Языковая среда ребёнка – важный фактор формирования речи
Языковая среда ребёнка – важный фактор формирования речи
Основным фактором своевременного формирования правильной речи у ребёнка является грамотная и чёткая речь родителей, бабушек, дедушек, других, близких ему людей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Языковая среда ребёнка – важный фактор формирования речи»
Языковая среда ребёнка – важный фактор формирования речи
Щербина Валентина Петровна
Учитель-логопед МДОУ №22 «Синяя птица»
Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью – это сложный психический процесс
Речь начинается формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат и слух малыша достигнут определённого уровня развития.
Однако без речевого окружения ребёнок никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда.
В большинстве случаев дети имеют довольно богатое и разнообразное речевое окружение. Это общение со взрослыми и сверстниками, на детских площадках, в магазинах, поликлиниках, дошкольных учреждениях и т.п. Но для того, что бы у ребёнка сформировалась грамматически, лексически и фонетически правильное чувство языка, важна языковая среда дома.
Основным фактором своевременного формирования правильной речи у ребёнка является грамотная и чёткая речь родителей, бабушек, дедушек, других, близких ему людей.
Произносительная сторона речи.
В этот период малыши вводят в свою речь звуки так называемого позднего онтогенеза: «Ш,Ж,Ч,Щ,Л,Р». Те из детей, кто не справился с произнесением свистящих «С,З,Ц», будут активно практиковаться в произнесении этих звуков, а так же начнут осваивать «поздние» звуки. Сроки полного овладения нормальным звукопроизношением у разных детей различны: некоторые до 4 лет не успевают справиться с данной задачей, но есть дети, которые уже в 3года 6 месяцев овладевают нормальным звукопроизношением. Еще не считается речевым отставанием замена звука Р («рука») на Л («лука) и замена звука Л («лак») на Ль («ляк»),. Если все сонорные заменяются звуком Й («рука»-«йука», «лак»- «йак», «река»-«ека», «лес»-«ес»), то можно уже говорить о некотором отставании в появлении звуков данной группы.
Свистящие и шипящие к 4 годам могут быть недостаточно отдиференцированы: наблюдается смешение звуков С-Ш, З-Ж, СЬ-Щ. Так, в словах, требующих свистящего звука, вдруг может произнестись шипящий («шанки» вместо «санки», «жонтик» вместо «зонтик»). Такое явление носит название гиперкоррекции, и оно свидетельствует о некотором недоразвитии фонематического слуха. Требуется научить детей различать на слух пары смешиваемых звуков сначала в чужой речи, затем собственной.
Совершенствуется работа органов артикуляции, что даёт возможность детям справляться с произношением многосложных слови слов со стечением согласных, но, конечно, ещё встречаются ошибки в выговаривании таких громоздких слов, как. Например «температура» (темпетура»), и т.д.
Есть у детей 3-4 лет трудности управления своим голосовым аппаратом: малыши подчас говорят очень громко, не замечая этого. Дети неплохо перенимают интонацию и верно подражают взрослым при пересказе сказок. Речевое дыхание в данном возрасте удлиняется, на одном выдохе ребёнок может произнести небольшую фразу или произнести медленно цепочку из 4 звуков: а-у-о-и
В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка-балка, мишка-мышка). Развитие фонематического слуха опережает произносительные возможности детей, они, не умея произносить тот или другой звук, слышат его в чужой речи, замечают ошибку в произношении другого ребёнка, начинают слышать своё ошибочное произношение.
Что же еще необходимо учитывать при оценке правильной речи у ребёнка
1.Состояние мамы и плода во время беременности и состояние ребёнка во время родов и во время раннего развития (травмы, высокие температуры…)
2.Наследственные заболевания ( в т. ч. и зубо-челюстную аномалию).