kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вводный урок по рассказу В.Г. Распутина "Уроки Французского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок в системе уроков по рассказу В.Г. Распутина "Уроки Французского" в 6 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вводный урок по рассказу В.Г. Распутина "Уроки Французского"»

Тема урока: В.Г. Распутин. «Уроки французского»



Предмет: литература класс 6

Учитель: Исаева Ольга Викторовна

Программа, по которой работает учитель: «Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений» под ред. В.Я. Коровиной



Тип урока: изучение нового материала



Цель урока: познакомить с личностью В.Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского»; помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее.

Задачи:

Обучающие

  • сформировать представление о жизни и творчестве В.Г. Распутина;

  • познакомить учащихся с содержанием рассказа.

Воспитательные

  • способствовать формированию и раскрытию духовных ценностей ребят;

  • воспитывать уважение к одноклассникам во время устного индивидуального ответа по предмету.

Развивающие

  • развивать навыки выразительного чтения, умения анализа стихотворного произведения;

  • совершенствовать устную речь учащихся.

Оборудование: учебник литературы для 6 класса под редакцией В.Я. Коровиной.

Использованная литература:

  1. Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч. 2 / под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Полухиной / авт. сост. С.Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2008.

Описание разработки:

Данный урок является первым в системе уроков по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского». На занятии планируется рассмотреть наиболее важные факты биографии писателя, а также начать знакомство с рассказом «Уроки французского».

В качестве основных методов используются слово учителя и беседа. На уроке планируется рассмотреть общие вопросы содержания, способы создания литературных образов. Подробнее каждый из образов планируется рассмотреть на втором уроке по рассказу.

Ход урока:


  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Надеюсь, что наш урок пройдет хорошо, вы будете внимательны, и тогда нам будет интересно, а новую информацию мы легко усвоим и запомним.


  1. Проверка домашнего задания.

Сегодня мы начнём знакомство с рассказом Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского». Но прежде проверим, как вы выполнили домашнее задание. Напомню, что необходимо было кратко пересказать рассказ Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» от лица бабушки, Саньки, либо дедушки. Итак, зачитаем несколько рассказов.

Хорошо! Ребята, передайте тетради с вашими работами на первые парты. Я проверю их и поставлю отметки.


  1. Изучение нового материала.

Послушайте рассказ о жизни Валентина Распутина. Обратите внимание на то, как и когда начался творческий путь писателя.

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году, за четыре года до начала Великой Отечественной войны.

Распутин так писал о себе: «Родился я в трехстах километрах от Иркутска, в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я — коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал... Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, — ей забот, сколько помню, всегда хватало».

Байкал, Ангара, Иркутск. В этих суровых краях прошло детство и юность Распутина. В детстве он жил в небольшой деревне Аталанке на берегу Ангары. Когда началось строительство Братской ГЭС, деревня была перенесена на берег Братского моря, а место, где была деревня, оказалось затоплено. Распутин часто вспоминал о своей малой родине, оказавшейся на дне Братского водохранилища. Много лет спустя Распутин напишет повесть «Прощание с Матёрой», наполненную горькими размышлениями о судьбе мира, о столкновении научно-технической революции и традиционной крестьянской культуры.

В молодости Распутин готовился стать учителем, но начал сотрудничать в газетах, писать статьи, рассказы. Особенно известны были его очерки о молодых участниках великих строек Сибири.

Постепенно главной темой произведений Распутина становится судьба родной земли и людей, живущих на этой земле. В 1973 году Распутин пишет один из лучших своих рассказов — «Уроки французского». «Там мне ничего не пришлось выдумывать, — говорил Распутин. — Все это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».


- Итак, как и когда начался творческий путь Валентина Распутина?

- Какой известный вам писатель тоже родился в Сибири?

- Что послужило основой для написания рассказа «Уроки французского»?


Хорошо, ребята. Откройте текст рассказа. Обратите внимание, что перед ним помещён отрывок из истории создания рассказа. Прочитайте его.


- О чём говорит название рассказа?

- От чьего лица ведётся повествование?

- Почему именно такая форма повествования избрана автором?


В рассказе описано тяжелое послевоенное время, карточная система снабжения продуктами, голод, обязательные для населения государственные займы, тяготы колхозного труда; место действия – Сибирь, родина писателя, глухая сибирская деревушка, в которой даже садов нет, так как зимой деревья вымерзают.


Обратимся к тексту рассказа (до слов «…по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятёрки»).


- Какие факты, детали рисуют нам образ трудного послевоенного времени?

- В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь и почему?

- Какие испытания ожидали его?


Продолжаем читать (до слов «Легче матери не станет, если она услышит правду»).


  1. Закрепление изученного.

— Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?

— Чем интересен для вас герой рассказа?

— Как вы понимаете слово характер?

— Мы часто говорим: сильный характер, твердый характер, волевой характер. Если мы говорим о человеке «бесхарактерный», значит ли это, что у него нет характера?
    — Какие еще выражения со словом характер вы знаете?

— Как вы считаете, каким человеком был герой рассказа Распутина?

— Как мы об этом узнаем?

— С помощью каких приемов можно охарактеризовать героя?
    — Каким вы представляете героя рассказа? Найдите в тексте портрет героя. Выделите эпитеты. Какую роль они играют в создании портрета?

— Как вы думаете, почему мальчик не убежал к матери в деревню? Что двигало им: жажда знаний или желание выделиться, страх или чувство долга?
      — Почему герой никому не сказал о том, что кто-то таскает у него хлеб и картошку? Почему он «заставил себя смириться и с этим»?

— Почему герой начал играть в «чику»?

— Кто из ребят был заводилой в игре?

— Найдите портрет Вадика, сравните его с портретом главного героя.
   — Какой прием использовал автор?

— Для чего играет в «чику» Вадик? Как относятся к игре Вадик и главный герой?

Выполним 5-е задание учебника (с. 154): сравним описания пейзажа того дня, когда герой первый раз выиграл в «чику», и дня, когда его побили.

    Чем отличаются эти картины? Как они связаны с настроением и состоянием рассказчика?

      — Почему Вадик и Птаха избили героя?

— Каким было после этого состояние героя?

— Почему, уже поднявшись на гору, герой крикнул что было мочи: «Переверну-у-ул!»? Что он хотел этим доказать?


  1. Домашнее задание.

Подготовить ответы на 7—9 вопросы учебника (с. 155).

Вы сегодня хорошо работали на уроке! Молодцы, спасибо всем за работу.

Выставление отметок


РЕЗЕРВ: с. 155, «Будьте внимательны к слову».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Вводный урок по рассказу В.Г. Распутина "Уроки Французского"

Автор: Исаева Ольга Викторовна

Дата: 13.09.2018

Номер свидетельства: 477724

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "«Судьба народная» в произведении «Живи и помни». Художественное мастерство писателя."
    ["seo_title"] => string(90) "sud_ba_narodnaia_v_proizviedienii_zhivi_i_pomni_khudozhiestviennoie_mastierstvo_pisatielia"
    ["file_id"] => string(6) "346591"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475126244"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства