Основные цели урока - формирование нравственных ценностей, отработка навыков анализа художественного текста в единстве формы и содержания.Развитие умения граммотно и аргументированно выражать свою точку зрения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Лесной царь: кто он? Царь, сидящий на троне, или мифическое существо?
- Кто является автором перевода данной баллады?
3. Слово учителя:
Ребята, вы правильно подметили тот факт, что лесной царь является мифическим существом. Дело в том, что раньше, не умея объяснить многие природные явления, люди их обожествляли.
Вот ваши рисунки, на которых изображены различные фрагменты из баллады Гёте, а лесной царь не такой страшный как в балладе, потому что вы знаете, что данный персонаж – вымысел.
Работая над переводами баллад, В. А, Жуковский задумался над тем, чтобы самому написать балладу.
Вопросы к классу
1. Что такое баллада?
2. На какие группы делятся баллады? Приведите примеры названий ранее изученных баллад.
3. В чём состоит отличие народной баллады от литературной?
(При повторении можно использовать схему,которую учащиеся заполняют после каждого ответа на поставленный вопрос. )
БАЛЛАДА - лирическое стихотворное повествование, основанное на предании.
4. Сообщение учащегося о творчестве В. А. Жуковского и истории написания баллады “Светлана”.
За 25 лет (1808 - 1833 гг. ) Жуковский создал 39 баллад. Основная проблематика их - вопросы человеческого поведения и выбора между добром и злом. Источник добра и зла - всегда сама душа человеческая и управляющие ею таинственные, необъяснимые логически потусторонние силы.
Особое место среди произведений Жуковского занимают баллады, посвященные любви: "Людмила", "Светлана", "Эолова арфа" и другие. Главнее здесь для поэта - успокоить, наставить на путь истинный влюбленного человека, потерпевшего трагедию в любви. Жуковский требует обуздания эгоистических желаний и страстей. Поэта привлекало все таинственное, скрытое обычно от человеческих глаз, потустороннее, ставящее человека перед проблемой личной ответственности за содеянное. Перед выбором между добром и злом.
Над балладой “Светлана” Жуковский работал четыре года - с 1808 по 1812год. Она посвящена его племяннице Александре Александровне Воейковой (в девичестве - Протасовой) и была её свадебным подарком.
5. Работа над эпиграфами урока.
Обратимся к эпиграфам урока. Как вы понимаете эти высказывания?
Верность - стойкость и неизменность в чувствах.
Вера - убеждённость, глубокая уверенность в чём-нибудь.
6. Работа над текстом
У русского народа существовал такой обычай как гадание в Святочную неделю т. е неделю после Рождества, отмечаемого 7 января, и в Крещенье /19 января/.
Святки - волшебное время. А какого волшебства могут ждать девушки? Разумеется,все мечтают о счастливом замужестве и любви. Ну конечно, кому же не интересно заранее узнать о том, какой она будет эта любовь?
- Чтение учителем начала баллады/наизусть/
- Работа консультантов (дети объясняют смысл гаданий, перечисленных в балладе)
Гадание по обуви.
Гадающая девушка снимала с ноги башмак и бросала его через плечо, а потом по направлению носка определяла, в какой стороне живёт суженый.
Гадание по снегу.
Гадающие пололи снег, если он оказывался лёгким и податливым, то супружеская жизнь будет счастливой.
Слушать под окном.
Гадающие девушки выходили поздно вечером на улицу Каждая из них выбирала себе определённый дом, а потом они тихонько подходили к окну Если в этот момент они слышали , что хозяева дома мирно беседуют, то девушке, выбравшей этот дом, предстоит счастливое замужество. А если же из дома будут доноситься брань и ругань, то замужество будет неудачным.
Гадание с петухом.
По полу рассыпали считанные зёрна и потом ровно в 12 часов ночи брали петуха с насеста(желательно чёрного) и пускали в комнату, а потом по его поведению определяли будущее.Если он склёвывал все зёрна, то в этом году будет удача, и тот, кто кормил, выйдет замуж. Предположим, петух склевал три зерна, значит, третья девушка выйдет замуж. Если петух вообще не клевал – это означало неудачу в этом году.
Гадание с перстнем.
Брали чашу с совершенно ровным дном, без всяких рисунков. Наливали в неё три четверти воды и осторожно опускали перстень на середину чаши. Потом через время смотрели через воду в середину опущенного кольца. Так гадающая якобы могла увидеть лицо будущего жениха.
Гадание на воске.
Свечку измельчали и клали кусочки в металлическую ложку .Расплавляли воск над огнём и быстро выливали в заранее приготовленную миску с водой. Воск, застывая в воде, образует фигуру, по очертаниям которой и гадают: кто что увидит. Животное означало веселье, радость, исполнение желаний. Башня - очень хороший знак. Человеческая тень – приятное свидание.
Гадание на зеркалах.
Два зеркала равной величины устанавливали одно против другого, освещая их при помощи двух свеч. Когда зеркала установлены и освещены, гадающая должна остаться в комнате одна. Она должна смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора, образовавшегося от двух зеркал. Время для гадания точно определить нельзя. Можно просидеть далеко за полночь и ничего не увидеть, можно вздремнуть и во сне увидеть многое.
7. Слово учителя
Перед вами репродукция картины известного русского художника К. П. Брюллова “Гадающая Светлана”. Такой она представилась художнику после прочтения баллады.
Светлана прибегает к самому страшному из гаданий - гаданию у зеркала, т. к зеркало -способ связи с потусторонним миром.
Как вы думаете, почему Светлана обращается именно к этому гаданию? Свой ответ подтвердите примером из текста:
Милый друг далёко; Мне судьбина умереть В грусти одинокой. Год промчался - вести нет; Он ко мне не пишет, Ах! А им лишь красен свет, Им лишь сердце дышит…
Любовь в балладе дана в ареоле фантастического и таинственного, она тесно связана с темой искушения, испытания веры. Основным состоянием героини является страх и ужас, но Светлана демонстрирует неизменность веры:
Утоли печаль мою Ангел-утешитель
Расскажите, что произошло со Светланой после того, как она села перед зеркалом?
8. Работа над выразительными средствами.
В балладе преобладает два цвета. Назовите их /белый и чёрный/.
Белый цвет побеждает страшную темноту ночи. От строфы к строфе переходит образ снега. Он подкрепляется образами белого платка, белой скатерти, белоснежного голубка. Белый цвет ассоциируется с именем героини Светлана - “светлая”.
Гиперболический ряд - усиление признака от меньшего к большему и наоборот.
Печаль — Страх — Горе
Как вы думаете, какой момент в данном произведении является кульминационным?/пробуждение Светланы/
Найдите его в тексте.
Почему все страшные события отнесены в сон?
Итак, основой сюжета в балладе является мистический сон главной героини. Именно в этом заключена особенность антитезы - противопоставление добрых сил злым, сна - действительности.
Конец баллады жизнерадостен. По мнению автора, человек не только должен проявлять покорность и смирение, он еще должен бороться за своё счастье, сохраняя при этом веру в себя и близких.
Жуковский отступил от сюжета баллады: с главной героиней не случилось никакого несчастья, так как она смогла сохранить верность любимому человеку, за что ей была воздана награда: её жених вернулся целым и невредимым.
В заключительной части баллады найдите слова, с которыми автор обращается к своей героине/ “моя краса”, “моя Светлана”/
О чём они свидетельствуют?
9. Лексическая работа.
Ребята, в балладе нам встретилось много устаревших слов: хижинка, избушка, светлица, обитель. Что объединяет эти слова? /их значение - жилище/
А при работе над словами: очи, перси, уста нам поможет специальная таблица.
Очи – глаза.
Перси - грудь
Уста - губы
Какие слова из данной таблицы вам встречались раньше?
10. Вывод по уроку: Жуковский отступил от привычного сюжета баллады, потому что его героиня смогла сохранить верность любимому человеку, продемонстрировав при этом стойкость веры.