kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Жизнь дана на добрые дела ( Урок по рассказу А. Платонова "Юшка")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Жизнь дана на добрые дела»(воспитание нравственной кульуры на основе рассказа А. Платонова «Юшка»)

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные:научится давать характеристику герою, отбирать материал в соответствии с тематикой вопросов.

Метапредметные:

Личностные УУД: самоопределение (формирование адекватной самоценки, самопознание), развитие познавательного интереса, учебного мотива, развитие доброжелательности клюдям, готовности к сотрудничеству, знание моральных норм.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, коррекция, самооценка.

КоммуникативныеУУД: планирование сотрудничества с учителем иодноклассниками,выражение своих мыслей, владение монологической, диалогической речью.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из текста, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, понимание и анализ текста.

Цели:

Обучающая:углубить представление учеников о творчестве Платонова;

способствовать формированию навыков анализа литературного произведения; познакомить с основой рассказа; выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа.

Развивающая цель: развивать воображение, умение обобщать, сравнивать, выделять главное в тексте и делать выводы;

Воспитательная: на примере литературного образа воспитывать внутренние качества: милосердие, сострадание, отзывчивость

 Методы обучения:проблемное изложение, частично-поисковый, словесный, диалогический, эвристический, творческий.

Оборудование: презентация, толковые словари.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь дана на добрые дела ( Урок по рассказу А. Платонова "Юшка")»

Урок-размышление по рассказу А. П. Платонова «Юшка» в 7 классе

ФИО учителя: Криницына Людмила Васильевна

Предмет: литература

Класс: 6б

Автор УМК: под редакцией В.Я.Коровиной.

Тема урока: «Жизнь дана на добрые дела»(воспитание нравственной кульуры на основе рассказа А. Платонова «Юшка»)

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Планируемые результаты:

Предметные:научится давать характеристику герою, отбирать материал в соответствии с тематикой вопросов.

Метапредметные:

Личностные УУД: самоопределение (формирование адекватной самоценки, самопознание), развитие познавательного интереса, учебного мотива, развитие доброжелательности клюдям, готовности к сотрудничеству, знание моральных норм.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, коррекция, самооценка.

КоммуникативныеУУД: планирование сотрудничества с учителем иодноклассниками,выражение своих мыслей, владение монологической, диалогической речью.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из текста, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, понимание и анализ текста.


Цели:

Обучающая:углубить представление учеников о творчестве Платонова;

способствовать формированию навыков анализа литературного произведения; познакомить с основой рассказа; выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа.


Развивающая цель: развивать воображение, умение обобщать, сравнивать, выделять главное в тексте и делать выводы;


Воспитательная: на примере литературного образа воспитывать внутренние качества: милосердие, сострадание, отзывчивость


Методы обучения:проблемное изложение, частично-поисковый, словесный, диалогический, эвристический, творческий.

Оборудование: презентация, толковые словари.





1

Организационный момент

цель:

сформировать самооценку готовности к уроку


Приветствие. Проверка готовности рабочего места.Организует учащихся на работу.

Настраиваются на учебную деятельность

Личностные УУД: самооценка готовности к уроку

Регулятивные УУД: учебно-познавательный интерес, организация рабочего места

2

Целеполагание. Мотвация.




Обращает внимание учащихся на пословицу, записанную на доске:

«Жизнь дана на добрые дела»

-Как выдумаете,какое слово является главным в этой пословице?

-Что значит добро?

-Составьте кластер.

-Вспомните пословицы о добре, запишите. (Добро из добра приходит.Добро сторицею вернется...)

-Организует работу по определению темы и цели урока через создане проблемной ситуации:

-Быть добрым человеком трудно? Вы прочитали рассказ А Платонова «Юшка».

Можем ли мы назвать Юшку добрым?Подберите синонимы к слову добрый. (человечный, гуманный, отзывчивый, сострадающий...)

Сформулируйе основную проблему рассказа Платонова. (проблема добра и зла)

-Запишите тему урока: Жизнь дана на добрые дела.

-Сегодня мы с вами поразмышляем над образом Юшки и постараемся ответить на вопрос: можно ли победить зло добром?














Составляют кластер










Решая проблемную ситуацию, формулируют тему урока












Записывают тему урока.

Личностные УУД: умение видеть, формулироватьцель, проблему, тему урока

Регулятивные УУД:ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование


Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания

3

Изучение нового материала и первичное усвоение материала


-Подумаем, почему так называется рассказ А. Платонова

-Обратимся к словарю Ожегова С. И. и узнаем, что оно означает?

-Как звучит полное имя Юшки?

Обратимся к словарю имен.

-Случайно ли это имя взял А. Платонов?


Ученики обращаются к словарям и выясняют значение слова «юшка» и имени Ефим и отвечают на поставленные вопросы.(Юшка – это кровь, животворящая жидкость. Значительная потеря которой грозит организму смертью. Ефим – благочестивый, благожеланный, священный)

Личностные УУД:осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи

Регулятивные УУД: оценка собственных возможностей

Коммуникативные УУД:взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.умение ясно, точно выражать свои мысли,  

Познавательные УУД: Работа с информацией, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа .




-Обратитесь к тексту и составьте сравнительную таблицу, которая поможет понять:по каким законам живет Юшка и его односельчане?Что в представлении людей значило жить “честно и просто”? Чем Юшка отличается от односельчан?


– Чего не знает о нем никто?

– Каким никогда не видят Юшку?

Прочитайте выразительно эпизод: «В пути он дышал… в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущий влагой и солнечным светом».

Каким вам видится Юшка в этом эпизоде? Дайте словесный портрет.


Выборочно читают и, работая в парах, составляют сравнительную таблицу.









Выразительно читают эпизод.

Отвечают на вопросы учителя, описывают Юшку.(Юшка преображается, он чувствует себя счастливым, радуется пению птиц, журчанью ручья, веселью стрекоз, кузнечиков, благоуханью трав, он сливается с природой и распахнут всему миру)

4

Осознание и осмысление


Ставит проблемный вопрос:

-Юшка в разговоре с Дашей утверждает: «Меня, Даша,народ любит!»


– Так ли это? Любит ли народ Юшку?


-Что влечет детей к Юшке? Почему Юшка не обижается на них?


-Почему и взрослые иногда обижают Юшку?

-Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки?

-Какие чувства у вас вызывают взрослые в рассказе?

-Как люди узнали о добром деле Юшки, которому он посвятил свою жизнь?

Ученики делятся своими мнениями

Личностные УУД:умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

Познавательные УУД:проводить наблюдение; устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные УУД:уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию, уметь договариваться и приходить к общему решению

Регулятивные УУД:принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров

5

Первичное закрепление

Умирает Юшка – непонятый черствыми людьми, обиженный их жестокостью, равнодушием.

-Хуже или лучше стало людям, изменились ли они?





Вывод.

-Смогло ли добро победить зло в рассказе А.Платонова?



В Библии сказано: "Побеждай зло ДОБРОМ". Главный герой рассказа А.Платонова "Юшка" жил по законам человеческим и своим ДОБРОМ победил людское зло. Счастлив человек, несущий людям тепло, добро, счастлив человек не только получающий, но и дающий.


-Какие чувства вызывет у вас этот рассказ?

-Актуален ли этот рассказ сегодня?


Попытаемся отразить наши размышления в виде синквейна

Ученики отвечают:

Люди впервые попросили у Юшки, уже мертвого прощение, без него людям стало хуже жить, потому что теперь вся злоба оставалась среди людей.



Учащиеся делятся своим мнением






















Составляют синквейн

Личностные УУД:устойчивый познавательный интерес, готовность к самообразованию и воспитанию;

Познавательные УДД:строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных отношений

6

Домашнее задание

1.Написать сочинение-рассуждение на тему «В жизни по-разному можно жить».

Читает стихотворение С. Острового



7

Рефлексия

Предлагает продолжить фразу:

-Я понял, что...

-Мне захотелось...


Делятся своими впечатлениями

Личностные УУД:осознание практическойличностной значимости результатов кажждого этапа работы;

Регулятивные УУД:адекватно самостоятельно оценивать свои ответы






























































Ход урока

1. Мотивация. Целеполагание.

Обращаю внимание учащихся на пословицу, записанную на доске:

Жизнь дана на добрые дела

-Как выдумаете,какое слово является главным в этой пословице?

-Что значит добро?

-Составьте кластер.

-Проблемный вопрос:

  • Быть добрым человеком трудно? Ученики высказывают свое мнение.

Вы прочитали рассказ А Платонова «Юшка».

  • Можем ли мы назвать Юшку добрым?

  • Подберите синонимы к слову добрый. (человечный, гуманный, отзывчивый, сострадающий...)

  • Вспомните пословицы о добре, запишите. (Добро из добра приходит.Добро сторицею вернется.

  • Сформулируйе основную проблему рассказа Платонова. (проблема добра и зла)

  • Запишите тему урока: Жизнь дана на добрые дела.

2. Стадия осмысления.Сегодня мы с вами поразмышляем над образом Юшки и постараемся ответить на вопрос: можно ли победить зло добром?Подумаем, почему так называется рассказ А. Платонова(По имени главного героя).Обратимся к словарю Академии наук, и узнаем, что оно означает? Читаем:Юшка – это кровь, животворящая жидкость. Значительная потеря которой грозит организму смертью. Как звучит полное имя Юшки? Обратимся к словарю имен. Читаем.Ефим – благочестивый, благожеланный, священный. Случайно ли это имя взял А. Платонов? (Нет).

Выборочное чтение рассказа. Работа в парах.


Составьте сравнительную таблицу, которая поможет понять:По каким законам живет Юшка и его односельчане?Что в представлении людей значило жить “честно и просто”? Чем Юшка отличается от односельчан?


– Чего не знает о нем никто?

– Каким никогда не видят Юшку?


Прочитать эпизод: «В пути он дышал… в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущий влагой и солнечным светом».


Каким вам видится Юшка в этом эпизоде? Дайте словесный портрет.

(Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков – живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром.Юшка сливается с природой, чувствует себя счастливым.)


Проблемный вопрос:

-Юшка в разговоре с Дашей утверждает: «Меня, Даша,народ любит!»


– Так ли это? Любит ли народ Юшку?Выслушиваем мнение детей.


-Что влечет детей к Юшке? Почему Юшка не обижается на них?


-Почему и взрослые иногда обижают Юшку? (Потому что он не такой, как все.)


    • Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки? (Они не умеют любить. Не могут простить ему того, что он не такой как они.)


  • Какие чувства у вас вызывают взрослые в рассказе?

  • Как люди узнали о добром деле Юшки, которому он посвятил свою жизнь?


Умирает Юшка – непонятый черствыми людьми, обиженный их жестокостью, равнодушием.

-Хуже или лучше стало людям, изменились ли они? (Люди впервые попросили у Юшки, уже мертвого прощение, без него людям стало хуже жить, потому что теперь вся злоба оставалась среди людей.)

Вывод.

-Смогло ли добро победить зло в рассказе А.Платонова? Выслушиваем ответы детей.


В Библии сказано: "Побеждай зло ДОБРОМ". Главный герой рассказа А.Платонова "Юшка" жил по законам человеческим и своим ДОБРОМ победил людское зло. Счастлив человек, несущий людям тепло, добро, счастлив человек не только получающий, но и дающий.


-Какие чувства вызывет у вас этот рассказ?

-Актуален ли этот рассказ сегодня?


Попытаемся отразить наши размышления в виде синквейна

Синквейн (пятистишие) – свободная поэтическая форма, состоящая из 5 строф:

  1. Имя существительное, определяющее тему.

  2. 2 прилагательных – описание темы.

  3. 3 глагола(деепричастия) – название действий.

  4. 4 слова: фраза – отношение к теме.

  5. Образ – метафора, суть, смысл, синоним темы.

Рефлексия

Продолжите фразу: Я понял, что...

Мне захотелось...


Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему «В жизни по-разному можно жить».


В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.


А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям.

С.Островой.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Жизнь дана на добрые дела ( Урок по рассказу А. Платонова "Юшка")

Автор: Криницына Людмила Васильевна

Дата: 11.12.2015

Номер свидетельства: 265242

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "А. П. Платонов "Юшка" "
    ["seo_title"] => string(19) "a-p-platonov-iushka"
    ["file_id"] => string(6) "158150"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421689867"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства