КоммуникативныеУУД: планирование сотрудничества с учителем иодноклассниками,выражение своих мыслей, владение монологической, диалогической речью.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из текста, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, понимание и анализ текста.
Цели:
Обучающая:углубить представление учеников о творчестве Платонова;
способствовать формированию навыков анализа литературного произведения; познакомить с основой рассказа; выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа.
Развивающая цель: развивать воображение, умение обобщать, сравнивать, выделять главное в тексте и делать выводы;
Воспитательная: на примере литературного образа воспитывать внутренние качества: милосердие, сострадание, отзывчивость
Методы обучения:проблемное изложение, частично-поисковый, словесный, диалогический, эвристический, творческий.
Оборудование: презентация, толковые словари.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
КоммуникативныеУУД: планирование сотрудничества с учителем иодноклассниками,выражение своих мыслей, владение монологической, диалогической речью.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из текста, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, понимание и анализ текста.
Цели:
Обучающая:углубить представление учеников о творчестве Платонова;
способствовать формированию навыков анализа литературного произведения; познакомить с основой рассказа; выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа.
Развивающая цель: развивать воображение, умение обобщать, сравнивать, выделять главное в тексте и делать выводы;
Воспитательная: на примере литературного образа воспитывать внутренние качества: милосердие, сострадание, отзывчивость
Методы обучения:проблемное изложение, частично-поисковый, словесный, диалогический, эвристический, творческий.
Оборудование: презентация, толковые словари.
1
Организационный момент
цель:
сформировать самооценку готовности к уроку
Приветствие. Проверка готовности рабочего места.Организует учащихся на работу.
Настраиваются на учебную деятельность
Личностные УУД: самооценка готовности к уроку
Регулятивные УУД: учебно-познавательный интерес, организация рабочего места
2
Целеполагание. Мотвация.
Обращает внимание учащихся на пословицу, записанную на доске:
«Жизнь дана на добрые дела»
-Как выдумаете,какое слово является главным в этой пословице?
-Что значит добро?
-Составьте кластер.
-Вспомните пословицы о добре, запишите. (Добро из добра приходит.Добро сторицею вернется...)
-Организует работу по определению темы и цели урока через создане проблемной ситуации:
-Быть добрым человеком трудно? Вы прочитали рассказ А Платонова «Юшка».
Можем ли мы назвать Юшку добрым?Подберите синонимы к слову добрый. (человечный, гуманный, отзывчивый, сострадающий...)
Сформулируйе основную проблему рассказа Платонова. (проблема добра и зла)
-Запишите тему урока: Жизнь дана на добрые дела.
-Сегодня мы с вами поразмышляем над образом Юшки и постараемся ответить на вопрос: можно ли победить зло добром?
Составляют кластер
Решая проблемную ситуацию, формулируют тему урока
Записывают тему урока.
Личностные УУД: умение видеть, формулироватьцель, проблему, тему урока
Регулятивные УУД:ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания
3
Изучение нового материала и первичное усвоение материала
-Подумаем, почему так называется рассказ А. Платонова
-Обратимся к словарю Ожегова С. И. и узнаем, что оно означает?
-Как звучит полное имя Юшки?
Обратимся к словарю имен.
-Случайно ли это имя взял А. Платонов?
Ученики обращаются к словарям и выясняют значение слова «юшка» и имени Ефим и отвечают на поставленные вопросы.(Юшка – это кровь, животворящая жидкость. Значительная потеря которой грозит организму смертью. Ефим – благочестивый, благожеланный, священный)
Личностные УУД:осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи
Регулятивные УУД: оценка собственных возможностей
Коммуникативные УУД:взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.умение ясно, точно выражать свои мысли,
Познавательные УУД: Работа с информацией, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа .
-Обратитесь к тексту и составьте сравнительную таблицу, которая поможет понять:по каким законам живет Юшка и его односельчане?Что в представлении людей значило жить “честно и просто”? Чем Юшка отличается от односельчан?
– Чего не знает о нем никто?
– Каким никогда не видят Юшку?
Прочитайте выразительно эпизод: «В пути он дышал… в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущий влагой и солнечным светом».
– Каким вам видится Юшка в этом эпизоде? Дайте словесный портрет.
Выборочно читают и, работая в парах, составляют сравнительную таблицу.
Выразительно читают эпизод.
Отвечают на вопросы учителя, описывают Юшку.(Юшка преображается, он чувствует себя счастливым, радуется пению птиц, журчанью ручья, веселью стрекоз, кузнечиков, благоуханью трав, он сливается с природой и распахнут всему миру)
4
Осознание и осмысление
Ставит проблемный вопрос:
-Юшка в разговоре с Дашей утверждает: «Меня, Даша,народ любит!»
– Так ли это? Любит ли народ Юшку?
-Что влечет детей к Юшке? Почему Юшка не обижается на них?
-Почему и взрослые иногда обижают Юшку?
-Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки?
-Какие чувства у вас вызывают взрослые в рассказе?
-Как люди узнали о добром деле Юшки, которому он посвятил свою жизнь?
Ученики делятся своими мнениями
Личностные УУД:умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
Познавательные УУД:проводить наблюдение; устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные УУД:уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию, уметь договариваться и приходить к общему решению
Регулятивные УУД:принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров
5
Первичное закрепление
Умирает Юшка – непонятый черствыми людьми, обиженный их жестокостью, равнодушием.
-Хуже или лучше стало людям, изменились ли они?
Вывод.
-Смогло ли добро победить зло в рассказе А.Платонова?
В Библии сказано: "Побеждай зло ДОБРОМ". Главный герой рассказа А.Платонова "Юшка" жил по законам человеческим и своим ДОБРОМ победил людское зло. Счастлив человек, несущий людям тепло, добро, счастлив человек не только получающий, но и дающий.
-Какие чувства вызывет у вас этот рассказ?
-Актуален ли этот рассказ сегодня?
Попытаемся отразить наши размышления в виде синквейна
Ученики отвечают:
Люди впервые попросили у Юшки, уже мертвого прощение, без него людям стало хуже жить, потому что теперь вся злоба оставалась среди людей.
Учащиеся делятся своим мнением
Составляют синквейн
Личностные УУД:устойчивый познавательный интерес, готовность к самообразованию и воспитанию;
Познавательные УДД:строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных отношений
6
Домашнее задание
1.Написать сочинение-рассуждение на тему «В жизни по-разному можно жить».
Читает стихотворение С. Острового
7
Рефлексия
Предлагает продолжить фразу:
-Я понял, что...
-Мне захотелось...
Делятся своими впечатлениями
Личностные УУД:осознание практическойличностной значимости результатов кажждого этапа работы;
Регулятивные УУД:адекватно самостоятельно оценивать свои ответы
Ход урока
1. Мотивация. Целеполагание.
Обращаю внимание учащихся на пословицу, записанную на доске:
Жизнь дана на добрые дела
-Как выдумаете,какое слово является главным в этой пословице?
-Что значит добро?
-Составьте кластер.
-Проблемный вопрос:
Быть добрым человеком трудно? Ученики высказывают свое мнение.
Вы прочитали рассказ А Платонова «Юшка».
Можем ли мы назвать Юшку добрым?
Подберите синонимы к слову добрый. (человечный, гуманный, отзывчивый, сострадающий...)
Вспомните пословицы о добре, запишите. (Добро из добра приходит.Добро сторицею вернется.
Сформулируйе основную проблему рассказа Платонова. (проблема добра и зла)
Запишите тему урока: Жизнь дана на добрые дела.
2. Стадия осмысления.Сегодня мы с вами поразмышляем над образом Юшки и постараемся ответить на вопрос: можно ли победить зло добром?Подумаем, почему так называется рассказ А. Платонова(По имени главного героя).Обратимся к словарю Академии наук, и узнаем, что оно означает? Читаем:Юшка – это кровь, животворящая жидкость. Значительная потеря которой грозит организму смертью. Как звучит полное имя Юшки? Обратимся к словарю имен. Читаем.Ефим – благочестивый, благожеланный, священный. Случайно ли это имя взял А. Платонов? (Нет).
Выборочное чтение рассказа. Работа в парах.
Составьте сравнительную таблицу, которая поможет понять:По каким законам живет Юшка и его односельчане?Что в представлении людей значило жить “честно и просто”? Чем Юшка отличается от односельчан?
– Чего не знает о нем никто?
– Каким никогда не видят Юшку?
Прочитать эпизод: «В пути он дышал… в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущий влагой и солнечным светом».
– Каким вам видится Юшка в этом эпизоде? Дайте словесный портрет.
(Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков – живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром.Юшка сливается с природой, чувствует себя счастливым.)
Проблемный вопрос:
-Юшка в разговоре с Дашей утверждает: «Меня, Даша,народ любит!»
– Так ли это? Любит ли народ Юшку?Выслушиваем мнение детей.
-Что влечет детей к Юшке? Почему Юшка не обижается на них?
-Почему и взрослые иногда обижают Юшку? (Потому что он не такой, как все.)
Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки? (Они не умеют любить. Не могут простить ему того, что он не такой как они.)
Какие чувства у вас вызывают взрослые в рассказе?
Как люди узнали о добром деле Юшки, которому он посвятил свою жизнь?
Умирает Юшка – непонятый черствыми людьми, обиженный их жестокостью, равнодушием.
-Хуже или лучше стало людям, изменились ли они? (Люди впервые попросили у Юшки, уже мертвого прощение, без него людям стало хуже жить, потому что теперь вся злоба оставалась среди людей.)
Вывод.
-Смогло ли добро победить зло в рассказе А.Платонова? Выслушиваем ответы детей.
В Библии сказано: "Побеждай зло ДОБРОМ". Главный герой рассказа А.Платонова "Юшка" жил по законам человеческим и своим ДОБРОМ победил людское зло. Счастлив человек, несущий людям тепло, добро, счастлив человек не только получающий, но и дающий.
-Какие чувства вызывет у вас этот рассказ?
-Актуален ли этот рассказ сегодня?
Попытаемся отразить наши размышления в виде синквейна
Синквейн (пятистишие) – свободная поэтическая форма, состоящая из 5 строф:
Имя существительное, определяющее тему.
2 прилагательных – описание темы.
3 глагола(деепричастия) – название действий.
4 слова: фраза – отношение к теме.
Образ – метафора, суть, смысл, синоним темы.
Рефлексия
Продолжите фразу: Я понял, что...
Мне захотелось...
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему «В жизни по-разному можно жить».