Просмотр содержимого документа
«Влияние А.С. Пушкина на развитие русской национальной культуры»
ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А.С. ПУШКИНА ДЛЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Цель преподавания: внедрение идей семи модулей в практику преподавания школы.
Русская литература 9 «А» кл. 09.12.2014
Гукалова И.В.
Тема урока
Значение творчества А.С. Пушкина для русской культуры.
Ссылка
Календарный план. Учебная программа.
Цель обучения
Когнитивные: обобщить и систематизировать знания о творчестве А.С.Пушкина, способствовать формированию целостного впечатления обо всем творчестве.
Эмоциональные: создать условия для самораскрытия личности, развития умения выражать свои мысли, составлять и задавать «открытые» вопросы, аргументировать.
Социальные: содействовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, интерпретировать изученный материал.
Критерии успешности
- знают каково влияние Пушкина на развитие русской национальной культуры;
- аргументируют свои доводы;
- обогащают свой жизненный опыт, оценивая отношение к творчеству Пушкина поэтов и литературоведов ХХ века.
Основные ресурсы урока
Стикеры, дидактический материал – карточки с дозированной информацией.
Содержание урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Организационный момент. Приветствие.
Доброе начало: поздороваться, не повторяя слова и интонацию.
Выбирают и дают обоснование своему выбору.
Актуализация ЗУН.
1. «Продолжи предложение» по теме прошлого урока:
Роман «Евгений Онегин» . . .
В романе . . . Больше всего . . .
Мне жаль . . .
Самооценка по стратегии «Кулак»
Определение темы, цели и ожидаемых результатов.
- Исходя из темы нашего урока, какие цели ставим перед собой?
- Как мы поймём, что достигли цели?
Слайд 1.
Определение критериев успешности.
На стикерах оформляют свои цели (знать, уметь, применять) и помещают на доску. Вслух озвучивают по одной цели (3 человека).
Чтение и интерпретация стихов поэтов XX века о Пушкине.
Оформление записей в тетрадях.
Взаимооценка «Благодарю…»
Создание презентации по произведениям поэтов о Пушкине
Слайд 3
Самооценка по стратегии «Похвальный бутерброд»
Обобщение по уроку.
Слайд 4.
Вслух озвучивают достижение своей цели (другие 3 человека).
Рефлексия
Обратная связь на стикерах
Закончи предложение
Я знаю … Я чувствую …
Я хочу.. .
Дома. Подготовиться к сочинению по творчеству А.С. Пушкина
Самостоятельно
Отработка навыка
ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ
Приложение 1
Организация групп:
Любовная лирика «К К*»
Предназначение поэта и поэзии «Памятник»
Роман «ЕО» «Письмо Онегина»
Стихотворение «Зимнее утро»
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире Мой прах переживёт и тлeнья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днём увижусь я…
Приложение 2
Тексты для работы по презентации
На площади Пушкина
Поэт красивым должен быть, как бог. Кто видел бога? Тот, кто видел Пушкина. Бог низкоросл, черен, как сапог, с тяжелыми арапскими губами. Зато Дантес был дьявольски высок, и белолиц, и бледен, словно память. Жена поэта — дивная Наталья. Ее никто не называл Наташей. Она на имени его стояла, как на блистающем паркете зала, вокруг легко скользили кавалеры, а он, как раб, глядел из-за портьеры, сжимая плотно рукоять ножа. «Скажи, мой господин, чего ты медлишь!.. Не то и я влюблюсь, о, ты не веришь!.. Она дурманит нас, как анаша!..» Да, это горло белое и плечи, а грудь высокая, как эшафот! И вышел раб на снег в январский вечер, и умер бог, схватившись за живот… Он отомстил, так отомстить не смог бы ни дуэлянт, ни царь и ни бандит, он отомстил по-божески: умолк он, умолк, и все. А пуля та летит. В ее инерции вся злая сила, ей мало Пушкина, она нашла… Мишеней было много по России, мы их не знали, но она — нашла. На той, Конюшенной, стояли толпы в квадратах желтых окон на снегу, и через век стояли их потомки под окнами другими на снегу, чтоб говорить высокие слова и называть любимым или милым, толпа хранит хорошие слова, чтобы прочесть их с чувством над могилой. А он стоит, угрюмый и сутулый, цилиндр сняв, разглядывает нас.
(Олжас Сулейменов)
Памятник юноше Пушкину
Распахнув сюртук свой, на рассвете Он вдыхал все запахи земли. Перед ним играли наши дети, Липы торжествующе цвели.
Бабочки весенние порхали Над его курчавой головой. Светлая задумчивость печали Шла к нему, и был он как живой.
Вот таким с собою унесли мы И хранили в фронтовой семье Образ нам родной, неповторимый,— Юношу на бронзовой скамье.
И когда в дыму врага, в неволе Задыхался мирный городок, Ни один боец без тайной боли Вспомнить об оставшемся не мог.
Где теперь он? Что в плену с ним сталось? Может быть, распилен на куски? Увезен?.. И не глухая жалость — Злоба нам сжимала кулаки.
Пробил час наш. Мы пришли с боями. Смял врага неудержимый вал. В парке нас, где бушевало пламя, Встретил опустевший пьедестал.
Но легенд светлей иные были! Словно клад бесценный в глубь земли, Руки друга памятник зарыли И от поруганья сберегли. . . . . . . . . . . . . . . . . Мы копали бережно, не скоро, Только грудь вздымалась горячо. Вот он! Под лопатою сапера Показалось смуглое плечо. Голова с веселыми кудрями, Светлый лоб — и по сердцам людским, Словно солнце, пробежало пламя, Пушкин встал — и жив и невредим. (В. Рождественский)
Пушкин
К чему изобретать национальный гений? Ведь Пушкин есть у нас: в нем сбылся русский дух. Но образ родины он вывел не из двух Нужд или принципов и не из трех суждений; Не из пяти берез, одетых в майский пух, И не из тысячи гремучих заверений; Весь мир – весь белый свет! – в кольцо его творений Вместился целиком. И высказался вслух.
…Избушка и… Вольтер, казак и… нереида. Лишь легкой створкой здесь разделены для вида; Кого-чего тут нет!.. Свирель из тростника И вьюг полнощных рев; средневековый патер; Золотокудрый Феб, коллежский регистратор, Экспромт из Бомарше и – песня ямщика!
(Новелла Матвеева)
Счастливчик Пушкин
Александру Сергеичу хорошо! Ему прекрасно! Гудит мельничное колесо, боль угасла, баба щурится из избы, в небе – жаворонки, только десять минут езды до ближней ярмарки. У него ремесло – первый сорт, и перо остро... Он губаст и учен, как черт, и все ему просто: жил в Одессе, бывал в Крыму, ездил в карете, деньги в долг давали ему до самой смерти. Очень вежливы и тихи, делами замученные, жандармы его стихи на память заучивали! Даже царь приглашал его в дом, желая при этом потрепаться о том о сем с таким поэтом. Он красивых женщин любил любовью не чинной, и даже убит он был красивым мужчиной. Он умел бумагу марать под треск свечки! Ему было за что умирать у Черной речки.
(Б. Окуджава)
Приложение 3
Вопросы к текстам для презентации
Группа 1.
1. Прочитайте стихотворение Олжаса Сулейменова «На площади Пушкина». Подготовьте его выразительное чтение.
2. Подумайте, какие художественные образы использовал Олжаса Сулейменов для того, чтобы описать Пушкина.
3. Обратите внимание на приём антитезы в стихотворении. Для выражения каких чувств использован этот приём?
4. Как, по-вашему, относится Олжас Сулейменов к Пушкину и его творчеству?
Группа 2.
1. Прочитайте стихотворение Роберта Рождественского «Памятник юноше Пушкину». Подготовьте его выразительное чтение.
2. Какой вы представляете себе историю памятника Пушкину? Попробуйте устно описать его.
3. Обратите внимание на первую и последнюю строфы стихотворения. Какова их композиционная роль?
4. Почему этот памятник так дорог поэту Роберту Рождественскому?
2. Подумайте, почему Булат Окуджава так назвал своё стихотворение? Какие чувства он хотел выразить в стихотворении?
3. Чему завидует Булат Окуджава в судьбе Пушкина?
4. Вы согласны с этим?
Группа 4.
1. Прочитайте стихотворение Новеллы Матвеевой «Пушкин». Подготовьте его выразительное чтение.
2. Проанализируйте особенность синтаксических конструкций (предложений) в этом стихотворении. С какой целью они использованы в тексте?
3. Почему поэтесса Новелла Матвеева считает Пушкина национальным поэтом? Какие доказательства она приводит?
4. Согласны вы с выводом поэтессы?
Приложение 4
Тексты для передачи информации (по стратегии Джигсо)
1. Пушкин и русская литература. (1)
А. С. Пушкин – патриот-гражданин, любивший свою родину, свой народ. Опираясь на достижения предшественников и устную народную поэзию, Пушкин создавал новую литературу, проявляя интерес к наиболее актуальной проблематике. Он откликался на злободневные вопросы взаимоотношений власти и народа, дворян и крестьян, общественного развития родины. Поэт продолжал развивать и углублять только то, что служило развитию русской народной национальной литературы. Пушкин – родоначальник одного из самых выдающихся явлений искусства слова – русского реализма.
1. Пушкин и русская литература. (2)
Творчество Пушкина – подлинно народное. Народность проявляется и в темах, которые он ставил и разрешал, и в изображении действительности и типических особенностей русского национального характера, и в описаниях картин природы, и в языке.
Огромной заслугой поэта было утверждение в литературе критического реализма, раскрытие противоречий современной жизни, ширина и глубина охвата действительности, указание перспектив развития общества, всестороннее изображение человеческого характера – сильнейшие черты пушкинского реализма.
1. Пушкин и русская литература. (3)
Пушкин – создатель новых литературных жанров: романтической поэмы, реалистического романа в стихах, исторической трагедии, драмы, повестей, политических и информационных заметок, очерков, новелл. Он стремился писать так, чтобы его произведения могли читаться «всеми и везде». Это достигалось сочетанием величайшего художественного мастерства – точности и ясности языка, музыкальности стиха, стройности и гармоничности композиции – с непринужденностью, простотой и естественностью.
2. Мировая известность и мировое значение Пушкина. (4)
Имя поэта рано сделалось известным европейскому читателю. Переводы его стихотворений появились в 1823 году и были высоко оценены критикой и читателями. Но мировое признание к Пушкину пришло позднее. Классик казахской литературы Абай Кунанбаев переводил на язык своего народа произведения Пушкина, которые становились потом казахскими народными песнями. Все единодушно признают Пушкина своим учителем в области художественного творчества. Так, например, И. А. Гончаров утверждал: «Пушкин… был наш учитель - и я воспитался… его поэзиею».