Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Творческая история комедии "Ревизор." Интерес Гоголя к театру"»
Урок по произведению Н.В.Гоголя «Ревизор».
Цели урока:
Предметные: углубить понятие о драматическом произведении, дать понятие о разнообразии авторских ремарок в драматическом произведении
Личностные: формировать собственную оценку учеником произведений классической русской литературы
Метапредметные: уметь определять характер поступков героя , давать оценку поступкам.
Ход урока:
-Вы были в театре?
-Что смотрели?
Я тоже люблю театр, хочу показать вам афиши и программы тех представлений ,которые я смотрела за последнее время. (Раздать афиши и программы представлений.)
-Как вы думаете, почему мы говорим о театре, это как это связано с сегодняшним уроком?
Записываем тему урока
«Творческая история комедии. Интерес Н. В. Гоголя к театру»
Исходя из темы, сформулируем наши задачи на сегодняшний урок:
-вспомнить признаки любого драматического произведения, расширить знания о драматическом произведении.
- понять, почему пьеса вызвала широкий резонанс , почему ее обсуждали.
В « Ревизоре» я решил собрать…
все дурное в России…и за одним
разом посмеяться над всем».
Н.В.Гоголь.
У нас в городе, к сожалению, нет своего театра, поэтому все спектакли мы смотрим в Ростове-на –Дону. А давайте отправимся в 1848 год в театр города. Я попросила ученика подготовить индивидуальное сообщение о том, как давали спектакль «Ревизор» в Ростове и других городах. Вы должны будете обдумать ответ на вопрос
-Почему была такая различная реакция на постановку пьесы?
-Ответы учеников, обсуждение.
Да, действительно, пьеса была необычной , новаторской. Николай 1: «Ну и пьеска! Всем досталось , а мне больше всех».
-Давайте вспомним, на какие роды можно разделить всю литературу
-эпос
-лирика
-драма
-Сегодня мы говорим о драме. Дайте определение драмы, вам поможет страница 319 учебника (Самостоятельная работа с учебником)
-Ответы учеников
- Какие жанры выделяют в драме?
-комедия
-трагедия
-собственно драма.
Драма принадлежит одновременно двум видам искусства:
/ \
литературе театру
Работа с учебником: стр. 320, третий абзац, самостоятельное чтение и изучение.
После чтения вам предстоит ответить на вопрос:
-Каковы основные признаки драмы?
-С чего начинается любое драматическое произведение?
Ответы учеников.
Рассмотрим афишу пьесы «Ревизор». Кто управляет городом?
Читать ссылки в конце стр.329-330. Эти ссылки помогают понять должность героев.
С должностями разобрались, такое устройство сохранилось до наших дней в любом городе, должности только имеют другое название.
-А теперь посмотрим на фамилии героев, начнем с двойных.
Какие ассоциации у вас возникают при чтении фамилии Сквозник-Дмухановский?
Ответы детей:
_Сквозник… он здесь ненадолго, проездом, его главная цель исполнится, когда он удачно выдаст дочь замуж.
Хан…ведет себя с горожанами как хан-завоеватель, все у всех отбирает (Приводят примеры из текста)
Муха…отобрал голову сахара, налетает на чужое добро , как муха на сладкое, так сладким для него является все то, что он отбирает.
Работа со словарем В. И. Даля , обсуждение предложенных вариантов учениками и найденных в словаре.
Первый, кто появляется в действии1 явлении1, это Амос Федорович , по фамилии? Почему у него такая фамилия?
Чтение описания суда по ролям. Как персонаж делами подтверждает свою фамилию? Найдите еще говорящие фамилии Почему, когда речь заходит о больницах, городничий разговаривает не с Гибнером , а с Земляникой? Действие 1 , явление 5
Какой искаженный фразеологизм есть в словах Артемия Филипповича о больных?
Таким образом два героя образуют пару гибнуть-земля.
-Что делают в городе полицейские, как относятся к горожанам, прочитайте фамилии и проанализируйте.
-а почему у Хлестакова такая фамилия?
Ответы учеников
Верно, сам того не ведая, он призван публично отхлестать всех чиновников за их проделки, вывести на чистую воду.
Записи в тетради: говорящие фамилии.
Работа с учебником, что еще можете сказать о построении драматического произведения?
Ответы учеников, запись в тетради:
Все произведение делится на
действия (акты)
явления
сцены
Как оформляется речь персонажей?
Скрытая физкультминутка: вам понравился монолог , диалог героев, как им это показать?
(Похлопаем)
Вам понравился весь спектакль, поблагодарите актеров, как это сделать?
(Встать и похлопать)
Гоголь писал обычно утром, стоя за конторкой. Подолгу обдумывал каждую фразу, каждое слово, написанное любил перечитывать вслух, иногда в кабинете слышалось , как он разговаривает на разные голоса за закрытой дверью. Гоголь имел обыкновение проигрывать сочиняемые эпизоды в той манере, которую сегодня называют театром одного актера, кто хочет попробовать? (явление 8 действие 2), смотрим этот же эпизод в исполнении актеров (запись спектакля)
-Что объединяет Городничего и Хлестакова в этой сцене?
Оба испуганы и врут, почему?
1 Ждут от этой встречи решения своей судьбы ( находим подтверждение в тексте)
2 Каждый видит перед собой противника, обличенного властью, поддерживаемого законом.
В художественных произведениях родов лирика и эпос легко увидеть отношение автора к персонажу (приведите примеры)
Автор открыто может заявить «Мне нравились его черты…», создать портрет Лучистые глаза..». А в пьесе есть отношение автора?
Работа с авторскими ремарками.
Рассказ ученика о том, какие виды ремарок бывают ( на примерах разных авторов и произведений). Из этого сообщения можно сделать проект.
Работа по вариантам: 1 вариант- городничий
2 вариант -Хлестаков.
Городничий
Авторская ремарка
Реплика в сторону
Что говорит
робея
Какой сердитый! Все узнал!
Не погубите! Жена, дети маленькие!
Поднося бумажки и дрожа, вытянувшись и дрожа
Ну, слава Богу, деньги взял. Дело пойдет на лад. Что будет , то будет!
Если вы имеете нужду в деньгах, то я готов служить, т.к. моя обязанность помогать проезжающим
Вывод: очень боится Вывод: рискует Вывод : врет
Сделайте вывод о характере персонажа
Городничий
Ответы учеников : очень сложный характер, боится, но рискует, пытаясь спасти ситуацию всеми способами, даже враньем, говорит одно , но думает другое.
У городничего нет положительных черт характера?
Обычно дети говорят нет. Задаем вопрос : чего боится потерять городничий?
-Должность, он поднялся с самых низов, а это говорит о его трудолюбии.
-Деньги, они ему нужны, чтобы обеспечивать жену и дочь, вспомните,
какие вещи он брал в качестве взятки (шубу и шаль), он любит жену и дочь.
Гоголь показывает , как умный , трудолюбивый, ответственный за семью человек, превратился в подлеца, когда полюбил брать взятки, погубил себя и других.
Сделайте вывод о характере персонажа, речи, уровне ума
Хлестаков
Ремарки
Что говорит
Смотрит, выпучив глаза, кланяется
Мое почтение
Заикается, но к концу речи говорит громко
Я не виноват, я заплачу. Мне пришлют.
Бодрится
Я, я, я
Храбрясь , стучит кулаком
Я прямо к министру. Что вы? Кто вы?
Вывод: трусливый Вывод: глупый
У Елены Курбатовой есть статья «Был ли глуп городничий? Стр 88, самостоятельное чтение и пересказ .
Разделите героев произведения на положительных и отрицательных, как это бывает в любой пьесе.
отрицательные
положительные
Все
Смех- единственное честное лицо в комедии
Установленный в России закон брать и давать взятки губит людей и страну (Вспомните выступление ученицы в начале урока) вот почему, высмеивая городничего и чиновников, Гоголь говорит : «Смех- единственное честное лицо в комедии» Писатель хотел исправить недостатки общества и людей и орудие у него одно-смех.
Театральный репертуар того времени состоял из западноевропейских произведений, иногда их даже не переводили, а пересказывали. Гоголь считал, что даже классические пьесы нужно переосмысливать в русле современных проблем, они должны становиться актуальными . «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если принять во внимание, что в нем может поместиться толпа из тысячи человек , и что вся эта толпа, несхожая меж собой, может зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Театр-великая школа. Он целой толпе за одним разом читает живой и полезный урок.» Гоголь считал, что театр должен быть зеркалом, Маяковский- увеличительным стеклом. Подведем итоги, так что же отразилось в зеркале пьесы «Ревизор»
-Что должны были сделать на уроке?
-Что сделали?
Оценки
Домашнее задание:
Напишите ответ городничего Хлестакову, выдержав стиль Гоголя
Подготовьте цитатную характеристику Хлестакова.
Прочитайте статью Гоголя «Театральный разъезд». Как статья дополняет ваше представление об авторском замысле пьесы?