Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы в 11 классе. "Свидание с Есениным"»
Урок русской литературы в 11 классе
Тема урока: «Свидание с Есениным»
(с применением элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо)
Цели урока:
Образовательные: подготовить учащихся к восприятию мировоззрения Есенина, пробудить интерес к личности Есенина.
Развивающие: обучить умению находить “ключ” к пониманию личности поэта, научить создавать текст диаманта.
Воспитательные: воспитывать нравственное чувство учащихся, чувство сопереживания к судьбе другого человека.
Опережающие задания:
Посмотреть телевизионный художественный фильм “Есенин”.
Прочитать стихотворение С. А. Есенина “Письмо матери”, «Письмо к женщине», « Гой ты, Русь, моя родная»
Оборудование урока: презентация, видеозапись, стихи.
Тип урока: получение новых знаний.
Ход урока
1.Орг. момент. Вступительное слово учителя. Мотивация.
Дорогие ребята, каждую неделю мы проводим уроки литературы. Для многих – это форма учебы, для кого-то, смею надеяться, это кусочек вашей школьной жизни. Сегодня я рискну с вашего позволения предложить 45 минут жизни провести со мной и Поэтом. Итак, тема нашего сегодняшнего разговора «Свидание с Есениным»
Свидание-это всегда волнующе. Это встреча с человеком. Сегодня у нас свидание с Сергеем Есениным, с его поэзией. Вы уже знаете этого поэта, готовились к разговору с ним.
Какой вам покажется его жизнь, что унесёте вы с собой в своём сердце после общения с ним и его лирикой? Разговор с поэтом я начну первой.
-Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!
Мы пришли, стихи твои любя,
Здесь люди разных поколений-
Все, кто шёл приветствовать тебя!
Не уйти тебе в закат янтарный,
И твоим напевам не стихать.
Но я уверена, что отношение у Вас к поэту разное. Сегодня я попросила Вас занять места так, чтобы можно было понять, считаете ли Вы Сергея Есенина своим поэтом, не считаете его таковым или Вы ещё не сделали выбор. У Вас есть отличительные знаки разного цвета и в конце урока, возможно, Вы измените своё мнение.
Звучит мелодия (Бах Ария из сюиты № 3 ре-мажор)
Уходят лучшие, как будто мир им тесен, Как будто он не в силах их понять. Уходят лучшие, не спев последних песен, Осиротив родную Землю-мать.
Если бы Сергей Есенин был жив, ему исполнилось бы в этом году 120 лет. Но этот почтенный возраст трудно соединить с именем поэта. Есенин остается вечно молодым, как вечно свежи и молоды его лучшие стихи и поэмы.
Перед вами две даты: 3 октября 1895 г. и 28 декабря 1925 г.
Первая- дата рождения. Вторая- дата смерти поэта.
Тридцать прожитых поэтом на этой земле лет…
- Скажите много это или мало?
В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили:
30 лет человек должен учиться,
30 лет - путешествовать,
30- писать, рассказывая людям всё, что он видел, узнал, понял.
Есенину было отпущено в 3 раза меньше, его судьба- подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину»
« Ведь я мог дать не то, что дал, »- признавался поэт незадолго до гибели.
Но и то, что он дал, - это очень много, это целый мир, он живёт, движется, переливается всеми цветами радуги.
В октябре был юбилей поэта.
Отмечают юбилеи такого масштаба при каких условиях?
Примерный ответ.
- если человек достоин этого;
К юбилею были показаны документальные фильмы, художественный фильм “Есенин”. Каковы ваши первые впечатления от фильма, ваши чувства?
Примерный ответ: “Если раньше Есенин был для нас великий русский поэт, то после просмотра фильма в душе царит хаос”. (Слайд 1-2)
Просмотр видеоролика. «Хулиган»(Слайд 3)
Давайте вспомним моменты фильма.
Каким Вы увидели Есенина? Разным.
В человеке живут 2 начала: черное и белое. М. Горький сказал: “Нет людей чисто беленьких, или чисто черненьких – люди все пёстрые”. Главная мудрость жизни – найти точку равновесия. К каждому может прийти в гости неожиданно черный человек. Это как муки совести. Это хорошо, когда черный человек напоминает о себе.
Запись темы урока и эпиграфа. (слайд 4)
Эпиграф: «Как умеет любить хулиган…»
Сегодня, встречаясь с этим рязанским парнем, мы будем наполнять чёрную и белую коробку словами о нём. (На первый стол ставятся 2 коробки: белая и чёрная.)
Ученики пишут по одному слову, положительному или отрицательному, в зависимости от выбранной позиции. Не определившиеся могут писать как положительные , так и отрицательные слова.( выборочное обоснование)
Примерные ответы.
- непонятный,
- много пьющий,
- скандальный,
- глубоко любящий свою Родину,
- очень талантливый.
2. Учебно-познавательная деятельность.
Попробуем разобраться вместе в наших чувствах, войти в мир Есенина, проникнуть в его душу, попытаться понять через стихотворения.
Притча о материнском сердце.
(индивидуальное опережающее задание)
“Жил на свете юноша. Влюбился в красивую девушку. Красивая девушка потребовала сердце матери в знак доказательства любви. Бедный юноша пришел к матери, рассказал ей о своих страданиях. Мать отдала сыну свое сердце. Сын, дрожа, нёс на ладони сердце матери, споткнулся о камень и упал. Сердце матери спросило: “Тебе больно, сынок?””
Вспомните афоризм Сент-Экзюпери о сердце из «Маленького принца»
Антуан де Сент – Экзюпери писал: « Зорко лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Слова только мешают понимать друг друга”
Вывод: Матери болеют душой за своих детей, какими бы они ни были. В минуты душевного кризиса каждый человек обращается к самому близкому человеку – матери, как к живительному источнику. Не исключением был и Есенин.
Анализ стихотворения «Письмо матери»
(все стихи анализируются на уроке с нравственной точки зрения)(слайд 5)
(Ученик читает стихотворение Сергея Есенина “Письмо матери”)
Вопрос: Каким вы увидели Есенина в данном стихотворении?
Примерные ответы
- он любящий сын,
- остро чувствует тоску, боль матери,
- с тоской вспоминает родной дом, его несказанный свет,
- раскаивается: “Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось”,
- нежно относится к матери: “Не такой уж горький я пропойца, чтоб тебя не видя умереть”.
Ученики пишут слово ассоциацию и помещают в коробки.
Чёрное и белое. Доброе и злое начала в человеке
В Есенине живут два начала: доброе и злое, черное и белое. (Зло – это его кабацкие драки.
Злое начало
Доброе начало
Горький пропойца
Кабацкая драка
Не такой уж горький я пропойца, чтоб тебя не видя умереть
Я по-прежнему такой же нежный
(Учащиеся сами заполняют эту таблицу)
Последствия “злого” начала. Продолжение анализа стихотворения.
Проследим за последствиями, вытекающими из злого начала
Пропойца
1. “… в кабацкой драке саданул под сердце финский нож”
2. Слухи пошли: скандальный поэт
3. Страдает мать от этого
4. Муки совести.
5. “Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось”
(Учащиеся сами заполняют эту таблицу)
Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!»(слайд 6)
Докажите, что Есенин хорошо знал русскую деревню?
Найдите в стихотворении доказательство того, что Есенин верил в Бога, хотя и по-своему.
Где, на Ваш взгляд идея стихотворения, раскрывающая отношение поэта к Родине?
Запись слова о Есенине учениками. (выборочное обоснование)
Анализ стихотворения «Письмо к женщине»(слайд 7)
(Ученик читает стихотворение наизусть.)
Кому посвящено?
Найти строки, говорящие о несчастной судьбе поэта. В чём оно заключалось? Есенин был в этом одинок?
Запись слова о Есенине учениками.(выборочное обоснование)
Рассказ Айседоры Дункан об отношениях с Есениным.(слайд 8)
Пой же, пой. На проклятой гитаре Пальцы пляшут твои вполукруг. Захлебнуться бы в этом угаре, Мой последний, единственный друг.
Не гляди на ее запястья И с плечей ее льющийся шелк. Я искал в этой женщине счастья, А нечаянно гибель нашел.
Я не знал, что любовь — зараза, Я не знал, что любовь — чума. Подошла и прищуренным глазом Хулигана свела с ума.
Айседора(ученица)
В начале 20-х годов Есенин вел праздную жизнь: пил, скандалил в кабаках, легко относился к случайным связям, пока не встретил меня— известную американскую танцовщицу Айседору Дункан. Я была старше поэта на 18 лет, не знала русского языка, а Есенин не говорил по-английски. Мы поженились через полгода после знакомства. Когда нас спросили, какую фамилию выбираем, оба пожелали носить двойную фамилию — Дункан-Есенин. Так и записали в брачном свидетельстве и в наших паспортах. «Теперь я — Дункан», — кричал Есенин, когда мы вышли на улицу.
Эта страница жизни Сергея Есенина — самая сумбурная, с бесконечными ссорами и скандалами. Мы много раз расходились и сходились вновь, но в итоге так и не смогли преодолеть «взаимонепонимание». Именно этой страсти посвящено стихотворение «Сыпь, гармоника! Скука... Скука...».
Запись слова о Есенине учениками.(выборочное обоснование)
Анализ стихотворения «Мы теперь уходим понемногу»(слайд 9)
Выписать слова, говорящие о положительном и отрицательном Есенине. Каких больше?
Найти строки, говорящие о главной сути характера поэта.
Запись слова о Есенине учениками.(выборочное обоснование)
Цитаты в творчестве Есенина.(слайд 10)
Какой афоризм, на Ваш взгляд, наиболее точно передаёт сущность Есенина?
Выберете афоризм, подходящий Вам.
Запись слова о Есенине учениками.(выборочное обоснование)
Просмотр видеоролика «Мне осталась одна забава»(слайд 11)
То, что Есенин пил, скандалил – это только внешняя маска. Под этой маской мы увидели глубоко чувствующего усталого человека. Человека, для которого Мать, Земля, Родина – самые высокие нравственные ценности. Самое главное зло, которое сделал Есенин в своей жизни, – это страдание матери, самого близкого человека.
Но общение с нею, даже в мыслях, помогает Есенину преодолевать трудности жизни. Поэт пишет:
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать мне не дает
Как сказали, в человеке живут 2 начала: черное и белое. М. Горький сказал: “Нет людей чисто беленьких, или чисто черненьких – люди все пёстрые”. Главная мудрость жизни – найти точку равновесия. К каждому может прийти в гости неожиданно черный человек. Это как муки совести. Это хорошо, когда черный человек напоминает о себе.
3.Творческая деятельность.
Составление диаманта (слайд 12)
4. Рефлексия.
Любой человек – это мир. А у каждого свой мир. Писатели, поэты – особенные люди. И каждый открывает мир этих необыкновенных людей по-своему. Сегодня мы сделали первые шаги в поэтический мир удивительного Поэта. Пусть сегодняшнее свидание не будет последним. И пусть Поэт находит в вашей душе скромное место.
Я желаю Вам полюбить этого хулигана и скандалиста, вечного мальчишку и великого мудреца.
Ученики делают выбор. Меняют позицию или оставляют прежнюю. Меняют атрибут.(ленточка)