kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русской литературы в 11 классе. "Свидание с Есениным"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с применением технологии критического мышления через чтение и письмо

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы в 11 классе. "Свидание с Есениным"»

Урок русской литературы в 11 классе

Тема урока: «Свидание с Есениным»

(с применением элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо)

Цели урока:

Образовательные: подготовить учащихся к восприятию мировоззрения Есенина, пробудить интерес к личности Есенина.

Развивающие: обучить умению находить “ключ” к пониманию личности поэта, научить создавать текст диаманта.

Воспитательные: воспитывать нравственное чувство учащихся, чувство сопереживания к судьбе другого человека.

Опережающие задания:

Посмотреть телевизионный художественный фильм “Есенин”.

Прочитать стихотворение С. А. Есенина “Письмо матери”, «Письмо к женщине», « Гой ты, Русь, моя родная»

Оборудование урокапрезентация, видеозапись, стихи.

Тип урока: получение новых знаний.

Ход урока

1.Орг. момент. Вступительное слово учителя. Мотивация.

Дорогие ребята, каждую неделю мы проводим уроки литературы. Для многих – это форма учебы, для кого-то, смею надеяться, это кусочек вашей школьной жизни. Сегодня я рискну с вашего позволения предложить 45 минут жизни провести со мной и Поэтом. Итак, тема нашего сегодняшнего разговора «Свидание с Есениным»

Свидание-это всегда волнующе. Это встреча с человеком. Сегодня у нас свидание с Сергеем Есениным, с его поэзией. Вы уже знаете этого поэта, готовились к разговору с ним.

Какой вам покажется его жизнь, что унесёте вы с собой в своём сердце после общения с ним и его лирикой? Разговор с поэтом я начну первой.

-Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!

Мы пришли, стихи твои любя,

Здесь люди разных поколений-

Все, кто шёл приветствовать тебя!

Не уйти тебе в закат янтарный,

И твоим напевам не стихать.

Но я уверена, что отношение у Вас к поэту разное. Сегодня я попросила Вас занять места так, чтобы можно было понять, считаете ли Вы Сергея Есенина своим поэтом, не считаете его таковым или Вы ещё не сделали выбор. У Вас есть отличительные знаки разного цвета и в конце урока, возможно, Вы измените своё мнение.

Звучит мелодия (Бах Ария из сюиты  3 ре-мажор)

Уходят лучшие, как будто мир им тесен,
Как будто он не в силах их понять.
Уходят лучшие, не спев последних песен, 
Осиротив родную Землю-мать.

Если бы Сергей Есенин был жив, ему исполнилось бы в этом году 120 лет. Но этот почтенный возраст трудно соединить с именем поэта. Есенин остается вечно молодым, как вечно свежи и молоды его лучшие стихи и поэмы.

Перед вами две даты: 3 октября 1895 г. и 28 декабря 1925 г.

Первая- дата рождения. Вторая- дата смерти поэта.

Тридцать прожитых поэтом на этой земле лет…

- Скажите много это или мало?

В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили:

30 лет человек должен учиться,

30 лет - путешествовать,

30- писать, рассказывая людям всё, что он видел, узнал, понял.

Есенину было отпущено в 3 раза меньше, его судьба- подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину»

« Ведь я мог дать не то, что дал, »- признавался поэт незадолго до гибели.

Но и то, что он дал, - это очень много, это целый мир, он живёт, движется, переливается всеми цветами радуги.

В октябре был юбилей поэта.

Отмечают юбилеи такого масштаба при каких условиях?

Примерный ответ.

- если человек достоин этого;

К юбилею были показаны документальные фильмы, художественный фильм “Есенин”. Каковы ваши первые впечатления от фильма, ваши чувства?

Примерный ответ: “Если раньше Есенин был для нас великий русский поэт, то после просмотра фильма в душе царит хаос”. (Слайд 1-2)

Просмотр видеоролика. «Хулиган»(Слайд 3)

Давайте вспомним моменты фильма.

Каким Вы увидели Есенина? Разным.

В человеке живут 2 начала: черное и белое. М. Горький сказал: “Нет людей чисто беленьких, или чисто черненьких – люди все пёстрые”. Главная мудрость жизни – найти точку равновесия. К каждому может прийти в гости неожиданно черный человек. Это как муки совести. Это хорошо, когда черный человек напоминает о себе.

Запись темы урока и эпиграфа. (слайд 4)

Эпиграф: «Как умеет любить хулиган…»

Сегодня, встречаясь с этим рязанским парнем, мы будем наполнять чёрную и белую коробку словами о нём. (На первый стол ставятся 2 коробки: белая и чёрная.)

Ученики пишут по одному слову, положительному или отрицательному, в зависимости от выбранной позиции. Не определившиеся могут писать как положительные , так и отрицательные слова.( выборочное обоснование)

Примерные ответы.

- непонятный,

- много пьющий,

- скандальный,

- глубоко любящий свою Родину,

- очень талантливый.

2. Учебно-познавательная деятельность.

Попробуем разобраться вместе в наших чувствах, войти в мир Есенина, проникнуть в его душу, попытаться понять через стихотворения.

Притча о материнском сердце.

(индивидуальное опережающее задание)

“Жил на свете юноша. Влюбился в красивую девушку. Красивая девушка потребовала сердце матери в знак доказательства любви. Бедный юноша пришел к матери, рассказал ей о своих страданиях. Мать отдала сыну свое сердце. Сын, дрожа, нёс на ладони сердце матери, споткнулся о камень и упал. Сердце матери спросило: “Тебе больно, сынок?”” 

Вспомните афоризм Сент-Экзюпери о сердце из «Маленького принца»

Антуан де Сент – Экзюпери писал: « Зорко лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Слова только мешают понимать друг друга”

Вывод: Матери болеют душой за своих детей, какими бы они ни были. В минуты душевного кризиса каждый человек обращается к самому близкому человеку – матери, как к живительному источнику. Не исключением был и Есенин.

Анализ стихотворения «Письмо матери»

(все стихи анализируются на уроке с нравственной точки зрения)(слайд 5)

(Ученик читает стихотворение Сергея Есенина “Письмо матери”)

Вопрос: Каким вы увидели Есенина в данном стихотворении?

Примерные ответы

- он любящий сын,

- остро чувствует тоску, боль матери,

- с тоской вспоминает родной дом, его несказанный свет,

- раскаивается: “Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось”,

- нежно относится к матери: “Не такой уж горький я пропойца, чтоб тебя не видя умереть”.

Ученики пишут слово ассоциацию и помещают в коробки.







Чёрное и белое. Доброе и злое начала в человеке

В Есенине живут два начала: доброе и злое, черное и белое. (Зло – это его кабацкие драки.

Злое начало

Доброе начало

Горький пропойца

Кабацкая драка

Не такой уж горький я пропойца, чтоб тебя не видя умереть

Я по-прежнему такой же нежный

(Учащиеся сами заполняют эту таблицу)

Последствия “злого” начала. Продолжение анализа стихотворения.

Проследим за последствиями, вытекающими из злого начала

Пропойца

1. “… в кабацкой драке саданул под сердце финский нож”

2. Слухи пошли: скандальный поэт

3. Страдает мать от этого

4. Муки совести.

5. “Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось”

(Учащиеся сами заполняют эту таблицу)


Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!»(слайд 6)

Докажите, что Есенин хорошо знал русскую деревню?

Найдите в стихотворении доказательство того, что Есенин верил в Бога, хотя и по-своему.

Где, на Ваш взгляд идея стихотворения, раскрывающая отношение поэта к Родине?

Запись слова о Есенине учениками. (выборочное обоснование)


Анализ стихотворения «Письмо к женщине»(слайд 7)

(Ученик читает стихотворение наизусть.)

Кому посвящено?

Найти строки, говорящие о несчастной судьбе поэта. В чём оно заключалось? Есенин был в этом одинок?

Запись слова о Есенине учениками.(выборочное обоснование)

Рассказ Айседоры Дункан об отношениях с Есениным.(слайд 8)

Пой же, пой. На проклятой гитаре
Пальцы пляшут твои вполукруг.
Захлебнуться бы в этом угаре,
Мой последний, единственный друг.

Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.

Я не знал, что любовь — зараза,
Я не знал, что любовь — чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума.

Айседора(ученица)

В начале 20-х годов Есенин вел праздную жизнь: пил, скандалил в кабаках, легко относился к случайным связям, пока не встретил меня— известную американскую танцовщицу Айседору Дункан. Я была старше поэта на 18 лет, не знала русского языка, а Есенин не говорил по-английски. Мы поженились через полгода после знакомства. Когда нас спросили, какую фамилию выбираем, оба пожелали носить двойную фамилию — Дункан-Есенин. Так и записали в брачном свидетельстве и в наших паспортах. «Теперь я — Дункан», — кричал Есенин, когда мы вышли на улицу.

Эта страница жизни Сергея Есенина — самая сумбурная, с бесконечными ссорами и скандалами. Мы много раз расходились и сходились вновь, но в итоге так и не смогли преодолеть «взаимонепонимание». Именно этой страсти посвящено стихотворение «Сыпь, гармоника! Скука... Скука...».


Запись слова о Есенине учениками.(выборочное обоснование)

Анализ стихотворения «Мы теперь уходим понемногу»(слайд 9)

Выписать слова, говорящие о положительном и отрицательном Есенине. Каких больше?

Найти строки, говорящие о главной сути характера поэта.

Запись слова о Есенине учениками.(выборочное обоснование)

Цитаты в творчестве Есенина.(слайд 10)

Какой афоризм, на Ваш взгляд, наиболее точно передаёт сущность Есенина?

Выберете афоризм, подходящий Вам.

Запись слова о Есенине учениками.(выборочное обоснование)

Просмотр видеоролика «Мне осталась одна забава»(слайд 11)

То, что Есенин пил, скандалил – это только внешняя маска. Под этой маской мы увидели глубоко чувствующего усталого человека. Человека, для которого Мать, Земля, Родина – самые высокие нравственные ценности. Самое главное зло, которое сделал Есенин в своей жизни, – это страдание матери, самого близкого человека.

Но общение с нею, даже в мыслях, помогает Есенину преодолевать трудности жизни. Поэт пишет:

Черный человек

На кровать ко мне садится,

Черный человек

Спать мне не дает

Как сказали, в человеке живут 2 начала: черное и белое. М. Горький сказал: “Нет людей чисто беленьких, или чисто черненьких – люди все пёстрые”. Главная мудрость жизни – найти точку равновесия. К каждому может прийти в гости неожиданно черный человек. Это как муки совести. Это хорошо, когда черный человек напоминает о себе.



3.Творческая деятельность.

Составление диаманта (слайд 12)

4. Рефлексия.



Любой человек – это мир. А у каждого свой мир. Писатели, поэты – особенные люди. И каждый открывает мир этих необыкновенных людей по-своему. Сегодня мы сделали первые шаги в поэтический мир удивительного Поэта. Пусть сегодняшнее свидание не будет последним. И пусть Поэт находит в вашей душе скромное место.

Я желаю Вам полюбить этого хулигана и скандалиста, вечного мальчишку и великого мудреца.

Ученики делают выбор. Меняют позицию или оставляют прежнюю. Меняют атрибут.(ленточка)


6. Домашнее задание(слайд 13)

Написать эссе:

«Мой Есенин»

«Есенин не мой»

«Мой Есенин?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русской литературы в 11 классе. "Свидание с Есениным"

Автор: Алексеева Светлана Евгеньевна

Дата: 04.02.2021

Номер свидетельства: 572278

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок на тему "Музыка моего народа. Русская народная песня." "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-na-tiemu-muzyka-moiegho-naroda-russkaia-narodnaia-piesnia"
    ["file_id"] => string(6) "189206"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426840285"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства