kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по теме: "Творческая история комедии «Ревизор». Интерес Н.В. Гоголя к театру."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметная: расширить знания о творчестве Гоголя, продемонстрировать новаторство писателя в создании комедии.

 Метапредметная : умение осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, подбирать аргументы для объяснения своей точки зрения.

 Личностная:  использовать читательский опыт в разных жизненных ситуациях, приобщиться к искусству театра.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме: "Творческая история комедии «Ревизор». Интерес Н.В. Гоголя к театру."»

Творческая история комедии «Ревизор». Интерес Н.В. Гоголя к театру.

Предметная: расширить знания о творчестве Гоголя, продемонстрировать новаторство писателя в создании комедии.

Метапредметная : умение осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, подбирать аргументы для объяснения своей точки зрения.

Личностная: использовать читательский опыт в разных жизненных ситуациях, приобщиться к искусству театра.

Этот год объявлен годом театра . А вы были в театре , что смотрели?

Я тоже люблю театр и хочу вам показать афиши и программки спектаклей , которые смотрела в этом году.

Как вы думаете, почему мы сегодня говорим о театре, это как-то связано с темой нашего урока?

Записываем тему.

Исходя из темы , определите наши задачи на сегодня:

- вспомнить признаки драматического произведения

- понять отношение Гоголя к этому виду искусства, почему пьеса вызвала широкий резонанс.

В «Ревизоре» я решил собрать..все дурное России…

и за одним разом посмеяться над всем.

Н.В.Гоголь.

Чаще всего мы смотрим спектакли в городе Ростове-на-Дону. А давайте отправимся в 1848 год в театр города. Я попросила одного ученика подготовить индивидуальное задание. А вы должны будете обдумать ответ на вопрос, почему была разная реакция на постановку пьесы.

Сообщение ученика :

Анненков: «Уже после первого акта недоумение было написано на всех лицах. Недоумение это возрастало потом с каждым актом. … большинство зрителей, выбитое их всех театральных ожиданий и привычек…(не знали как должно думать) Совсем другое произошло в четвертом акте: смех по временам еще перелетал из конца залы в другой, но это был какой-то робкий смех, тотчас же пропадавший, аплодисментов почти совсем не было, зато напряженное внимание, судорожное, усиленное следование за всеми оттенками пьесы, иногда мертвая тишина показывали, что дело, происходящее на сцене, страстно захватывало сердца зрителей…Многие вызывали автора потом за то, что написал комедию, другие за то, что виден талант в некоторых сценах, простая публика за то , что смеялась…

Панаев приходил в ужас от того, что «Ревизора» дозволили играть на сцене. По его мнению, это была своеобразная карикатура на администрацию всей Росси, которая охраняет общественный порядок, трудится для пользы отечества, и вдруг какой-то коллежский регистраторишка дерзает осмеивать не только низший класс чиновников, но даже самих губернаторов.

Лавров: «На это лето (1848 Г.) труппу отправили в Ростов. Давали «Ревизора». Кажется, пьеса шла здесь …в первый раз. Публики был полон театр. Городничий Ростова, как на грех, имел тоже двойную фамилию, вроде Сквозник- Дмухановского. При первых сценах его начало коробить: он стал озираться на публику, которая грохотала, взглядывая на городничего, их утеснителя. Едва кончился первый акт, как он взбежал на сцену ,начал ругаться и кричать : «Как смели вы написать и представлять публике такой пасквиль на начальство…» На сцене все стояли в недоумении… Я запрещаю продолжать. Играйте что-нибудь другое…- кричал во все горло начальник города.- Не дозволю, не дозволю.. В тюрьму вас всех спрячу.»

Стасов : «Некоторые из нас видели «Ревизора» на сцене. Все были в восторге, как и вся тогдашняя молодежь. Мы наизусть повторяли потом друг другу… целые сцены…оттуда»

Щепкин : «Публика хохотала чрезвычайно много, но я ожидал гораздо большего приема. Это меня чрезвычайно изумило, но один знакомый забавно объяснил мне эту причину: помилуй , говорит ,как можно было комедию лучше принять. Когда половина публики берущей, а половина дающей.»

Царь Николай сказал : «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!»

Давайте вспомним, на какие роды делится литература (Слайд)

Итак , драма одновременно принадлежит литературе и театру.

Работа с учебником , прочитайте 3 абзац статьи, назовите основные признаки драмы

С чего начинается любое драматическое произведение?

Верно, афиша-часть пьесы, посмотрим на афишу и на ссылки в конце 329 и 330 страниц, они помогают понять должность героев.

Начнем с двойных. Какие ассоциации у вас возникли при чтении фамилии городничего?

Сквозняк ( он здесь ненадолго, проездом, его главная мечта исполнится, когда он удачно выдаст дочь замуж за ревизора)

Хан ( ведет себя с горожанами как хан-завоеватель, все у всех отбирает, приведите примеры)

Словарь Даля (Слайд) Сквозник-пройдоха, опытный плут

Дмухановский-( от слова дмухан)- напыщенный , гордый

Читаем действие 1 явление 1, какой герой с двойной фамилией здесь появился? Почему у него такая фамилия?

Найдите еще говорящие фамилии. Когда речь заходит о больницах, городничий обращается к Гибнеру через Землянику, почему невозможно поговорить с доктором напрямую?

Вспомните, что такое фразеологический оборот, какой искаженный фразеологизм есть в словах Артемия Филипповича? ( «Как мухи выздоравливают «) А как правильно?

Таким образом 2 героя образуют смысловую пару: гибнуть-земля.

Как относятся к горожанам полицейские?

А почему у Хлестакова такая фамилия?

Запись в тетради- говорящие фамилии.

Поработаем с учебником : стр 320 , что можно еще сказать о построении драматического произведения?

Запись в тетради: все произведение делится на действия( акты), явления, сцены.

Как оформляется речь персонажей?

Запись в тетради : монологи и диалоги

Физическая разминка:

Вам понравился монолог или диалог актеров , как вы это им покажете ?

(Хлопаем)

Вам понравился весь спектакль?

(Встаем и хлопаем)

Н. В. Гоголь писал обычно утром, стоя за конторкой. Подолгу обдумывал каждую фразу, каждое слово. Написанное любил перечитывать вслух. Иногда слышалось, как он в своем кабинете за закрытой дверью разговаривает на разные голоса. Гоголь имел обыкновение проигрывать сочиняемые эпизоды в той манере, которую сегодня называют театром одного актера.

Кто хочет попробовать разыграть голосом явление 8 действие 2.

Смотрим этот же эпизод в спектакле. После просмотра вы ответите мне на вопрос , что объединяет городничего и Хлестакова в этом отрывке.

Оба испуганы и врут , почему?

1 Ждут от этой встречи решения своей судьбы

2 Каждый видит перед собой противника, облеченного властью, поддерживаемого законом.

В художественном произведении жанров лирика и эпос легко увидеть отношение автора к персонажу, приведите примеры. А в пьесе есть отношение автора?

Запись в тетради: авторские ремарки

Работа по вариантам: представьте, что вы городничий-1 вариант

Хлестаков-1 вариант

Городничий

Авторские ремарки

Реплики в сторону

Что говорит






Что боится потерять городничий?

Должность , ведь он поднялся с самых низов (трудолюбие).

Деньги, они ему нужны, чтобы обеспечивать семью, вспомните , какие вещи он берет в качестве взятки ( шубу и шаль), значит, любит свою семью.

Гоголь показывает, как умный, трудолюбивый, ответственный за семью человек , превратился в подлеца, когда начал брать взятки, погубил и себя и других.

Установленный в России закон брать и давать взятки ( вспомните, что говорил ученик о впечатлениях от спектакля актера Щепкина) губит людей и страну. Вот почему, высмеивая городничего и чиновников, Гоголь говорит : «Смех-единственное честное лицо в комедии». Гоголь хотел исправить недостатки общества и людей. И орудие у него одно-смех.

Хлестаков

Авторские ремарки

Что говорит

Сделайте вывод о характере Хлестакова, о его речи, об уровне ума.

Итак, городничий думал, что обманул, но сам обманулся( слайд)

Домашнее задание: напишите письменный развернутый ответ на вопрос : «Когда ты хочешь кого-то обмануть, не обманываешь ли ты себя?»

У Елены Курбатовой есть статья «Был ли глуп городничий», я попросила ученика поработать со статьей и материалом учебника , чтобы ответить на вопрос, почему городничий оказался в таком глупом положении.

В любой комедии все герои делятся на положительных и отрицательных , попробуйте заполнить

таблицу. Не забудьте перечитать еще раз эпиграф к уроку

Положительные герои

Отрицательные персонажи

«Смех-единственное честное лицо в комедии...»

Все участники комедии



Театральный репертуар того времени состоял из западноевропейских произведений, порой их даже не переводили, а пересказывали. Н.В. Гоголь считал, что в театре должны быть классические пьесы, но переосмысленные в русле современных проблем, актуальные: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если принять во внимание, что в нем может поместиться толпа из пяти тысяч человек, и что вся эта толпа, несхожая меж собой, может зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Театр- великая школа, он целой толпе, за одним разом читает живой и полезный урок. Театр должен быть зеркалом…»
Подведем итог, так что же отразилось в зеркале пьесы «Ревизор»?

Что должны были сделать на уроке?

Что сделали?

Домашнее задание по выбору :

1 Написать ответ городничего Хлестакову, выдержав стиль Гоголя.

2 Написать ответ на вопрос «Когда ты хочешь кого-то обмануть, не обманываешь ли ты себя»?

Индивидуальные задания:

1 Подготовить цитатную характеристику Хлестакова

2 Стр 427: статья Гоголя «Театральный разъезд». Как статья дополняет представления об авторском замысле комедии?








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Батеенкова Светлана Александровна

Дата: 13.12.2019

Номер свидетельства: 531729

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства