kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Жизни блаженство в одной лишь любви..." (Любовная лирика Ф.И. Тютчева)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен изучению темы "Любовная лирика Ф.И. Тютчева" (10 класс). Целями урока являются выявление идейно-художественных особенностей стихотворений поэта о любви, формирование навыков анализа лирического произведения. Урок соответствует современным требованиям, построоен на деятельностной основе, предполагается работа в группах, защита мини-проекта. Большое внимание уделено формированию коммуникативной компетенции учащихся, совершенствованию умения работать в группе, четко формулировать свою точку зрения, уважать мнение других. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Жизни блаженство в одной лишь любви…»»

Урок в 10 классе

«Жизни блаженство в одной лишь любви…»

(Любовная лирика Ф.И. Тютчева).

Цели урока:

  1. выявить идейно-художественные особенности стихотворений Тютчева о любви;

  2. продолжить формирование умений анализа лирического произведения;

  3. развивать умения синтезировать, анализировать, обобщать;

  4. способствовать развитию навыков исследовательской работы;

  5. совершенствовать умение работать в группе, уважать точку зрения других, отстаивая свою.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал с текстами стихотворений, музыкальное сопровождение, компьютерная презентация.

Формы работы на уроке: беседа, монолог, диалог, практическая работа в группе.


Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Слово учителя.

Ребята, сегодня мы продолжим разговор о лирике великого русского поэта Ф.И.Тютчева, поэта-философа, прожившего долгую, интересную, удивительную жизнь.

Как тут не вспомнить строки другого великого русского поэта 20 века Бориса Пастернака:

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архивов,

Над рукописями трястись.


Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Досадно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Вам не кажется, что этот портрет поэта Борис Пастернак писал с Федора Тютчева? Ведь Тютчев и жил, и чувствовал, и мыслил как поэт. А между тем (вот парадокс!) на звание поэта он никогда не претендовал! И эта его черта – одно из проявлений двойственности Тютчева в жизни.


3. Актуализация знаний учащихся.


- А на какие особенности биографии Тютчева обратили внимание вы?

  • Необычайная одаренность и ранняя карьера поэта и чиновника.

  • Позднее начало публикации стихов и поздняя слава.

  • Необычно длительное пребывание вдали от Родины (22 года).

  • Знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры.

  • Необычайно насыщенная «жизнь сердца».

Биографы Тютчева утверждают, что «жизнь сердца» была у него не просто насыщенной, но бурной, «роковой».


- Какие факты из биографии поэта, известные вам, послужили основой для этого утверждения?

Судьба подарила поэту несколько встреч с женщинами, которых он любил. И каждый раз он отдавался своему чувству без остатка, и каждый раз оно находило отражение в его творчестве.

Вадим Кожинов в монографии о Тютчеве писал: «… сразу же уместно сказать, предваряя всё дальнейшее, что, полюбив, Тютчев уже не умел, не мог разлюбить. Любимая женщина являла для него как бы полнозвучное воплощение целого мира…»

А если бы было иначе, мог ли Тютчев написать:

Я очи знал, – о, эти очи!

Как я любил их, – знает бог!

От их волшебной, страстной ночи

Я душу оторвать не мог.

Пусть эти чудные строки станут эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку

«Жизни блаженство в одной лишь любви…»

В центре сегодняшнего урока – чтение и обсуждение тютчевских стихотворений о любви разного времени, это попытка интерпретации поэтического текста, попытка проникновения в мир любовной лирики Тютчева.


Амалия Лерхенфельд

Элеонора Петерсон

Эрнестина Дернберг

Елена Денисьева


- Говорят ли вам что-либо эти имена?

Да, это имена женщин, оставивших глубокий след в жизни, сердце, душе поэта.


- Что известно вам об этих женщинах?


Ответы учащихся (используют рабочие листы).


5. Работа в группах.

Следующий этап нашего урока – работа в группе, интерпретация стихотворений Тютчева о любви. Каждой группе предлагается рассмотреть одно стихотворение, обсудить его, опираясь на вопросы и подготовить выступление.

Время ограничено.

Выдается раздаточный материал.

Учащиеся работают в группах.

Вариант 1.

  1. Прочитайте стихотворение.

  2. Поделитесь впечатлениями.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел - спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески-живой?

И что ж теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья...

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,

Очарование ушло...

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!..

Ответьте на вопросы.

  1. Какое впечатление производит стихотворение? Какие чувства, мысли, ассоциации возникают после прочтения? (Кажется, что отношения влюбленных, перешедшие в убийственную страсть, подошли к финалу, а ведь это только начало любви.

  2. Что принесло это чувство героине? (Любовь легла "незаслуженным позором" на ее жизнь, принесла отреченье, страдание, боль, изменила даже внешность)

  3. Кто виноват в этом, по мнению поэта? (Он винит только себя, свою "убийственную" любовь, "буйную слепоту страстей". Вспоминает "ее волшебный взор, и речи, и смех младенчески-живой", называет свое чувство "судьбы ужасным приговором", уничтожившим "то, что в душе ее цвело".

  4. В чем же трагизм положения героев?

  5. Какие художественные особенности позволяют передать горечь, безысходность положения влюбленных?

  6. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

  7. Используйте при подготовке выступления и другие стихотворения («О, этот юг, о, эта Ницца!», «Весь день она лежала в забытьи…» и др.).

Вариант 2.

  1. Прочитайте стихотворение.

  2. Поделитесь впечатлениями.

"Последняя любовь" (1852-1854).

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье, -

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность...

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство, и безнадежность2.

Ответьте на вопросы.

  1. Какое впечатление производит стихотворение? Какие мысли, чувства, ассоциации возникают?(Хочется, чтобы "очарованье" продлилось, но это невозможно, и стихотворение исполнено печали и ощущения безнадежности.)

  2. С каким явлением природы поэт сравнивает последнюю любовь? (Последняя любовь - как вечерняя заря, когда "полнеба обхватила тень", кончается день (так же, как кончается жизнь), и лишь на западе "бродит сиянье", "Сияет прощальный свет" заходящего солнца и последней любви.)

  3. Что присуще человеку, который любит "на склоне лет"? (Поэт подчеркивает: "Нежней мы любим и суеверней". "Суеверней" - значит, боимся даже чего-то выдуманного, пустого, пустякового, что тем не менее сможет разрушить такое трепетное, такое дорогое чувство, заключающее в себе "очарованье", "блаженство", "безнадежность".

  4. Что привлекло ваше внимание в синтаксическом строе стихотворения, в его художественных особенностях? (В каждой строфе есть побудительное предложение, что делает стихотворение похожим на молитву, заключающую самую сокровенную просьбу.)

  5. Можно ли назвать стихотворение исповедью?

  6. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

  7. Используйте при подготовке выступления и другие стихотворения («О, этот юг, о, эта Ницца!», «Весь день она лежала в забытьи…» и др.).

.

Вариант 3.

  1. Прочитайте стихотворение.

  2. Поделитесь впечатлениями.

ВСТАВИТЬ СТИХИ ПРО АМАЛИЮ

1. Каковы ключевые образы в этих стихотворениях, как они связаны? (В первом стихотворении это Она, ее поэтический облик, черты ее внешности, связанные с картинами мира внешнего. Во втором — это Он, его чувства, не умолкавшие долгие годы. Здесь не важен его внешний облик — важна его внутренняя, духовная жизнь.)

2. Какое время года и суток изображается в первом стихотворении? Какой поэтический смысл при этом выявляется? Важно ли время года во втором стихотворении?

3. Как связаны облик возлюбленной и картины природы в первом стихотворении?

4. Какую роль играют в тексте второго стихотворения приемы анафоры и синтаксического параллелизма?

5. Какое из стихотворений исполнено большего философского подтекста? Аргументируйте свою точку зрения.



Выступления групп с интерпретацией текстов (15 минут).

Ответы на вопросы участников урока.

  1. Заключительная часть. Итог урока.

- А сейчас давайте обратимся к теме нашего урока. Перечитаем ее.

- Согласны ли вы с этим высказыванием? Может, Тютчев ошибся, написав эти строки? Почему? Аргументируйте свой ответ.

Может быть, одним из условий величия и глубины поэзии является подлинность СТРАДАНИЙ творца?.. Может быть, Тютчева не только наградила Судьба необыкновенным даром, но он и сам искал страдания, чтобы свой дар проявить? Не может быть однозначных ответов о пути большого Поэта.

Истинно потрясающий факт из жизни из жизни Тютчева. Перед самым закатом, в 1870 году, когда на любовь уже не осталось сил, Фёдор Иванович встречает на водах в Карлсбаде свою 'божественную Амалию', баронессу Крюданер. И именно ей он посвящает самый неоспоримый свой шедевр любовной лирики «Я встретил вас - и все былое», который неизвестный композитор положил на музыку и получился чудный романс – гимн любви, любви вечной и не знающей ни границ, ни возраста.

Слушание романса.

  1. Домашнее задание.

а) Сопоставить стихотворения Тютчева «К.Б.» и Пушкина !Я помню чудное мгновенье…»

б) Написать эссе «О, как убийственно мы любим!» по лирике Тютчева.



























7



Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист к уроку литературы в 10 классе»

Рабочий лист к уроку литературы

в 10 классе

«Жизни блаженство в одной лишь любви…»

(Любовная лирика Тютчева)

Используйте данные материалы в процессе работы на уроке.

1) Особенности биографии Тютчева.

  • Необычайная одаренность и ранняя карьера поэта и чиновника.

  • Позднее начало публикации стихов и поздняя слава.

  • Необычно длительное пребывание вдали от Родины (22 года).

  • Знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры.

  • Необычайно насыщенная «жизнь сердца».


2) Женщины в жизни и творчестве Тютчева.

Амалия Лерхенфельд

Амалия Лерхенфельд – первое увлечение Тютчева. Она поняла и оценила любовь Тютчева, но жизнь с ним не связала. Амалия фон Лерхенфельд, в замужестве баронесса Крюденер, побочная дочь прусского короля, сестра русской царицы и европейски знаменитая красавица, трижды мелькнула в жизни Тютчева: как увлекшее его юное беззаботное создание в Мюнхене, как величественная и очень влиятельная светская дама в Петербурге (за ней ухаживали император Николай I, Бенкендорф и Пушкин) и как одна из неожиданных и последних посетительниц умирающего поэта, с изумлением и признательностью принявшего от нее прощальный поцелуй. Ей посвящены строки «Я помню время золотое…» (1836) и «Я встретил Вас, и всё былое…» (1870).

Элеонора Петерсон – первая жена поэта.

Известно оней немного: она была старше Тютчева несколькими годами; слыла красавицей. Поэт был ей предан, хотя за 12 лет совместной жизни у него были и другие увлечения. Кризис отношений наступил в 1836 году, когда Тютчев познакомился с Эрнестиной Дёрнберг. Так случилось, что первая жена Тютчева умерла в 1838 году. Как гласит семейное предание, Тютчев поседел за одну ночь, должно быть, к чувству утраты примешивалось и чувство вины, раскаяние. Элеонора родила ему 3-х детей.

Эрнестина Дернберг

Фёдор Иванович был счастлив во втором браке с немкой Эрнестиной Дернберг ( она была родовитой баронессой) звал её своим 'земным провидением'.  Это была умная женщина, уравновешенная, твердого характера. Родила поэту также 3-х детей и воспитала его дочек о первого брака. Может, несколько холодна, но терпелива и мудра. Потому что ей удалось пережить увлечение Тютчева Еленой Денисьевой, принять его и, наверное, даже простить.

Елена Александровна Денисьева – «последняя любовь поэта».

Муж сестры Елены Денисьевой А.И.Георгиевский вспоминал, что чувство Тютчева "вызвало с ее стороны такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную и энергическую любовь, что она охватывала все его существо, и он остался навсегда ее пленником, до самой ее кончины". В глазах высшего света Петербурга их отношения, продлившиеся 14 лет, в течение которых Елена Александровна родила троих детей, были скандальными. Денисьеву отвергло общество, от нее отрекся отец, ее тетушка, инспектриса Смольного института, вынуждена была уйти оттуда. Положение невенчанной жены, матери незаконнорожденных детей усугублялось тем, что Тютчев продолжал любить и свою "законную" семью, жену, детей. Его никогда не оставляло чувство вины. "Как захваченный водоворотом, он бесцельно метался в заколдованном круге нелепых, тяжелых, подчас унизительных условий созданного им самим положения, являясь в одно и то же время палачом и жертвой", - вспоминал Федор Федорович Тютчев, сын поэта и Денисьевой. Трагизм положения влюбленных мы ощущаем уже в первых стихотворениях. Горькая и трудная любовь, ощущение двусмысленности своего положения сделали Елену Денисьеву раздражительной и нервной. Она заболела чахоткой. Поэта ни на минуту не оставляло чувство вины, оно звучало в каждом стихотворении.



Тютчевское понимание любви: поэзия сердца.

Наверное, грамотному человеку понятно, что в стихах Тютчева и Блока, Лермонтова и Маяковского любовь трагична не потому, что поэтам не везло с женщинами, а потому, что они так видели мир, жизнь и саму любовь.

В письме к дочери Дарье (8 сентября 1864 года) поэт пытался выразить “это ужасное свойство, не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви” (Тютчев. 2. С. 198), снедающую его на протяжении всей его жизни. Любовь у Тютчева всегда трагедия, всегда чревата потерей, разлукой — при этом следует заметить, что у него — быть может, единственного — нет трагедии неразделённой любви.

  • «К.Б.» (посвящено Амалии Лерхенфельд)

Одно из лучших стихотворений Ф.И.Тютчева, позволяющее заглянуть во внутренний мир поэта, - «Я встретил вас». Данное произведение, написанное в 1870 году, - это ностальгическое признание любви баронессе Крюнденер (второе название «К.Б.»). Воспоминания о женщине, некогда завладевшей сердцем Тютчева, еще живы в его душе. Несмотря не свой возраст – 67 лет – поэт доказывает вечность любви, поднимает вопросы верности идеалам и человеческим ценностям. С момента расставания с любимой прошло более двадцати лет, но и это не преграда для любящего сердца. И вот при встрече с баронессой душа Тютчева оживает, как весенняя природа, ему хочется любить и быть любимым, дарить радость близкому человеку, делить с ним радость и печаль.
«Я встретил вас» - яркий пример сочетания чувств и переживаний автора с пробуждающейся природой. Свой возраст Тютчев сравнивает с осенью, в которую неожиданно приходит весна – и все прекрасное пробуждается, заставляя поэта вновь вспомнить «время золотое». Особую красочность стихотворению придает разнообразие изобразительно-выразительных средств, таких как эпитеты («в отжившем сердце», время золотое», «поздней осени» и т.д.), сравнения («как поздней осенью порою бывают дни, бывает час…», «как после вековой разлуки, гляжу на вас, как бы во сне…»), метафоры («в сердце ожило», «повеет весною»), анафора («в отжившем сердце ожило»), гипербола (двадцать лет расставания лирический герой приравнивает к «вековой разлуке»), а также характерные для любовной лирики суффиксы –ань, –ень (дуновенье, упоенье, воспоминанье). Тютчев использует их для более точного и красивого описания своих эмоций. Любимую свою Тютчев сравнивает с божественным созданием, с недоступным идеалом женственности, с чем-то возвышенным и вечным. К
онец стихотворения выделяется на общем фоне своим пафосом и восклицанием – любовь жива!
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, рифма перекрестная.
Ф.И.Тютчев – непревзойденный мастер художественного слова. Меня поразило, как всего лишь в нескольких строках поэт смог так глубоко раскрыть свою душу, доказать нам, что любовь – самое прекрасное чувство, что любить никогда не бывает поздно. Пусть даже тебе за 60, за 80, - если ты любишь, - значит, ты счастлив и, самое главное, ты – настоящий человек.

  • «Я встретил вас – и все былое» (1870)

Есть два самых известных русских любовных стихотворения, ставшие классическими романсами. Первое, полное мужского благодарного великодушия по отношению к ушедшей любимой женщине, принадлежит, конечно, Пушкину – «Я вас любил: любовь еще, быть может». Зато второе написано на закате жизни маленьким седым стариком с острыми внимательными глазами – Федором Ивановичем Тютчевым: «Я встретил вас – и все былое» (1870). Вместо заглавия – загадочные буквы «К.Б.». Автор, скрывая имя адресата и свою юношескую любовь, нарочно переставил инициалы – «Крюденер Баронессе». Да, той самой, что привезла когда-то Пушкину из Германии тютчевские стихотворения. Портрет этой прелестной девушки и сегодня выставлен в загородном дворце баварских курфюрстов и королей Нимфенбург близ Мюнхена, где целая зала наполнена изображениями прославленных красавиц просвещенной эпохи доброго короля-поэта Людвига I. Здесь высокая поэзия давно отделилась от конкретной биографии и академических примечаний и выразила чувства многих людей. Более того, оно и теперь помогает проникнуть в глубину и силу первой ушедшей любви. Это самое личное, трепетное, незабвенное чувство, из него и рождается лирический шедевр. Тютчев встречает Амалию, но пишет не о ней, а о себе (какое отличие от великодушного пожелания Пушкина!), о радостной волне молодых воспоминаний, которую эта неожиданная встреча породила в его измученной, уставшей душе.

Его стихотворение «Я встретил вас – и все былое» – любовное воспоминание великой силы, тонкого проникновения в силу былого чувства, движение к ней, прежней и вечно юной, вдруг оживающего, теплеющего сердца, тончайшая одухотворенность, какое-то дуновение золотых юных лет, нежные сильные звуки жизни, превращающие осень в весну и возвращающие молодость. Замечательно само движение поэтической мысли – к скрытому в середине стиха развернутому сравнению «как… так», где создан образ медленно угасающей, но еще богатой осени жизни. Любовь – животворящая сила, возвращающая на мгновение юность. Звукопись стиха и слова волшебна, превращается в тихую певучую музыку, композитору (Варламову или И.С. Козловскому?) осталось ее запечатлеть в нотах. Тютчев написал слова и музыку великого русского романса о неожиданно вернувшейся весне любви, которым, как точно сказал Тургенев, не суждено умереть.

  • «О, как убийственно мы любим…» (1851)

Его стихотворение «О, как убийственно мы любим» (1851) стало историей такой мучительной, греховной, осуждаемой обществом любви, здесь запечатлен весь ее путь от зарождения первого светлого чувства, волшебного взора и нежных речей до отречения, ежедневного страдания, когда очарование новой увлекательной любви с ее «волшебным взором», пылкими речами и радостным смехом уходит, и взамен остаются долгие мучения, упреки и сцены, незаслуженный позор, безотрадная боль и слезы, вторжение грубой толпы в заветный мир чувства двоих. Сама хрупкая, таящаяся от чужих глаз любовь не выдерживает беспощадной обыденности, пошлых светских сплетен, потухает, медленно уходит. Выжженная, уставшая душа ежедневно оскорбляемой женщины, тяжелые воспоминания и неизбывное чувство вины перед нею мужчины – вот неизбежные удары судьбы, которыми приходится им расплачиваться за увлекательную, но безответственную, «убийственную» в силу своего простодушного эгоизма страсть. Оказываются задеты и вовлечены в этот трагический поединок родные и близкие, прежде всего дети.

О стихах, посвящённых Е.А. Денисьевой, замечено, что они представляют “своего рода роман, психологические перипетии которого и сам облик героини напоминают нам романы Достоевского” (Бухштаб. С. 49). С этим, по-видимому, связана и появляющаяся в стихах сюжетность (см., например, «О, как убийственно мы любим…»).

Кажется, что отношения влюбленных, перешедшие в убийственную страсть, подошли к финалу, а ведь это только начало любви. Любовь легла "незаслуженным позором" на ее жизнь, принесла отреченье, страдание, боль, изменила даже внешность Он винит только себя, свою "убийственную" любовь, "буйную слепоту страстей". Вспоминает "ее волшебный взор, и речи, и смех младенчески-живой", называет свое чувство "судьбы ужасным приговором", уничтожившим "то, что в душе ее цвело".


  • «Последняя любовь» (1852-1854)

Очень непросто стихотворение «Последняя любовь» с его ритмическими перебоями (редакторы изданий 1886 года Бартенев и Майков убирали эти ритмические “неправильности”), с его “бродит сияние” (в сборнике 1886 года было поставлено “брезжит”), с его парадоксальным “вечерним днём”. И, конечно, вполне по-тютчевски звучит пара антонимов: “блаженство” и “безнадёжность”.

Хочется, чтобы "очарованье" продлилось, но это невозможно, и стихотворение исполнено печали и ощущения безнадежности. Последняя любовь - как вечерняя заря, когда "полнеба обхватила тень", кончается день (так же, как кончается жизнь), и лишь на западе "бродит сиянье", "Сияет прощальный свет" заходящего солнца и последней любви. Поэт подчеркивает: "Нежней мы любим и суеверней". "Суеверней" - значит, боимся даже чего-то выдуманного, пустого, пустякового, что тем не менее сможет разрушить такое трепетное, такое дорогое чувство, заключающее в себе "очарованье", "блаженство", "безнадежность". В каждой строфе есть побудительное предложение, что делает стихотворение похожим на молитву, заключающую самую сокровенную просьбу.






Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал к уроку 10 класс»

Раздаточный материал к уроку «Любовная лирика Тютчева», 10 класс

Группа 1.

  1. Прочитайте стихотворение.

  2. Поделитесь впечатлениями.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел - спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески-живой?

И что ж теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья...

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,

Очарование ушло...

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!..

Ответьте на вопросы.

  1. Какое впечатление производит стихотворение? Какие чувства, мысли, ассоциации возникают после прочтения? е

10 классирика Тютчева"бим!"новенье...ворения Тютчева "раста.

чудный романс - гимна т?

на молодую, прекрасную Елену. а он нико

  1. Что принесло это чувство героине?

  2. Кто виноват в этом, по мнению поэта?

  3. В чем же трагизм положения героев?

  4. Какие художественные особенности позволяют передать горечь, безысходность положения влюбленных?

  5. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

  6. Используйте при подготовке выступления и другие стихотворения («О, этот юг, о, эта Ницца!», «Весь день она лежала в забытьи…» и др.).



















Раздаточный материал к уроку «Любовная лирика Тютчева», 10 класс

Группа 2.

  1. Прочитайте стихотворение.

  2. Поделитесь впечатлениями.

"Последняя любовь" (1852-1854).

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье, -

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность...

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство, и безнадежность!

Ответьте на вопросы.

  1. Какое впечатление производит стихотворение? Какие мысли, чувства, ассоциации возникают?

  2. С каким явлением природы поэт сравнивает последнюю любовь?

  3. Что присуще человеку, который любит "на склоне лет"?

  4. Что привлекло ваше внимание в синтаксическом строе стихотворения, в его художественных особенностях?

  5. Можно ли назвать стихотворение исповедью?

  6. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

  7. Используйте при подготовке выступления и другие стихотворения («О, этот юг, о, эта Ницца!», «Весь день она лежала в забытьи…» и др.).















Раздаточный материал к уроку «Любовная лирика Тютчева», 10 класс

Группа 3.

  1. Прочитайте оба стихотворения.

  2. Поделитесь впечатлениями, попробуйте их сравнить.

***

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; нас было двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,

Руина замка вдаль глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мшистый опершись гранит.

Ногой младенческой касаясь

Обломков груды вековой;

И солнце медлило, прощаясь

С холмом, и замком, и тобой.

И ветер тихий мимолетом

Твоей одеждою играл,

И с диких яблонь цвет за цветом

На плечи юные свевал.

Ты беззаботно вдаль глядела…

Край неба дымно гас в лучах;

День догорал; звучнее пела

Река в померкших берегах.

И ты с веселостью беспечной

Счастливый провожала день;

И сладко жизни быстротечной

Над нами пролетала тень.



К.Б.

Я встретил вас – и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло.

Как поздней осень порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною,

И что-то встрепенётся в нас, -

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты…

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне, -

И вот – слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, -

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

Сопоставляя эти тексты, подумайте над следующими вопросами:

  1. Какое впечатление производит стихотворение? Какие мысли, чувства, ассоциации возникают?

  2. Каковы ключевые образы в этих стихотворениях, как они связаны? Какое время года и суток изображается в первом стихотворении? Какой поэтический смысл при этом выявляется? Важно ли время года во втором стихотворении?

  3. Как связаны облик возлюбленной и картины природы в первом стихотворении?

  4. Какую роль играют в тексте второго стихотворения приемы анафоры и синтаксического параллелизма?

  5. Какое из стихотворений исполнено большего философского подтекста? Аргументируйте свою точку зрения.

  6. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

  7. Используйте при подготовке выступления и другие стихотворения («О, этот юг, о, эта Ницца!», «Весь день она лежала в забытьи…» и др.).


Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Ф.И. Тютчев (1803-1873)

Ф.И. Тютчев (1803-1873)

Борис Пастернак Быть знаменитым некрасиво. Не это поднимает ввысь. Не надо заводить архивов, Над рукописями трястись. Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех. Досадно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех.

Борис Пастернак

Быть знаменитым некрасиво.

Не это поднимает ввысь.

Не надо заводить архивов,

Над рукописями трястись.

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Досадно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Особенности биографии Тютчева

Особенности биографии Тютчева

  • Необычайная одаренность и ранняя карьера поэта и чиновника.
  • Позднее начало публикации стихов и поздняя слава.
  • Длительное пребывание вдали от Родины (22 года).
  • Знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры.
  • Необычайно насыщенная «жизнь сердца».
Вадим Кожинов писал: «…сразу же уместно сказать, предваряя всё дальнейшее, что, полюбив, Тютчев уже не умел, не мог разлюбить. Любимая женщина являла для него как бы полнозвучное воплощение целого мира…»

Вадим Кожинов писал:

«…сразу же уместно сказать, предваряя всё дальнейшее, что, полюбив, Тютчев уже не умел, не мог разлюбить. Любимая женщина являла для него как бы полнозвучное воплощение целого мира…»

Эпиграф Я очи знал, – о, эти очи!.. Как я любил их, – знает бог! От их волшебной, страстной ночи Я душу оторвать не мог.  Ф.И. Тютчев.

Эпиграф

Я очи знал, – о, эти очи!..

Как я любил их, – знает бог!

От их волшебной, страстной ночи

Я душу оторвать не мог.

Ф.И. Тютчев.

«Жизни блаженство в одной лишь любви…»

«Жизни блаженство в одной лишь любви…»

Амалия Лерхенфельд Элеонора Петерсон Эрнестина Дернберг Елена Денисьева

Амалия Лерхенфельд

Элеонора Петерсон

Эрнестина Дернберг

Елена Денисьева

Амалия Лерхенфельд

Амалия Лерхенфельд

Элеонора Петерсон (первая жена поэта)

Элеонора Петерсон (первая жена поэта)

Эрнестина Дернберг (вторая жена поэта)

Эрнестина Дернберг (вторая жена поэта)

Елена Александровна Денисьева  –  «последняя любовь» поэта

Елена Александровна Денисьева «последняя любовь» поэта

Стихи, посвященные Е.А.Денисьевой «О, как убийственно мы любим…» « Я очи знал, – о, эти очи!..» «Последняя любовь» «Весь день она лежала в забытьи…» «О, этот Юг, о, эта Ницца!..» «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло…»

Стихи, посвященные Е.А.Денисьевой

  • «О, как убийственно мы любим…»
  • « Я очи знал, – о, эти очи!..»
  • «Последняя любовь»
  • «Весь день она лежала в забытьи…»
  • «О, этот Юг, о, эта Ницца!..»
  • «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло…»

«Жизни блаженство в одной лишь любви…»

«Жизни блаженство в одной лишь любви…»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
"Жизни блаженство в одной лишь любви..." (Любовная лирика Ф.И. Тютчева)

Автор: Гончарова Елена Викторовна

Дата: 19.12.2014

Номер свидетельства: 145585

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Любовная лирика Ф.И. Тютчева"
    ["seo_title"] => string(28) "liubovnaialirikafitiutchieva"
    ["file_id"] => string(6) "281691"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453568073"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства