Уроки нравственности в рассказе Е. Носова «Трудный хлеб»
Уроки нравственности в рассказе Е. Носова «Трудный хлеб»
Урок внеклассного чтения. Целесообразно его проведение после изучения рассказа Леонида Андреева "Кусака". Рассказы объединены одной темой: отношение человека к животным. Содержание рассказа помогает понять, по каким нравственным законам живет хозяин собаки Чанга и способствует формированию у учащихся личностной позиции. Урок формирует коммуникативные, познавательные и личностные универсальные познавательные действия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Уроки нравственности в рассказе Е. Носова «Трудный хлеб»»
Тема урока: Уроки нравственности в рассказе Е.Носова «Трудный хлеб»
Цель урока: раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живёт герой рассказа (хозяин собаки Чанга).
Планируемые результаты:
1. Коммуникативные: способность передавать содержание прослушанного текста, использование разных видов чтения, умение вступить в диалог, отстаивать свою позицию и принимать точку зрения собеседника.
2. Познавательные: умение анализировать произведение, определяя его тему и идею, т.е. авторский замысел; расширить представление о способах выражения авторского отношения к персонажам.
3. Регулятивные: владение способами действия для решения учебной задачи, оценивание достигнутых результатов и формулирование их в письменной работе (ответ на вопрос).
4.Личностные: оценивание содержания рассказа и личностный выбор ценностей (как относиться к живым существам в жизненных ситуациях).
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Слово учителя о писателе Евгении Носове. (В качестве оформления - портрет, выставка книг).
3. Подготовка к восприятию нового рассказа (Е.Носов «Трудный хлеб»). Запись темы урока.
- Ребята, прочитайте название рассказа и предположите, о чём этот рассказ? (предположения относительно темы). В каком значении употребляется слово трудный? (в переносном). И это не даёт нам подсказки: о чём же этот рассказ? Попробуем догадаться о содержании рассказа, познакомившись с непонятными словами, которые встретятся нам в тексте.
4. Словарная работа.
На каждый стол выданы распечатанные слова, а напротив их лексические значения (перепутаны). Задание: соотнести слова и лексическое значение
Двустволка – двуствольное ружьё.
Крохаль – птица семейства утиных, которая питается рыбой
Палить из ружья – стрелять часто, залпами
Дробь – мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья
Спаниель – порода охотничьих собак
Топь – топкое вязкое место
Подранок – зверь или птица, раненные охотником
Ягдташ – охотничья сумка для дичи
- Есть предположение, о чём рассказ?
5.Формулирование задач: а) прочитать рассказ «Трудный хлеб»; б) понять содержание; в) определить тему, идею; г) высказать своё отношение к прочитанному.
6. Чтение рассказа учителем.
7. Обсуждение рассказа:
- В какое время года происходит действие в рассказе? Прочитайте описание осени. Назовите слова в переносном значении, которые помогают автору нарисовать красивую картину осени (Хрустальные сети паутины, убирает в золото осинки и берёзки)
- Перечислите героев рассказа (рассказчик-рыбак, собака Чанг и её хозяин).
- Какой Чанг внешне? Порода собаки – спаниель. У него длинные лохматые уши, белая пролысина на лбу, мохнатые белые лапы в чёрных пестринках, светло-карие глаза.
- Как описана внешность хозяина собаки? («Грузный, круглолицый, с ёжиком седых усов, он одет в короткий стёганый ватник, на ногах высокие болотные сапоги)
- Что удивило рассказчика? (Он узнал от хозяина, что спаниель слепой пёс)
- Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял его дома? (выслушать предположения учащихся). На одном из уроков при обсуждении этого рассказа возникли такие предположения:
- Должна же быть от собаки хоть какая-то польза!
- Собака тосковала бы дома без хозяина.
- Хозяину в лесу не так скучно.
- Хозяин Чанга очень хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.
- С каким из предложений ты не согласишься? Почему? А какое предположение считаешь правильным? Почему? (потому что хозяин очень любил Чанга)
* Найдите в тексте в отмеченных отрывках доказательства этой мысли. (…послышался спокойный, даже ласковый голос; дружище; золотая собака; ласково провёл ладонью; молодчина; в добром голосе хозяина почуял к себе ласку)
- В последнем отрывке найдите, что говорится об отношении рассказчика к Чангу? ("Я с уважением посмотрел на Чанга")
- Как ответил хозяин на вопрос рассказчика: «А не лучше ли вам завести другую собаку?» (зачитываем по тексту)
- Трудный хлеб.. Как объяснить это выражение? (требующий большого труда, напряжения сил). Таким трудом для слепого Чанга была охота, помощь хозяину. Вот так надо понимать название рассказа.
- Письменно ответьте на вопрос: За что можно уважать хозяина Чанга?
8. Обобщающий вывод: что общего в рассказах «Кусака» и «Трудный хлеб»? (в них говорится об отношении человека к животным). В чём отличие этих рассказов? (отношение людей разное).
9. Рефлексия:
Я думаю, ребята, эти замечательные рассказы подсказали вам, как же надо относиться к животным? Расскажите, как вы относитесь к животным? Что значит «заботиться о животных»? Были в вашей жизни случаи, когда вы оказали помощь какому-то животному? Давайте к иллюстрациям рассказа «Трудный хлеб» добавим существительные, которые покажут, какие чувства должен испытывать человек к живому существу? (забота, ласка, внимание, любовь, доброта, нежность).
10. Домашнее задание: тест по рассказу; иллюстрации к рассказу.