kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения на тему: «Русские народные сказки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения по фольклорным произведениям должен проходить как праздник, но в то же время закреплять и расширять знания детей, воспитывать любовь к словесному искусству народа, формировать читательские интересы школьников. Таким является урок по русским народным сказкам. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения на тему: «Русские народные сказки»»

Урок внеклассного чтения на тему: «Русские народные сказки»

Любой урок внеклассного чтения, с одной стороны, является продолжением уроков литературы, а с другой – должен быть не похож на обычный урок. Урок внеклассного чтения по фольклорным произведениям должен проходить как праздник. Целью урока является расширение и закрепление знаний о сказке как виде народной прозы, её жанрах, основных сюжетах, образах, художественных особенностях, активизация познавательной деятельности учащихся, формирование их читательских интересов, воспитание любви к словесному искусству народа.

Оборудование: выставка репродукций художников или рисунков на сказочные сюжеты, выставка книг «Мои любимые сказки», презентация. Можно оформить класс в народном стиле.

Эпиграф. Что за прелесть эти сказки!

Каждая есть поэма.

А.С. Пушкин

Во вступительном слове учитель говорит о том, что сказка – один из любимейших жанров русского фольклора не только у детей, но и взрослых. Это ещё и один из древнейших жанров, предназначенный для взрослых, а потом перешедший в детскую аудиторию. Сказка сегодня живёт полнокровной жизнью и распространяется чаще благодаря книге. Сказка – это удивительное творение народного искусства. Она отличается тонкостью вымысла, многообразием сюжетов и богатством образов, обилием оттенков, красотой разговорной речи. Сказка наставляет нас с детства, учит жить, помогает многое понять, утверждает веру в добро, правду, справедливость, красоту. Сказки – это тайна. Они всегда будут нам дороги и интересны.

На сцену выходит скоморох:

Недаром дети любят сказку:

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытания

Готовы храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданьи

Благополучного конца.

А вы, ребята, готовы показать свои знания и поучаствовать в конкурсах? Какие сказки вы читали?

Конкурс 1. В названиях народных сказок перепутались или потерялись буквы. Игрокам необходимо восстановить подлинные названия сказок.

  1. Лисичка-сестричка и вол (Лисичка-сестричка и волк).

  2. Кепка (Репка).

  3. Лиса и мак (Лиса и рак).

  4. Ком и лиса (Кот и лиса).

  5. Лиса-пекарка (Лиса-лекарка).

  6. Волк и бананы (Волк и бараны).

  7. Козёл да варан (Козёл да баран).

  8. Морюшко (Горюшко).

  9. Золотая рубка (Золотая рыбка).

  10. Гули-лебеди (Гуси-лебеди).

  11. Полк и семеро козлят (Волк и семеро козлят).

  12. Медведь – лиловая нога (Медведь – липовая нога).

  13. Марко Рогатый (Марко Богатый).

  14. Марья Боревна (Марья Моревна).

  15. Кит-рыба (Тит-рыба).

  16. Шар-птица (Жар-птица).

  17. Вещий сом (Вещий сон).

  18. Царь-певица (Царь-девица).

  19. Волшебная мурочка (Волшебная курочка).

  20. Золотая нора (Золотая гора).

  21. Две моли (Две доли).

  22. Лад (Клад).

  23. Сивка-Мурка (Сивка-Бурка).

  24. Чудесная думка (Чудесная дудка).

Конкурс 2. Шуточные вопросы (и не только по русским народным сказкам).

  1. Кто из героев сказки был хлебобулочным изделием?

  2. Сколько лет Кощею Бессмертному?

  3. Кто из сказочных героев любил пословицу: «Одна голова хорошо, а две лучше»?

  4. Какого роста был мальчик-с-пальчик?

  5. Из какого металла был сделан стойкий Оловянный солдатик?

  6. Какой вид энергии использовала Баба Яга, летая в ступе?

  7. Какая домашняя птица несла для хозяев изделия из драгоценных металлов?

  8. У кого длинная коса?

  9. Какого цвета шапочку носила Красная шапочка?

  10. Какой герой ловил рыбу новым оригинальным способом и что при этом говорил?

  11. Какая героиня сказки была сельскохозяйственным продуктом?

  12. В какой сказке решаются жилищные проблемы?

Конкурс 3. А теперь попробуем узнать сказки, из которых эти герои и их песенки.

1. А дорога далека,

А корзина нелегка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок.

(«Машенька и медведь»).

2. Ах ты, Петя-простота,

Схлопотал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(«Петушок – золотой гребешок).

3. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжело,

Слёзы льёт бедняжка.

(«Снегурочка»).

4. Нет ни речки, ни пруда…

Где воды напиться?

Очень вкусная вода –

В ямке от копытца.

(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

5. Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл.

Отгадайте без подсказки,

Из какой ушёл я сказки?

(«Колобок»).

6. Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то…

(«Волк и семеро козлят»).

7. Челнок, челнок, плыви дальнешенько,

Челнок, челнок, плыви дальнешенько!

(«Ивашко да ведьма»).

8. Идёт кочет на пятах,

На железных костылях,

Несёт сабли на плечах,

Хочет лису погубити,

Лисе голову срубити,

Лиса, вон из избушки!

(«Лиса, заяц и петух»).

9. Трель, трель, гусельцы,

Золотые струночки!

Ещё дома Лисафья-кума,

Во своём ли тёплом гнёздышке?

У неё-то есть четыре дочери:

Ещё одна-то дочь – Чучелка,

А друга-то – Парачелка,

Третья-то – Подай-челнок,

А четвёртая – Разбей-горшок.

(«Лисафья-кума»).

10. Я – кот-медный лоб,

Ножками топ-топ,

Глазами хлоп-хлоп!

На печи сижу,

Востру шашечку держу,

Кто ко мне в хату войдёт,

Тот живым не уйдёт!

Убирайся, лиса,

Не мозоль мне глаза!

(«Лисушкина свадьба»).

11. Я – коза-дереза,

За три гроша куплена,

Под бока луплена!

Топну, топну ногами,

Заколю тебя рогами,

Ножками истопчу,

Хвостиком подмечу.

(«Коза-дереза»).

12. Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок,

Огни горят горючие,

Котлы кипят кипучие,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

13. Играй, играй, блюдечко,

Катись, катись, яблочко:

Показывай поля, и моря,

И широкие луга,

И стрельбу, и пальбу,

И гор красоту,

И небес высоту!

(«Наливное яблочко – золотое блюдечко»).

14. Кря, кря, мои деточки!

Кря, кря, голубяточки!

Я нуждой вас выхаживала,

Я слезой вас выпаивала,

Тёмну ночь недосыпала!

Сладок кус недоедала!

(«Белая уточка»).

15. Ты баю, баю, сестрица,

Баю, милая моя,

Вырастешь велика,

Отдам замуж тебя

За рыцаря-царя.

(«Невеста – золотая рыбка»).

А сейчас мы послушаем необычные сказки.

Народная сказка, её сюжеты и герои вдохновили художников на создание запоминающихся на всю жизнь картин и иллюстраций. Одним из таких выдающихся художников стал Виктор Михайлович Васнецов. Он родился в далёкой Вятской стороне, среди лесов, полей и рек. В 1867 году уехал из родного села Рябово в Петербург, где поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников, затем в Академию художеств. Васнецов обращался к русской седой старине – сказкам и былинам. Он с детства полюбил народную поэзию, знал и любил историю своей страны, ценил её и гордился ею. Послушаем сказки о картинах, созданных знаменитым художником, и попробуем угадать их названия. (Ученики готовят сообщения о картинах).

1). В детстве Васнецов не раз слышал сказку о том, как три брата искали невесту. Старший искал – не нашёл, средний искал – не нашёл, а младший, Иванушка-дурачок, отодвинул заветный камень и попал в подземное царство, в котором жили три царевны – Золота, Драгоценных камней и Меди. И появилась картина-сказка …. Как она называется? («Три царевны подземного царства». Репродукция демонстрируется детям, учитель рассказывает о том, что на ней изображено).

2). Подолгу бродил Васнецов по окрестностям Ахтырки, писал этюды – белые стройные берёзки, молодые осинки, берег тихого пруда. А на камне у глубокого омута сидит, печально склонив голову и обхватив колени, девочка, которую художник встретил там же, в Ахтырке, и она поразила его воображение. Как зовут девочку из сказки? Как называется эта картина? («Алёнушка»).

3). Когда Васнецов писал эту картину, то вспоминался ему тот первый человек, который ещё во времена Ивана Грозного на самодельных крыльях пытался с высокой башни взлететь в небо. И мечта народа о полётах в небо отразилась в сказках. В какой картине отражена мечта человека о полётах? Иван-царевич не только осуществил эту мечту, но и добыл жар-птицу, которая приносит людям счастье. («Ковёр-самолёт»).

4). Когда картина появилась на 17-й передвижной выставке, зрители подолгу стояли перед ней. Казалось, они слышали, как шумит лес, шуршат листья, когда сильный и добрый волк-великан убегал от погони и спасал известных сказочных героев. Как называется картина? Кого спасал волк? («Иван-царевич на Сером Волке». Волк спасал Ивана-царевича и Елену Прекрасную).

Это только некоторые из картин, которые создал «могучий богатырь русской живописи».

А теперь викторина.

  1. Какую песенку пел Колобок?

  2. В какой сказке герои ходили друг к другу в гости и угощали друг друга, один – манной кашей, другой – окрошкой? («Лиса и журавль»).

  3. В какой сказке петушок помог старику разбогатеть и наладить семейную жизнь? («Золотой петушок»).

  4. Кто помогал Крошечке-Хаврошечке выполнять работу и как? (Рябая корова, которая говорила: «Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано»).

  5. Что завещала Крошечке-Хаврошечке коровушка перед тем, как её хотели зарезать? («А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водой их поливай»).

  6. С кем советовалась Василиса Прекрасная, что она должна была сделать? (С куклой, покормить).

  7. Старшая и средняя дочери попросили у отца в подарок платья, что же попросила младшая любимая дочь? (Пёрышко Финиста ясна сокола).

  8. Какие волшебные предметы помогли героине найти Финиста? (Серебряное донце, золотое веретенце; серебряное блюдо и золотое яичко; золотое пялечко да иголочка).

  9. Из какой сказки эти слова: «Ведьма тотчас нарядилась в её платье, убралась, намалевалась и села ожидать Князя»? («Белая уточка»).

  10. Где находится смерть у Кощея Бессмертного? (Смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт).

  11. Какой запрет Марьи Моревны нарушил Иван-царевич? (Не заглядывать в один чулан. В том чулане был Кощей Бессмертный на двенадцати цепях прикован).

  12. Какие подземные царства посетил Иван-царевич, когда разыскивал мать? (Медное, серебряное, золотое и жемчужное).

  13. Какой откуп отдал царь морскому царю, будучи уверен, что он всё в царстве знает? (Своего сына, родившегося в его отсутствие).

  14. Как называется эта композиционная часть сказки: «Сказка вся, а присказка будет завтра после обеда, поевши мягкого хлеба», «Стали жить да быть – на славу в селе людям»? (Концовка).

  15. Как называется та композиционная часть сказки, которая не связана с основным содержанием и настраивает слушателей на восприятие произведения? (Присказка).

  16. Какие сказки являются самыми древними? (Сказки о животных).

  17. Какие сказки появились позднее? (Бытовые).

  18. Как в древности называлась сказка? (Байкой).

  19. Кто составил самый полный сборник сказок и когда? (А.Н. Афанасьев в XIX веке).

  20. Кто в 30-е годы XIX века начал создавать литературные сказки? (А.С. Пушкин, В.А. Жуковский).

Жюри подводит итоги конкурса и награждает победителей.

Скоморох завершает праздник:

Вот и сказке конец,

А кто слушал – молодец.

Расставаться нам пора.

До свиданья, детвора.

Я ведь сказочный герой,

Где поставлен – там и стой.

А коль в сказку вы придёте –

На посту меня найдёте.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок внеклассного чтения на тему: «Русские народные сказки»

Автор: Батурина Надежда Викторовна

Дата: 17.12.2017

Номер свидетельства: 444709

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Открытый урок внеклассного чтения. Тема: «В мире сказок» 3 класс "
    ["seo_title"] => string(67) "otkrytyi-urok-vnieklassnogho-chtieniia-tiema-v-mirie-skazok-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "100400"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402379591"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Презентация "Марья Моревна. Русская народная сказка" (к уроку литературы в 5 классе)."
    ["seo_title"] => string(89) "priezientatsiia-mar-ia-morievna-russkaia-narodnaia-skazka-k-uroku-litieratury-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "333450"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1465388212"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Викторина. Русские народные сказки"
    ["seo_title"] => string(33) "viktorina_russkie_narodnye_skazki"
    ["file_id"] => string(6) "503990"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1553114253"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Урок по внеклассному чтению в 8 классе, для обучающихся с интеллектуальными нарушениями."
    ["seo_title"] => string(92) "urokpovnieklassnomuchtieniiuv8klassiedliaobuchaiushchikhsiasintielliektualnyminarushieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "258026"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448437856"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урок внеклассного чтения П.П.Ершова "Конёк горбунок" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-urok-vnieklassnogho-chtieniia-p-p-iershova-koniok-ghorbunok"
    ["file_id"] => string(6) "158200"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421693504"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства