kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Великая Отечественная война в жизни советского народа. К. М. Симонов — военный корреспондент. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Великая Отечественная война стала огромной трагедией и великим подвигом всего нашего народа. Войну ожидали, к ней готовились. Тем не менее война с фашистской Германией началась неожиданно и беспощадно. В первый же день фашисты разгромили многие аэродромы и склады боеприпасов, начали бомбить крупные города Советского Союза. Вражеский натиск был настолько силен, что советским войскам пришлось отступать. Это горькое и мучительное отступление, с боями и потерями, продолжалось до ноября. До Москвы оставалось чуть более тридцати километров…

Мы с вами помним, что Наполеон тоже вторгся на территорию России и русская армия долго отступала. Армия Наполеона была пешей и двигалась в основном по Смоленской дороге. Гитлеровские войска двигались фронтом, и через полгода после вторжения фашистских полчищ почти вся территория к западу от Москвы оказалась оккупированной врагом. Это было невиданное потрясение для нашего народа, оно потребовало от каждого человека напряжения всех сил. Фашисты были отброшены от Москвы. Но потребовалось еще три с половиной года, чтобы уничтожить фашизм. Это событие было важным не только для нашей страны, но и для всего мира.

Мы помним имена великих полководцев, которые привели нашу страну к победе. Наш народ любит и поет песни о подвиге простых солдат, которые ценой своих жизней добыли эту победу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Великая Отечественная война в жизни советского народа. К. М. Симонов — военный корреспондент. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»»

Разработка урока литературы


Дата:18 февраля 2013г.

Класс: 6-а

Кабинет:№12

Учитель: Кириллова Вера Ивановна


ТЕМА: «Великая Отечественная война в жизни советского народа. К. М. Симонов — военный корреспондент. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

Ход урока.

I. Великая Отечественная война в жизни советского народа

В начале урока можно прослушать одну из песен военного времени, например «Вставай, страна огромная...» Лебедева-Кумача.


Слово учителя

Великая Отечественная война стала огромной трагедией и великим подвигом всего нашего народа. Войну ожидали, к ней готовились. Тем не менее война с фашистской Германией началась неожиданно и беспощадно. В первый же день фашисты разгромили многие аэродромы и склады боеприпасов, начали бомбить крупные города Советского Союза. Вражеский натиск был настолько силен, что советским войскам пришлось отступать. Это горькое и мучительное отступление, с боями и потерями, продолжалось до ноября. До Москвы оставалось чуть более тридцати километров…

Мы с вами помним, что Наполеон тоже вторгся на территорию России и русская армия долго отступала. Армия Наполеона была пешей и двигалась в основном по Смоленской дороге. Гитлеровские войска двигались фронтом, и через полгода после вторжения фашистских полчищ почти вся территория к западу от Москвы оказалась оккупированной врагом. Это было невиданное потрясение для нашего народа, оно потребовало от каждого человека напряжения всех сил. Фашисты были отброшены от Москвы. Но потребовалось еще три с половиной года, чтобы уничтожить фашизм. Это событие было важным не только для нашей страны, но и для всего мира.

Мы помним имена великих полководцев, которые привели нашу страну к победе. Наш народ любит и поет песни о подвиге простых солдат, которые ценой своих жизней добыли эту победу.

(Звучит запись песни А. Суркова «Землянка»): живое исполнение передает подлинную традицию памяти.


II. Константин Симонов — военный корреспондент

О горьком отступлении советских войск мы читали в 5 классе в стихотворении К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете...».

— Кто помнит это стихотворение?

Предложим ученикам прочитать это стихотворение вслух.

В учебнике дана биографическая статья о К. Симонове (с. 75—76, ч. 2). Учитель может с учениками прочитать эту статью или сам расскажет о поэте.




Слово учителя

Константин Симонов родился в годы Первой мировой войны. Его взросление и мужание пришлось на короткий — всего двадцать лет — промежуток между двумя войнами.

До начала Великой Отечественной войны он успел закончить училище и стать токарем по металлу, работал токарем на авиационном заводе, затем на киностудии «Мосфильм». Работу он совмещал с учебой в Литературном институте им. М. Горького, где готовили и до сих пор готовят профессиональных литераторов.

Когда в 1939 году началась война с Японией, Симонова отправили военным корреспондентом на Халхин-Гол, где велись боевые действия.

Уже на третий день после начала Великой Отечественной войны Симонов выехал из Москвы для работы в газете «Боевое знамя» 3-й армии в район Гродно. Через месяц он стал военным корреспондентом газеты «Красная звезда», самой главной газеты военного времени, и оставался им до конца войны. За время войны он был почти на всех фронтах — от севера до юга.

Однажды ему пришлось выбираться из осажденной Одессы на подводной лодке. Экипаж из десяти человек знал, что им предстоит «или выжить вместе, или погибнуть вместе». Симонов читал подводникам стихи, выпустил стенгазету, и комиссар лодки сказал о нем: «Вот это настоящий писатель!»1

Поэт Николай Тихонов писал о Симонове:

«Он сам идет в разведку, участвует в атаке, он на наблюдательном пункте, он на волжской переправе, под обстрелом, и всюду он искренен и прост. Никакого самолюбования, ни тени фальши, никаких трескучих, громких фраз...

Есть у Симонова стихи, которые солдаты и офицеры носят у себя на груди, — это факт, а не преувеличение, — носят потому, что строки эти отвечают тому, что у них на сердце»2.

Одним из таких стихотворений Константина Симонова было «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Это стихотворение о трудных днях отступления было обращено к сердцу каждого русского человека.


III. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» К. М. Симонова

Учитель воспроизводит аудиозапись «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» в исполнении мастеров слова. Дадим ученикам время пережить впечатление от стихотворения. Затем возможно повторное чтение одним из учеников.

— Какие картины предстают перед вами?

Константин Симонов на дорогах войны увидел страшную картину отступления советских войск. (Открываются размещённые на доске ранее иллюстрации на тему Вов). Перед нами предстают картины военного быта: бесконечные дожди, усталые женщины, которые хотят напоить и накормить отступающих голодных солдат, длинная дорога, вдоль которой стоят деревни с погостами.

— Какие чувства вызывает это стихотворение? Какие строки больше всего потрясли вас, вызвали самые сильные переживания?

Стихотворение передает чувство горя, огромной беды, вызывает сострадание к тем, кто пережил войну. Дети прочитают те строки, которые больше всего поразили их.

— Как поэт выразил свою любовь к Родине? Какими словами он прославил русских солдат? Какое чувство самое дорогое для русского человека?

Отвечая на этот вопрос, ученики прочитают три последние строфы.

— Обратимся вновь к началу стихотворения. Какие изобразительные средства языка помогают передать горькие картины, которые увидел поэт на Смоленской земле?

Можно последовательно разобрать первые четыре строфы. Сжатые, но емкие картины войны созданы при помощи эпитетов, метафор, сравнений. Эпитеты: «бесконечные, злые дожди», «усталые женщины», «на великой Руси». Сравнение: «...Как кринки несли нам усталые женщины, / Прижав, как детей, от дождя их к груди...».

СЛОВАРНАЯ РАБОТА (слова выписываются на доске и в тетради):

— Что такое кринка?

Кринка — глиняный горшок для молока.

— Для чего усталые женщины несли солдатам молоко в кринках? Почему они прижимали их к груди?

Особенно внимательно стоит поработать с метафорами: «Слезами измеренный чаще, чем верстами, / Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз», «...Крестом своих рук ограждая живых...».

— Что такое тракт?

Тракт — большая проезжая дорога.

— Что означает выражение: тракт, измеренный верстами?

Объясним, что в старину на проезжих дорогах через каждую версту стояли полосатые верстовые столбы, обозначающие расстояние.

— Почему тракт слезами измерен «чаще, чем верстами»?

— Что такое погост?

Сейчас так называют сельское кладбище, в старину погост — это церковь с прилегающим участком и кладбищем, в стороне от села.

— Для чего Симонов использует повторение: «...Деревни, деревни, деревни с погостами, / Как будто на них вся Россия сошлась...»?

— Что такое околица?

Окóлица — изгородь вокруг всего селения.

Объясним детям, что в Советском Союзе церковь была отделена от государства и фактически запрещена. Активно велась атеистическая пропаганда, и почти все жители были неверующими.

— Как вы понимаете следующие строки?


Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих.


— Что означает выражение: «Всем миром сойдясь...»?

Слово мир имеет много значений. Одно из них устаревшее: сельская община с ее членами. Всем миром означает «сообща».

Строки Симонова перекликаются с поговоркой «На миру и смерть красна», то есть нестрашно умереть на людях, все легко перенести не в одиночку, а вместе с другими.

— Как эта поговорка углубляет смысл симоновских строк?

Симонов хочет сказать, что солдаты не боятся погибать за Русскую землю. Даже если они остались одни, то их деды все равно словно бы смотрят на них всем миром, помогая сражаться, чтобы не уступить врагу Русскую землю. Симонов описывает Смоленщину, и именно под Смоленском произошло первое крупное сражение русских войск против Наполеона, в котором, может быть, участвовали прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами.

Поясним незнакомые детям слова.

Просёлок — грунтовая дорога между небольшими населенными пунктами.

Салóп — широкое женское пальто особого фасона.

Плúсовый — сделанный из хлопчатобумажной такни, напоминающей бархат.

Пáжить — пастбище, место, где пасут скот.

— Как вы думаете, почему поэт рисует не картину боя, а осеннюю дорогу, на которую к солдатам выходят русские женщины, и избу под городом Борисовом?

— О чем говорят поэту слова старухи?


Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала: — Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.


Войска отступают, но жители, которые остаются на оккупированной территории, верят, что войска вернутся и прогонят фашистов с Русской земли.


IV. Заключительное слово учителя по содержанию урока с просмотром слайд-презентации «Дети и война» в музыкальном сопровождении песни военных лет.


Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...».






1 Мусяков П. Писатели на флоте в годы Великой Отечественной войны. — М., 1977. — С. 63.

2 Тихонов Н. Писатель и эпоха. — М., 1974. — С. 61.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кириллова Вера Ивановна

Дата: 10.06.2016

Номер свидетельства: 333864

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Великая Отечественная война в стихах русских поэтов"
    ["seo_title"] => string(61) "vielikaia_otiechiestviennaia_voina_v_stikhakh_russkikh_poetov"
    ["file_id"] => string(6) "423956"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1499787819"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства