kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Замысел и история создания романа «Преступление и наказание».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель

  • познакомить учащихся с замыслом и историей создания романа «Преступление и наказание»;
  • развивать навыки монологического высказывания;
  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Замысел и история создания романа «Преступление и наказание».»

10 класс

Урок № 89.

Тема. Замысел и история создания романа «Преступление и наказание».

Цель:

  • познакомить учащихся с замыслом и историей создания романа «Преступление и наказание»;

  • развивать навыки монологического высказывания;

  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.


IІ. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Работа с эпиграфом к уроку. «Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман, точно вылит, так он строен. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нём тысячи и тысячи судеб несчастных людей, - весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов», до неестественности… Но - силён, бес!» (А.Фадеев)


3. Вступительное слово учителя.

В «Преступлении и наказании» более 90 персонажей, из них около десятка центральных, имеющих резко очерченные характеры, взгляды, важную роль в развитии сюжета. Роман идеологический, философский. Известно, что Достоевский первоначально предполагал назвать роман «Пьяненькие» и, что Мармеладов должен был стать его центральным героем. Замысел изменился, Мармеладов отступил перед Раскольниковым на задний план, но авторское отношение к нему не перестало быть противоречивым и сложным: безвольный пьянчуга, жену довёл до чахотки, дочь пустил по «жёлтому билету», сам опустился ниже некуда, но одновременно автор всем повествованием взывает: «О, люди, возымейте к нему хоть каплю жалости: учтите и то, что впервые он был уволен со службы не за пьянство, а по изменению в штатах», то есть по сокращению. Как известно, действие в романе происходит в 1865 году. Это был самый разгар эпохи реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелких служащих, потерявших в то время должность, насчитывалось немало, и гибли в первую очередь наиболее слабые. А водка стоила дешево – на 30 копеек можно было упиться до положения риз.

Роман «Преступление и наказание» - суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека, страстное выступление в защиту человеческой личности.


4. Замысел и история создания романа.

Замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался из духовного опыта Достоевского во время пребывания его на каторге. Роман печатался в журнале «Русский вестник» в течение 1866 года.


5.Содержание романа.

Сам Достоевский так определял содержание своего произведения: «Это – психологический отчет одного преступления… Молодой человек, исключенный из студентов и живущий в крайней бедности, поддавшись некоторым «недоконченным идеям», решил разом выйти из скверного своего положения. Он решил убить одну старуху, дающую деньги на проценты…»

«Психологический отчет» постепенно насыщался философскими и религиозными размышлениями.


6.Композиция и жанр произведения.

Роман состоит из шести частей:

- 1 часть – совершение преступления;

- 2-5 части – наказание («психологический портрет» преступника);

- эпилог – раскаяние.

Современники говорили о сочетании в романе нескольких жанров:

- детектив: совершено преступление, которое раскрывается;

- социально-бытовой жанр: даны картины жизни униженных и оскорбленных;

- любовная интрига;

- философские и религиозные размышления;

- психологические исследования.

Роман признан величайшим философско-психологическим произведением в мировой литературе.


7.Главные идеи романа:

  • Роман создан в эпоху, когда старые нравственные законы были отвергнуты, а новые не выработаны. Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа, и Достоевский смог показать весь ужас этой потери.

  • Автор был против насилия и своим романом полемизировал с революционерами, что путь к всеобщему счастью – «звать Русь к топору».

  • Главная идея Достоевского: нельзя прийти к благу через преступление. Он первым в мировой литературе показал гибельность индивидуалистических идей «сильной личности» и их безнравственность.


8.Образ Родиона Раскольникова.

8.1.Портрет:

Главный герой романа – разночинец, бедный студент.

Он наделен привлекательной внешностью: «замечательно хорош собою, с привлекательными темными глазами…ростом выше среднего, тонок и строен».

Перед нами молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, в котором нет дурных и низких черт.

В его поступках, высказываниях и переживаниях видно высокое чувство человеческого достоинства, благородство, бескорыстие.

Он воспринимает чужую боль острее своей: рискуя жизнью, спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, дает деньги на похороны едва ему знакомого Мармеладова.


8.2.Причины преступления:

Социальные: крайняя степень нищеты самого героя и его матери с сестрой; его сердце разрывается от сочувствия и стремления помочь окружающим (Мармеладову, его жене и детям, Соне, пьяной девушке на бульваре).

Нравственные: желание проверить свою теорию, согласно которой сильные люди ради великой цели и изменения несовершенного мира имеют право перешагнуть «через кровь» других людей.

Исторические: теория Раскольникова выросла из разочарований молодого поколения после крушения революционной ситуации 60-х годов на почве кризиса утопических теорий.


8.3.Поиск истины.

Теория Раскольникова делит людей на «слабых» и «сильных».

Родиона мучает вопрос, кто он сам: «тварь дрожащая» или «право имеет».

Герой не учитывает главного: убийство противно самой природе человека. Совершив преступление, он остро ощущает невозможность оставаться с людьми и страдает от невозможности общаться с матерью и сестрой. Куда же отнести их по своей теории, к какому разряду людей?

По логике они относятся к «слабым людям», к «низшему разряду», а значит, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы в любую минуту. Получается, что по своей теории он должен презирать и убивать всех, кого любит.

Раскольников сам становится жертвой содеянного: «Я себя убил, а не старушонку».

Ему невыносимы эти мысли и то, что его теория схожа с теориями Лужина и Свидригайлова.

Он постигает ошибочность своего заблуждения через тяжкие страдания и постепенно возрождается к новой жизни.


8.4. Теория о «делении людей на два разряда».

Находясь во власти этой теории, Раскольников убежден, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей, пусть даже ценой насилия и кровопролития.

«Обыкновенный» или «необыкновенный» он сам – вот вопрос, который более всего волнует Родиона Раскольникова.

Обыкновенные люди

Люди консервативные, чинные. Такие люди живут в послушании и любят быть послушными.

Это материал, служащий единственно для зарождения себе подобных.

Они слабы, бессильны и не способны изменить своей участи.

Такие люди не могут заслуживать сожаления. Их жизнь ничего не стоит – она лишь может служить жертвой «особенным людям» для достижения их великих целей. Это многочисленный материал для избранных.

Необыкновенные люди

Эти люди устанавливают новый закон жизни, смело разрушают старое, их не останавливает даже необходимость пролить чью-то кровь на своем пути для достижения своих целей.

Они имеют талант сказать новое слово и преступить закон во имя лучшего.

Это избранные люди. Такими личностями были, например, Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон.


8.5. Крушение теории Раскольникова «о двух разрядах людей»

Раскольников признал себя «обыкновенным» человеком.

Теория Раскольникова о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Она построена на избранности одних и унижении других. Раскольников понимает, что он не Наполеон, что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться с чувствами после убийства одной «гаденькой старушонки»: «…я не человека убил, я принцип убил!». Принцип этот – его совесть. Стать властелином ему мешает всячески заглушаемый им зов добра. Человеческая теория Раскольникова противится нечеловеческой, безнравственной теории.

Созданная теория оказалась безнравственной.

На каторге Раскольников все еще уверен, что его теория правильна, просто он себя не к тому разряду отнес. Лишь приезд Сони и обращение к Евангелию побуждает Родиона пересмотреть свою жизнь и отказаться от теории. Он приходит к христианским моральным ценностям. В финале этого романа «начинается новая история, история постепенного обновления человека». В этом новом мире христианской праведности для теории «двух разрядов людей» уже нет места.

Писатель изображает столкновение теории с логикой жизни. По его мнению, жизнь всегда опровергает любую теорию - и самую передовую, революционную, и преступную. Задача Достоевского – показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной она может оказаться. Философские вопросы, над которыми мучился Раскольников, занимали умы многих мыслителей. Немецкий философ Ф.Ницше создал теорию «сверхчеловека», которому все позволено. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.

Любая теория абсурдна. Делать жизнь по теории нельзя.


III. Подведение итогов урока.


IV. Домашнее задание.

1.Словесное рисование картин, изображающих Петербург. Цветовая гамма романа.

2.Подготовить рассказ о быте семьи Мармеладовых.

  • Ч.1, гл. 1, 2 (первый день с Раскольниковым в Петербурге);

  • Ч.1., гл. 3 (письмо матери Раскольникова);

  • Ч. 1, гл. 4 (встреча с пьяной девушкой);

  • Ч. 1, гл. 5 (сон Раскольникова о забитой кляче);

  • Ч. 2, гл. 7 (сцена смерти Мармеладова);

  • Ч. 4 , гл. 4 (описание комнаты, в которой жила Соня);

  • Ч. 5, г. 2, 3 (поминки у Мармеладовых, сцена с Лужиным);

  • Ч. 5, гл. 5 (Катерина Ивановна с детьми на улицах Петербурга).

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Замысел и история создания романа «Преступление и наказание».

Автор: Бурлуцкая Елена Александровна

Дата: 04.09.2022

Номер свидетельства: 612579

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "«Русская  литература XIX века. ?Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Теория «сильной личности» ?Р. Раскольникова»."
    ["seo_title"] => string(118) "russkaialitieraturaxixviekadwaegfmdostoievskiiromanpriestuplieniieinakazaniietieoriiasilnoilichnostidwaegrraskolnikova"
    ["file_id"] => string(6) "293379"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455466853"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства