kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Уроки нравственности в рассказе Е. Носова «Трудный хлеб»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения. Целесообразно его проведение после изучения рассказа Леонида Андреева "Кусака". Рассказы объединены одной темой: отношение человека к животным. Содержание рассказа помогает понять, по каким нравственным законам живет хозяин собаки Чанга и способствует формированию у учащихся личностной позиции. Урок формирует коммуникативные, познавательные и личностные универсальные познавательные действия. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Уроки нравственности в рассказе Е. Носова «Трудный хлеб»»

Тема урока: Уроки нравственности в рассказе Е.Носова «Трудный хлеб»

Цель урока: раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живёт герой рассказа (хозяин собаки Чанга).

Планируемые результаты:

1. Коммуникативные: способность передавать содержание прослушанного текста, использование разных видов чтения, умение вступить в диалог, отстаивать свою позицию и принимать точку зрения собеседника.

2. Познавательные: умение анализировать произведение, определяя его тему и идею, т.е. авторский замысел; расширить представление о способах выражения авторского отношения к персонажам.

3. Регулятивные: владение способами действия для решения учебной задачи, оценивание достигнутых результатов и формулирование их в письменной работе (ответ на вопрос).

4.Личностные: оценивание содержания рассказа и личностный выбор ценностей (как относиться к живым существам в жизненных ситуациях).


Ход урока:


1. Организационный момент.


2. Сообщение темы урока.

Слово учителя о писателе Евгении Носове. (В качестве оформления - портрет, выставка книг).


3. Подготовка к восприятию нового рассказа (Е.Носов «Трудный хлеб»). Запись темы урока.

- Ребята, прочитайте название рассказа и предположите, о чём этот рассказ? (предположения относительно темы). В каком значении употребляется слово трудный? (в переносном). И это не даёт нам подсказки: о чём же этот рассказ? Попробуем догадаться о содержании рассказа, познакомившись с непонятными словами, которые встретятся нам в тексте.


4. Словарная работа.

На каждый стол выданы распечатанные слова, а напротив их лексические значения (перепутаны). Задание: соотнести слова и лексическое значение

Двустволка – двуствольное ружьё.

Крохаль – птица семейства утиных, которая питается рыбой

Палить из ружья – стрелять часто, залпами

Дробь – мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья

Спаниель – порода охотничьих собак

Топь – топкое вязкое место

Подранок – зверь или птица, раненные охотником

Ягдташ – охотничья сумка для дичи

- Есть предположение, о чём рассказ?


5.Формулирование задач: а) прочитать рассказ «Трудный хлеб»; б) понять содержание; в) определить тему, идею; г) высказать своё отношение к прочитанному.

6. Чтение рассказа учителем.


7. Обсуждение рассказа:

- В какое время года происходит действие в рассказе? Прочитайте описание осени. Назовите слова в переносном значении, которые помогают автору нарисовать красивую картину осени (Хрустальные сети паутины, убирает в золото осинки и берёзки)

- Перечислите героев рассказа (рассказчик-рыбак, собака Чанг и её хозяин).

- Какой Чанг внешне? Порода собаки – спаниель. У него длинные лохматые уши, белая пролысина на лбу, мохнатые белые лапы в чёрных пестринках, светло-карие глаза.

- Как описана внешность хозяина собаки? («Грузный, круглолицый, с ёжиком седых усов, он одет в короткий стёганый ватник, на ногах высокие болотные сапоги)

- Что удивило рассказчика? (Он узнал от хозяина, что спаниель слепой пёс)

- Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял его дома? (выслушать предположения учащихся). На одном из уроков при обсуждении этого рассказа возникли такие предположения:

- Должна же быть от собаки хоть какая-то польза!

- Собака тосковала бы дома без хозяина.

- Хозяину в лесу не так скучно.

- Хозяин Чанга очень хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.

- С каким из предложений ты не согласишься? Почему? А какое предположение считаешь правильным? Почему? (потому что хозяин очень любил Чанга)

* Найдите в тексте в отмеченных отрывках доказательства этой мысли. (…послышался спокойный, даже ласковый голос; дружище; золотая собака; ласково провёл ладонью; молодчина; в добром голосе хозяина почуял к себе ласку)

- В последнем отрывке найдите, что говорится об отношении рассказчика к Чангу? ("Я с уважением посмотрел на Чанга")

- Как ответил хозяин на вопрос рассказчика: «А не лучше ли вам завести другую собаку?» (зачитываем по тексту)

- Трудный хлеб.. Как объяснить это выражение? (требующий большого труда, напряжения сил). Таким трудом для слепого Чанга была охота, помощь хозяину. Вот так надо понимать название рассказа.

- Письменно ответьте на вопрос: За что можно уважать хозяина Чанга?


8. Обобщающий вывод: что общего в рассказах «Кусака» и «Трудный хлеб»? (в них говорится об отношении человека к животным). В чём отличие этих рассказов? (отношение людей разное).


9. Рефлексия:

Я думаю, ребята, эти замечательные рассказы подсказали вам, как же надо относиться к животным? Расскажите, как вы относитесь к животным? Что значит «заботиться о животных»? Были в вашей жизни случаи, когда вы оказали помощь какому-то животному? Давайте к иллюстрациям рассказа «Трудный хлеб» добавим существительные, которые покажут, какие чувства должен испытывать человек к живому существу? (забота, ласка, внимание, любовь, доброта, нежность).

10. Домашнее задание: тест по рассказу; иллюстрации к рассказу.


2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Уроки нравственности в рассказе Е. Носова «Трудный хлеб»

Автор: Козырева Надежда Алексеевна

Дата: 22.04.2016

Номер свидетельства: 321452

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Конспект урока по чтению в 9 классе коррекционной школы VIII вида на тему: "Знакомство с произведением Е. И. Ноcова "Трудный хлеб"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_chtieniiu_v_9_klassie_korriektsionnoi_shkoly_viii_vida_na_tie"
    ["file_id"] => string(6) "398519"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489002513"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "конспект урока духовной жизни "Мы в ответе за тех, кого приручили" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-dukhovnoi-zhizni-my-v-otvietie-za-tiekh-kogho-priruchili"
    ["file_id"] => string(6) "220488"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434647829"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства