kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русской литературы "Литературные баллады. М.Ю. Лермонтов. «Перчатка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закрепить  представления о балладе как о лиро-эпическом жанре, определение жанровых особенностей, формирование первоначального представления о художественном переводе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы "Литературные баллады. М.Ю. Лермонтов. «Перчатка»»

Тема: Литературные баллады. М.Ю. Лермонтов. «Перчатка»

Цель: закрепить представления о балладе как о лиро-эпическом жанре, определение жанровых особенностей, формирование первоначального представления о художественном переводе.

Ход урока

1 Орг. момент

2 Проверка Д.З.

3 Актуализация знаний учащихся

3.1 Введение в тему Совместное целеполагание.

Заполнить таблицу

БАЛЛАДА

Определение

Тематика

Герои

Сюжет, композиция

Представители






3.2 Работа с высказываниями

-Ребята, посмотрите на доску.

«Поэзия – то, что гибнет в переводе» (Роберт Фрост)

«Перевод – это автопортрет переводчика» (К. И. Чуковский)

«Переводчик поэта должен быть сам поэтом, а, кроме того, внимательным исследователем и проникновенным критиком, который, выбирая наиболее характерное для каждого автора, позволяет себе, в случае необходимости, жертвовать остальным. И он должен забыть свою личность, думая только о личности автора. В идеале переводы не должны быть подписными» (Н.С. Гумилев)

-Сегодня мы с вами продолжим разговор о балладах и их творческих переводах, а также постараемся понять: является ли художественный перевод самостоятельным произведением.

4 Изучение нового материала

4.1 Комментирование чтение. Обсуждение баллады «Перчатка»

-Какое впечатление произвела на вас баллада? Какие эмоции вызвало у вас произведение?

-Кто герой баллады? Какими вы их увидели?

-В какое время происходит действие?

-Легко ли пересказать сюжет? Докажите, что это лиро-эпическое произведение?

-Можем ли мы предположить. Что это будет за сражение? Как меняется настроение во 2 строфе?

-Что вы можете сказать о зверях? Как описывает их автор? Как ведут себя звери по отношению друг к другу?

-Почему гости ждут битвы?

-В следующем отрывке мы видим героиню баллады. Как вы думаете, какой у нее характер? Любит ли она рыцаря? Зачем посылает его за перчаткой?

-Как автор описывает действия рыцаря? Какие качества характера он проявляет? Почему бросает перчатку в конце?

-Почему баллада названа «Перчатка»? Что символизирует перчатка?

-Что является неожиданным для читателей в этой балладе?

4.2 Рассказ о рыцарстве и перчатке как символе

РЫ́ЦАРСТВО (от нем. Ritter – ры­царь), при­ви­ле­ги­ро­ван­ный слой свет­ских фео­да­лов в Зап. Ев­ро­пе в эпо­ху Сред­не­ве­ко­вья. Тра­ди­ци­он­но Р. воз­во­дят к дру­жи­нам гер­ман­цев, а ино­гда – к всад­ни­кам эпо­хи Ри­ма Древ­не­го. Фор­ми­ро­ва­ние Р. обыч­но свя­зы­ва­ют так­же с из­ме­не­ния­ми в воо­ру­же­нии. Его удо­ро­жа­ние при­ве­ло к то­му, что толь­ко об­ла­да­те­ли круп­ных на­де­лов мог­ли при­об­ре­сти пол­ное сна­ря­же­ние. Слож­ное воо­ру­же­ние тре­бо­ва­ло хо­ро­шей фи­зич. под­го­тов­ки и осо­бых на­вы­ков об­ра­ще­ния, для чего были необходимы по­сто­ян­ные за­ня­тия и тре­ни­ров­ки. Во 2-й пол. 9 в. во Фран­ции поя­ви­лись ры­цар­ские тур­ни­ры для под­дер­жа­ния бое­вых на­вы­ков ры­ца­рей и де­мон­ст­ра­ции ин­ди­ви­ду­аль­ной доб­ле­сти и мас­тер­ст­ва. До сер. 14 в. Цер­ковь осуж­да­ла уча­ст­ни­ков тур­ни­ров, об­ви­няя их в стрем­ле­нии удов­ле­тво­рить гор­ды­ню, рис­куя соб­ст­вен­ны­ми и чу­жи­ми жиз­ня­ми. По­гиб­ших на тур­ни­рах не­ред­ко от­ка­зы­ва­лись от­пе­вать и по­гре­бать в ос­вя­щён­ной зем­ле как са­мо­убийц. Сис­те­ма ры­цар­ско­го вос­пи­та­ния вклю­ча­ла в се­бя не толь­ко фи­зич. уп­раж­не­ния, но и обу­че­ние хо­ро­шим ма­не­рам и гра­мо­те. Важ­ней­шим ком­по­нен­том ры­цар­ской куль­ту­ры стал культ Пре­крас­ной Да­мы – по­кло­не­ние ры­ца­ря из­бран­ной им знат­ной жен­щи­не, не­ред­ко за­муж­ней и за­ни­мав­шей бо­лее вы­со­кое со­ци­аль­ное по­ло­же­ние. Ры­ца­ря­ми счи­та­лись все бла­го­род­ные сень­о­ры. Од­на­ко не­ти­ту­ло­ван­ные ры­ца­ри час­то про­ти­во­пос­тав­ля­лись ари­сто­кра­тии, не­ред­ко сбли­жа­ясь по ста­ту­су с её воо­руж. слу­га­ми. Хо­тя ста­тус ры­ца­ря фор­маль­но ни­ко­гда не пе­ре­да­вал­ся по на­след­ст­ву, Р. бы­ло замк­ну­тым со­сло­ви­ем. Во мно­гих ре­гио­нах (Гер­ма­ния, Фран­ция, Ка­та­ло­ния) за­ко­ны стро­го за­пре­ща­ли по­свя­щать в ры­ца­ри про­сто­лю­ди­нов. Це­ре­мо­ния по­свя­ще­ния в ры­ца­ри вос­хо­дит к обы­чаю гер­ман­цев тор­же­ст­вен­но вру­чать ору­жие мо­ло­до­му вои­ну, при­зна­вае­мо­му с это­го мо­мен­та со­вер­шен­но­лет­ним. С временем це­ре­мо­ния при­об­ре­ла клас­сич. фор­му. Ка­ж­дый ры­царь мог по­свя­тить лю­бо­го бла­го­род­но­го че­ло­ве­ка в ры­цар­ское дос­то­ин­ст­во. Ча­ще все­го об­ря­ды про­во­ди­лись по ре­лиг. празд­ни­кам или др. тор­же­ст­вен­ным дням (ко­ро­на­ции, празд­но­ва­ния по­бед и пр.), с уча­сти­ем пре­латов и при­гла­ше­ни­ем знат­ных гос­тей. В эпо­ху клас­сич. Сред­не­ве­ко­вья об­ряд по­свя­ще­ния пред­по­ла­гал пред­ва­рит. пост, по­кая­ние в гре­хах для очи­ще­ния ду­ши и при­ня­тие ван­ны для чис­то­ты те­ла, мо­лит­вы и бла­го­сло­ве­ние ору­жия, не­ред­ко с воз­ло­же­ни­ем ме­ча на ал­тарь. Клю­че­вым эпи­зо­дом ри­туа­ла яв­ля­лось опоя­сы­ва­ние ме­чом, за ко­то­рым сле­до­ва­ли брат­ский по­це­луй по­свя­щаю­ще­го и по­щё­чи­на – как сим­вол един­ст­вен­но­го уда­ра, ко­то­рый но­вый ры­царь дол­жен был ос­та­вить без­от­вет­ным. По­кро­ви­те­ля­ми Р. счи­та­лись ар­хан­гел Ми­ха­ил, св. Ге­ор­гий, св. Лав­рен­тий. Ры­цар­ский ко­декс тре­бо­вал от вои­нов быть за­щит­ни­ка­ми Церк­ви, вдов и си­рот, а так­же со­блю­дать оп­ре­де­лён­ные мо­раль­ные нор­мы. По ана­ло­гии с ни­ми при дво­рах зап.-ев­роп. го­су­да­рей в 14–15 вв. воз­ник­ли свет­ские ор­де­на и брат­ст­ва. Ста­рей­шие из них: венг. брат­ст­во Св. Ге­ор­гия (1325), англ. Под­вяз­ки ор­ден (1348), франц. ор­ден Звез­ды (1351), бур­гунд­ский Зо­ло­то­го Ру­на ор­ден (1430). В позд­нем Сред­не­ве­ко­вье при­над­леж­ность к Р. ста­ла ото­жде­ст­в­лять­ся с вклю­че­ни­ем в дво­рян­ст­во, ры­цар­ское зва­ние по­сте­пен­но ут­ра­ти­ло свою роль. https://bigens.ru/world_history/text35232960 РЫЦАРСТВО)

ПЕРЧАТКА

За многовековую историю они освоили множество функций. Помимо основного предназначения быть частью одежды, перчатки стали элементом этикета, средством флирта, способом вызова на дуэль.

В эпоху Возрождения вельможных людей на парадных портретах изображали в перчатках. Этот обычай сохранился вплоть до XIX века. Гладиаторы защищали руки, наматывая на них длинные ремни из недубленой кожи.

Самые старые перчатки найдены в 1922 году в гробнице египетского фараона Тутанхамона.

У древних ассирийцев и египтян перчатки были символом знатности, и им придавали большое значение. Совсем иное отношение к перчаткам было во времена античности: греки и римляне использовали их на пирах, чтобы не обжечься, так как ели руками. Гладиаторы и спортсмены во время кулачных боев защищали руки, наматывая на них длинные ремни из недубленой кожи, пальцы при этом оставляли свободными. В VIII веке перчатки становятся важным элементом рыцарского костюма. Во время турниров и войн рыцарь был весь закован в металлические доспехи, железные перчатки превращали его руки в подобие секиры. Постепенно перчатки-"секиры" уступили место перчаткам из металлических пластин или колец с кожаной ладонью. А затем их стали делать целиком из кожи и использовать при различных церемониях. В Средние века именем королевской перчатки разрешалось торговать, чеканить монеты, собирать налоги, вершить правосудие. Перчатку получали рыцари при посвящении, епископы - при введении в сан, горожане - в знак дарованных им привилегий. Но пожатие руки в перчатке считалось оскорблением. Брошенная кому-либо в лицо перчатка означала презрение, вызов на дуэль, а подаренная дамой - говорила об особом расположении хозяйки к кавалеру.

Женщины носят перчатки с XI века. Их долго изготовляли из белого льна и украшали вышивкой.

В XII веке, когда спрос на перчатки увеличился, возникли цеха перчаточников, сначала в Италии, затем во Франции.

В эпоху Возрождения перчатки не только символ власти, роскоши, но и орудие убийства. В Италии в XVI веке появились "непромокаемые перчатки", пропитанные ядом. С помощью таких "даров" французская королева Екатерина Медичи избавлялась от неугодных ей людей.

К этому времени перчатки украшались не только вышивкой, но и драгоценностями, мехом. Самыми дорогими были женские кружевные венецианские перчатки тончайшей работы.

К началу XVIII века в мужской моде признаками утонченности и богатства считаются кружева и пуговицы. Из-за пышных и длинных манжет перчатки практически не видны и поэтому постепенно утрачивают актуальность. Их носят, но никакого значения им не придают. Зато мода на дамские перчатки процветает. Женщины меняют этот предмет гардероба по три-четыре раза в день.

В 1807 году англичанин Джеймс Винтер изобретает машину для изготовления кожаных перчаток. Одновременно появляются резиновые модели.

Мужчина надевает перчатки, отправляясь на прогулку, с визитом, в театр - для каждого случая они разного цвета и качества.

Перчаткам уделялось столько внимания, что Бальзак посвятил им небольшое эссе "Изучение нравов общества по перчаткам".

В XIX веке правила хорошего тона рекомендовали женщинам, приходившим в гости, снимать перчатки только за столом, а в митенках можно было оставаться в течение всего вечера. Если хозяйка дома принимает гостей в вечернем платье, она должна быть в кружевных митенках. Браслеты полагалось носить поверх перчаток, а кольца - при митенках. Летом обычно надевали кружевные, тюлевые или филейной работы перчатки и митенки. Мужчинам к фраку полагалось носить белые или светло-желтые перчатки. Они должны быть идеально чистыми, плотно обтягивать руку и не лосниться.

В начале ХХ века стали изготовлять перчатки специального назначения: автомобильные, хирургические, массажные и др. После Первой мировой войны длинные женские перчатки вышли из употребления, на коротких делали манжеты и украшали их (вспомнив моду прошлых веков) вышивкой, инкрустацией, лебяжьим пухом, плиссировкой.

Во все времена ремесленники, бедные горожане, крестьяне имели простые, примитивные перчатки: первоначально в виде мешочков, затем с тремя пальцами. С XVI века появились вязаные.

Как и в других странах, перчатки на Руси были признаком богатства и знатности. Офицеры стрелецких полков также носили перчатки с раструбами. С введением Петром I европейской моды перчатки становятся непременной частью как мужского, так и женского туалета. Первоначально их привозили из-за границы. Со временем появились и свои мастера перчаточного дела.

Женщины на Руси долгое время перчаток не имели. Даже в описях казны цариц этот предмет гардероба редко упоминается. Знатные да богатые прятали руки зимой в теплые рукава шуб, в муфты, а те, что победнее, носили рукавицы, как и мужчины. У мужчин же в некоторых местностях перчатки были непременной принадлежностью костюма свата.

В наше время перчаток самого разного вида и назначения стало еще больше, чем прежде. Есть перчатки боксерские, бейсбольные, для мотоциклистов, велосипедистов, бильярдистов... и даже компьютерные (заменяющие клавиатуру и мышь). А недавно французы изобрели перчатку, позволяющую на ощупь определять спелость фруктов и тем самым выбирать наилучший момент для сбора урожая. Вмонтированные в "умную перчатку" датчики при соприкосновении, например, с яблоком выдают разную информацию: размер плода, содержание в нем сахара и других химических соединений, сопротивляемость ударам и прочее. Интересно, что еще преподнесет нам научно-технический прогресс?

Подробнее см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/2248/ (Наука и жизнь, ПЕРЧАТКИ)

4.3 Лингвистическая мастерская

ЗАДАНИЕ:

  1. Прочитать балладу «Перчатка»

  2. Найти содержательные, лексические, синтаксические, грамматические расхождения в переводах.

  3. На основе полученных наблюдений сделайте вывод.

  4. Весь материал систематизируйте в схему или таблицу

1 ВАРИАНТ


Schiller „Der Handschuh“

М.Ю. Лермонтов «Перчатка»

Идейно-содержательный уровень

Традиционно средневековый сюжет. Средневековое развлечение при королевском дворе с участием диких зверей и отважного рыцаря, совершающего подвиг во имя дамы. В финале рыцарь отказывается от вознаграждения от дамы, ведет себя грубо по отношению к ней. *Рыцарь Делорж. Шиллер много внимания уделяет описанию зверей…

Лермонтов сохраняет основу сюжета.

*Имя рыцаря не названо.

Финал сохранен, но поэт делает его более драматичным.

В балладе представлены лев, тигр, автор не дает подробного описания действий животных….


Лексический уровень



Морфологический уровень



Синтаксический уровень



Примечания



2 ВАРИАНТ (для высокомотивированных)

Название

Совпадения в переводе

Расхождения в переводе

Примечания

Schiller „Der Handschuh“




М.Ю. Лермонтов «Перчатка»




В.А. Жуковский «Перчатка»





    1. Представление результатов

-Что показало сравнение баллад Шиллера и Лермонтова? (Ш. придерживался исторической хроники, называются имена героев, но главным остается протест рыцаря. В балладе Л. мы видим эмоции, развитие действия происходит более стремительно, некоторые подробности поэт опускает. Для Л. важными являются отношения между рыцарем и героиней. Ш. подробно описывает животных, а Л. лишь упоминает о льве и тигре. В оригинале нет яркой характеристики героев, русский поэт показывает отношения эмоциональными и романтичными.)

-Является ли баллада Лермонтова самостоятельным художественным произведением? (творческий перевод отличается от оригинала, является самостоятельным произведением, т.к. поэт добавил драматизм и личностное отношение к героям и ситуации)

5 Подведение итогов урока

-Обратимся еще раз к высказываниям о переводах и переводчиках. Изменилось ли ваше мнение? Как вы относитесь к творческим переводам? Какое высказывание вам понравилось больше?

6 Д.З.

Подготовить вопросы для тематической викторины о балладах.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок русской литературы "Литературные баллады. М.Ю. Лермонтов. «Перчатка»

Автор: Захаренко Виктория Леонидовна

Дата: 05.05.2022

Номер свидетельства: 606237

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "6 класс рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной"
    ["seo_title"] => string(73) "6-klass-rabochaia-proghramma-po-litieraturie-po-uchiebniku-v-ia-korovinoi"
    ["file_id"] => string(6) "222768"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436792824"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства