kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Вечной памятью живы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен сценарий проведения Урока мужества, посвящённого  Великой отечественной войне.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Вечной памятью живы"»






















Методическая разработка Урока мужества

«Вечной памятью живы!»











Выполнила Иванова Надежда Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с. Наровчат











Урок мужества «Вечной памятью живы»

Цели и задачи:  воссоздать картину героического прошлого нашей Родины, страницы грозных битв во имя защиты Отечества; разъяснить истоки героизма и самоотверженности русского народа. Показать на конкретных фактах мужество, боль и героизм наших соотечественников. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к наследию своего народа, гордости за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества.

Ход мероприятия.

Вступительное слово учителя.

- Добрый день, дорогие ребята и гости. Тема нашего урока мужества “Вечной памятью живы». Мы с вами собрались накануне великого праздника 9 Мая, чтобы поговорить о русской воинской доблести. Солдат Отечества, воин России. Во все время отношение к нему и его ратной профессии было окружено ореолом патриотизма и славы.

Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Ведь не случайно в трудные, критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, то есть свою малую Родину как часть большого Отечества. Ребята, мы с вами оформили выставку, стенд «Во славу Отечества», где находятся фотографии ваших пап, дедушек, родственников, земляков как наглядный пример храбрости, мужества, отваги.


Звучит музыка: К.В. Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».

Чтец.

Я зарастаю памятью,

Как лесом зарастает пустошь.

И птицы-память по утрам поют, -

И ветер-память по ночам гудит,

Деревья-память целый день лепечут,

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит…

Шумит, не умолкая, память-дождь,

И память-снег летит, и пасть не может.

Ведущий. Течет река времени. Минуло уже более полувека с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

Чтец.

Самый светлый,

Самый летний день в году,

Самый длинный день Земли-

Двадцать второго.

Спали дети,

Зрели яблоки в саду.

Вспоминаем, вспоминаем это снова.

Вспоминаем эту ночь и этот час,

Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,

Сквозь повязки неумелые сочась,

Кровь народа заалела в том июне.

Шаг за шагом вспоминаем, день за днем,

Взрыв за взрывом, смерть за смертью, боль за болью,

Год за годом, опаленные огнем,

Год за годом, истекающие кровью.


Ведущий. Когда я вижу пожилого человека с колодочками наград на лацкане пиджака - за подвиги в той войне, мне хочется уловить в его лице нечто, характерное для него тогда, в далекой молодости. Это «нечто», наверное, легче представить себе, листая сводки фронтовых донесений в военных архивах, читая пожелтевшие письма с фронта, слушая воспоминания ветеранов. Как трагично было это время! Сколько слез и горя, боли и отчаяния! Сколько надежд на скорую победу, веры в свою страну и свой народ!

Звучит песня Б.Окуджавы «Вы слышите, грохочут сапоги…».

Чтец «Учебная рота кремлевских курсантов шла на фронт. В ту пору с утра до ночи с подмосковных полей не рассеивалась голубовато-призрачная мгла, как будто тут сроду не было восходов солнца, будто оно навсегда застряло на закате, откуда и наплывало это пахучее сумеречное лихо-гарь от сгибших там «населенных пунктов». Натужно воя, невысоко и кучно над колонной то и дело появлялись «юнкерсы» Тогда рота согласно приникала к раздетой ноябрем земле, и все падали лицом вниз, но все же кто-то непременно видел, что смерть пролетала мимо. И извещалось об этом каждый раз по-мальчишески звонко и почти радостно. Рота рассыпалась и падала по команде капитана – четкой и торжественно напряженной, как на параде. Рота шла вторые сутки, минуя дороги и обходя притаившиеся селения. Впереди – и уже недалеко – должен быть фронт. Он рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти, и они шли не к нему, а в него, чтобы заселить и оживить один из его временно примолкших бастионов…»

(К. Воробьев. «Убиты под Москвой»)

Чтец.

Я помню страны позывные,

Они раздавались везде –

На пункты идти призывные,

Отечество наше в беде.

Живыми вернуться просили.

Живыми вернутся не все,

Вагоны идут по России,

По травам ее, по росе.

И брат расставался с сестрою,

Покинув детей и жену.

Я юностью связан войною,

И я ненавижу войну.

Я знаю, я понял, как важно

Веслом на закате грести,

Сирени душистой и влажной

Невесте своей принести.

Я видел и радость и горе,

И я расскажу молодым,

Как дым от пожарища горек

И сладок Отечества дым.

Звучит песня Б. Окуджавы «Ах, война, что ты сделала, подлая…».

Чтец.

Важно с девочками простились,

На ходу целовали мать,

Во все новое нарядились,

Как в солдатики шли играть.

Ни плохих, ни хороших, ни средних…

Все они по своим местам,

Где ни первых нет, ни последних,

Все они опочили там.

Чтец

Не знаю, где я нежности училась,

Об этом не расспрашивай меня.

Растут в степи солдатские могилы,

Идет в шинели молодость моя.

В моих глазах – обугленные трубы,

Пожары полыхают на Руси.

И снова нецелованные губы

Израненный парнишка закусил.

Нет! Мы с тобой узнали не из сводки

Большого отступления страду,

Опять в огонь рванулись самоходки,

Я на броню вскочила на ходу.

А вечером над братскою могилой С опущенной стояла головой…

Не знаю, где я нежности училась, -

Быть может, на дороге фронтовой.

Звучит песня В. Высоцкого о войне.


Ведущий. Войны остаются в памяти грядущих поколений главными своими битвами. Но для солдата, где бы ни воевал, ни голодал, ни мерз, война была войной, и каждый день ее был длиннее многих жизней.

Чтец «Я познакомился с тобой, война. У меня на ладони большие ссадины. В голове моей – шум. Спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему я привык? Ты хочешь научить меня подчиняться тебе беспрекословно? Крик командира – беги, исполняй, оглушительно рявкай «Есть!», падай, ползи, засыпай на ходу. Шуршание мины – зарывайся в землю, рой ее носом, руками, ногами, не испытывая при этом страха, не задумываясь…

Я многому уже научился. Как будто я не голоден. Как будто мне не холодно. Как будто мне никого не жалко…»

Чтец.

Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки, -

Точно в пропасть с обрыва –

И ни дна ни покрышки.

И во всем этом мире,

До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей.

Чтец.

Наши очи померкли,

Пламень сердца погас,

На земле, на поверке

Выкликают не нас.

Нам свои боевые

Не носить ордена,

Вам – все это, живые,

Нам – отрада одна:

Что недаром боролись

Мы за Родину-мать.

Пусть не слышен наш голос, -

Вы должны его знать.

Вы должны были, братья,

Устоять, как стена,

Ибо мертвых проклятье –

Это кара страшна.

Чтец.

Опять бинты промокли, опять кидает в жар,

И снится что-то грустное соседу,

А дума, как на фронте, кромсает без ножа:

Эх, как бы дотянуть до Дня Победы!

Уж, кажется, войну мы выпили до дна,

Она ж нас поименно проверяет…

Из тех кровавых дней в нас целится война

И старые осколки ковыряет.

И вновь немилосердно в палаты входит боль:

Эх, подсоби, эх, подсоби, сестренка!

Здесь снова канонада и партизанский бой,

А для кого-то может.

Сквозь серый бинт дождя багрянится закат,

День остывает стреляною гильзой…

«Ну, как дела, моряк?» - «Продержимся, солдат!

Нам не впервой перетерпеть и выжить»

«Ну что ж…подай костыль» - «И ты мне помоги!

Не верится, но, кажется, воскресли!»

«Да, плохо без руки…» - «Да, плохо без ноги,

Но лучше, чем без совести и чести!»

Ведь как-то разговор я слышал стороной:

«Ну, что вы про войну, мол, то и дело?»

Кому-то надоели мы с нашею войной.

Но знали б, как она нам надоела!

Ведущий. В Наровчат страшная весть о начале войны пришла по телефону, и сразу же изменился весь мирный режим жизни.  На всех фронтах сражались воины-наровчатцы, проявляя мужество и отвагу. Около четырёх тысяч наших земляков удостоены высоких правительственных наград, 12 человек стали Героями Советского Союза.

Чтец:

Гордость наша Наровчат,
Край цветов и чистых рос,
На груди твоей горят
Золотых двенадцать Звезд.

Презентация о героях – наровчатцах.

Выступление ветерана войны.

Ведущий:

«Идут годы, сменяются десятилетия, и многое из того, что у нас превозносилось как славные деяния, которые переживут века, померкло. Но этому подвигу – подвигу народа в Отечественной войне – суждено навсегда остаться в истории.


Все меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной остается среди нас. Миллионы ушли, не ощутив даже малой заботы о себе. Вначале и взять было неоткуда – полстраны разрушено. А потом за гигантскими нашими планами – все не до них было; не до них – постепенно старящихся, теряющих здоровье и силы, и до сих пор – не до них…Кто же теперь наш солдат – победитель в войне или жертва войны? Неужели должно минуть еще лет двадцать, уйти из жизни последнее поколение ветеранов, чтобы тогда-то мы смогли отдать им долг памяти и уважения.

Чтец.

И убивали, и ранили

Пули, что были в нас посланы.

Были мы в юности ранними.

Стали от этого поздними.

Вот и живу теперь – поздний.

Лист раскрывается – поздний

Свет разгорается - поздний

Снег осыпается – поздний.

Снег меня будит ночами.

Войны мне снятся ночами.

Как я их скину со счета?

Две у меня за плечами.

Были ранения ранние.

Было призвание раннее.

Трудно давалось прозрение.

Поздно приходит признание

Я все нежней и осознанней

Это люблю поколение.

Жесткое это каление.

Светлое это горение.

Сколько по свету кружили!

Вплоть до победы – служили.

После победы – служили,

Лучших стихов не сложили,

Вот и живу теперь – поздний.

Лист раскрывается – поздний.

Свет разгорается – поздний.

Снег осыпается – поздний.

Лист мой по ветру не вьется –

Крепкий, уже не сорвется.

Свет мой спокойно струится –

Ветра уже не боится.

Снег мой растет, нарастает –

Поздний, уже не растает.

Звучит песня Б. Окуджавы «Простите пехоте».

Чтец.

Как призывный набат, прозвучали в ночи тяжело шаги –

Значит, скоро и нам уходить и прощаться без слов.

По нехоженым тропам протопали лошади, лошади,

Неизвестно, к какому концу унося седоков.

Наше время – иное, лихое, но счастье, как встарь, ищи!

И в погоню летим мы за ним, убегающим вслед.

Только вот в этой скачке теряем мы лучших товарищей,

На скаку не заметив, что рядом товарищей нет.

Еще будем долго огни принимать за пожары мы,

Будет долго зловещим казаться нам скрип сапогов,

О войне будут детские игры с названьями старыми,

И людей будем долго делить на своих и врагов.

А когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется,

И когда наши кони устанут под нами скакать,

И когда наши девочки сменят шинели на платьица, -

Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять.

Звучит песня «Память» (стихи Д. Самойлова, муз. М. Таривердиева).

Сегодня, в День Великого праздника Победы, в день памяти всех погибших в Великой Отечественной войне, нашей скорби по ее жертвам и благодарности за спасение Отечества, мы проводим акцию «Свеча Памяти».

Зажгу я памяти свечу,
Как символ скорбного молчания,
У них прощенья попрошу
За все людские злодеяния.
Быть безличным не хочу,
Чужого горя не бывает.
И как набат, я прокричу -
Земля от наших зол страдает.
Остаться честным для себя
И извиниться перед ними -
Зажгу свечу и пусть свеча
Горит, как памятник, над ними.

Ведущий.

Свеча не плавится, не плачет, а рыдает:
Она о павших в страшных битвах вспоминает.
Её душа горит в огне пожарищ,
Где каждый был как брат, был друг, товарищ.

Ведущий.
Она горит, чтоб люди не забыли,
Как зло в смертельной схватке победили.
В свеченье - лики тех, кто победил,
Кто от чумы фашистской защитил,
Кто не дожил до мира, до Победы.
Потомки, помните всегда об этом!

Ведущий.

Склоните головы в священной тишине,
Не дайте разгореться вновь войне.
Свечу, как скорби знак, над миром поднимите,
И от неё огонь любви в сердцах зажгите,
Чтоб не угас над миром жизни свет
И люди войнам на Земле сказали: "Нет!"
Горит свеча, душа её рыдает,

О всех погибших в войнах вспоминает....



Ведущий. Объявляется минута молчания…


Ведущий.

Прошла минута скорбного молчанья,

Но с нами остаются навсегда

И вечно будут жить воспоминанья

О павших в эти грозные года.



Литература

  1. А. Ахматова. Стихотворения. М., 1977.

  2. В. Высоцкий. Стихотворения. М., 1983.

  3. Ю. Друнина. Стихотворения. М., 1986.

  4. Ю. Левитанский. Стихотворения. М., 1988.

  5. В. Некрасов. В окопах Сталинграда. СПб.,1991.

  6. А.Твардовский. Стихотворения. М.,1961.

  7. В. Туриянский. Стихотворения. М.,1973.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
"Вечной памятью живы"

Автор: Иванова Надежда Александровна

Дата: 13.05.2018

Номер свидетельства: 469345

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Литературно - музыкальная композиция "Вечной памятью живы""
    ["seo_title"] => string(63) "litieraturno_muzykal_naia_kompozitsiia_viechnoi_pamiat_iu_zhivy"
    ["file_id"] => string(6) "382043"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1485004879"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Конспект урока с презентацией «Былые годы в памяти не стёрты» (Роль союза в рассказе Е.И.Носова «Живое пламя») "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-s-priezientatsiiei-bylyie-ghody-v-pamiati-nie-stiorty-rol-soiuza-v-rasskazie-ie-i-nosova-zhivoie-plamia"
    ["file_id"] => string(6) "126574"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415197595"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) ""Праздник Духовности, Поэзии и Памяти" "
    ["seo_title"] => string(37) "prazdnik-dukhovnosti-poezii-i-pamiati"
    ["file_id"] => string(6) "211361"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431606628"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Сценарий митинга "Войны священные страницы навеки в памяти людской !" "
    ["seo_title"] => string(78) "stsienarii-mitingha-voiny-sviashchiennyie-stranitsy-navieki-v-pamiati-liudskoi"
    ["file_id"] => string(6) "238331"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444552547"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Методическая разработка мероприятия "День памяти" "
    ["seo_title"] => string(55) "mietodichieskaia-razrabotka-mieropriiatiia-dien-pamiati"
    ["file_id"] => string(6) "115814"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412141286"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства