Урок в 10 классе
«Жизни блаженство в одной лишь любви…»
(Любовная лирика Ф.И. Тютчева).
Цели урока:
выявить идейно-художественные особенности стихотворений Тютчева о любви;
продолжить формирование умений анализа лирического произведения;
развивать умения синтезировать, анализировать, обобщать;
способствовать развитию навыков исследовательской работы;
совершенствовать умение работать в группе, уважать точку зрения других, отстаивая свою.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал с текстами стихотворений, музыкальное сопровождение, компьютерная презентация.
Формы работы на уроке: беседа, монолог, диалог, практическая работа в группе.
Ход урока.
Оргмомент.
Слово учителя.
Ребята, сегодня мы продолжим разговор о лирике великого русского поэта Ф.И.Тютчева, поэта-философа, прожившего долгую, интересную, удивительную жизнь.
Как тут не вспомнить строки другого великого русского поэта 20 века Бориса Пастернака:
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архивов,
Над рукописями трястись.
Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Досадно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Вам не кажется, что этот портрет поэта Борис Пастернак писал с Федора Тютчева? Ведь Тютчев и жил, и чувствовал, и мыслил как поэт. А между тем (вот парадокс!) на звание поэта он никогда не претендовал! И эта его черта – одно из проявлений двойственности Тютчева в жизни.
3. Актуализация знаний учащихся.
- А на какие особенности биографии Тютчева обратили внимание вы?
Необычайная одаренность и ранняя карьера поэта и чиновника.
Позднее начало публикации стихов и поздняя слава.
Необычно длительное пребывание вдали от Родины (22 года).
Знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры.
Необычайно насыщенная «жизнь сердца».
Биографы Тютчева утверждают, что «жизнь сердца» была у него не просто насыщенной, но бурной, «роковой».
- Какие факты из биографии поэта, известные вам, послужили основой для этого утверждения?
Судьба подарила поэту несколько встреч с женщинами, которых он любил. И каждый раз он отдавался своему чувству без остатка, и каждый раз оно находило отражение в его творчестве.
Вадим Кожинов в монографии о Тютчеве писал: «… сразу же уместно сказать, предваряя всё дальнейшее, что, полюбив, Тютчев уже не умел, не мог разлюбить. Любимая женщина являла для него как бы полнозвучное воплощение целого мира…»
А если бы было иначе, мог ли Тютчев написать:
Я очи знал, – о, эти очи!
Как я любил их, – знает бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.
Пусть эти чудные строки станут эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку
«Жизни блаженство в одной лишь любви…»
В центре сегодняшнего урока – чтение и обсуждение тютчевских стихотворений о любви разного времени, это попытка интерпретации поэтического текста, попытка проникновения в мир любовной лирики Тютчева.
Амалия Лерхенфельд
Элеонора Петерсон
Эрнестина Дернберг
Елена Денисьева
- Говорят ли вам что-либо эти имена?
Да, это имена женщин, оставивших глубокий след в жизни, сердце, душе поэта.
- Что известно вам об этих женщинах?
Ответы учащихся (используют рабочие листы).
5. Работа в группах.
Следующий этап нашего урока – работа в группе, интерпретация стихотворений Тютчева о любви. Каждой группе предлагается рассмотреть одно стихотворение, обсудить его, опираясь на вопросы и подготовить выступление.
Время ограничено.
Выдается раздаточный материал.
Учащиеся работают в группах.
Вариант 1.
Прочитайте стихотворение.
Поделитесь впечатлениями.
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел - спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?
И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
Ответьте на вопросы.
Какое впечатление производит стихотворение? Какие чувства, мысли, ассоциации возникают после прочтения? (Кажется, что отношения влюбленных, перешедшие в убийственную страсть, подошли к финалу, а ведь это только начало любви.
Что принесло это чувство героине? (Любовь легла "незаслуженным позором" на ее жизнь, принесла отреченье, страдание, боль, изменила даже внешность)
Кто виноват в этом, по мнению поэта? (Он винит только себя, свою "убийственную" любовь, "буйную слепоту страстей". Вспоминает "ее волшебный взор, и речи, и смех младенчески-живой", называет свое чувство "судьбы ужасным приговором", уничтожившим "то, что в душе ее цвело".
В чем же трагизм положения героев?
Какие художественные особенности позволяют передать горечь, безысходность положения влюбленных?
Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
Используйте при подготовке выступления и другие стихотворения («О, этот юг, о, эта Ницца!», «Весь день она лежала в забытьи…» и др.).
Вариант 2.
Прочитайте стихотворение.
Поделитесь впечатлениями.
"Последняя любовь" (1852-1854).
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность2.
Ответьте на вопросы.
Какое впечатление производит стихотворение? Какие мысли, чувства, ассоциации возникают?(Хочется, чтобы "очарованье" продлилось, но это невозможно, и стихотворение исполнено печали и ощущения безнадежности.)
С каким явлением природы поэт сравнивает последнюю любовь? (Последняя любовь - как вечерняя заря, когда "полнеба обхватила тень", кончается день (так же, как кончается жизнь), и лишь на западе "бродит сиянье", "Сияет прощальный свет" заходящего солнца и последней любви.)
Что присуще человеку, который любит "на склоне лет"? (Поэт подчеркивает: "Нежней мы любим и суеверней". "Суеверней" - значит, боимся даже чего-то выдуманного, пустого, пустякового, что тем не менее сможет разрушить такое трепетное, такое дорогое чувство, заключающее в себе "очарованье", "блаженство", "безнадежность".
Что привлекло ваше внимание в синтаксическом строе стихотворения, в его художественных особенностях? (В каждой строфе есть побудительное предложение, что делает стихотворение похожим на молитву, заключающую самую сокровенную просьбу.)
Можно ли назвать стихотворение исповедью?
Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
Используйте при подготовке выступления и другие стихотворения («О, этот юг, о, эта Ницца!», «Весь день она лежала в забытьи…» и др.).
.
Вариант 3.
Прочитайте стихотворение.
Поделитесь впечатлениями.
ВСТАВИТЬ СТИХИ ПРО АМАЛИЮ
1. Каковы ключевые образы в этих стихотворениях, как они связаны? (В первом стихотворении это Она, ее поэтический облик, черты ее внешности, связанные с картинами мира внешнего. Во втором — это Он, его чувства, не умолкавшие долгие годы. Здесь не важен его внешний облик — важна его внутренняя, духовная жизнь.)
2. Какое время года и суток изображается в первом стихотворении? Какой поэтический смысл при этом выявляется? Важно ли время года во втором стихотворении?
3. Как связаны облик возлюбленной и картины природы в первом стихотворении?
4. Какую роль играют в тексте второго стихотворения приемы анафоры и синтаксического параллелизма?
5. Какое из стихотворений исполнено большего философского подтекста? Аргументируйте свою точку зрения.
Выступления групп с интерпретацией текстов (15 минут).
Ответы на вопросы участников урока.
Заключительная часть. Итог урока.
- А сейчас давайте обратимся к теме нашего урока. Перечитаем ее.
- Согласны ли вы с этим высказыванием? Может, Тютчев ошибся, написав эти строки? Почему? Аргументируйте свой ответ.
Может быть, одним из условий величия и глубины поэзии является подлинность СТРАДАНИЙ творца?.. Может быть, Тютчева не только наградила Судьба необыкновенным даром, но он и сам искал страдания, чтобы свой дар проявить? Не может быть однозначных ответов о пути большого Поэта.
Истинно потрясающий факт из жизни из жизни Тютчева. Перед самым закатом, в 1870 году, когда на любовь уже не осталось сил, Фёдор Иванович встречает на водах в Карлсбаде свою 'божественную Амалию', баронессу Крюданер. И именно ей он посвящает самый неоспоримый свой шедевр любовной лирики «Я встретил вас - и все былое», который неизвестный композитор положил на музыку и получился чудный романс – гимн любви, любви вечной и не знающей ни границ, ни возраста.
Слушание романса.
Домашнее задание.
а) Сопоставить стихотворения Тютчева «К.Б.» и Пушкина !Я помню чудное мгновенье…»
б) Написать эссе «О, как убийственно мы любим!» по лирике Тютчева.
7