Просмотр содержимого документа
«Вводный урок по рассказу В.Г. Распутина "Уроки Французского"»
Тема урока: В.Г. Распутин. «Уроки французского»
Предмет: литература класс 6
Учитель: Исаева Ольга Викторовна
Программа, по которой работает учитель: «Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений» под ред. В.Я. Коровиной
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: познакомить с личностью В.Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского»; помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее.
Задачи:
Обучающие
сформировать представление о жизни и творчестве В.Г. Распутина;
познакомить учащихся с содержанием рассказа.
Воспитательные
способствовать формированию и раскрытию духовных ценностей ребят;
воспитывать уважение к одноклассникам во время устного индивидуального ответа по предмету.
Развивающие
развивать навыки выразительного чтения, умения анализа стихотворного произведения;
совершенствовать устную речь учащихся.
Оборудование: учебник литературы для 6 класса под редакцией В.Я. Коровиной.
Использованная литература:
Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч. 2 / под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010.
Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Полухиной / авт. сост. С.Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2008.
Описание разработки:
Данный урок является первым в системе уроков по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского». На занятии планируется рассмотреть наиболее важные факты биографии писателя, а также начать знакомство с рассказом «Уроки французского».
В качестве основных методов используются слово учителя и беседа. На уроке планируется рассмотреть общие вопросы содержания, способы создания литературных образов. Подробнее каждый из образов планируется рассмотреть на втором уроке по рассказу.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Надеюсь, что наш урок пройдет хорошо, вы будете внимательны, и тогда нам будет интересно, а новую информацию мы легко усвоим и запомним.
Проверка домашнего задания.
Сегодня мы начнём знакомство с рассказом Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского». Но прежде проверим, как вы выполнили домашнее задание. Напомню, что необходимо было кратко пересказать рассказ Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» от лица бабушки, Саньки, либо дедушки. Итак, зачитаем несколько рассказов.
Хорошо! Ребята, передайте тетради с вашими работами на первые парты. Я проверю их и поставлю отметки.
Изучение нового материала.
Послушайте рассказ о жизни Валентина Распутина. Обратите внимание на то, как и когда начался творческий путь писателя.
Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году, за четыре года до начала Великой Отечественной войны.
Распутин так писал о себе: «Родился я в трехстах километрах от Иркутска, в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я — коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал... Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, — ей забот, сколько помню, всегда хватало».
Байкал, Ангара, Иркутск. В этих суровых краях прошло детство и юность Распутина. В детстве он жил в небольшой деревне Аталанке на берегу Ангары. Когда началось строительство Братской ГЭС, деревня была перенесена на берег Братского моря, а место, где была деревня, оказалось затоплено. Распутин часто вспоминал о своей малой родине, оказавшейся на дне Братского водохранилища. Много лет спустя Распутин напишет повесть «Прощание с Матёрой», наполненную горькими размышлениями о судьбе мира, о столкновении научно-технической революции и традиционной крестьянской культуры.
В молодости Распутин готовился стать учителем, но начал сотрудничать в газетах, писать статьи, рассказы. Особенно известны были его очерки о молодых участниках великих строек Сибири.
Постепенно главной темой произведений Распутина становится судьба родной земли и людей, живущих на этой земле. В 1973 году Распутин пишет один из лучших своих рассказов — «Уроки французского». «Там мне ничего не пришлось выдумывать, — говорил Распутин. — Все это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».
- Итак, как и когда начался творческий путь Валентина Распутина?
- Какой известный вам писатель тоже родился в Сибири?
- Что послужило основой для написания рассказа «Уроки французского»?
Хорошо, ребята. Откройте текст рассказа. Обратите внимание, что перед ним помещён отрывок из истории создания рассказа. Прочитайте его.
- О чём говорит название рассказа?
- От чьего лица ведётся повествование?
- Почему именно такая форма повествования избрана автором?
В рассказе описано тяжелое послевоенное время, карточная система снабжения продуктами, голод, обязательные для населения государственные займы, тяготы колхозного труда; место действия – Сибирь, родина писателя, глухая сибирская деревушка, в которой даже садов нет, так как зимой деревья вымерзают.
Обратимся к тексту рассказа (до слов «…по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятёрки»).
- Какие факты, детали рисуют нам образ трудного послевоенного времени?
- В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь и почему?
- Какие испытания ожидали его?
Продолжаем читать (до слов «Легче матери не станет, если она услышит правду»).
Закрепление изученного.
— Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?
— Чем интересен для вас герой рассказа?
— Как вы понимаете слово характер?
— Мы часто говорим: сильный характер, твердый характер, волевой характер. Если мы говорим о человеке «бесхарактерный», значит ли это, что у него нет характера? — Какие еще выражения со словом характер вы знаете?
— Как вы считаете, каким человеком был герой рассказа Распутина?
— Как мы об этом узнаем?
— С помощью каких приемов можно охарактеризовать героя? — Каким вы представляете героя рассказа? Найдите в тексте портрет героя. Выделите эпитеты. Какую роль они играют в создании портрета?
— Как вы думаете, почему мальчик не убежал к матери в деревню? Что двигало им: жажда знаний или желание выделиться, страх или чувство долга? — Почему герой никому не сказал о том, что кто-то таскает у него хлеб и картошку? Почему он «заставил себя смириться и с этим»?
— Почему герой начал играть в «чику»?
— Кто из ребят был заводилой в игре?
— Найдите портрет Вадика, сравните его с портретом главного героя. — Какой прием использовал автор?
— Для чего играет в «чику» Вадик? Как относятся к игре Вадик и главный герой?
Выполним 5-е задание учебника (с. 154): сравним описания пейзажа того дня, когда герой первый раз выиграл в «чику», и дня, когда его побили.
Чем отличаются эти картины? Как они связаны с настроением и состоянием рассказчика?
— Почему Вадик и Птаха избили героя?
— Каким было после этого состояние героя?
— Почему, уже поднявшись на гору, герой крикнул что было мочи: «Переверну-у-ул!»? Что он хотел этим доказать?
Домашнее задание.
Подготовить ответы на 7—9 вопросы учебника (с. 155).
Вы сегодня хорошо работали на уроке! Молодцы, спасибо всем за работу.