kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В. Маяковский "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русской литературы впервые знакомит учащихся с личностью поэта - Владимир Маяковский, с его поэтическим миром и своеобразием стиха. На примере стихотворения "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче" раскрывается поэтическое кредо поэта, намечаются перспективы последующего усвоения его лирики в старших классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В. Маяковский "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче"»

Имя мое Владимир,

Фамилия –

Маяковский.

Звонкая такая фамилия,

Как из железа

Скованная.

Должность – поэт-пролетарий,

Значит –

весь мир на ладони.

Занят любимым делом,

Что бы там ни гундосили.

Вой,

сор,

кулак да яма –

Вот, где моя стихия.

А я стою над ними,

Будто я сам –

Миссия.

Командир на сцене жизни, он стоит как маяк на берегу моря, не боясь ни ветра, ни волн. Желал бы достичь своим громовым голосом слуха грядущих поколений. Ведет свое войско вперед, в будущее, Но не все идут в ногу « с маршем» его идей и мыслей. Мосты его надежды рухнули. Он боролся с бушующей стихией, с волнами, с прибоем, с ветром, с властью, с жизнью и, наконец, с самим собой, ибо сам затерялся, заблудился в буре своего времени, поэтому не смог указать правильный путь кораблям, обрекая их и себя на смерть. Волны политики захлестывали его все сильнее, пока совсем не накрыли, и он захлебнулся в бушующем море своих произведений. Черная армада окружала его со всех сторон, она мешала дышать, грудь полна воды, и только маленький кусочек горящего свинца способен остановить муки. Маяковский. Не имя- утверждение. Как звезда, взлетел он на вершины литературы – и угас, как звезда. Его имя не растекается, как распавленный воск, но гремит с оглушительной силой. Его стихи – трудночитаемый код. У него и судьба – трудно читаемая.

Сегодня на уроке мы впервые будем говорить о жизни и творчестве одного из самых самобытных русских поэтов 20 века Владимире Владимировиче Маяковском, поэтому тему обозначим просто и понятно. Первая встреча с Владимиром Маяковским.

Какие задачи мы обычно ставим перед собой на уроках первого знакомства с писателем? (познакомиться с биографией и личностью писателя, с его новым произведением, раскрыть своеобразие его произведения)

Задачи урока:

  1. Познакомиться с биографией, личностью Владимира Маяковского, вызвать интерес к его творчеству.

  2. Познакомиться со стихотворением Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», миром его поэтических образов, своеобразием стиха. На примере стихотворения раскрыть поэтическое кредо поэта – продолжателя традиций великой русской поэзии.

  3. Научиться понимать и чувствовать поэзию как явление искусства, наметить перспективы последующего усвоения лирики поэта в старших классах.

  4. Развивать речь, творческие способности учащихся, умение анализировать поэтический текст.

  5. Воспитывать интерес к литературе, любовь к поэзии.

Как вы понимаете значение слова кредо (лат . – верю, взгляды, убеждения человека)

А может я ошибаюсь и это не первая встреча? (Открываю книгу с выставки)

Крошка сын к отцу пришёл

И спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо… Слышали уже?

Оказывается, всем известны эти строки Маяковского с детства. Значит, его твочество нам знакомо очень давно, с раннего детства. Но в течение десятилетий в бывшем СССР Маяковского знали как самого советского поэта. Этот ярлык прочно прикрепился к его имени. Мы попробуем на сегодняшнем уроке открыть это имя по-новому, без предвзятых штампов, увидеть неординарную личность поэта,который ищет свою дорогу в литературе.

Творческая группа заранее получила задание изучить жизнь, творчество и личность Маяковского. И теперь они представят нам итог своей работы. Вы услышите строки из биографии поэта, написанной самим Маяковским, которая так и называется «Я сам». Попутно вам необходимо делать записи в таблице по схеме: дата, события, произведения.

- Будущий поэт родился 7 июля 1893 года в Грузии,в селе Багдади Кутаисской губернии, в семье лесничего. И отец, Владимир Константинович Маяковский, и мать, Александра Алексеевна Павленко, были потомственными дворянами. В семье было две сестры: Людмила (1884—1972) и Ольга (1890—1949) и брат Константин, который умер в трёхлетнем возрасте от скарлатины.  Несмотря на принадлежность к дворянскому сословию, жили в скромном достатке. Чтобы дети могли учиться в гимназии, семья переехала в Кутаиси. Учился Маяковский хорошо. Но подошло время 1905 года. Волнения вспыхнули чуть ли не по всей России, в том числе и в Кутаиси. Маяковский вместе с гимназистами старших классов принимал участие в демонстрациях и выступлениях. Вскоре в семье произошло событие, которое круто переменило их жизнь: 19 февраля 1906 года от заражения крови умер отец. И летом семья переехала в Москву. Жили на отцовскую пенсию, снимали квартиру и сдавали комнаты. В комнатах, которые семья сдавала, оказывались жильцами студенты-революционеры. У них собирались друзья и велись беседы и споры на политические темы. Маяковский прислушивался к ним, потом просил почитать “что-нибудь революционное”. Его стали принимать за своего и даже поручали кое-что по части нелегальной работы. В гимназии дела пошли неважно. Он всё больше вовлекался в общение с революционной молодёжью. И в начале 1908 года ушёл из гимназии.

Из автобиографии поэта: «В гимназии попробовал писать. Другие пишут, а я не могу?! Стал скрипеть. Получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно. Не помню ни строки. Написал второе. Вышло лирично.

В золото, в пурпур леса одевались,

Солнце играло на главах церквей.

Ждал я: но в месяцах дни потерялись,

Сотни томительных дней.

Не считая таковое состояние сердца совместимым с моим “социалистическим достоинством”, бросил вовсе»

В 1908 году, увлекшись идеями социал-демократии, вступил в партию РСДРП и принимал участие в подпольной работе. Маяковский трижды арестовывался, но в конце концов был отпущен на поруки матери, после чего вышел из рядов коммунистической партиии и, вопреки распространенному мнению, впоследствии в неё не вступал.

Маяковский вспоминал: «За 11 месяцев в тюрьме перечёл всё новейшее. Символисты – Белый, Бальмонт. Темы, образы не моей жизни. Вышел взбудораженный. Но до чего же нетрудно писать лучше их. Только нужен опыт в искусстве. Где взять? Я неуч. Я должен пройти серьёзную школу. Я зашёл к тогда ещё товарищу по партии – Медведеву. Хочу делать социалистическое искусство. Он долго смеялся: кишка тонка. Думаю всё-таки, что он недооценил мои кишки. Я прервал партийную работу. Я сел учиться.»

В 1911г. после нескольких попыток поступить в какое-либо художественное учебное заведение, Маяковский становится учащимся Школы живописи, ваяния и зодчества в Москве. Через учившегося там же Давида Бурлюка, одного из лидеров группы футуристов «Гилея», Маяковский знакомится с миром московского литературно-художественного авангарда.

Из воспоминаний Давида Бурлюка: «Это мне он прочёл свои первые стихи, выдав их за “чьи-то”. Я сразу понял, чьи это стихи, увидел в нём “дикого самородка” и на следующий день представил друзьям Маяковского как “гениального поэта”. Это смутило его. “Теперь пишите. А то вы меня ставите в глупейшее положение”, – сказал я ему. Но слово было сказано о том, что скрытой мечтой жило в нём: поэт. Совсем не исключено, что он ждал этого слова, и его оказалось достаточно, чтобы преодолеть сомнения.»

Девятнадцатилетний Маяковский круто переменил свою жизнь, как сказала А.Ахматова, скандально ворвавшись в “душный зал” русской поэзии. А в конце 1912 г. Маяковский, Бурлюк, Хлебников и Крученых выпустили альманах и манифест “Пощёчина общественному вкусу”, в нем были первые стихи Маяковского «Ночь» и «Утро». А в мае 1913 года был напечатан первый сборник Маяковского «Я!» с иллюстрациями автора и его товарищей по школе живописи. В том же году поэт обратился к драматургии. Была написана и поставлена программная трагедия «Владимир Маяковский». Сам автор выступил режиссёром и исполнителем главной роли.

Из воспоминаний Давида Бурлюка: «Чтобы “внедрить” в сознание читающей публики новое искусство, мы предприняли поездку по городам России. Наши выступления сопровождались шумными скандалами, полицейскими запретами, невиданной по активности и по преимуществу ругательной прессой, тем самым создавшей нам широкую известность. Желтая кофта и цилиндр Маяковского, его остроумие бьющие наотмашь реплики – ответы на “каверзные” вопросы из зала, наконец, стихи выделявшиеся мощной поэтической энергией и яркой, неожиданной метафорой, сделали его самой заметной фигурой в нашей группе.»

Сейчас вы услышите голос самого Маяковского. Всего сохранилось 5 записей с его стихами и эта одна из них.

Звучит запись чтения Маяковским стихотворения “А вы могли бы?”

Словарная работа: ноктюрн – небольшое музыкальное произведение лирического характера.

Это одно из первых опубликованных стихотворений Маяковского. Оно очень характерно для ранней манеры поэта: весёлая издёвка над здравым смыслом, необычная и грубоватая образность, намеренное желание сбить с толку читателя, сталкивание в смысловом ряду разностильных слов: зовы, ноктюрн, флейта и… стакан, студень, водосточные трубы. Ошеломляющая поэтическая новизна.

Стихи Маяковского 1910-х годов были ориентированы на воспроизведение в устной форме — с эстрады, на вечерах, диспутах. Для восприятия на слух как нельзя лучше подходили их короткие рубленые строки, «рваный» синтаксис, «разговорность» и нарочито фамильярная интонация. В сочетании с высоким ростом и зычным голосом Маяковского все это создавало неповторимый индивидуальный образ поэта-борца. Но уже в ранних бунтарских стихах и поэмах Маяковского значительное место занимает любовная лирическая тема: «Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог». В 1915 г. Маяковский познакомился с Лилией Юрьевной Брик, которая заняла центральное место в его жизни. С именем Лилии Брик связаны многие произведения поэта, интимная интонация окрашивает обращенные к ней письма Маяковского.

Из воспоминаний Лилии Брик: «Маяковский ухаживал за мной бурно, безоглядно. Ему нравилось и то, что перед ним была дама, женщина другого круга - элегантная, умная, воспитанная, до конца непознаваемая, с прекрасными манерами, интересными знакомыми и лишенная всяких предрассудков. Мы встречались каждый день и стали неразлучны, но его чувства доминировали. Я же была спокойнее и умела держать его на расстоянии, от которого он сходил с ума. Я любила его, но не без памяти. В те годы обручальные кольца для меня являлись признаком буржуазности. Поэтому мы обменялись перстнями-печатками. На моём перстне он выгравировал инициалы Л Ю Б. По кругу они читались, как ЛЮБЛЮ. Эти три буквы поэт будет ставить как посвящения, художники - вписывать в орнаменты на его книгах.»

Революция была принята Маяковским как осуществление возмездия за всех оскорбленных в прежнем мире, как путь к земному раю. Позицию футуристов( от англ. Future –будущее) в искусстве Маяковский утверждал как прямую аналогию теории и практики большевиков и пролетариата в истории и политике.

Маяковский организует в 1918 группу «Комфут» (коммунистический футуризм), в 1923 создает «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), куда вошли его единомышленники — писатели и художники, издает журналы «ЛЕФ» (1923-1925) и «Новый ЛЕФ» (1927-1928).

Стремясь использовать все художественные средства для поддержки нового государства, пропаганды новых ценностей, Маяковский пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов РОСТА (российского телеграфного агентства) («Окна РОСТА», 1918-1921). Грубость, четкость, прямолинейность его поэтического стиля, умение превращать элементы оформления книжной и журнальной страницы в эффективные выразительные средства поэзии — все это обеспечивало успех «звонкой силе поэта», целиком отданной на службу интересам «атакующего класса». Воплощением позиции Маяковского этих лет стали его поэмы «150 000 000» (1921), «Хорошо!» (1927).

Корней Чуковский верно заметил: “Быть Маяковским очень трудно”. Последний отрезок жизни поэта окрашен в мрачные цвета. Он не изменил революционным идеалам, но веру в них всё больше подрывала нарождавшаяся тоталитарная система власти. К концу 1920-х годов у Маяковского нарастает ощущение несоответствия политической и социальной реальности вдохновлявшим его с отроческих лет высоким идеалам революции, в соответствии с которыми он строил всю свою жизнь — от одежды и походки до любви и творчества. Комедии «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) представляют собой сатиру на обуржуазившееся общество, забывшее о тех революционных ценностях, ради которых создавалось. Выставка Маяковского “20 лет работы” была бойкотирована прессой и писателями. Маяковский заболел, врачи запретили ему выступать. Все эти события стягивались в тугой узел. Больной, издёрганный, с трудом перемогавший нервное напряжение, поэт ищет утешения во встречах с актрисой МХАТа Вероникой Полонской, милой, очаровательной, влюблённой в него молодой женщиной. Он хочет создать свою нормальную семью. Но и тут, находясь во взвинченном состоянии, торопя события, не может привести свои отношения с ней к гармонии. 14 апреля 1930 года в возрасте 36 лет Маяковский выстрелом из револьвера покончил с собой. В предсмертном письме он писал… Всем

В том, что умираю, не вините никого и , пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите – это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля – люби меня. Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.

Как говорят – «инцидент исперчен»,

Любовная лодка разбилась о быт.

Я с жизнью в расчете и не к чему перечень

Взаимных болей, бед и обид.

Счастливо оставаться. Владимир Маяковский.

Маяковский… Кто же ещё соединил в себе столько непримиримых противоречий! Его возводили на пьедестал, им восторгались, его боготворили и славословили. Его любили и ненавидели. И в силе, и в слабостях он предстал человеком предельной самоотдачи. Никакой идее, никакому делу он не отдавал себя наполовину, он отдавал всего себя. Что же является главным в творчестве Маяковского? На этот вопрос Маяковский ответил сам: «Я поэт. Этим и интересен». Татарский поэт Ахмед Файзи писал: «Заслугой Маяковского является то, что он вернул слову пушкинскую чистоту и силу, слово в стихах его приобрело особую действенность. Если русскую поэзию мы не представляем себе без Пушкина, то советскую поэзию мы не мыслим без Маяковского» Он, оставаясь русским поэтом, сильней всех других поэтов сумел рассказать миру о пролетарской революции и первом пролетарском государстве.

Поэзия - вся! - езда в незнаемое. - сказал Маяковский

Удивительные слова! Необычные! Непривычные! «Незнаемое»... Приведите синонимы к этому слову. (Незнакомое, неизвестное, неизведанное...)

В одной строке — восхитительная метафора! Маяковский сравнивает поэзию с увлекательным, интересным путешествием по просторам таинственной страны, имя которой — поэзия, и только тот путешественник насладится красотами этой страны, чье сердце окажется чутким, добрым, восприимчивым к поэтическому слову. Как вы думаете, зачем нам, людям, нужна поэзия? (Чтобы прикоснуться к необычному, познать прекрасное...)

- Действительно, стихи делают нашу жизнь духовно богаче, зачаровывают нас созвучием рифм, чудной мелодией слов. А бывает и так, что ты сам начинаешь сочинять, творить, как писал А.С.Пушкин:

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем...

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

«Стихи свободно потекут» - точнее не скажешь! Побегут, как шумные весенние ручьи,польются, как полноводные реки.Подумайте, трудно ли творить? Писать стихи?(Даже если у тебя есть талант рисовать, сочинять музыку, писать стихи, наверно, все же трудно, ведь надо много знать, неустанно трудиться...)

- Да, верно, стихи писать нелегко, если ты стремишься излить в них свою душу, готов,как пушкинский пророк «глаголом жечь сердца людей» Что же нужно поэту, чтобы струны его лиры волновали нас, читателей? Где взять слова, чтобы облечь их в поэтическую форму стиха, чтобы слово волновало и восхищало? Анна Андреевна Ахматова процесс нелегкого поэтического труда выразила в простых и точных образах:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как легкий одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене...

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне...

Да, объект поэзии – весь окружающий мир. Но из словесного «сора» поэт выбирает самые точные, убедительные, необычные слова.

По мне, в стихах все быть должно некстати,

Не так, как у людей.

А как писал стихи Владимир Маяковский, этот ни на кого не похожий поэт?

Послушайте небольшие выдержки из статьи Маяковского «Как делать стихи?».

1. Маяковский говорил: «Надо работать до предела, до кульминации, надо работать над стихотворением до тех пор, пока не почувствуешь, что больше ничего не сможешь сделать». «Я хожу, размахивая руками и мыча еще почти без слов, то укорачиваю шаг, чтобы не мешать мычанию, то помычиваю быстрее, в такт шагам. Так обстругивается и оформляется ритм – основа всякой поэтической вещи, проходящая через нее гулом. Постепенно их этого гула начинаешь вытаскивать отдельные слова».

2. А когда поэт приступал к отбору и обработке словесного материала, чувствовал «ответственность» за эти слова: «Некоторые слова просто отскакивают и не возвращаются никогда, другие задерживаются, переворачиваются и выворачиваются по нескольку десятков раз, пока не почувствуешь, что слово стало на место».

3. И наконец заключительную стадию работы над стихом Маяковский описал так: «Когда уже основное готово, вдруг выступает ощущение, что ритм рвется – не хватает какого-то сложка, звучика. Начинаешь снова перекраивать все слова, и работа доводит до исступления. Как будто сто раз примеряется на зуб несадящаяся коронка, и, наконец, после сотни примерок ее нажали, и она села».

Действительно, поэт был бесконечно требователен к себе, ощущая себя «должником» у читателя, страны, вселенной.

Летом 1920 года Маяковский пишет стихотворение «Необычайное приключение, бавшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Поэт считал его программмным, потому что выразил в нем свое отношение к поэтическому труду, выбрав для этого необычную, метафорическую манеру, чтобы рассказать читателю, какой должна быть настоящая поэзия.

- Представьте тревожный октябрь 1919 года.В Москве и Петрограде объявлена мобилизация на Южный фронт. Продолжается гражданская война. В Российское телеграфное агенство (РОСТА) приходит работать поэт Маяковский. Ему шел 26-й год. Создается оригинальный жанр плакатного искусства - «Окна РОСТА». Поэт рисует плакаты, которые заиграли свежими красками и причудливыми образами. Каждый из своих плакатов Маяковский подписывает меткими стихами. Газет и журналов было мало, поэтому плакаты «Окон РОСТА» заменяли их. Два с половиной года, изо дня в день, в холод и жару работал поэт с товарищами над плакатами. Часто недосыпал. Чтобы не проспать, клали под голову полено вместо подушки. Маяковский называл «Окна РОСТА» фантастической вещью; плакаты художников «Окон...» выставляли в витринах центральных магазинов Москвы, на Кузнецком мосту, а некоторые даже отправляли в другие города.

Атеперь приготовьтесь слушать стихотворение «Необычайное приключение, бавшее с Владимиром Маяковским летом на даче» в исполнении Василия Качалова, мастера художественного слова, актера Московского художественного театра.

- Понравилось ли стихотворение? Чем? Что показалось необычным в произведении? Каким вы увидели в нем поэта? (стихотворение понравилось ребятам. Эпитет «фантастическое» - наиболее часто встречающийся в оценке детьми достоинства произведения. Детей увлек ритм стиха, множество «необычных» и самых простых и даже просторечных слов).

- Как вы думаете, почему поэт выбирает такое длинное, громоздкое название своему стихотворению? Почему он пишет еще и пояснение к заголовку: Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор? (Вероятно, потому, что Маяковский стремился придать своему произведению достоверный характер. Уже в заголовке поэт пытается рассеять сомнения читателей в вымышленном характере истории. Все произошедшее с ним - истинная правда.)

- Многочисленные детали описания, тон повествования легкая ирония поэта убеждают нас в правдивости рассказа. Но заголовок и уточнение к нему словно контрастируют друг с другом. Это столкновение реальности и фантастики намеренное.

-. Несмотря на то, что перед нами лирическое произведение, в нем можно выделить композиционные части как, например, в рассказе.

1. Экспозиция. «Обыденная работа поэта».

2. Завязка и развитие действия. «Ссора поэта с солнцем. Приглашение "на чай"». 3. Кульминация. «Шествие солнца. Разговор поэта со светилом».

4. Развязка. «Поэтическое кредо поэта».

1. «Обыденная работа поэта».

- Напомните, что принято называть в литературоведении гиперболой и метафорой. (Преувеличение, скрытое сравнение.)

- Для чего поэту понадобился прием преувеличения в начале стихотворения: «В сто сорок солнц закат пылал»? (Чтобы ярче, образнее показать изнуряющую жару июля.)

- Чем обосновано употребление оборота «жара плыла»? (Очень жарко, жара осязаема, как река, только не с прохладной, а горячей водой.)

- С каким чувством поэт произносит фразе «На даче было это»? (Обыденности и... разочарования: увы, от жары не спасает даже дачная обстановка.)

- Да, поэтическая гипербола в экспозиции стихотворения задает тон всему повествованию: разгар лета, дача на Акуловой горе, жарко...

- В начале лета 1920 года Маяковский впервые поселился в Пушкино, где снимал дачу на Акуловой горе перед большим заливным лугом. Всмотритесь внимательно в описание местности, где будет разворачиваться поэтическое действо.

Пригорок Пушкино горбил

Акуловой горою

А низ горы – деревней был

Кривился крыш корою.

Как вы себе ее представляете? (Внизу горы, где расположена дача поэта, - деревня. Судя по всему, небогатая: низкие дома, кривые кровли. Поэт озирает округу свысока - вот почему так хорошо ему видна эта «кривизна» крыш.)

- Но вот поэт приоткрывает нам небольшую тайну, известную только ему. Куда каждый вечер уходит солнце? (Поэт предполагает, что солнце спускается в некую «дыру», расположенную «за деревнею». В этом сквозит какое-то наивное, даже детское представление о мире: солнце не уходит далеко, оно «ночует» на краю деревни, чтобы наутро «снова мир залить» своими лучами...)

- Наступает новое утро. Изменилось что-то в мире? (Нет, все то же, что и вчера.)

- Чем недоволен поэт, почему он зол? (Поэта удручает обыденность, привычный порядок вещей. Никаких перемен!)

2. «Ссора поэта с солнцем. Приглашение «на чай».

- Не кажется ли вам, что начало второй части напоминает повествование? Что предвещает такое начало? («И так однажды...» - это начало многих занимательных историй, легенд, сказок, случаев из жизни...)

- Как поэт выражает свою злость? («Разозлясь, что в страхе все поблекло». Можно сказать, что злость породила страх, все меркнет, «бледнеет» перед раздраженным человеком...)

- Подумайте, почему поэт употребляет резкие и несколько грубоватые слова, обращаясь к солнцу: «Слазь!», «довольно шляться», «дармоед»? (Поэт, удрученный жарой, изнурительным трудом художника-агитатора, считает несправедливым обыденный порядок с «восходом» и «заходом» солнца, ему захотелось пристыдить светило за его «бесполезный» труд в жаркий июль.)

- Справедливы ли такие слова поэта? (Наверное, нет. Солнце - не «дармоед», не «неженка», оно согревает землю своим теплом, дает жизнь всему живому...)

- Какой работой занят поэт? Нравится ли она ему? (Рисует плакаты: «сиди, рисуй плакаты»; работа утомительная, монотонная, но долг художника превыше усталости.)

- Есть такой фразеологизм - сколько лет, сколько зим. Как это выражение интерпретирует поэт? («Не знай ни зим, ни лет» - тяжелый, рутинный труд, ни отдыха, ни выходных. Под пером мастера даже обычные выражения приобретают новые очертания, придавая повествованию глубокую убедительность и яркость.)

- Сам Маяковский, когда читал свое стихотворение со сцены, старался не кричать, не повышал голоса, чтобы передать экспрессивную силу словам, адресованным солнцу, а произносил слова и фразы спокойно, с едва заметным пренебрежением.

- Итак, солнце «не слышит» поэта, ведь он бранится, называя светило «неженкой» и «дармоедом». Кому же приятно услышать такое в свой адрес? Алое светило, не замечая брани поэта, величаво проплывает себе по небу. Но не тут-то было! Наш поэт не привык отступать! А может быть... Дерзкая мысль: пригласить светило... в гости?! На чай... С каким чувством прозвучало это приглашение? (Поэт меняет гнев на милость: «Погоди! послушай, златолобо...» Замечательное наблюдение! Оно поможет вам при чтении отрывка правильно подобрать интонацию: от пренебрежительного раздражения - к примирительному и дружелюбному тону. )

Как вы понимаете неологизм поэт «златолобо»? (Очень красивое слово! От него веет какой-то сказочной стариной. Вновь краткое прилагательное, насыщенное звука-ми [о], оно создает эффект величия, царственности и какой-то человечности. Солнце - живое!)

Как поэт передает свой испуг? (Восклицательными предложениями: «Что я наделал! Я погиб!» В них чувствуется раскаяние за дерзкое приглашение солнца «на чай».)

3. «Шествие солнца. Разговор поэта со светилом».

- Нарисуйте словами, как вы представляете себе «шествие солнца»? Какой смысл заложен в метафоре «луч-шаги»? (Огромное светило шагает по земле... лучами! Оно приходит к поэту «по доброй воле», не рассердясь на бранные слова. Большое, грузное, «ввалилась солнца масса»; тесновато ему в комнате поэта: изо всех «щелей», «окошек», «дверей» просачиваются его лучи. Оно устало, «дух переведя», говорит «басом»...)

Какое событие произошло с солнцем впервые? («Гоню обратно я огни / впервые с сотворенья».)

- Верно, «не поэт устремляет завороженный взгляд в космос, а небесное светило запросто, "по-свойски", приходит к поэту в гости».

- Какие детали быта помогают придать образам поэта и солнца характер обыденности? («Чаи гони, / гони, поэт, варенье». Солнце не смущает непривычная обстановка, к чему излишние церемонии: раз пригласил поэт на чай, что ж, «гони» чай и еще... варенье. Так вкуснее, интереснее!)

- Можно считать разговор солнца с поэтом кульминацией стихотворения? Как чувствует себя поэт в этом удивительном соседстве? Гостеприимен ли он? (Поэт сначала растерян, «сконфужен», «сел на уголок скамьи». )

- Но не странным ли кажется жест поэта «на самовар», когда летняя «жара с ума сводила»? (Нет, хотя пить в жару чай, пусть даже с вареньем, не совсем комфортно, но, может быть, «самовар» здесь как символ гостеприимства, как, впрочем, и «чай» и «варенье»...)

- Действительно, мы словно видим этот пузатый, начищенный до блеска, с трубой для углей, «грузный», пыхтящий самовар. Почему же рассеиваются страх и скованность в поэте? (Из солнца струится «ясь» — свет, ясность.)

- О чем и как ведут беседу поэт и солнце? (Поэт забывает о своей «степенности», их беседа — о простом и привычном: «про то, про это», «что-де заела РОСТА» - о работе. Они говорят о своем, что составляет смысл их существования.)

- Как поэт ощущает себя в присутствии солнца? (Он уже «на ты» сосветилом,«дружбы не тая», «бьет по плечу» солнце, их разговор становится непринужденным и нескучным: «Болтали так до темноты».)

- Какой смысл вкладывает Маяковский в слова «взорим», «вспоем»? (Это слова из призыва солнца к поэту: будем вместе встречать зарю, воспевать свет, развеем серую скуку буден.)

- Верно. Поэт и солнце делают одно дело: несут свет и добро людям. Солнце - животворной радостью своих лучей, поэт - светом своей поэзии.

Я буду солнце лить свое

а ты – свое

стихами.

4. «Поэтическое кредо поэта».

- В заключительной части стихотворения мы словно видим... два солнца: меркнет «стена теней», «ночей тюрьма», отступает «серый хлам» бытия под натиском «стихов и света». Усталое солнце заменит поэт. Почему же в финале стихотворения поэт заводит речь о «ночи», «тени»? (Возможно, чтобы ярче высветить силу поэзии, которой не страшна никакая тьма, «снова день трезвонится».)

В чем поэт видит главный смысл поэзии и своего существования?

Светить всегда,

светить везде...

- Яркая метафора Маяковского «поэзия - солнце» вырастает в емкий образ-
символ: поэзия - свет, день. Но поэзия —это и каждодневный, нелегкий труд ума и души. Мы с вами разгадали метафору Маяковского. Поэзия нужна людям, чтобы просветлять их души. Но тайна творчества остается, потому что жива настоящая поэзия, подлинное искусство. Родятся новые поэты, они принесут в поэзию новые темы, образы, но завет Маяковского «светить всегда, светить везде», пожалуй, самый точный и справедливый.

А теперь поразмышляем над важной проблемой стихотворения, к которой мы обращались лишь вскользь. Не кажется ли вам, что незримым «третьим» героем этого удивительного стихотворения выступает... читатель, слушатель, то есть мы с вами? (Да, все стихотворение насыщено призывами, обращениями, лозунгами. Это не случайно. Поэт видел перед собой своего читателя.)

Я думаю, своим стихотворением Маковский словно дает нам завет: читатель, мечтай о возвышенном, обращай свои взоры к небесам. Ведь не зря героем его стихотворения становится солнце...

Нам еще предстоит впереди встреча с этим гениальным поэтом, который с трепетом относился к своему читателю, который «болел» за то, чтоб в мире стало «больше поэтов / хороших и разных», а понимать и чувствовать стихи — это не меньший труд, чем писать их.

Обобщая все, что вы услышали и узнали на уроке попробуем создать свое мнение о поэте Маяковском необычным способом.. Поэтапно: сначала составьте как можно больше слов из имени Владимир Маяковский. Выделите опорные слова. Подберите к ним синонимы, антонимы, ассоциации. Попробуйте их связать в высказывание.

Мир, маяк, око, лира, даль, рай, лик,солист,воск.

Солист Синонимы: ведущий, первый, певец

Антонимы: хорист, рядовой.

Ассоциации: властный, единственный, соло, победитель, громкий, звучащий, основатель.

Маяк Синонимы: властелин, великан

Антонимы: забытый, губитель

Ассоциации: яркий, путеводитель, буря, уникальный.

Маяковский твердый, ведущий вперед, властный, яркий, своюлиру отдает массам, любит свое дело, освещает путь вперед.

Оценки.

За умение анализировать литературное произведение, выявлять авторскую концепцию

за творческий подход при выполнении заданий

Домашнее задание: подготовить в группе чтение стихотворения по ролям, можно инсценировку, знать основные факты биографии поэта.
























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
В. Маяковский "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче"

Автор: Явош Ирина Васильевна

Дата: 22.11.2015

Номер свидетельства: 256758

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Сатира Маяковского. Гипербола. Гротеск. "
    ["seo_title"] => string(40) "satira-maiakovskogho-gipierbola-grotiesk"
    ["file_id"] => string(6) "172551"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423834161"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения и художественное своеобразие."
    ["seo_title"] => string(80) "v_v_maiakovskii_nieobychainoie_prikliuchieniie_byvshieie_s_vladimirom_maiakovski"
    ["file_id"] => string(6) "401945"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490034103"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Тест к уроку чтения в 9 классе по теме "Стихотворение В. В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»""
    ["seo_title"] => string(80) "test_k_uroku_chteniia_v_9_klasse_po_teme_stikhotvorenie_v_v_maiakovskogo_neobych"
    ["file_id"] => string(6) "645450"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1707635400"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Экзаменационные билеты по литературе 8 класс (по программе Т.Ф.Курдюмовой) "
    ["seo_title"] => string(81) "ekzamienatsionnyie-biliety-po-litieraturie-8-klass-po-proghrammie-t-f-kurdiumovoi"
    ["file_id"] => string(6) "203329"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429458838"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства