kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 7 классе на тему "Д. Дефо. Фрагменты из романа «Робинзон Крузо». Ю.О. Домбровский. Фрагмент из романа «Хранитель древностей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой конспект урока литературы в 7 классе. В ходе урока использованы проверка тезауруса при помощи карточек на сопоставление, решаются вопросы взаимоотношений человека и природы посредством анализа пейзажей изучаемых произведений. Урок носит воспитательный характер, помогая учащимся понять необходимость грамотного отношения к природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе на тему "Д. Дефо. Фрагменты из романа «Робинзон Крузо». Ю.О. Домбровский. Фрагмент из романа «Хранитель древностей»»

Тема: Д. Дефо. Фрагменты из романа «Робинзон Крузо». Ю.О. Домбровский. Фрагмент из романа «Хранитель древностей».

Образовательная цель:

  1. формировать информационную, коммуникативную и компетенцию разрешения проблем

  2. учить анализу пейзажа, его типов и функции в литературном пр-ии

  3. проконтролировать уровень знания тезауруса

  4. показать на примере художественных пр-ий, к чему может привести бездушное отношение человека к природе

  5. учить анализировать пейзаж в художественном пр-ии

  6. показать актуальность сосуществования людей с окружающим миром, другими разумными существами

Развивающая цель:

  1. развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь

  2. развивать долговременную память в процессе деятельности

  3. развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы

Воспитательная цель: прививать любовь к чтению и интеллектуальному труду


этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ресурсы

мотивационный

Постановка познавательных задач. «Хочу пожелать»

Участвуют в создании благоприятной среды, подбирают ассоциации


Анализ работ

Анализ работ прошлого урока

Выставляют отметки, задают возможные вопросы

Тетради

дневники

Контроль знаний

Инструктаж, консультирование

Самостоятельно работают с карточками на соотношение оп тезаурусу

17, 26, 35, 41, 52, 63, 74 12, 23, 35, 41, 57, 66, 74

Карточки

тетради

Исследовательская работа

Инструктаж, консультирование

Исследовательская работа: как связаны человек и природа? (обсуждение в группах): положительное и отрицательное влияние.

тетради

Изучение нового

Инструктаж, консультирование

Работа по анализу пр-ий и пейзажей с заполнением таблицы с прочтением текстов

Автор, пр-ие

Виды пейзажа

Яркие ИВС

Влияние человека на природу

Дефо «Робинзон Крузо» с. 222

Географический

Горизонтальный

Естественный

национальный

Красивые, ровные, гладкие луга

Табак с высокими и толстыми стеблями

Вся окрестность зеленела, цвела и благоухала

Человек не влияет на природу, он ее часть, а природа – защитник и помощник, и противник человека

- как воспринимается этот пейзаж? (как естественное, красивое, непознанное, живое существо)

- чем является этот пейзаж для главного героя?

Автор, пр-ие

Виды пейзажа

Яркие ИВС

Влияние человека на природу

Домбровский «Хранитель древностей» с. 223

Многоцветие

Географический

Горизонтальные

цивилизации

Город деревьев

Необычайный город

Цвело всё

Повстречалась рощица белых акаций

Зелень расположена террасами

Город сплошной сад

Заливались лягушки

Вершины гор нежно-розовые

Это результат деятельности человека, природа подстроена под человека, его жизнь, для его удобства, но эта деятельность не наносит природе вреда

- чем замечателен алматинский тополь? (он самое главное в городе, они самые первые его жители, жили еще до его образования, он прямой, совершенно неподвижен, как триумфальная колонна, он живой)

6. Подведение итогов анализа пр-ий

- как происходит изменение естественного пейзажа во втором пр-ии?

- всегда ли достижения науки служат на благо человечества?

- о чем заставляет задуматься второе пр-ие?

7. Чтение и анализ ст-ия Вознесенского «Сон» (хрестоматия)

Сон

Я шёл вдоль берега Оби,

я селезню шёл параллельно.

Я шёл вдоль берега любви,

и вслед деревни мне ревели.

И параллельно плачу рек,

лишённых лаянья собачьего,

финально шёл XX век,

крестами ставни заколачивая.

И в городах, и в хуторах

стояли Инги и Устиньи,

их жизни, словно вурдалак,

слепая высосет пустыня.

Кричала рыба из глубин:

«Возьми детей моих в котомку,

но только реку не губи!

Оставь хоть струйку для потомства».

Я шёл меж сосен голубых,

фотографируя их лица,

как жертву, прежде чем убить,

фотографирует убийца.

Стояли русские леса,

чуть-чуть подрагивая телом.

Они глядели мне в глаза,

как человек перед расстрелом.

Дубы глядели на закат.

Ни Микеланджело, ни Фидий,

никто их краше не создаст.

Никто их больше не увидит.

«Окстись, убивец-человек!» —

кричали мне, кто были живы.

Через мгновение их всех

погубят взрывы.

«Окстись, палач зверей и птиц,

развившаяся обезьяна!

Природы гениальный смысл

уничтожаешь ты бездарно».

И я не мог найти Тебя

среди абсурдного пространства,

и я не мог найти себя,

не находил, как ни старался.

Я понял, что не будет лет,

не будет века двадцать первого,

что времени отныне нет.

Оно на полуслове прервано...

Земля пустела, как орех.

И кто-то в небе пел про это:

«Червь, человечек, короед,

какую ты сожрал планету!..»

- какой пейзаж рисует автор в этом ст-ии?

- назовите самые яркие образы ст-ия

- о чем это ст-ие? как оно взаимосвязано с темой сегодняшнего урока?

Хрестоматия

Учебник

Тетради



Групповая работа

Инструктаж, консультирование

Групповая проектная работа: разработать проект сосуществования природы и человека.

Тетради

постеры

Самостоятельная работа

Инструктаж, консультирование

Свободное письмо «Человек и природа: как не навредить друг другу»

тетради

Домашнее задание

Инструктаж по домашнему заданию: Читать хрестоматия с. 194-236 (Стругацкие «Малыш»)

Записать домашнего задания в дневник, возможные вопросы

Учебник, дневник



Терминологический диктант по литературе (7 класс) 1 вариант

1

Пейзаж

1

Передача через пейзажные образы некой отвлеченной идеи

2

Изобразительная функция

2

Воссозданная с помощью слов картина места и местности, где происходит действие, живут персонажи, размещается предметный мир

3

Макрообраз

3

Осмысляет пейзаж и его образы как многозначное авторское иносказание

4

Аллегорическая функция

4

Раскрывает внутреннее состояние персонажа, передает эмоции автора

5

Художественное пространство

5

Образ, объединяющий в себе несколько рядов образов

6

Символическая функция

6

Передача с помощью слов визуально-чувственного представления о пейзажной картине

7

Эмоционально-психологическая функция

7

Описание любого незамкнутого пространства внешнего мира, один из компонентов содержания и композиции художественного текста.



Терминологический диктант по литературе (7 класс) 2 вариант

1

Художественное пространство

1

Передача с помощью слов визуально-чувственного представления о пейзажной картине

2

Эмоционально-психологическая функция

2

Воссозданная с помощью слов картина места и местности, где происходит действие, живут персонажи, размещается предметный мир

3

Макрообраз

3

Раскрывает внутреннее состояние персонажа, передает эмоции автора

4

Изобразительная функция

4

Описание любого незамкнутого пространства внешнего мира, один из компонентов содержания и композиции художественного текста.

5

Аллегорическая функция

5

Образ, объединяющий в себе несколько рядов образов

6

Символическая функция

6

Осмысляет пейзаж и его образы как многозначное авторское иносказание

7

Пейзаж

7

Передача через пейзажные образы некой отвлеченной идеи





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Брюховец Ольга Леонидовна

Дата: 14.02.2016

Номер свидетельства: 293124

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Эволюция естественного пейзажа в художественном мире литературы. "
    ["seo_title"] => string(78) "evoliutsiia-iestiestviennogho-pieizazha-v-khudozhiestviennom-mirie-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "198300"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428392806"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства