Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в подготовительной группе "Ваш ребенок идет в школу"»
Выступление на родительском собрании в старшей группе:
«Ваш ребёнок идёт в школу».
Подготовила учитель-логопед Сакова И.П. 26.04.2013 год
Обычно от поступления ребёнка в школу мы ожидаем очень многого. Нам кажется, что ребёнок станет настоящим первоклассником . Но в реальности никаких изменений не происходит. Ребёнок изо всех сил старается соответствовать нашим требованиям, но у него это не всегда получается. И к стрессу первых школьных дней прибавляется тревога не выполнить родительские наставления. Должно пройти время, прежде чем наш малыш станет настоящим школьником. Адаптация к школе занимает не один день и не одну неделю. В первое время ребёнок находится как бы на грани школьного и дошкольного возраста, и переступит он эту границу не сразу. Ребёнку необходимо понять, в каких ситуациях он должен быть школьником, а когда он имеет право вести себя как дошкольник. От нас требуется предъявлять ему разумные требования в том, что касается учёбы, а также терпимо относиться к проявлениям ребячества.
Нам надо помнить, что ребёнок имеет право на дошкольные формы поведения. Это значит, что не стоит осуждать интерес ребёнка к играм и игрушкам. Зачастую это отношение мы передаём ребёнку (учиться – хорошо, играть - плохо). И мы сами создаём конфликтную ситуацию. Ребёнок нервничает, капризничает. Но если мы активно поощряем его учебные успехи, важно поддержать его игровую инициативу. Роль игры с возрастом уменьшается, но если её искоренять, это не принесёт ребёнку пользы. Кроме всего прочего, игра помогает снять напряжение.
Как правило, большинство детей идёт в первый класс, горя желанием стать школьником. Важно всячески поддерживать это желание. Если родитель искренне интересуется школьной жизнью ребёнка, расспрашивает его о школе, делится своими переживаниями, это укрепляет школьную мотивацию. Особенно важно на первых порах поощрение. Но это не просто называть его молодцом или умницей. Поощрение должно быть конкретным. Мы хвалим не ребёнка самого по себе, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности. (мы говорим: «Ты сегодня очень красиво нарисовал буквы», «Мне нравится эта цифра», - ребёнок получает информацию, что нужно делать, чтобы быть хорошим школьником. А реплика «Умница, отлично!», - не понятно, за что похвалили, какое поведение является одобренным.)
Для многих детей оценка – это не оценка его работы, а его самого. Поэтому оценки, которые получает ребёнок, не должны влиять на наше мнение о нём и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребёнок понимал: иногда у него что-то не получается, но сам он при этом не становится плохим.
Школьная жизнь – это не только радостные моменты. Иногда ребёнок бывает грустным, обиженным, рассерженным. Надо дать ребёнку выразить все свои негативные чувства. Если мы говорим: «Не расстраивайся, что ты злишься?» - мы тем самым усиливаем стресс и отдаляемся от ребёнка. Если мы внимательно выслушаем его, признаем, что обучение в школе может быть грустным или неинтересным, мы поможем ему освободиться от гнетущих мыслей. Сказав ребёнку: «Я вижу, ты расстроен. Тебе было обидно. Даже в школу идти не хочется?» - мы оказываем эмоциональную поддержку, выражая ему своё понимание.
Начало обучения - это прежде всего большие нагрузки. Часто дети становятся раздражительными, беспокойными или сонными, вялыми. Это, скорее всего, переутомление. Необходимо, прежде всего создать щадящий режим. Можно обеспечить короткий послеобеденный отдых, ограничить активные виды деятельности. Можно укладывать его пораньше. Важно, чтобы ребёнок гулял на улице, а не сидел за телевизором или компьютером. В школе двигательная активность ребёнка ограничена, поэтому давайте ему возможность подвигаться во второй половине дня. Очень важно ограничить время приготовления уроков. Многочасовые выполнения домашнего задания не только не способствует усвоению материала, но и приводит к переутомлению. Время для домашних заданий не должно превышать одного часа, чередуя умственную и физическую деятельность.
Быть родителями первоклассника не просто. Бывает, что нам не хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ребёнком. Порой мы совсем забываем, как трудно человеку осваивать совершенно новую деятельность. Для примера: проведите простой эксперимент. Возьмите карандаш и правой рукой напишите фразу «Мой ребёнок – первоклассник!». Просто. А теперь попробуйте написать эту фразу левой рукой. Посмотрите на две эти строчки. Как трудно нам даётся письмо левой рукой.
Если вам кажется, что ваше терпение на исходе, вспомните это упражнение. Старайтесь сохранять спокойствие. Нет хладнокровия – нет преимущества.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Заранее планируйте время занятий так, чтобы в эти часы ничто не отвлекало вас и ребёнка.
Слишком замедленный темп деятельности способствует частым отключениям внимания на посторонние объекты.
Старайтесь чередовать виды деятельности (чтение, письмо, пересказ и т.д.), так как это предупреждает возникновение состояния монотонности, что ведёт к снижению внимания. Однако такая смена не должна быть частой: это приводит к поверхностному восприятию учебного материала.
Контролируйте, подавляйте произвольное переключение на посторонние объекты. Старайтесь волевым усилием вновь направить его по нужному руслу.
Для лучшего запоминания следует сокращать материал, лучше опустите детали, чем основной смысл. Выделяйте то, что хотите, чтобы ребёнок запомнил, выделите главное и второстепенное. Систематически повторяйте с ребёнком материал, который запомнили. Психологи установили, что через 30 мин. Забывается 40% новой информации, на следующий день 34%, через месяц 21%, с учётом этого и надо повторять: первый раз сразу после прочтения, второй – через полчаса , третий – через день, а четвёртый – через 2 недели. Тренировка памяти – это повторение определённых действий или материала, а результатом является закрепление повторяемых процессов.
Старайтесь заниматься с ребёнком в первой половине дня, а не вечером. Делите работу на короткие периоды. Используйте перерывы.
Давайте короткие, чёткие и конкретные инструкции.
Будьте внимательны к нуждам и потребностям ребёнка.
Соблюдайте гибкую систему поощрений и наказаний. Быть последовательным в наказаниях, наказывать только за конкретные поступки. Наказания не должны унижать личность ребёнка.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку. Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.