kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Родительское собрание на тему: « Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. Овладение речью перестраивает всю психику малыша.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему: « Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей.»»



Родительское собрание на тему:

« Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей.»

































ПЛАН

Доклад логопеда на тему: « Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей.»

  1. Занятие по развитию фонематического восприятия: « Звуки С-СЬ .»

  2. Деловая игра с родителями:

1 « Узнай, что звучит?»

2 Игра « Узнай голос своего ребенка.»

3 Игра « Чья мама говорит.»

4 « Угадай, кто позвал.»

4 Сообщение воспитателя « Интонационная выразительность речи.»

5 Инсценировка сказки Сутеева « Кто сказал мяу?»

Форма проведения - Устный журнал.

































Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. Овладение речью перестраивает всю психику малыша.

К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Любое нарушение речи в той или иной степени отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его поведении.

Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, т.к. без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно их правильное произношение.

Фонематическое восприятие - специальное умственное действие по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Оно имеет важное значение в формировании произносительной стороны речи. Ребенок слышит множество вариантов звуков, которые сливаются в слоги, слова. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух.

Фонематический слух - это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. К 4 годам значительно улучшается фонематическое восприятие, сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее мягкие и твердые согласные и наконец , соноры, шипящие и свистящие. К 4 годам ребенок в норме должен дифференцировать все звуки, т.е. должно быть сформировано фонематическое восприятие.

К этому времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

В начале учебного года при обследовании мы проверяем состояние фонематического слуха, т.е. выясняем, как ребенок воспринимает на слух звуки и как их различает. С этой целью логопед просит повторить различные оппозиционные слоги ( та-да-та, ка-га-ка, са-ша-са и т.д.), если ребенок не произносит эти звуки, то проверяем так: ребенок, услышав заданный слог, выполняет какое-то действие ( поднимает руку или хлопает в ладоши). Проверяем различает ли ребенок слова близкие по звучанию, но разные по смыслу( жук-сук, дом- том, коза-коса, тень-день). Мы предлагаем ребенку выбрать нужную картинку, либо рассказать о звучании и значении слова. Можно повторять за логопедом слова: маша-каша- Даша, тень-пень-день, бак-мак-рак. Этот прием позволяет выявить не только уровень фонематического восприятия, но слуховую память.

В результате такого обследования удается получить данные, позволяющие наметить пути коррекции дефекта.

Задача по формированию фонематического восприятия ставит перед ребенком задачи: овладеть умением контролировать свое произношение и исправлять его, сравнивать речь окружающих с собственной.

Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме на фронтальных и индивидуальных занятиях.

Начинается работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки, входящие в звуковую систему языка, от звуков уже усвоенных детьми, до тех, которые ставятся и вводятся в самостоятельную речь. Педагогическое воздействие по развитию у детей дифференцировать фонемы можно разделить на несколько этапов условно:

1 этап - узнавание неречевых звуков.

У детей развиваем способность узнавать и различать неречевые звуки, эти занятия способствуют развитию

слухового внимания и слуховой памяти. На первом занятии логопед предлагает послушать звуки за окном. Что шумит? ( деревья), что гудит? ( машина).

Затем узнаем, какие звуки доносятся из коридора, из зала.

Игра. Дети передают за спиной друг другу колокольчик, водящий отгадывает, где звенел колокольчик.

2 этап. Здесь учим различать высоту, тембр, силу голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, слова, звукосочетания.

Игра. Дети по очереди называют имя водящего, водящий на слух определяет, кто его позвал.

3 этап. На этом этапе дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.

Игра. Логопед показывает лист бумаги и называет: бумага- пумака- пумага- бумака, услышав неправильно сказанное слово, дети хлопают в ладоши.

4 этап. На этом этапе учим различать слоги.

Игра. Логопед вызывает ребенка и говорит на ухо слог ТА, ребенок повторяет ( па-ба, фа-ва, ка-га).

5 этап. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинаем с дифференциации гласных фонем.

Игра. У логопеда картинки: поезд, девочка, птичка. Логопед поет:а-а-а( показ картинки девочки), и-и-и ( показ птички), у-у-у ( показ поезда).

6 этап. Задача этого этапа - формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Учим дошкольников определять количество слогов в слове, отхлопывать 2-х,3-х сложные слова.

Игра. Логопед произносит 1,2,3 гласных звука: а,ао,иэу- дети откладывают столько кружков, сколько названо звуков.

В процессе логопедических занятий ребенок приобретает умение контролировать и исправлять свое произношение. Помочь в этом должен логопед, родители и воспитатели. Благодаря этим занятиям ребенок узнает названия вещей, явлений и действий людей. Речь окружающих расширяет не только кругозор, но и развивает слуховое внимание, фонематический слух, звукопроизношение.





















ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Тема: Звуки С, СЬ

Цель: Учить различать на слух твердые и мягкие согласные, произносить слова с интонационным выделением звуков С,СЬ. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух.

Оборудование: предметные картинки, игрушки, разноцветные круги, листы бумаги.

Ход: 1 Организационный момент

Сядет тот, услышит свое имя.

2 Игра « Насос» - дети стоят в кругу, надуваем большим насосом: С-С-С-С, надуваем маленьким - СЬ-СЬ-СЬ-СЬ.

3 Игра « Магазин игрушек» - дети достают из коробки игрушки, в названиях которых есть звуки С-СЬ и произносят названия игрушек, голосом выделяя звуки

4 Игра « Подскажи словечко»

Предложить детям не только подсказать слово в конце каждого стихотворения, но и сказать, чья песенка слышится в каждом из них ( С-СЬ)..

1 Я в любую непогоду уважаю очень воду,

Я от грязи берегусь, чистоплотный серый…( гусь).

2 Угадайте, что за птица: света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком, ушастая голова.Это..( сова).

3 Верещунья, белобока, и зовут ее …( сорока).

4 Динь - дон. динь -дон в переулке ходит ..( слон).

5 Часто к озеру напиться ходит рыжая…( лисица).

5 Игра « Будь внимателен». На звук С-С-С дети поднимают руки вверх и хлопают, на звуки СЬ-СЬ-СЬ приседают.

5 Упражнение на различение звуков С-СЬ, интонационное выделение этих звуков в словах.

На верхней полоске большой синий круг , на нижней маленький зеленый круг, предметные картинки на звуки С-СЬ. Ребенок называет картинку, интонационно выделяет звуки С-СЬ и распределяет картинки по местам.( если С- за синим кругом, СЬ- за зеленым).

6 Физминутка.

Ноги выше поднимаем. Топают ножки по прямой дорожке.( шагают на всей стопе)

И поскачут ножки прямо по дорожке ( делают поскоки).

Скакали, скакали и встали. Стоп! ( останавливаются).

По узенькой дорожке пойдут тихонько ножки ( идут на носках0.

Друг за дружкой побежали и не сколько не устали ( бегут на носках).

И опять шагаем, ножки поднимаем( идут маршевым шагом).

7 Массаж шестигранным карандашом. Грани карандаша легко « укалывают ладони», активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Карандаш в руке катаю, между пальчиков верчу.

Неприменно каждый пальчик, быть послушным научу.

8 У каждого ребенка лист бумаги с нарисованными предметами, предложить назвать предметы и закрасить только те, где есть звук С.

9 Гимнастика для глаз.

Логопед. Прилетела сова на лесную полянку. ( дети садятся на ковер).

Ночью сова сжимается, замерзает ( показывает как сова мерзнет).

Утро пришло, солнышко припекло- сова согрелась, расслабилась ( потягиваются 2 раза).

Повернула туловище влево, повернула вправо- ничего не увидала, крыльями замахала. Голову повернула влево, вправо, влево, вправо- ничего не увидала- крыльями замахала. ( выполняют движения 2-3 раза).

Смотрит влево, вправо, влево. Вправо - ничего не увидала, нахмурилась, ухнула: « Ух-ух-ух!».

Вверх, вниз посмотрела, опять ухнула: « Ух-ух-ух» - и в гнездо полетела. ( выполняют движения и звуки).

10 Игра « Придумай слова» - назвать слова на звуки С ,СЬ.( за правильный ответ – фишка).

11 Итог. С какими звуками придумывали слова?











































Деловая игра с родителями

1 Игра « Что звучит?»

У воспитателя коробочка с сыпучими веществами ( рис, горох, соль, сахар, гречка, кнопки, скрепки и т.д.). Предлагают отгадать, что звучит.

2 Игра « Узнай голос своего ребенка».

( запись на диктофоне или магнитофоне запись голосов детей ( любое одинаковое стихотворение из 2-х или 4-х строк), родителям предлагается узнать голос своего ребенка.

3 Игра « Узнай голос своей мамы» ( в записи – прослушав стих, дети должны узнать голос мамы).

4 Игра « Кто позвал?»

Дети стоят в кругу и кто-то произносит слово « мама» - родители должны узнать голос своего ребенка.





























Сообщение воспитателя на тему: « Интонационная выразительность речи».

Речь наших детей бедна, невыразительна, поэтому на логоритмических и на фронтальных занятиях для развития интонационно- слухового опыта ребенку предлагаем определить общее настроение музыкального произведения ( веселое или грустное ), жанр ( песня, марш, танец). Предлагаем показать мимикой веселого и грустного человека, человека, пробующего лимон, сладкое яблоко.

Включаем упражнения, звукоподражания, выражающие : АХ! ОХ! , сожаления, огорчения АЙ! АЙ! , удивления О! У! , боль ОЙ!.

Логоритмика способствует развитию фонематического восприятия у лиц с разнообразными речевыми нарушениями.

Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа, ритма создает основу для совершенствования фонематических процессов. А воспитание соответствующих ассоциаций между звуком и мелодией непосредственно улучшает различение на слух.

Произношение под музыку текстов, насыщенных оппозиционными звуками, способствует развитию слухо - произносительной дифференциации фонем.

Красивый, звучный голос, ясная точная и правильная речь, разнообразная и глубокая интонация- безусловно необходимые средства выразительного живого слова.

Роль интонации в речи огромна. Она организует смысловую сторону речи при помощи логического ударения, повествования, перечисления, побуждения, вопроса, пауз, изменения темпа речи.

Для детей с нарушением речи характерно нарушение интонационной стороны речи, выражающееся в монотонности. Работа по формированию интонационной стороны речи осуществляется в разных направлениях.

Работа над логическим ударением: слова, на которые падает ударение дети отхлопывают, притопывают ногой. Дети выполняют эти движения , одновременно проговаривая словосочетания, выделяя необходимые слова голосом, движением.

Много внимания на занятиях уделяем формированию умения пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.

Кроме того ведется работа по формированию у детей естественной интонации , выражающей различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг, побуждение. Одним из средств выражения эмоций является междометия в виде отдельных гласных или слогов.

Работа над интонацией проводится на материале слов, предложений, небольших текстов, стихов.

2 Инсценирование сказки Сутеева « Кто сказал « Мяу».
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Вотрина Вера Вячеславовна

Дата: 11.08.2019

Номер свидетельства: 517556

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Доклад на РМО начальных классов по теме «Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-rmo-nachal-nykh-klassov-po-tiemie-individual-naia-rabota-s-uchashchimisia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "182983"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425662741"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Анализ работы РМО  школьных и дошкольных учителей – логопедов  за  учебный год"
    ["seo_title"] => string(85) "analiz-raboty-rmo-shkol-nykh-i-doshkol-nykh-uchitieliei-loghopiedov-za-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "305129"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457876166"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства