kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Заключительный урок по пьесе А. Н. Островского «Снегурочка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью заключительного урока по пьесе А.Н. Островского "Снегурочка" является возможность обобщить полученные на предыдущих уроках знания; сформулировать художественную идкю пьесы; с опорой на авторскую позицию углубить представления внутреннем мире Снегурочки, попытаться увидеть причину трагедии, случившейся с героиней.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Заключительный урок по пьесе А. Н. Островского «Снегурочка»»

Заключительный урок по пьесе

А. Н. Островского «Снегурочка»

Заключительный урок

Учитель: Волкова Юлия Александровна.

Класс: 8

Предмет: литература.

Учебник: Г.С. Меркин.

Тема урока: «В чём подлинная трагедия Снегурочки?».

Цели урока: обобщить полученные на предыдущих уроках знания о пьесе; сформулировать авторскую позицию;

с опорой на авторскую позицию углубить представления внутреннем мире Снегурочки, попытаться увидеть причину трагедии, случившейся с ней;

научиться, используя эпизоды текста, аргументировать свою точку зрения;

уметь внимательно выслушать отличную от своей точку зрения, учиться грамотно выстраивать коммуникацию со всеми участниками дискуссии.

Тип урока: дискуссия.

Ход урока



  1. Слово учителя.

О чем бы ни писал А.Н. Островский, он всегда говорил о добре и зле, о великой силе любви, чести и достоинстве. Конечно, для поклонников его творчества и критиков была совершенной неожиданностью вышедшая в свет пьеса-сказка, полная фольклорных и романтических мотивов. Но что скрывает от читателя и зрителя автор за сказочными образами, народными песнями и обрядами жизнерадостных берендеев, так ярко и сочно обрисованными? Не таится ли в финальной сцене таяния Снегурочки нечто большее, чем естественная для природы смена времён года? Не является ли сама метафора, в которой Снегурочка – дитя Мороза и Весны – более драматичной, чем это кажется на первый взгляд? Иначе почему под финальные пляски берендеев, восхваляющих Ярило, мы не прекращаем грустить о Снегурочке, жалеть о её гибели. В чем подлинная трагедия Снегурочки?



(Здесь и далее – серия вопросов и ответов, имевших место быть на реальном уроке. Вы можете проследить за ходом этого урока, однако ваш урок может пройти иначе. Главное – вызвать у учащихся реальный интерес к проблемному вопросу, лежащему в основе дискуссии, дать возможность учащимся высказаться и аргументировать свою позицию).



ВОПРОС: Давайте посмотрим на образ главной героини внимательно. Как она оказалась среди берендеев?

ОТВЕТ: Её отправил жить к берендеям отец – Дед Мороз.

ВОПРОС: Зачем? Почему бы ей не жить с матерью-Весной?

ОТВЕТ: Отец не считает Весну хорошей матерью Снегурочке, считает её ветреной. Хотя она могла бы дать дочери любовь и ласку.

ВОПРОС: Каков характер отца?

ОТВЕТ: По словам Весны, Мороз ревнив, хмур и является причиной «жестоких зим и холодов весенних». Ему «любо всех морозить». Ему важно, чтобы Снегурочка жила в затворничестве, так он выражает заботу о ней. И не понимает просьб матери-Весны дать дочери свободу. Весна в отчаянии восклицает: «Безумный и злой старик! На свете всё живое должно любить».

Но по мнению Мороза, Снегурочке не нужна любовь. Он говорит: «Дочь не знает любви совсем».

ВОПРОС: А чего хочет сама Снегурочка?

ОТВЕТ: Снегурочка хочет жить среди людей. Ей нужны: «людские песни, девичьи забавы, круги водить под песни». «Без песен жить не в радость».

Ей нравится Лель: «Песни Леля милее мне. И дни и ночи слушать готова я его пастушьи песни. И слушаешь, и таешь».

ВОПРОС: Снегурочка начинает жить с берендеями. Оправдываются ли её надежды на радость и счастье?

ОТВЕТ: Нет, её не принимают берендеи.

ВОПРОС: Почему?

ОТВЕТ: Она не такая как все. Снегурочка другая. Она не умеет любить.

ВОПРОС: Приведите доказательства этому утверждению.

ОТВЕТ: Бобыль упрекает Снегурочку в том, что она холодна с парнями:

А парни наши

с ума сошли; оравами, стадами

Без памяти кидались за тобой,

Покинули невест, перебранились,

Передрались из-за тебя»

И всех-то ты отвадила суровым,

Неласковым обычаем своим.



ВОПРОС: А почему Снегурочка отвергает парней? Как она сама это объясняет?

ОТВЕТ: «Стыдлива я, смирна, а не сурова». Снегурочке хочется полюбить сердцем, она ждёт настоящую любовь.

ВОПРОС: А чего ждут от неё приёмные родители?

ОТВЕТ: Они ждут, что Снегурочка будет ласкова с парнями для того, чтобы те дарили подарки. Бобылю и Бобылихе не интересны чувства Снегурочки, им нужна выгода.

Они укоряют Снегурочку, обвиняют в том, что она не умеет любить. И Снегурочка соглашается с ними: «Моя беда, что ласки нет во мне… А я любви не знаю».

ВОПРОС: Мы видим, что Бобыль и Бобылиха пытаются использовать Снегурочку в своих интересах, но неужели ей и правда никто не нравится?

ОТВЕТ: Ей нравится Лель.

ВОПРОС: Взаимно? Достойный ли Лель жених для Снегурочки?

ОТВЕТ: Я думаю, что Лель не может сделать Снегурочку счастливой. Он всё время её обманывает, играет её чувствами. Для Снегурочки песни Леля дороже поцелуев, а он просит за песню цветок. Снегурочка дарит цветок Лелю, он обещает его носить в качестве доказательства своих чувств к Снегурочке. Но едва завидев других девушек, Лель выбрасывает цветок: «На что же мне завялый твой цветок!»

Лель не дорожит чувствами Снегурочки. А ей очень больно от его предательства: «Тяжёлою обидой, словно камнем, на сердце пал цветок, измятый Лелем».

При этом Снегурочка тут же оправдывает Леля, виня в его поступке себя: «Беги туда, где любят, ищи любви, её ты стоишь. Сердце Снегурочки, холодное для всех, и для тебя любовью не забьётся».

Это странно слышать, так как Снегурочка, на мой взгляд, влюблена в Леля. А он - нет. Но все вокруг твердят обратное, якобы не умеет любить она.

ВОПРОС: Кто еще претендует на любовь Снегурочки?

ОТВЕТ: Мизгирь.

ВОПРОС: Может быть, в отличие от Леля, Мизгирь – достойный человек и заслуживает любви кроткой Снегурочки?

ОТВЕТ: Нет, и здесь Снегурочке не везёт. Мизгирь предаёт любовь Купавы, увидев красоту Снегурочки. Снегурочка ему отказывает, но Мизгирь не принимает отказ. Он преследует Снегурочку, желая купить её любовь, обещает подарки. Снегурочка, снова и снова видя пороки людей, приходит в отчаяние.

ВОПРОС: Кто еще видит пороки берендеев?

ОТВЕТ: Царь:

В сердцах людей заметил я отстуду

Немалую; горячности любовной

Не вижу я давно у берендеев

Исчезло в них служенье красоте…

ВОПРОС: Царь пытается восстановить справедливость, помочь Купаве, которую предал Мизгирь. Он готов уладить любовную драму, предложив всем молодым найти себе пару. Что происходит между Снегурочкой и Лелем?

ОТВЕТ: Лель снова обманывает ожидания Снегурочки. Он обещает Снегурочке выбрать её, а потом на глазах у всех целует Купаву.

ВОПРОС: Что тогда делает Снегурочка?

ОТВЕТ: Она отправляется в лес к матери просить о даре любви. Она знает о высокой цене и не боится смерти, желая любить больше всего на свете.

Получив этот дар, она встречает Мизгиря и влюбляется в него.

ВОПРОС: Мизгирь получает то, чего хотел. Как он распоряжается даром любви Снегурочки?

ОТВЕТ: Он не слышит её мольбы о спасении. Снегурочке нельзя выходить к людям, её вот-вот погубит Ярило. Но Мизгирь хочет показать Снегурочку всем, он не слышит её, не чувствует её страха. Он думает только о себе. И в результате Снегурочка погибает, едва успев полюбить.

ВОПРОС: Безусловно, Снегурочка не жалеет о своем выборе любить и погибает, никого не укоряя, наоборот, её слова звучат словно гимн любви. Но почему так вышло? Неужели Островский хотел нам рассказать о том, что Снегурочка умерла лишь потому, что хотела любви? Значит она была на неё не способна? Или во всём виноват Ярило, мечтавший отомстить Морозу?

ОТВЕТЫ: Виновата не Снегурочка, а берендеи. На мой взгляд, это они не умели любить. Ни приёмные родители, ни Лель, ни Мизгирь не смогли увидеть красоту души Снегурочки. Каждый из них требовал любви, но не был её достоин.

Я согласна. Если кто и был достоин любви, так это Снегурочка. Она одна умела любить по-настоящему, но её никто не понимал.

Трагедия Снегурочки – в жестокости окружающих. Ей все вокруг внушали, что она не умеет любить. Но любили ли они сами?..



Итоги урока. Рефлексия. Итак, мы видим, что сказка о Снегурочке вовсе не так проста, как кажется на первый взгляд. За сказочными мотивами – реальная жизненная драма несчастной девушки. Островский остаётся верен себе и, избрав сказочную форму повествования, продолжает говорить с читателями о важных нравственных и философских вопросах. Автором снова подняты темы чести и достоинства, а также задан вопрос о том, что такое настоящая любовь и какова цена этой любви. Спасибо всем за урок.



Домашнее задание: написать эссе на тему «Что такое настоящая любовь».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Заключительный урок по пьесе А. Н. Островского «Снегурочка»

Автор: Волкова Юлия Александровна

Дата: 04.12.2023

Номер свидетельства: 641337

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "«А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Этапы биографии и творчества». "
    ["seo_title"] => string(90) "a-n-ostrovskii-sozdatiel-russkogho-natsional-nogho-tieatra-etapy-bioghrafii-i-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "193975"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427716128"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства