kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные формы работы учителя - логопеда с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыто содержание коллективных и индивидуальных форм работы с семьями дошкольников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные формы работы учителя - логопеда с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ.»

Пилипенко Евгения Владимировна

учитель-логопед

МКДОУ детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Новосибирская обл. г. Куйбышев

Современные формы работы учителя - логопеда с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ.

Аннотация

В статье рассмотрены формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыто содержание коллективных и индивидуальных форм работы с семьями дошкольников.

Ключевые слова: 

Коллективные и индивидуальные формы работы с семьями дошкольников.

Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми. Воспитательная работа родителей (законных представителей) в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ).

Я работаю в Муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении Куйбышевского района – детском саду «Солнышко» учителем – логопедом. Уверенна, моя профессия - моя миссия: научить воспитанников с ОВЗ жить в современном мире, показать ребенку и его родителям пути и средства развития их способностей, возможностей, помочь найти себя в обществе, а потом испытать чувство гордости: «Он справился! Он успешен!».

К сожалению, часто встречаю родителей, которые не хотят принимать отклонения в развитии своего ребёнка адекватно. Они считают, что он сам по себе «к школе заговорит», без ошибок потом будет читать и писать, легко общаться со сверстниками и т.д. Отстраняясь от проблем ребёнка, усугубляют их разрешение. Зачастую придя в наш детский сад в возрасте пяти - шести лет, ребёнок не справляется с заданиями в соответствии с возрастом, потому что отсутствуют необходимые знания, умения и навыки. Но мы справляемся с этим!

Много беседую и убеждаю родителей в комплексном развитии ребёнка, в том числе прислушиваться к советам врачей о применении медикаментозного лечения.

Моя задача заключается в том, чтобы помочь родителям моих воспитанников осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить их определенными методами и приемами преодоления речевых нарушений, наполнить конкретным содержанием домашние игры с детьми по усвоению и закреплению полученных ими знаний и навыков.

Взаимодействие с родителями дошкольников с ОВЗ осуществляю через индивидуальные формы работы:

  • в начале учебного года по результатам проведенной логопедической диагностики провожу с родителями индивидуальные консультации, на которых в деликатной форме рассказываю об особенностях речевых нарушений и структуре речевого дефекта их ребёнка;

  • анкетирование, которое помогает мне, легко устанавливается состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Важным для меня является выявление потребностей родителей в коррекционно-педагогических знаниях; выяснение проблем, которые их волнуют;

  • в зависимости от специфики речевых нарушений каждого конкретного ребенка, подбираю индивидуальные игры и упражнения для занятий дома с родителями, которые предусматривают работу по звукопроизношению, формированию словаря, грамматических умений и навыков, на развитие внимания и памяти, мелкой моторики и т.д..

В своей практике активно применяю и коллективные формы работы с родителями:

  • на групповых родительских собраниях организую мастер – классы и через практический совместный вид деятельности разъясняю родителям необходимость усиленной, кропотливой и ежедневной работы со своим ребенком.

  • приглашаю на проблемные и тематические семинары. Планирую, участие родителей таким образом, чтобы оно не были формальным, а, по возможности развивало дух плодотворного сотрудничества.

Практикумы выстраиваю таким образом, чтобы они были предельно четкими. Для их поведения заранее готовлю «опорные» карточки, схемы, таблицы. Это облегчает понимание предлагаемого материала родителями. Наиболее актуальными темами для практических занятий являются:

- «Артикуляционная гимнастика»;

- «Пальчиковая гимнастика»

- «Развитие мелкой моторики»;

- «Выполнение домашнего задания»;

- «Развитие внимания и мышления»;

- «Речевые игры дома»;

- «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях» и др.

  • родители имеют возможность воспользоваться подобранным мною практическим материалом. В основном, это материал, объединенный одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. В моей игротеке есть все дидактические игры и пособия, используемые на фронтальных занятиях. Родители берут все необходимые пособия, чтобы играть с детьми дома;

  • совместно с родителями и детьми реализуем проекты разной длительности (краткосрочные, длительные, по темам), которые способствуют укреплению детско-родительских отношений;

  • в течение двух лет реализую инновационный проект «Виртуальный детский сад». Совместно со специалистами ДОУ осуществляю рассылки на электронные адреса родителей наших воспитанников с целью повышения педагогической компетентности в вопросах образования детей с ОВЗ с нарушением зрения и речи, так как сложности образования таких детей во многом связаны с отсутствием необходимых специальных (коррекционных) знаний и компетенций у родителей.

Взаимодействие с семьёй - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников с ОВЗ, осуществления сложного процесса коррекции, так как наилучшие результаты отмечаются там, где учитель-логопед и родители действуют согласованно [1, С.136]. Ведь продвижение детей с особыми образовательными потребностями по пути нормального развития – главная ценность специального (коррекционного) обучения. Это ключ к успеху в образовании таких детей!



Список использованных источников

1. Баранова, Г.А. Подготовка учителя-логопеда к использованию логопедических технологий в процессе повышения квалификации [Текст] / Г.А. Баранова // В сборнике статей Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии нового тысячелетия». В 2 ч. Ч.1. – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – С.136.

2. Баранова, Г.А. Использование игровых технологий как средства повышения эффективности логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Г.А. Баранова, А.С. Пушкарева // В сборнике статей XXVI Международной научно-практической конференции «Теоретические и методологические проблемы современного образования». – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – С.10.

3. Баранова, Г.А. Подготовка педагога дошкольной образовательной организации к коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Г.А. Баранова, Е.И. Андреева // В сборнике статей по материалам LIII международной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». – М.: Изд-во «Интернаука», 2016. – № 8(53). – С. 9.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Современные формы работы учителя - логопеда с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ.

Автор: Пилипенко Евгения Владимировна

Дата: 17.11.2019

Номер свидетельства: 527264

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Доклад на тему: «Воспитательная работа в условиях школы – интерната для детей с ОВЗ»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_temu_vospitatelnaia_rabota_v_usloviiakh_shkoly_internata_dlia_detei_s_"
    ["file_id"] => string(6) "654721"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1723027672"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства