Просмотр содержимого документа
«"Вечной памятью живы"»
Методическая разработка Урока мужества
«Вечной памятью живы!»
Выполнила Иванова Надежда Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с. Наровчат
Урок мужества «Вечной памятью живы»
Цели и задачи: воссоздать картину героического прошлого нашей Родины, страницы грозных битв во имя защиты Отечества; разъяснить истоки героизма и самоотверженности русского народа. Показать на конкретных фактах мужество, боль и героизм наших соотечественников. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к наследию своего народа, гордости за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества.
Ход мероприятия.
Вступительное слово учителя.
- Добрый день, дорогие ребята и гости. Тема нашего урока мужества “Вечной памятью живы». Мы с вами собрались накануне великого праздника 9 Мая, чтобы поговорить о русской воинской доблести. Солдат Отечества, воин России. Во все время отношение к нему и его ратной профессии было окружено ореолом патриотизма и славы.
Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Ведь не случайно в трудные, критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, то есть свою малую Родину как часть большого Отечества. Ребята, мы с вами оформили выставку, стенд «Во славу Отечества», где находятся фотографии ваших пап, дедушек, родственников, земляков как наглядный пример храбрости, мужества, отваги.
Звучит музыка: К.В. Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».
Чтец.
Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь.
И птицы-память по утрам поют, -
И ветер-память по ночам гудит,
Деревья-память целый день лепечут,
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память-дождь,
И память-снег летит, и пасть не может.
Ведущий. Течет река времени. Минуло уже более полувека с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.
Чтец.
Самый светлый,
Самый летний день в году,
Самый длинный день Земли-
Двадцать второго.
Спали дети,
Зрели яблоки в саду.
Вспоминаем, вспоминаем это снова.
Вспоминаем эту ночь и этот час,
Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне.
Шаг за шагом вспоминаем, день за днем,
Взрыв за взрывом, смерть за смертью, боль за болью,
Год за годом, опаленные огнем,
Год за годом, истекающие кровью.
Ведущий. Когда я вижу пожилого человека с колодочками наград на лацкане пиджака - за подвиги в той войне, мне хочется уловить в его лице нечто, характерное для него тогда, в далекой молодости. Это «нечто», наверное, легче представить себе, листая сводки фронтовых донесений в военных архивах, читая пожелтевшие письма с фронта, слушая воспоминания ветеранов. Как трагично было это время! Сколько слез и горя, боли и отчаяния! Сколько надежд на скорую победу, веры в свою страну и свой народ!
Звучит песня Б.Окуджавы «Вы слышите, грохочут сапоги…».
Чтец «Учебная рота кремлевских курсантов шла на фронт. В ту пору с утра до ночи с подмосковных полей не рассеивалась голубовато-призрачная мгла, как будто тут сроду не было восходов солнца, будто оно навсегда застряло на закате, откуда и наплывало это пахучее сумеречное лихо-гарь от сгибших там «населенных пунктов». Натужно воя, невысоко и кучно над колонной то и дело появлялись «юнкерсы» Тогда рота согласно приникала к раздетой ноябрем земле, и все падали лицом вниз, но все же кто-то непременно видел, что смерть пролетала мимо. И извещалось об этом каждый раз по-мальчишески звонко и почти радостно. Рота рассыпалась и падала по команде капитана – четкой и торжественно напряженной, как на параде. Рота шла вторые сутки, минуя дороги и обходя притаившиеся селения. Впереди – и уже недалеко – должен быть фронт. Он рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти, и они шли не к нему, а в него, чтобы заселить и оживить один из его временно примолкших бастионов…»
(К. Воробьев. «Убиты под Москвой»)
Чтец.
Я помню страны позывные,
Они раздавались везде –
На пункты идти призывные,
Отечество наше в беде.
Живыми вернуться просили.
Живыми вернутся не все,
Вагоны идут по России,
По травам ее, по росе.
И брат расставался с сестрою,
Покинув детей и жену.
Я юностью связан войною,
И я ненавижу войну.
Я знаю, я понял, как важно
Веслом на закате грести,
Сирени душистой и влажной
Невесте своей принести.
Я видел и радость и горе,
И я расскажу молодым,
Как дым от пожарища горек
И сладок Отечества дым.
Звучит песня Б. Окуджавы «Ах, война, что ты сделала, подлая…».
Чтец.
Важно с девочками простились,
На ходу целовали мать,
Во все новое нарядились,
Как в солдатики шли играть.
Ни плохих, ни хороших, ни средних…
Все они по своим местам,
Где ни первых нет, ни последних,
Все они опочили там.
Чтец
Не знаю, где я нежности училась,
Об этом не расспрашивай меня.
Растут в степи солдатские могилы,
Идет в шинели молодость моя.
В моих глазах – обугленные трубы,
Пожары полыхают на Руси.
И снова нецелованные губы
Израненный парнишка закусил.
Нет! Мы с тобой узнали не из сводки
Большого отступления страду,
Опять в огонь рванулись самоходки,
Я на броню вскочила на ходу.
А вечером над братскою могилой С опущенной стояла головой…
Не знаю, где я нежности училась, -
Быть может, на дороге фронтовой.
Звучит песня В. Высоцкого о войне.
Ведущий. Войны остаются в памяти грядущих поколений главными своими битвами. Но для солдата, где бы ни воевал, ни голодал, ни мерз, война была войной, и каждый день ее был длиннее многих жизней.
Чтец «Я познакомился с тобой, война. У меня на ладони большие ссадины. В голове моей – шум. Спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему я привык? Ты хочешь научить меня подчиняться тебе беспрекословно? Крик командира – беги, исполняй, оглушительно рявкай «Есть!», падай, ползи, засыпай на ходу. Шуршание мины – зарывайся в землю, рой ее носом, руками, ногами, не испытывая при этом страха, не задумываясь…
Я многому уже научился. Как будто я не голоден. Как будто мне не холодно. Как будто мне никого не жалко…»
Чтец.
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, -
Точно в пропасть с обрыва –
И ни дна ни покрышки.
И во всем этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.
Чтец.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле, на поверке
Выкликают не нас.
Нам свои боевые
Не носить ордена,
Вам – все это, живые,
Нам – отрада одна:
Что недаром боролись
Мы за Родину-мать.
Пусть не слышен наш голос, -
Вы должны его знать.
Вы должны были, братья,
Устоять, как стена,
Ибо мертвых проклятье –
Это кара страшна.
Чтец.
Опять бинты промокли, опять кидает в жар,
И снится что-то грустное соседу,
А дума, как на фронте, кромсает без ножа:
Эх, как бы дотянуть до Дня Победы!
Уж, кажется, войну мы выпили до дна,
Она ж нас поименно проверяет…
Из тех кровавых дней в нас целится война
И старые осколки ковыряет.
И вновь немилосердно в палаты входит боль:
Эх, подсоби, эх, подсоби, сестренка!
Здесь снова канонада и партизанский бой,
А для кого-то может.
Сквозь серый бинт дождя багрянится закат,
День остывает стреляною гильзой…
«Ну, как дела, моряк?» - «Продержимся, солдат!
Нам не впервой перетерпеть и выжить»
«Ну что ж…подай костыль» - «И ты мне помоги!
Не верится, но, кажется, воскресли!»
«Да, плохо без руки…» - «Да, плохо без ноги,
Но лучше, чем без совести и чести!»
Ведь как-то разговор я слышал стороной:
«Ну, что вы про войну, мол, то и дело?»
Кому-то надоели мы с нашею войной.
Но знали б, как она нам надоела!
Ведущий. В Наровчат страшная весть о начале войны пришла по телефону, и сразу же изменился весь мирный режим жизни. На всех фронтах сражались воины-наровчатцы, проявляя мужество и отвагу. Около четырёх тысяч наших земляков удостоены высоких правительственных наград, 12 человек стали Героями Советского Союза.
Чтец:
Гордость наша Наровчат, Край цветов и чистых рос, На груди твоей горят Золотых двенадцать Звезд.
Презентация о героях – наровчатцах.
Выступление ветерана войны.
Ведущий:
«Идут годы, сменяются десятилетия, и многое из того, что у нас превозносилось как славные деяния, которые переживут века, померкло. Но этому подвигу – подвигу народа в Отечественной войне – суждено навсегда остаться в истории.
Все меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной остается среди нас. Миллионы ушли, не ощутив даже малой заботы о себе. Вначале и взять было неоткуда – полстраны разрушено. А потом за гигантскими нашими планами – все не до них было; не до них – постепенно старящихся, теряющих здоровье и силы, и до сих пор – не до них…Кто же теперь наш солдат – победитель в войне или жертва войны? Неужели должно минуть еще лет двадцать, уйти из жизни последнее поколение ветеранов, чтобы тогда-то мы смогли отдать им долг памяти и уважения.
Чтец.
И убивали, и ранили
Пули, что были в нас посланы.
Были мы в юности ранними.
Стали от этого поздними.
Вот и живу теперь – поздний.
Лист раскрывается – поздний
Свет разгорается - поздний
Снег осыпается – поздний.
Снег меня будит ночами.
Войны мне снятся ночами.
Как я их скину со счета?
Две у меня за плечами.
Были ранения ранние.
Было призвание раннее.
Трудно давалось прозрение.
Поздно приходит признание
Я все нежней и осознанней
Это люблю поколение.
Жесткое это каление.
Светлое это горение.
Сколько по свету кружили!
Вплоть до победы – служили.
После победы – служили,
Лучших стихов не сложили,
Вот и живу теперь – поздний.
Лист раскрывается – поздний.
Свет разгорается – поздний.
Снег осыпается – поздний.
Лист мой по ветру не вьется –
Крепкий, уже не сорвется.
Свет мой спокойно струится –
Ветра уже не боится.
Снег мой растет, нарастает –
Поздний, уже не растает.
Звучит песня Б. Окуджавы «Простите пехоте».
Чтец.
Как призывный набат, прозвучали в ночи тяжело шаги –
Значит, скоро и нам уходить и прощаться без слов.
По нехоженым тропам протопали лошади, лошади,
Неизвестно, к какому концу унося седоков.
Наше время – иное, лихое, но счастье, как встарь, ищи!
И в погоню летим мы за ним, убегающим вслед.
Только вот в этой скачке теряем мы лучших товарищей,
На скаку не заметив, что рядом товарищей нет.
Еще будем долго огни принимать за пожары мы,
Будет долго зловещим казаться нам скрип сапогов,
О войне будут детские игры с названьями старыми,
И людей будем долго делить на своих и врагов.
А когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется,
И когда наши кони устанут под нами скакать,
И когда наши девочки сменят шинели на платьица, -
Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять.
Звучит песня «Память» (стихи Д. Самойлова, муз. М. Таривердиева).
Сегодня, в День Великого праздника Победы, в день памяти всех погибших в Великой Отечественной войне, нашей скорби по ее жертвам и благодарности за спасение Отечества, мы проводим акцию «Свеча Памяти».
Зажгу я памяти свечу, Как символ скорбного молчания, У них прощенья попрошу За все людские злодеяния. Быть безличным не хочу, Чужого горя не бывает. И как набат, я прокричу - Земля от наших зол страдает. Остаться честным для себя И извиниться перед ними - Зажгу свечу и пусть свеча Горит, как памятник, над ними.
Ведущий.
Свеча не плавится, не плачет, а рыдает: Она о павших в страшных битвах вспоминает. Её душа горит в огне пожарищ, Где каждый был как брат, был друг, товарищ.
Ведущий. Она горит, чтоб люди не забыли, Как зло в смертельной схватке победили. В свеченье - лики тех, кто победил, Кто от чумы фашистской защитил, Кто не дожил до мира, до Победы. Потомки, помните всегда об этом!
Ведущий.
Склоните головы в священной тишине, Не дайте разгореться вновь войне. Свечу, как скорби знак, над миром поднимите, И от неё огонь любви в сердцах зажгите, Чтоб не угас над миром жизни свет И люди войнам на Земле сказали: "Нет!" Горит свеча, душа её рыдает,