Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему: « Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей.»»
Родительское собрание на тему:
« Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей.»
ПЛАН
Доклад логопеда на тему: « Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей.»
Занятие по развитию фонематического восприятия: « Звуки С-СЬ .»
Деловая игра с родителями:
1 « Узнай, что звучит?»
2 Игра « Узнай голос своего ребенка.»
3 Игра « Чья мама говорит.»
4 « Угадай, кто позвал.»
4 Сообщение воспитателя « Интонационная выразительность речи.»
5 Инсценировка сказки Сутеева « Кто сказал мяу?»
Форма проведения - Устный журнал.
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. Овладение речью перестраивает всю психику малыша.
К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Любое нарушение речи в той или иной степени отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его поведении.
Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, т.к. без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно их правильное произношение.
Фонематическое восприятие - специальное умственное действие по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Оно имеет важное значение в формировании произносительной стороны речи. Ребенок слышит множество вариантов звуков, которые сливаются в слоги, слова. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух.
Фонематический слух - это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. К 4 годам значительно улучшается фонематическое восприятие, сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее мягкие и твердые согласные и наконец , соноры, шипящие и свистящие. К 4 годам ребенок в норме должен дифференцировать все звуки, т.е. должно быть сформировано фонематическое восприятие.
К этому времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.
В начале учебного года при обследовании мы проверяем состояние фонематического слуха, т.е. выясняем, как ребенок воспринимает на слух звуки и как их различает. С этой целью логопед просит повторить различные оппозиционные слоги ( та-да-та, ка-га-ка, са-ша-са и т.д.), если ребенок не произносит эти звуки, то проверяем так: ребенок, услышав заданный слог, выполняет какое-то действие ( поднимает руку или хлопает в ладоши). Проверяем различает ли ребенок слова близкие по звучанию, но разные по смыслу( жук-сук, дом- том, коза-коса, тень-день). Мы предлагаем ребенку выбрать нужную картинку, либо рассказать о звучании и значении слова. Можно повторять за логопедом слова: маша-каша- Даша, тень-пень-день, бак-мак-рак. Этот прием позволяет выявить не только уровень фонематического восприятия, но слуховую память.
В результате такого обследования удается получить данные, позволяющие наметить пути коррекции дефекта.
Задача по формированию фонематического восприятия ставит перед ребенком задачи: овладеть умением контролировать свое произношение и исправлять его, сравнивать речь окружающих с собственной.
Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме на фронтальных и индивидуальных занятиях.
Начинается работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки, входящие в звуковую систему языка, от звуков уже усвоенных детьми, до тех, которые ставятся и вводятся в самостоятельную речь. Педагогическое воздействие по развитию у детей дифференцировать фонемы можно разделить на несколько этапов условно:
1 этап - узнавание неречевых звуков.
У детей развиваем способность узнавать и различать неречевые звуки, эти занятия способствуют развитию
слухового внимания и слуховой памяти. На первом занятии логопед предлагает послушать звуки за окном. Что шумит? ( деревья), что гудит? ( машина).
Затем узнаем, какие звуки доносятся из коридора, из зала.
Игра. Дети передают за спиной друг другу колокольчик, водящий отгадывает, где звенел колокольчик.
2 этап. Здесь учим различать высоту, тембр, силу голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, слова, звукосочетания.
Игра. Дети по очереди называют имя водящего, водящий на слух определяет, кто его позвал.
3 этап. На этом этапе дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.
Игра. Логопед показывает лист бумаги и называет: бумага- пумака- пумага- бумака, услышав неправильно сказанное слово, дети хлопают в ладоши.
4 этап. На этом этапе учим различать слоги.
Игра. Логопед вызывает ребенка и говорит на ухо слог ТА, ребенок повторяет ( па-ба, фа-ва, ка-га).
5 этап. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинаем с дифференциации гласных фонем.
6 этап. Задача этого этапа - формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Учим дошкольников определять количество слогов в слове, отхлопывать 2-х,3-х сложные слова.
Игра. Логопед произносит 1,2,3 гласных звука: а,ао,иэу- дети откладывают столько кружков, сколько названо звуков.
В процессе логопедических занятий ребенок приобретает умение контролировать и исправлять свое произношение. Помочь в этом должен логопед, родители и воспитатели. Благодаря этим занятиям ребенок узнает названия вещей, явлений и действий людей. Речь окружающих расширяет не только кругозор, но и развивает слуховое внимание, фонематический слух, звукопроизношение.
ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Тема: Звуки С, СЬ
Цель: Учить различать на слух твердые и мягкие согласные, произносить слова с интонационным выделением звуков С,СЬ. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух.
5 Игра « Будь внимателен». На звук С-С-С дети поднимают руки вверх и хлопают, на звуки СЬ-СЬ-СЬ приседают.
5 Упражнение на различение звуков С-СЬ, интонационное выделение этих звуков в словах.
На верхней полоске большой синий круг , на нижней маленький зеленый круг, предметные картинки на звуки С-СЬ. Ребенок называет картинку, интонационно выделяет звуки С-СЬ и распределяет картинки по местам.( если С- за синим кругом, СЬ- за зеленым).
6 Физминутка.
Ноги выше поднимаем. Топают ножки по прямой дорожке.( шагают на всей стопе)
И поскачут ножки прямо по дорожке ( делают поскоки).
Скакали, скакали и встали. Стоп! ( останавливаются).
По узенькой дорожке пойдут тихонько ножки ( идут на носках0.
Друг за дружкой побежали и не сколько не устали ( бегут на носках).
И опять шагаем, ножки поднимаем( идут маршевым шагом).
Повернула туловище влево, повернула вправо- ничего не увидала, крыльями замахала. Голову повернула влево, вправо, влево, вправо- ничего не увидала- крыльями замахала. ( выполняют движения 2-3 раза).
Смотрит влево, вправо, влево. Вправо - ничего не увидала, нахмурилась, ухнула: « Ух-ух-ух!».
Вверх, вниз посмотрела, опять ухнула: « Ух-ух-ух» - и в гнездо полетела. ( выполняют движения и звуки).
10 Игра « Придумай слова» - назвать слова на звуки С ,СЬ.( за правильный ответ – фишка).
11 Итог. С какими звуками придумывали слова?
Деловая игра с родителями
1 Игра « Что звучит?»
У воспитателя коробочка с сыпучими веществами ( рис, горох, соль, сахар, гречка, кнопки, скрепки и т.д.). Предлагают отгадать, что звучит.
2 Игра « Узнай голос своего ребенка».
( запись на диктофоне или магнитофоне запись голосов детей ( любое одинаковое стихотворение из 2-х или 4-х строк), родителям предлагается узнать голос своего ребенка.
3 Игра « Узнай голос своей мамы» ( в записи – прослушав стих, дети должны узнать голос мамы).
4 Игра « Кто позвал?»
Дети стоят в кругу и кто-то произносит слово « мама» - родители должны узнать голос своего ребенка.
Сообщение воспитателя на тему: « Интонационная выразительность речи».
Речь наших детей бедна, невыразительна, поэтому на логоритмических и на фронтальных занятиях для развития интонационно- слухового опыта ребенку предлагаем определить общее настроение музыкального произведения ( веселое или грустное ), жанр ( песня, марш, танец). Предлагаем показать мимикой веселого и грустного человека, человека, пробующего лимон, сладкое яблоко.
Логоритмика способствует развитию фонематического восприятия у лиц с разнообразными речевыми нарушениями.
Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа, ритма создает основу для совершенствования фонематических процессов. А воспитание соответствующих ассоциаций между звуком и мелодией непосредственно улучшает различение на слух.
Произношение под музыку текстов, насыщенных оппозиционными звуками, способствует развитию слухо - произносительной дифференциации фонем.
Красивый, звучный голос, ясная точная и правильная речь, разнообразная и глубокая интонация- безусловно необходимые средства выразительного живого слова.
Роль интонации в речи огромна. Она организует смысловую сторону речи при помощи логического ударения, повествования, перечисления, побуждения, вопроса, пауз, изменения темпа речи.
Для детей с нарушением речи характерно нарушение интонационной стороны речи, выражающееся в монотонности. Работа по формированию интонационной стороны речи осуществляется в разных направлениях.
Работа над логическим ударением: слова, на которые падает ударение дети отхлопывают, притопывают ногой. Дети выполняют эти движения , одновременно проговаривая словосочетания, выделяя необходимые слова голосом, движением.
Много внимания на занятиях уделяем формированию умения пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.
Кроме того ведется работа по формированию у детей естественной интонации , выражающей различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг, побуждение. Одним из средств выражения эмоций является междометия в виде отдельных гласных или слогов.
Работа над интонацией проводится на материале слов, предложений, небольших текстов, стихов.
2 Инсценирование сказки Сутеева « Кто сказал « Мяу».