Просмотр содержимого документа
«Утро, изменившее жизнь. Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала».»
Утро, изменившее жизнь. Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала».
Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа № 101 г. Ростова-на-Дону»
Стороненко Н. В .
Дидактическая цель урока :
формирование целостного видения мира искусства как отражения человеческой жизни, закономерностей его создания через метапредметный подход и междисциплинарные связи, развитие культурологической, ценностно-смысловой и коммуникативной компетенций.
Задачи:
1)обобщение единичных знаний в систему, для этого формирование понимания художественной идеи Толстого о единстве социальной и
нравственной справедливости, ответственности человека за все, что
совершается в жизни, неучастие во зле;
2)развитие умений осуществлять логические операции (сопоставлять,
анализировать, сравнивать);
3)развитие речевых и коммуникативных умений;
4) развитие умения совместной деятельности, объективного оценивания
своего вклада в решение общих задач коллектива.
Организационные формы: главной формой организации учебной
деятельности учащихся является работа в малых группах, преобладают
активные и интерактивные методы и приемы обучения.
Лев Николаевич Толстой
Лев Толстой — один из самых известных писателей и философов в мире. Его взгляды и убеждения легли в основу целого религиозно-философского течения, которое называют толстовством. Литературное наследие писателя составило 90 томов художественных и публицистических произведений, дневниковых заметок и писем, а самого его не раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе и Нобелевскую премию мира.
В России времён Николая I военные суды были чрезвычайно жестокими. Шпицрутены (палки) стали нарицательным названием для военных судов времён Николая, и с лёгкой руки Льва Толстого за русским царём даже укрепилось прозвище Николай Палкин: «А уж палками — недели не проходило, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило, Палки, палки!.. У нас и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай Палкин. Так и пошло ему прозвище».
«Я был не я, а какое – то неземное существо, не знающее зла и способное творить одно добро»?
«Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых острых локтей, и в белых атласных башмачках».
- Как вы понимаете слова: «Я невольно соединил ее и его в одном любовном чувстве»?
Ужасная сцена на плацу…. это конец такой яркой и сильной любви.
Контраст – противоположение – стилистический прием, противопоставление явлений и понятий.
Автор подчёркивает контраст
в композиции рассказа
в системеобразов
в языковыхсредствах
в описаниях
Контраст
как композиционный приём
В рассказе выделяются следующие основные части:
после бала
заключение
вступление
на балу
Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется"рассказ в рассказе",потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика
Словарная работа:- В каком лексическом значении употреблено слово блажен? « Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр …»
Блаженный – 1.Определение человека, которому Бог оказал какое – то благодеяние, на котором почило благословение Божие.2.Хвалебный эпитет по отношению к Богу. 3. Определение человека, стяжавшего блаженства или того, кто подобное состояние совершенного счастья ожидает в будущем.
Контраст в системе образов
Полковник – наказуемый. Гости на балу – толпа на улице . Герой на балу – герой на улице . Полковник – наказуемый
Контраст в системе образов
Полковник
– На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери? - Почему внимательный и любящий отец оказался жестоким по отношению к солдатам?
- Какие качества офицера проявляет полковник в сцене наказания на плацу?
Иван Васильевич.
– Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл случай? – Была ли перед героем ситуация выбора? – Как характеризует героя его решение?
Полковник - высокий военный, шел твердой походкой.
Иван Васильевич - было стыдно, опустил глаза, на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска.
– Какую роль автор отводит такой художественной детали, как туман? Сколько раз в маленьком отрывке, описывающем утро, встречаются глаголы, указывающие на зрительное и слуховое восприятие героем окружающего мира?
- Какое лексическое значение имеет слово «прозрение»? Какой туман рассеялся в голове у Ивана Васильевича?
Почему ушла любовь?
– Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Вареньку причастной к злу, совершенному ее отцом?
Перекличка эпох в рассказе
40-е годы 19в,время Николая1 (события, изображённые в рассказе)
1900-е годы, время Николая2
(современная автору эпоха)
21век
(эпоха, в которой
живёт читатель)
Актуальность рассказа
«Только честная тревога, борьба и труд, основанные на любви, есть то, что называют счастьем… а бесчестная тревога, основанная на любви к себе, - это несчастье...» «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать: и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость»