kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Творческая история комедии "Ревизор." Интерес Гоголя к театру"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на расширение понятий о драматическом произведении, углубляет понятие об авторских ремарках.

Автор урока стремилась сделать изучение  произведения  классической литературы актуальным в наше время

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Творческая история комедии "Ревизор." Интерес Гоголя к театру"»

Урок по произведению Н.В.Гоголя «Ревизор».

Цели урока:

Предметные: углубить понятие о драматическом произведении, дать понятие о разнообразии авторских ремарок в драматическом произведении

Личностные: формировать собственную оценку учеником произведений классической русской литературы

Метапредметные: уметь определять характер поступков героя , давать оценку поступкам.

Ход урока:

-Вы были в театре?

-Что смотрели?

Я тоже люблю театр, хочу показать вам афиши и программы тех представлений ,которые я смотрела за последнее время. (Раздать афиши и программы представлений.)

-Как вы думаете, почему мы говорим о театре, это как это связано с сегодняшним уроком?

Записываем тему урока

«Творческая история комедии. Интерес Н. В. Гоголя к театру»

Исходя из темы, сформулируем наши задачи на сегодняшний урок:

-вспомнить признаки любого драматического произведения, расширить знания о драматическом произведении.

- понять, почему пьеса вызвала широкий резонанс , почему ее обсуждали.

В « Ревизоре» я решил собрать…

все дурное в России…и за одним

разом посмеяться над всем».

Н.В.Гоголь.

У нас в городе, к сожалению, нет своего театра, поэтому все спектакли мы смотрим в Ростове-на –Дону. А давайте отправимся в 1848 год в театр города. Я попросила ученика подготовить индивидуальное сообщение о том, как давали спектакль «Ревизор» в Ростове и других городах. Вы должны будете обдумать ответ на вопрос

-Почему была такая различная реакция на постановку пьесы?

-Ответы учеников, обсуждение.

Да, действительно, пьеса была необычной , новаторской. Николай 1: «Ну и пьеска! Всем досталось , а мне больше всех».

-Давайте вспомним, на какие роды можно разделить всю литературу

-эпос

-лирика

-драма

-Сегодня мы говорим о драме. Дайте определение драмы, вам поможет страница 319 учебника (Самостоятельная работа с учебником)

-Ответы учеников

- Какие жанры выделяют в драме?

-комедия

-трагедия

-собственно драма.

Драма принадлежит одновременно двум видам искусства:

/ \

литературе театру

Работа с учебником: стр. 320, третий абзац, самостоятельное чтение и изучение.

После чтения вам предстоит ответить на вопрос:

-Каковы основные признаки драмы?

-С чего начинается любое драматическое произведение?

Ответы учеников.

Рассмотрим афишу пьесы «Ревизор». Кто управляет городом?

Читать ссылки в конце стр.329-330. Эти ссылки помогают понять должность героев.

С должностями разобрались, такое устройство сохранилось до наших дней в любом городе, должности только имеют другое название.

-А теперь посмотрим на фамилии героев, начнем с двойных.

Какие ассоциации у вас возникают при чтении фамилии Сквозник-Дмухановский?

Ответы детей:

_Сквозник… он здесь ненадолго, проездом, его главная цель исполнится, когда он удачно выдаст дочь замуж.

Хан…ведет себя с горожанами как хан-завоеватель, все у всех отбирает (Приводят примеры из текста)

Муха…отобрал голову сахара, налетает на чужое добро , как муха на сладкое, так сладким для него является все то, что он отбирает.

Работа со словарем В. И. Даля , обсуждение предложенных вариантов учениками и найденных в словаре.

Первый, кто появляется в действии1 явлении1, это Амос Федорович , по фамилии? Почему у него такая фамилия?

Чтение описания суда по ролям. Как персонаж делами подтверждает свою фамилию? Найдите еще говорящие фамилии Почему, когда речь заходит о больницах, городничий разговаривает не с Гибнером , а с Земляникой? Действие 1 , явление 5

Какой искаженный фразеологизм есть в словах Артемия Филипповича о больных?

Таким образом два героя образуют пару гибнуть-земля.

-Что делают в городе полицейские, как относятся к горожанам, прочитайте фамилии и проанализируйте.

-а почему у Хлестакова такая фамилия?

Ответы учеников

Верно, сам того не ведая, он призван публично отхлестать всех чиновников за их проделки, вывести на чистую воду.

Записи в тетради: говорящие фамилии.

Работа с учебником, что еще можете сказать о построении драматического произведения?

Ответы учеников, запись в тетради:

Все произведение делится на

действия (акты)

явления

сцены

Как оформляется речь персонажей?

Скрытая физкультминутка: вам понравился монолог , диалог героев, как им это показать?

(Похлопаем)

Вам понравился весь спектакль, поблагодарите актеров, как это сделать?

(Встать и похлопать)

Гоголь писал обычно утром, стоя за конторкой. Подолгу обдумывал каждую фразу, каждое слово, написанное любил перечитывать вслух, иногда в кабинете слышалось , как он разговаривает на разные голоса за закрытой дверью. Гоголь имел обыкновение проигрывать сочиняемые эпизоды в той манере, которую сегодня называют театром одного актера, кто хочет попробовать? (явление 8 действие 2), смотрим этот же эпизод в исполнении актеров (запись спектакля)

-Что объединяет Городничего и Хлестакова в этой сцене?

Оба испуганы и врут, почему?

1 Ждут от этой встречи решения своей судьбы ( находим подтверждение в тексте)

2 Каждый видит перед собой противника, обличенного властью, поддерживаемого законом.

В художественных произведениях родов лирика и эпос легко увидеть отношение автора к персонажу (приведите примеры)

Автор открыто может заявить «Мне нравились его черты…», создать портрет Лучистые глаза..». А в пьесе есть отношение автора?

Работа с авторскими ремарками.

Рассказ ученика о том, какие виды ремарок бывают ( на примерах разных авторов и произведений). Из этого сообщения можно сделать проект.

Работа по вариантам: 1 вариант- городничий

2 вариант -Хлестаков.

Городничий

Авторская ремарка

Реплика в сторону

Что говорит

робея

Какой сердитый! Все узнал!

Не погубите! Жена, дети маленькие!

Поднося бумажки и дрожа, вытянувшись и дрожа

Ну, слава Богу, деньги взял. Дело пойдет на лад. Что будет , то будет!

Если вы имеете нужду в деньгах, то я готов служить, т.к. моя обязанность помогать проезжающим

Вывод: очень боится Вывод: рискует Вывод : врет



Сделайте вывод о характере персонажа

Городничий

Ответы учеников : очень сложный характер, боится, но рискует, пытаясь спасти ситуацию всеми способами, даже враньем, говорит одно , но думает другое.

У городничего нет положительных черт характера?

Обычно дети говорят нет. Задаем вопрос : чего боится потерять городничий?

-Должность, он поднялся с самых низов, а это говорит о его трудолюбии.

-Деньги, они ему нужны, чтобы обеспечивать жену и дочь, вспомните,

какие вещи он брал в качестве взятки (шубу и шаль), он любит жену и дочь.

Гоголь показывает , как умный , трудолюбивый, ответственный за семью человек, превратился в подлеца, когда полюбил брать взятки, погубил себя и других.

Сделайте вывод о характере персонажа, речи, уровне ума

Хлестаков

Ремарки

Что говорит

Смотрит, выпучив глаза, кланяется

Мое почтение

Заикается, но к концу речи говорит громко

Я не виноват, я заплачу. Мне пришлют.

Бодрится

Я, я, я

Храбрясь , стучит кулаком

Я прямо к министру. Что вы? Кто вы?

Вывод: трусливый Вывод: глупый

У Елены Курбатовой есть статья «Был ли глуп городничий? Стр 88, самостоятельное чтение и пересказ .

Разделите героев произведения на положительных и отрицательных, как это бывает в любой пьесе.

отрицательные

положительные

Все

Смех- единственное честное лицо в комедии



Установленный в России закон брать и давать взятки губит людей и страну (Вспомните выступление ученицы в начале урока) вот почему, высмеивая городничего и чиновников, Гоголь говорит : «Смех- единственное честное лицо в комедии» Писатель хотел исправить недостатки общества и людей и орудие у него одно-смех.

Театральный репертуар того времени состоял из западноевропейских произведений, иногда их даже не переводили, а пересказывали. Гоголь считал, что даже классические пьесы нужно переосмысливать в русле современных проблем, они должны становиться актуальными . «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если принять во внимание, что в нем может поместиться толпа из тысячи человек , и что вся эта толпа, несхожая меж собой, может зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Театр-великая школа. Он целой толпе за одним разом читает живой и полезный урок.» Гоголь считал, что театр должен быть зеркалом, Маяковский- увеличительным стеклом. Подведем итоги, так что же отразилось в зеркале пьесы «Ревизор»

-Что должны были сделать на уроке?

-Что сделали?

Оценки

Домашнее задание:

Напишите ответ городничего Хлестакову, выдержав стиль Гоголя

Подготовьте цитатную характеристику Хлестакова.

Прочитайте статью Гоголя «Театральный разъезд». Как статья дополняет ваше представление об авторском замысле пьесы?
























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме "Творческая история комедии "Ревизор." Интерес Гоголя к театру"

Автор: Светлана Александровна Батеенкова

Дата: 10.10.2021

Номер свидетельства: 588267

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Методическая разработка урока по теме: "Творческая история комедии «Ревизор». Интерес Н.В. Гоголя к театру.""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_po_teme_tvorcheskaia_istoriia_komedii_revizor_in"
    ["file_id"] => string(6) "531729"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1576218429"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства