kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«ВИШНЕВЫЙ САД» - последняя пьеса Чехова. Жанровые и сюжетные особенности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотреть историю  созданния пьесы; определитьь оссоббенности конфлиикта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««ВИШНЕВЫЙ САД» - последняя пьеса Чехова. Жанровые и сюжетные особенности.»

Воробкало Ирина Александровна –

преподаватель русского языка и литературы

КГКП «Сарыкольский колледж агробизнеса и права»

Группа: Бм-11

ТЕМА: «ВИШНЕВЫЙ САД» - последняя пьеса Чехова.

Жанровые и сюжетные особенности.


Эпиграф к уроку:

«Вся Россия - наш сад!».

- Кому из героев принадлежит это высказывание – мы попробуем разобраться сегодня на уроке.


ЦЕЛЬ УРОКА: проанализировать пьесу «Вишневый сад»;

почувствовать художественное своеобразие

пьесы.

Задачи: рассмотреть историю создания пьесы,

определить особенности сюжета, конфликта,

образной системы, роль подтекста, своеобразие

жанра, воспитывать истинную любовь к природе.

Тип урока: объяснение нового материала

Вид урока: урок лекция, с элементами беседы

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации



Ход урока:

  1. Организационный момент

Слово учителя:

Хочется приступить к уроку следующими словами А. П. Чехова:

« Желание служить благу, должно быть потребностью души, условием личного счастья…»

Именно этой потребности А. П. Чехов не изменял – он служил и помогал людям.

2. Проверка д\з:

Беседа по вопросам:

- Где и когда родился Чехов?

(А.П.Чехов родился на берегу Азовского моря, в Таганроге 17 (29)

января 1860 года в городе Таганроге).

- Кто из родственников Чехова был крепостным?

(Дед писателя был крепостным крестьянином, который выкупил

себя с семьёй на волю).

- Кем работал отец Чехова?

(Отец был владельцем бакалейной лавки в Таганроге)

- Когда Антону исполнилось 16 лет, что произошло в семье?

( отец разорился и бежал от долговой тюрьмы в Москву. Антон должен был остаться в Таганроге, зарабатывать уроками средства на жизнь, ученье и высылать небольшие денежные переводы семье).

- Когда Чехов учится в университете на врача, он пишет короткие

юмористические рассказы, под каким псевдонимом?

( «Антоша Чехонте»).

- Где и когда умер Чехов?

( умер в Германии – июль 1904 г).

3. Учитель читает стихотворение «Чеховский домик».

На берегу садового кольца

Стоит уютный двухэтажный домик,

К нему подходим, и уже с крыльца

Он нас с Антоном Павловичем знакомит.

Здесь доктор Чехов принимал больных,

Писатель Чехов сочинял страницы –

И гражданин великий их двоих

Соединил, чтоб правде утвердиться.

Достиг он зрелых творческих вершин

И помнил молодости идеалы…

Когда собрался я на Сахалин,

То в домик Чехова зашел сначала.

1970 г. Ник. Новиков.

4. Работа в тетради.

Слово учителя: Чехов умер в Баденвейлере (Германия) в 1904 году, а похоронен в Москве. Писателя нет, но осталось большое наследие – его проза, библиотеки, музеи. Но ещё хочется отметить чеховские афоризмы, которые мы употребляем в речи и на сегодняшний день.

1. «Краткость – сестра таланта».

2.« В человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и тело, и мысли».

5. Объяснение нового материала:

Обратимся к названию пьесы и её героям.

- Какие чувства у Чехова вызывает сад?

Сад для Чехова связан с радостью, красотой, с трудом, будущим, но не с печалью о прошлом.

В одном из писем 1889 года Чехов пишет: «Погода чудесная. Всё поёт, цветёт, блещет красотой. Сад уже совсем зелёный. Стволы яблонь, груш, слив выкрашены в белую краску, отчего поразительно похожи на невест во время венчания».


«Вишневый сад» - пьеса о людях, не только потерявших прекрасное имение, но и утративших ощущение времени.

Чехов писал: «Я хотел соригинальничать: не вывел ни одного злодея, ни одного ангела, никого не обвинил, никого не оправдал…». Это право он оставляет за читателем.

История создания.

Замысел «Вишневого сада» относится к началу 1901 г. В 1902 г. формировался сюжет, а далее до октября 1903 г пьеса писалась с перерывами из-за болезни. Пьеса включает в себя немало автобиографического. Многие жизненные явления, положенные в основу сюжета, Чехов лично наблюдал в течение всей жизни. На создание пьесы ушло более двух лет напряжённого труда.

Жанровое своеобразие.

- Какова проблема жанра?

«Вишневый сад»: пьеса, комедия или драма?

-Рассмотрим, как определяется жанр произведения.

Жанровое своеобразие всегда вызывало споры. Сам Чехов называл пьесу комедией в 4-х действиях; (хотя и комедией особого типа). Кто-то считал пьесу трагедией, кто-то лирической комедией. Сам Чехов писал: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс». Автор отказал персонажам пьесы в праве на драму: они представлялись ему неспособными на глубокие чувства. Трагический герой должен быть истинно страдающим, обладать сильным характером. Но какие могут быть сильные характеры у «безвольных», «хныкающих», «разуверившихся» героев?

6. Вопросы к студентам: - Что есть в пьесе смешного?

- Какие эпизоды?

Пьеса Чехова и смешна, и трагична одновременно. В ней много

плачущих, но это не драматические рыдания.


7. Анализ пьесы. Знакомство с действующими лицами.

Слово учителя:

Для анализа пьесы необходим список действующих лиц, что поможет войти в мир «Вишневого сада». Предлагаю следующим образом познакомиться с героями пьесы.


Действующие лица:

«Раневская Любовь Андреевна, помещица. 
Аня, ее дочь, 17 лет. 
Варя, ее приемная дочь, 24 лет. 
Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской. 
Лопахин Ермолай Алексеевич, купец. 
Трофимов Петр Сергеевич, студент. 
Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик. 
Шарлотта Ивановна, гувернантка. 
Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик. 
Дуняша, горничная. 
Фирс, лакей, старик 87 лет. 
Яша, молодой лакей. 
Прохожий. 
Начальник станции. 
Почтовый чиновник. 
Гости, прислуга»


8. Чтение пьесы «Вишневый сад» в кратком изложении.


9. « Образ вишневого сада».

- О чем пьеса «Вишневый сад», каков её сюжет?

- Где происходит действие пьесы?

Тема чеховской пьесы – разрушение дворянских усадеб в конце 19 века, переход их в руки капиталистов. Имения раскупались по низким ценам для какой-либо выгоды.

В основе комедии - судьба вишневого сада, с ним связано всё.

- Как образ вишневого сада пронизывает действия пьесы? Что

мы узнаём в каждом действии?

1 действие: Вишневый сад ваш продаётся за долги.

2 действие: 22 августа будет продаваться вишневый сад.

3 действие: «Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду».

4 действие: «Вдали стучат топором по дереву…»


- Как с образом вишневого сада связаны герои пьесы?

1. Прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье. (« Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, замечательное. Так это только вишневый сад»).

2. БАРСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ. ( «В прежние времена, лет сорок назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили… Денег было!»)

3. ВОСПОМИНАНИЕ О ПРОШЛОМ – дед и отец были крепостными; надежды на будущее.(«Если вишневый сад отдавать в аренду под дачи, то будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода… Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает»).

4. ВИШНЕВЫЙ САД СИМВОЛИЗИРУЕТ КРЕПОСТНИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ. ( «Неужели с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа…»).

5. СИМВОЛ ДЕТСТВА, САД-ДОМ, НО С ДЕТСТВОМ ПРИХОДИТСЯ РАССТАВАТЬСЯ, НАДЕЖДЫ НА БУДУЩЕЕ. («Отчего же я не люблю вишневого сада , как раньше… Мы насадим новый сад, роскошнее этого!»).


10. Система героев.

Слово учителя. Мы организуем систему образов, попробуем обсудить, проанализировать, сказать главное о персонажах пьесы.

1. Образ Раневской.

2. Образ Гаева.

3. Образ Лопахина.

4. Образ Ани.

5. Образ Трофимова.

6. Образ Яши.

7. Образ Фирса.

Беседа по вопросам:

- Как с образом вишневого сада связаны герои пьесы?

- Какие примеры «наигранной» доброты мы наблюдаем у Раневской?

- Как вы думаете, кто испытывал по-настоящему искренние чувства к саду?

- Почему Аня доверяет Пети Трофимову?

- Чем отличаются слова Трофимова от Лопахина?

- Почему Фирс остаётся в имении и не уходит, когда это возможно?

- Каким мы представляем молодого лакея? Что его удерживает в имении?


11. Слово учителя. Мы рассмотрели некоторые главные образы, постарайтесь ответить на вопрос.

- Кого из героев мы можем отнести:

РОССИЯ ПРОШЛОГО ---------

СОВРЕ МЕННАЯ РОССИЯ ------

БУДУЩАЯ РОССИЯ ---------------

12. Выслушаем два монолога. Попробуем рассмотреть, чем отличаются слова Трофимова от слов Лопахина. Докажем словами из текста.

А) Студент читает наизусть монолог Трофимова.

«Вся Россия наш сад….»

Б) Студент читает монолог Лопахина.

«Вишневый сад теперь мой!...»

- На какой версии остановимся? Какая версия побеждает, почему? Докажите.

13. Работа с эпиграфом:

«Вся Россия - наш сад!».

- Кому из героев принадлежит это высказывание ?

(Пете Трофимову)

14. Подведение итогов урока.

15. Заключительное слово:

Учитель читает стихотворение:


ЧЕХОВСКИЙ САД.

За увитой ветками оградой,

Как во сне я вижу этот сад.

Он стоит, не тронутый распадом,

Как и двадцать лет тому назад.

До последней черточки знакома

И щемящей нежности полна

Одинокость чеховского дома,

Грусть венецианского окна.


Сад для Чехова – это символ Родины, её прошлого и будущего. Прошлое – это детство и счастье Раневской, Гаева, Ани, это их гордость от владения прекрасным имением, «дворянским гнездом». Это символ крепостничества для Пети и Лопахина.

Будущее – это постройки дач, чтобы внуки и правнуки увидели новую жизнь. Вперед к новой жизни!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
«ВИШНЕВЫЙ САД» - последняя пьеса Чехова. Жанровые и сюжетные особенности.

Автор: Воробкало Ирина Александровна

Дата: 24.01.2020

Номер свидетельства: 537261

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок по русской литературе. Тема: "А.П.Чехов.Пьеса "Вишневый сад""
    ["seo_title"] => string(69) "urok-po-russkoi-litieraturie-tiema-a-p-chiekhov-p-iesa-vishnievyi-sad"
    ["file_id"] => string(6) "303666"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457586470"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства