежные формы.

Окончание имен существительных единственного и множественного числа в прямом и косвенных падежах.

- Падежи существительных. Вопросы падежей. Предлоги падежей. Определение падежей существительных. Изменение существительных по падежам. Составление и запись предложений.

- Нахождение и выделение имен существительных единственного и множественного числа в прямом и косвенных падежах из текста. Определение окончания имен существительных единственного и множественного числа в прямых и косвенных падежах Составление предложений по карточкам и их запись.

Совершенствование связной речи (3 занятия)


23

Текст.

- Определение текста. Определение основной мысли текста. Объединение предложений в рассказ. Составление и запись текста.

- Предложение. Составление предложений из заданных слов. По предметным и сюжетным картинкам. Деформированный текст. Восстановление деформированного текста. Анализ предложения. Последовательность предложений. Восстановление последовательности предложения с опорой на сюжетную картинку и без неё. Определение основной мысли текста. Объединение предложений в рассказ.


24

Деформированный текст.

- Деформация в конце текста. Восстановление деформированного текста в конце. Анализ предложения. Последовательность предложений. Восстановление последовательности предложения с опорой на сюжетную картинку и без неё. Объединение предложений в рассказ.

- Деформация в середине текста. Восстановление деформированного текста в середине. Анализ предложения. Последовательность предложений. Восстановление последовательности предложения с опорой на сюжетную картинку и без неё. Объединение предложений в рассказ.

- Деформация в начале текста. Восстановление деформированного текста в начале. Анализ предложения. Последовательность предложений. Восстановление последовательности предложения с опорой на сюжетную картинку и без неё. Объединение предложений в рассказ.


25

Планирование в практической деятельности.

- Работа с планом. План текста, сообщения, доклада. Составление плана. Работа с планом. Планирование в практической деятельности.

- Составление плана текста, сообщения, доклада. Самостоятельная запись плана текста, сообщения, доклада. Выступление по плану текста, сообщения, доклада.

Проверочные работы (1 занятие)


26

Проверочные работы.



Тестирование(май)



Итоговое тестирование.




Методическое обеспечение реализации программы.

Методика проведения занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдения триединой задачи: воспитание, развитие, обучение. Занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с учителем-логопедом.

Использование на занятии различных приёмов позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности учащихся. Занятия направлены на включение в работу всех анализаторных систем.


Методы педагогического воздействия.

Практические методы:

1. упражнения: подражательно – исполнительские (рядоговорение, голосовые, артикуляторные), речевые и игровые (повторение речевого материала, имитация действий), которые снимают напряжение, создают эмоционально – положительный настрой, устные и письменные, которые закрепляют знания, умения и навыки;

2. игровой метод – использование различных компонентов игры в сочетании с показом, пояснением, указаниями, вопросами;

3. метод моделирования – создание моделей и их использование в целях формирования требуемых представлений (схема структуры предложения, морфемного, слогового и звукового состава слова);

Наглядные методы

Форма усвоения знаний, умений, навыков в зависимости от применяемых наглядных пособий и технических средств обучения:

1. наблюдение – связано с применением плакатов, рисунков, макетов, графических схем;

2. пояснение и объяснение, особенно необходимые на начальных этапах работы, при актуализации и закреплении знаний, умений и навыков

3. моделирование – составление звуковых и графических схем слова; «зашифровка» слова в виде установочных знаков; алгоритм выполнения действия и т.д.

Словесные методы

Рассказ, беседа, рассуждение, педагогическая оценка – это воздействие на мышление ребенка, воображение, чувства, которые побуждают к речевому общению, обмену впечатлениями.


ЛИТЕРАТУРА:


  • Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. [Электронный ресурс] - М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с. (Библиотека Логопеда).

  • Андреева С.Л. Коррекционно-логопедическая работа с детьми-дисорфографиками [Электронный ресурс]// Учитель-ученик; проблемы, поиски, находки № 43. Психолого-педагогическая поддержка в образовании. Юго-западный окружной методический центр. – М., 2003. – с. 76-84.

  • Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Методическое пособие - М.: Творческий центр «Сфера», 2008.

  • Бекшиева З.И. Коррекция письменной речи у школьников [Электронный ресурс] — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 318 с.

  • Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие [Электронный ресурс] — СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.

  • Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе:пособие для учителей-логопедов, педагогов доп.образования. воспитателей и родителей.- М.:Просвещение.- 176 с.: ил.- (Работаем по новым стандартам), 2012.

  • Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий [Электронный ресурс] - ЯРОСЛАВЛЬ АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, 2006.

  • Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-метод. пособие [Электронный ресурс] (О.М. Коваленко – М.: АСТ: Астрель, 2005.– (Библиотека логопеда).

  • Крутецкая В.А. 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.

  • Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Павлова Т.С., Прокопова СП., Журавлева Н.Н., Антохина Н.В., Львова Т.В. Игры и упражнения с родственными словами. Учебно-методическое пособие. [Электронный ресурс] - М, Центр педагогического образования, 2009 - 64 с.

  • Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2011.

  • Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. 2-е изд., испр.- М.: Издательство ГНОМ, 2011.

  • Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. 2-е изд., испр.-М.: Издательство ГНОМ, 2012.

  • Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты для логопедов. 2-е изд., испр.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.

  • Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. — М: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

  • Материалы курса «Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения у детей»: лекции 1–4. Учебно-методическое пособие – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 72 с.

  • Преодоление речевых ошибок в письменной речи учащихся младших классов общеобразовательной школы: Учебно-метод. Пособие [Электронный ресурс] / Авт.-сост. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. – М.: РУДН, 2008. – 74 с.

  • Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! –М.: РИО «Самовар», 1994.

  • Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Прилагательное! –М.: РИО «Самовар», 1994.

  • Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений. [Электронный ресурс] – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 192 с. (Логопедические технологии.).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ ( 5-7 классы)

Автор: Тютикова Юлия Владимировна

Дата: 10.10.2020

Номер свидетельства: 559605

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
    ["seo_title"] => string(80) "loghopiedichieskoie_soprovozhdieniie_obuchaiushchikhsia_s_ovz_v_usloviiakh_inkli"
    ["file_id"] => string(6) "416689"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1495114084"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства