Утро, изменившее жизнь. Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала».
Утро, изменившее жизнь. Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала».
Обобщение и систематизация изученного. Основные понятия: мировоззрение, проблемы бытия, деспотизм, деспотизм власти, нравственное обновление, моральная ответвенность человека за все, происходящее вокруг.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Утро, изменившее жизнь. Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала».»
Утро, изменившее жизнь. Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала».
Дидактическая цель урока:
формирование целостного видения мира искусства как отражения человеческой жизни, закономерностей его создания через метапредметный подход и междисциплинарные связи, развитие культурологической, ценностно-смысловой и коммуникативной компетенций.
Задачи:
1)обобщение единичных знаний в систему, для этого формирование понимания художественной идеи Толстого о единстве социальной и
нравственной справедливости, ответственности человека за все, что
совершается в жизни, неучастие во зле;
2)развитие умений осуществлять логические операции (сопоставлять,
анализировать, сравнивать);
3)развитие речевых и коммуникативных умений;
4) развитие умения совместной деятельности, объективного оценивания
своего вклада в решение общих задач коллектива.
Организационные формы: главной формой организации учебной
деятельности учащихся является работа в малых группах, преобладают
активные и интерактивные методы и приемы обучения.
Планируемые результаты:
Личностные:
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
-формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного
отношения к другому человеку.
Метапредметные:
-умение строить логическое рассуждение, включая установление причинно-
следственных связей, делать умозаключения;
-умение работать в группе
-владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;
умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
- умение видеть культурологические связи.
Предметные:
- понимание литературы как особого способа познания жизни;
- воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях в жанре рассуждения аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного.
- формирование потребности в диалоге с текстом, способности к сотворчеству с писателем в процессе читательского восприятия.
^Тип урока: комбинированный урок. Обобщение и систематизация изученного. Основные понятия: мировоззрение, проблемы бытия, деспотизм, деспотизм власти, нравственное обновление, моральная ответственность человека за все, происходящее вокруг. Оборудование: компьютер, проектор, презентация, сравнительная таблица, опорные конспекты для каждого ученика, тексты рассказа Толстого, тетради. Рефлексивная карта (самооценка). Что нового узнали? Чему научились?
Ход урока.
Актуализация знаний. Презентация.
Вступительное слово. Постановка цели урока.
Слайд № 3. Портрет Л.Н.Толстого. Он хотел, чтобы правда понятая им, стала доступна всем людям. Испокон веков ощущал человек внутреннюю борьбу дурного и злого внутри себя. - Помочь или отказать в помощи? - Посочувствовать или осудить? Отчего зависит исход этой борьбы? Мы продолжаем искать ответ на этот вопрос на страницах рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
Слайд № 4.
40 – е годы XIX - время царствования Николая I. В войсках свирепствовала палочная дисциплина. Солдат за любую провинность секли плетьми или «прогоняли сквозь строй». Солдат обязан был ударить наказываемого шпицрутенами по голому телу. Человека нередко забивали насмерть. Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Ещё в 1855 году он работал над проектом пореформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – “прогнания сквозь строй”. Но рассказ выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами. Писатель ставит широкие гуманистические проблемы: «Почему одни живут беззаботной жизнью? А другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость? Честь? Достоинство?» В рассказе слышна перекличка двух эпох. Той, которую непосредственно изображает Толстой (40 – е годы XIX века, время правления Николая I), и той, которая присутствует незримо, определяя основные вопросы бытия. Поэтому писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем. Он выступает против насилия и гнета, против бесчеловечного отношения к людям. Изучая произведение, мы постараемся дать правильную оценку героям и событиям, определить, насколько актуален рассказ сегодня. ^II. Работа по содержанию вопросов викторины домашнего задания. Выступление учащихся по вопросам домашнего задания.
Слайд № 5. Вопрос №1.
- Как вы понимаете слова: «Я был не я, а какое – то неземное существо, не знающее зла и способное творить одно добро»? Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича, который начинает его с описания любимой, Вареньки. По тому, как он говорит о ней, можно сделать вывод, что даже через пятьдесят лет он вспоминает о ней с нежностью, восхищением, любовью. «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых острых локтей, и в белых атласных башмачках». Перед нами рисуется возвышенное существо, почти ангел, а не реальный земной человек. Особенно в Вареньке восхищает нежность, чуткость, доброта. Все, что происходит на балу, наш герой воспринимает с восторженным умилением. Он влюблен, очарован атмосферой праздника, званого ужина. Иван Васильевич рядом со своей любимой Варенькой: все наполнено ощущением счастья, молодости, красоты. Наш рассказчик пребывает в мире балов, праздников, влюбленности в Вареньку, не задумываясь о том, что происходит вокруг, в стране, в которой он живет. Он добрый и порядочный, с хорошей душой.
Слайд № 6. Вопрос №2. Полковник и Варенька. Отец и дочь. - Как вы понимаете слова: «Я невольно соединил ее и его в одном любовном чувстве»? (текст). В начале рассказа мы видим прекрасный светский вечер. Всем весело, герой очарован Варенькой, ее замечательным, добрым, тихим отцом – полковником. Варенька дарит Ивану Васильевичу перо из веера и перчатку, герой на седьмом небе от радости. Любовь к Вареньке освободила в душе Ивана Васильевича всю скрытую способность любви. Особенно яркое впечатление произвел на героя танец Вареньки с отцом – красивым статным стариком в чине полковника. Этот танец заворожил не только молодого человека, но и всех присутствующих гостей. Красота Вареньки и ее отца подчеркивается этим танцем. Они прекрасны вместе, а после танца Иван Васильевич все более уверен, что Варя и есть его счастье. Он окрылен, он влюблен, он счастлив! Он обнимал весь мир своей любовью. Ему все видится в радужных красках Полный таких волшебных чувств, он возвращается домой и там не находит себе места. Спать он не может. Смотрит на дорогие ему вещи, вспоминает ласкающие глаза девушки, слышит ее милый голос. «Но больше всего он видит ее в паре с отцом, когда она плавно двигается около него и с гордостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей». Толстой подчеркивает портретное сходство полковника и едочери: у них ласковая, радостная улыбка. Конечно, отец его любимой благородный, добрый. сильный, красивый и порядочный человек.
Выводы по содержанию ответов на заданные вопросы: Первая часть рассказа посвящена знакомству со «всеми уважаемым» Иваном Васильевичем. Он много рассказывает о себе, о своей жизни, о любви к Вареньке, которая, без сомнения, была самой сильной ее любовью. Во второй части рассказа действия развиваются на балу у губернского предводителя. Иван Васильевич ошеломлен красотой Вари и влюбляется еще больше и больше. От таких прекрасных чувств он готов любить всех и вся. Все в этом мире ему кажется прекрасным и восхитительным. Вернувшись домой, Иван Васильевич не находит себе места. Его влюбленная душа требует действий, его чувства пытаются вырваться наружу. Он должен быть рядом с любимой! Пусть даже не видя ее, он желает быть рядом с домом, где она живет. Герой выходит на улицу.
III. Работа по содержанию текста. (Эвристический метод: анализ взаимосвязанных эпизодов, языка и композиции произведения, сопоставление поведения героев).
Слайд №7. Л.Н.Толстой в своем рассказе нарушил традицию. Обычно утро является символом начала чего – либо. В рассказе «После бала» это конец такой яркой и сильной любви.
События на балу происходят ночью, при искусственном освещении – значит все искусственное, ненастоящее. Утром свет настоящий, поэтому можно увидеть истинное лицо. Истина может открыться не в шумной толпе, среди масок и моря шампанского. Человек должен увидеть это мир, не прикрытый мишурой.
- Что же произошло утром?(Утром герой видит ужасную сцену на плацу: избиение беглого татарина солдатами под командованием «доброго» и обаятельного отца Вареньки.) - Как и почему было нарушено состояние умиления, восторга, счастья, которые испытал Иван Васильевич, вернувшись с бала? (Состояние умиления, восторга, счастья было разрушено звуками «какой – то другой, жестокой, нехорошей музыки, затем он увидел «что – то большое, черное», потом «стал различать много черных людей», затем солдат «в черных мундирах и, наконец, увидел «что – то страшное». )
- Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа?
Слайд №8. Литературоведческая справка. работа с толковым словарем . Контраст – противоположение – стилистический прием, противопоставление явлений и понятий.
Групповая работа. Найти и зачитать отрывки из рассказа, отражающие этот прием. Рассказ «После бала» строится по принципу контраста: яркая, красочная картина веселого бала в дворянском собрании сменяется суровой сценой мучительного наказания беззащитного солдата, которого прогоняют по плацу сквозь строй. С помощью контраста автор создает особую атмосферу , или ауру, рассказа. Случай, изменивший жизнь и судьбу главного героя, основан на контрасте. Ядро произведения под названием «контраст» формирует вокруг себя концентрические круги, создавая тем самым художественное произведение. В центре произведения, на первом плане, - событие, сыгравшее решающую роль в судьбе Ивана Васильевича. Рассказ строится как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов: бала у губернского предводителя и наказания солдата. Противопоставленные друг другу, эти эпизоды органически друг с другом связаны, так как развивают единую художественную идею. Легко представить себе, что без эпизода истязания солдата картина бала, хотя и блестяще нарисованная писателем, потеряла бы всякий смысл. Точно так же сцена наказания солдата не выглядела бы столь ужасной, а отчаяния молодого студента не было бы так глубоко объяснено, если бы этой сцене не предшествовала картина бала. Главным для автора было показать внутренний мир своего героя, смену его чувств, его мыслей, его мировоззрения в одно утро: потрясение героя от увиденного туманным утром. С одной стороны – чувство бесконечного счастья, радости, любви; с другой – бездушие, длительность и ужас совершающегося. Часть «После Бала» хотя и меньше по объему, но она несет основное содержание произведения: за пышностью и красотой скрыта жестокость, зло, которые совершаются по закону. Увиденное рассказчиком изменило его жизнь.
^IV. Анализ эпизодов. Работа в группах (применение метода диалоговой технологии). Слайд №9. Контраст: в композиции рассказа - в системе образов – в описаниях – в языковых средствах . Слайд №10. Контраст как композиционный прием. Обобщение. - В рассказе выделяются следующие основные части: вступление – на балу - после бала – заключение. Какую особенность композиции вы заметили? ( Рамочная композиция, “рассказ в рассказе”.)
- Что мы называем контрастом? (Противопоставление, антитеза). -Что построено в рассказе на контрасте? (Описание событий бала и после, психологическое состояние героев). Рассказ заключен в раму. Этот прием называется «рассказ в рассказе», потому что произведение написано так, что о событиях мы узнаем от рассказчика. Выводы. ^Слайд №11. Контраст как композиционный прием:
Бал – экзекуция ночь – утро веселость – угрюмость счастье – горе. Проанализируем антитезу: счастье – горе
Словарная работа: - В каком лексическом значении употреблено слово блажен? «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр…» (текст)
Блаженный– 1.Определение человека, которому Бог оказал какое – то благодеяние, на котором почило благословение Божие.2.Хвалебный эпитет по отношению к Богу. 3. Определение человека, стяжавшего блаженства или того, кто подобное состояние совершенного счастья ожидает в будущем.
Какое определение подходит для нашего героя?
К нашему герою подходит первое определение. Чувство любви к Вареньке было сильным и глубоким, поэтому Иван Васильевич чувствовал себя счастливым человеком, блаженным и добрым.
- В каком лексическом значении употреблено слово «корчиться»?
«Шествие стало удаляться, все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека. Все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая , статная фигура полковника с наказываемым».
Корчиться –изгибаться в корчах, судорогах.
Счастливые мечты Ивана Васильевича развеяла сцена страшного наказания беглого татарина, которого пропускали через строй солдат, вооруженных палками. Командовал экзекуцией отец Вареньки, тот статный полковник, еще недавно так мило танцевавший с дочерью у губернского предводителя. Суровая реальность поразила Ивана Васильевича. Он не мог и не хотел поверить, что рядом с праздником существует боль, страдание, жестокость, несправедливость. Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу и показать перелом в душе героя. Выводы.
^Слайд №12. Контраст в системе образов:
Полковник – наказуемый. Гости на балу – толпа на улице. Герой на балу – герой на улице. Полковник – наказуемый (текст).
Толстой использовал прием антитезы, который можно увидеть на разных уровнях: полковник на балу и после него, в первом случае милый и обходительный человек, во втором же – символ жестокой военной машины, безжалостной, ни о ком не заботящейся и ни о ком не думающей.
Затем сцена бала и унижение человека. Счастье главного героя и его разочарование. Веселая музыка мазурки и звуки барабана и флейты, под которые истязали солдата.
Аналитическая беседа с элементами диспута:
Можно ли утверждать, что полковник – лицемерный и двоедушный человек? - Как рассказывает Иван Васильевич о страданиях наказываемого солдата? («сморщенное от страданий лицо», спина – «что – то такое пестрое, мокрое, красное. неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека»). - Каким кажется рядом с этим истерзанным человеком полковник? («идет твердой походкой, уверенный в себе», «румяное лицо и белые усы с бакенбардами…»); («…Полковник то раздувал щеки, вбирая свежий воздух, то медленно выпускал его через оттопыренную губу…»). – Что он делал? (совершал утренний моцион). («оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, сморщенное лицо, идет спотыкаясь и морщась от боли…»). Яркая, красочная картина веселого бала сменяется суровой сценой мучительного наказания беззащитного солдата, которого под сухой треск барабанов прогоняют по плацу сквозь строй. Автор показывает оборотную сторону образа великолепного и изысканного полковника. Выводы.
Слайд №13. Контраст в системе образов Полковник.
– На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери? - Почему внимательный и любящий отец оказался жестоким по отношению к солдатам?
( Во время танца полковник проявляет по отношению к дочери душевные качества, он искренне любит ее, заботится о ней.)
- Какие качества офицера проявляет полковник в сцене наказания на плацу? (Толстой использует прием зеркального отражения, потому что полковник отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка. Теперь снова все по закону. Он, несомненно, верит в необходимость жестокой расправы с беглым татарином. И стоит малорослому солдату недостаточно сильно опустить палку на спину наказываемого, как полковник бьет «виновника» по лицу. В поведении полковника проявилась жестокость. Полковник искренен и в сцене бала и на плацу.)
- Какие выводы можно сделать из этих наблюдений? - В чем корень этих противоречий по мнению Толстого? (Полковник убежден, что все надо делать по закону. Он такой, каким его изобразил рассказчик: искренен в отношении с дочерью, с людьми определенного круга любезен. Может быть, где – то в глубине души у него при исполнении долга есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. Мы знаем по тексту, как он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича. Но это не снимает с него вины, а лишь в - какой – то мере объясняет его поступки. )
Иван Васильевич.
– Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл случай? – Была ли перед героем ситуация выбора? – Какхарактеризует герояего решение? (Контраст, который служит главным композиционным приемом, проявляется и в образе Ивана Васильевича. Ведь именно он служит связующим звеном двух противостоящих отрывков рассказа. Если бы не эта фигура, две части одного целого так и не смогли соединиться. Только вот подобное противопоставление, происходящее не только на наших глазах, но и в душе гласного героя, оказывает влияние на его судьбу. Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу эпизода, показать перелом в душе героя. На смену умилению и восторгу пришли стыд и ужас. Герой передумал быть военным. Он должен был принять эти законы, эту жестокость. Но участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд. Иван Васильевич, тогда еще очень молодой человек, увидел ту сторону жизни, о которой он не знал. Особенно страшно для него было то, что в этом ужасе участвует отец любимой девушки. Светлые, радостные краски бала , беззаботное веселье молодых людей , не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологическое состояние, обстановка, в которой они действуют, позволяют писателю выявить сущность их характеров и в то же время обнажить противоречия царской России.)
Развитие речи. Работа в тетрадях. Самостоятельно записать выводы.
^V. Индивидуальное задание.
Слайд №14. Наблюдения над языковыми средствами. На балу. ^Бал - чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный Хозяева бала - добродушный старичок, богач – хлебосол, его добродушная жена Варенька - в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у нее смеющееся, разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза Полковник - красивый, статный, высокий свежий старик, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен
- Какие эпитеты выбраны для характеристики бала? (Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые.) - Как чувствует себя Иван Васильевич на балу? (Доволен, счастлив, добр.) - Почему герою всё на балу видится в таких радужных красках? (Он счастлив, потому что влюблён.) - Какую цветовую гамму использует Толстой для изображения этой сцены? (Тёплые тона.) - Какой цвет доминирует? Почему? - Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать? (Добро),
^ VI. Выступление учащегося. Индивидуальное задание. Слайд №15. Наблюдения над языковыми средствами. Экзекуция. Улица - что – то большое, черное, жестокое, нехорошая музыка Солдаты - много черных людей, в черных мундирах Наказываемый - оголенный по пояс, спина его – что – то пестрое, мокрое, красное, неестественное Полковник - высокий военный, шел твердой походкой Иван Васильевич - было стыдно, опустил глаза, на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска
Аналитическая беседа:
-Как и при помощи чего автор передаёт мрачную картину второго эпизода? (Использование эпитетов, цветовой гаммы.) Толстой помогает не только увидеть, но и услышать происходящие события. (Шлёпая ногами по снегу, сильно шлёпнул по спине.) - Почему автор выбрал одинаковый глагол? - Как меняется состояние героя рассказа? (Стыд и ужас.) - В какой момент меняются чувства Ивана Васильевича? (Сцена с полковником.) - За что полковник бил солдата по лицу? (За то, что тот слабо ударил татарина.) - На какую деталь одежды обращает наше внимание писатель в этой сцене? (Белую перчатку.) -Вспомните, что говорил он при избиении? (“Надо всё по закону”.) Толстой использует приём зеркального отражения, потому что полковник отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка. Теперь снова “надо всё по закону”. - По какому закону живёт полковник? По какому закону отхлестал солдата? (По закону военной жизни.) - Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какие черты проявились в поведении полковника? (Жестокость.) - Почему Иван Васильевич, увидев сцену экзекуции, передумал быть военным? (Он должен был принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд.) Мы разобрались, как и почему изменились взгляды Ивана Васильевича. Но что-то открылось герою в то утро ещё. Он нашёл своё место в жизни, потому что один из его собеседников говорит: “Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было”. Выводы.Писатель обращается к резко социальному конфликту, который выражен на уровне контрастной композиции (бал – наказание). Положительные в первой части рассказа детали становятся отрицательными во второй части. Красота полковника вызывает у Ивана Васильевича, наблюдавшего экзекуцию, отвращение (оттопыренная губа, надутые щеки). Писатель прибегает к приему контрастного сопоставления цветов (доминирующий белый и розовые цвета противопоставлены красному, пестрому, неестественному виду спины татарина), а также контрастное сопоставление звуков (звуки вальса, кадрили, мазурки, польки в первой части диссонируют со свистком флейты, буханьем барабана, рефреном повторяющихся на протяжении второй части). Счастливые мечты Ивана Васильевича развеяла сцена страшного наказания беглого татарина, которого пропускали через строй солдат, вооруженных палками. Командовал экзекуцией отец Вареньки, тот статный полковник, еще недавно так мило танцевавший с дочерью у губернского предводителя. Суровая реальность поразила Ивана Васильевича. Он не мог и не хотел поверить, что рядом с праздником существует боль, страдание, жестокость, несправедливость. Герой признается , что «любовь с этого дня пошла на убыль», потому что образ Вареньки постоянно воскрешала в его памяти картину «полковника на площади».
Слайд №16.
– Какую роль автор отводит такой художественной детали, как туман? Сколько раз в маленьком отрывке, описывающем утро, встречаются глаголы, указывающие на зрительное и слуховое восприятие героем окружающего мира? (был туман, с крыш капало, снег таял на дорогах, было гулянье, пустынный переулок, стали встречаться и пешеходы и ломовые, покачивающие мокрыми головами лошади, шлепавшие в сапогах извозчики дома, казавшиеся высокими – все было мило и значительно). Подбираем однокоренные слова ( - зор - / - зр - ):Зрение зоркий взор зритель воззрение мировоззрение презрение ПРОЗРЕНИЕ
- Какое лексическое значение имеет слово «прозрение»? Какой туман рассеялся в голове у Ивана Васильевича? При помощи контраста автор говорит о том, что в одном мире соседствуют праздник и беда, счастье и трагедия. Контрастно противопоставляя две сцены, Толстой как бы срывает маску с внешне благополучной и даже нарядной действительности. Чем более праздничным, роскошным представлял себе окружающий мир студент вначале, тем неожиданнее, трагичнее оказалось его прозрение. Зрелище, открывшееся утром влюбленному юноше, было поистине чудовищным. После увиденного в душе героя остался только ужас. Писатель вскрывает противоречия жизни в царской России и в то же время показывает силу переживания Ивана Васильевича, увидевшего мир с неожиданной стороны. Слайд №17 Почему ушла любовь?
– Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Вареньку причастной к злу, совершенному ее отцом? Сформулируйте точку зрения Толстого.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос. Бесчеловечная расправа над беглым солдатом потрясла Ивана Васильевича и повлияла на его отношение к Вареньке. То, что увидел рассказчик, разрушило его мечты и грезы, изнанка действительности вторглась в его интимную жизнь, поломав мирок, так тщательно им создававшийся. Иван Васильевич постепенно охладел к Вареньке, любовь угасла, он отказался от военной карьеры, но был полностью уверен, что случай перевернул его жизнь. Герой живет в согласии со своей совестью, наставляя ближних на путь добра.
Слайд №18. Почему Толстой изменил историю жизни героя?
Первоначальный вариант. Окончательный вариант.
Иван Васильевич отличается от многих представителей своего класса не только человечностью, благородством, но и пониманием своей ответственности за несправедливость в обществе и за все происходящее. Мы приходим к выводу, что Иван Васильевич на балу и Иван Васильевич , прозревший , после бала уже не мог любить Вареньку, потому что это был уже человек, напрямую столкнувшийся со злом, ужаснувшийся этому злу и не желавший принимать участие в этом зле, по сути – после утра перед нами другой, более глубокий и принимающий ответственность на себя человек. Иногда неучастие во зле – тоже поступок и притом не менее важный, чем борьба со злом.
Слайд №19 Перекличка эпох в рассказе Л.Н.Толстого «После бала». 40 – е годы XIX века (время Николая I) 1900 – е годы – время Николая II (современная автору эпоха) XXI век (эпоха, в которой живет читатель)
Слайд №20.
– Как вам кажется, потерял ли рассказ Л.Н.Толстого «После бала» свою актуальность? «Только честная тревога, борьба и труд, основанные на любви, есть то, что называют счастьем… а бесчестная тревога, основанная на любви к себе, - это несчастье...» «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать: и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость» Толстой велик не только как гениальный писатель, но и как человек, как личность. Вся его жизнь – это путь самосовершенствования, поэтому он призывает человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к осознанию нравственной ответственности за свои поступки. Иван Васильевич отказался жить по “военным законам” с их жестокостью. Он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому принадлежит полковник Б. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди. - Каков это закон? (Божий.) - В какой день разворачиваются события в рассказе? (Прощёное воскресенье – Чистый понедельник.) - Что означает этот праздник? (Надо всех простить, покаяться.) - Какая фраза звучит в памяти героя на протяжении всего Чистого понедельника? (“Братцы, помилосердуйте!”) - Что вы понимаете под милосердием? (Готовность помочь, простить кого – нибудь из сострадания и человеколюбия.) - Кто услышал мольбы татарина? (Иван Васильевич и слабый солдат, который за свое сострадание тут же был наказан.) - Какая простая, но важная истина открывается герою рассказа в этот святой день? Как надо учиться жить? (По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.) Это утро Чистого понедельника изменило жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю её жестокость, фальшь светской жизни и понял, что жить надо по Христианским законам. - Что же может повлиять на жизнь человека? - Вы согласны, что случай, случайность может определить судьбу человека? VII.Подведение итога урока.
– Мы задумываемся о смысле жизни. Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор?
- Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день?
- Как надо учиться жить? По Божьим законам, сострадая, прощая людей. Тема ответственности человека за происходящее вокруг актуальна и по сей день. К сожалению, в нашей жизни нам приходится сталкиваться с несправедливостью иопределять для себя, как поступить, чтобы выглядеть достойно в таких ситуациях.
VIII. Рефлексия. Что нового узнали? Чему научились? IX. Домашнее задание: мини – сочинение: «О чём вас заставил задуматься Л.Н.Толстой?»