kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему В. Железников «Рыцарь».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: В. Железников  «Рыцарь».

Цель: Прочитать рассказ о чувстве справедливости, умении защитить честь и достоинство слабого.

Задачи:

-развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;

- развивать умение определять главную мысль произведения, его идею;

- развивать творческое мышление;

- формировать умение работать в парах, группе;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

- формировать нравственные убеждения через развитие чувства сопереживания героям, оценивание поступков героев, осознание своей нравственной позиции.

                                                               Ход урока:

1.Организационный момент.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ-

Вы учите их – они учат вас!

– Сегодня на уроке мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы.

2. Дыхательная гимнастика.

«Свеча».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему В. Железников «Рыцарь».»

Литературное чтение. 2 класс

Тема: В. Железников «Рыцарь».

Цель: Прочитать рассказ о чувстве справедливости, умении защитить честь и достоинство слабого.

Задачи:

-развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;

- развивать умение определять главную мысль произведения, его идею;

- развивать творческое мышление;

- формировать умение работать в парах, группе;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

- формировать нравственные убеждения через развитие чувства сопереживания героям, оценивание поступков героев, осознание своей нравственной позиции .


Ход урока:

1.Организационный момент.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ-

Вы учите их – они учат вас!

– Сегодня на уроке мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы .

2. Дыхательная гимнастика.

«Свеча». Встать, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительный и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.

«Надуй шар». Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза в медленном темпе.

Артикуляционная гимнастика.

«Лягушка-слон». Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой.

Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

Чистоговорка.

Оле-оле-оле – мы сегодня в школе.

Ки-ки-ки – мы ученики.

Ать-ать-ать – будем мы читать.

Ять-ять-ять – мы хотим всё знать.

3. Проверка домашнего задания.

- Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? («Верблюд и мальчик»).

- Назовите имена главных героев произведения? (Верблюд Байыр и мальчик Мурад).

- Что произошло с Мурадом и Байыром? (Мурад захотел пить и пошёл к такыру. Он провалился в трясину. Его спас Байыр, а сам стал тонуть. Мурад подложил под верблюда хворост и побежал в аул ).

- Какие чувства пережил мальчик, когда верблюд попал в трясину? (Страх, шок, ужас, сопереживание, боль души).

4. Вступительная беседа.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведениями из раздела «Золотая душа». Мы познакомимся с рассказом Владимира Железникова «…»

(презентация «Биография В.Железникова»)

В. К. Железников написал много книг о детях и для детей. (выставка книг).

5. Постановка темы урока.

- Тему урока узнаете, если догадаетесь, о ком идёт речь: мужественный, сильный,

 смелый, благородный, в доспехах.

- Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово

«РЫЦАРЬ» (за каждое слово по 1 билету)

воин РЫЦАРЬ сражается

сильный смелый в доспехах благородный

(на доске появляется изображение рыцаря)

мужественный встаёт на защиту слабых

- Да, тема нашего урока – рассказ Владимира Железникова «Рыцарь».

 Из толкового словаря:

«Слово «рыцарь» появилось в средние века в Европе. Рыцарями называли воинов,

тяжеловооружённых конных всадников. Для рыцарей обязательными считались

моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство. Позднее это слово

 стало употребляться в переносном значении: им называли самоотверженных,

благородных людей, вставших на защиту слабых и своей Отчизны.

Постановка цели урока.

- При знакомстве с новым произведением поставим для себя цели, используя приём «доскажи предложение».

Я хочу узнать…

Мне интересно …

Я бы хотел(а) научиться …

Словарная работа.

- При чтении рассказа нам встретятся слова:

Настежь –  распахнуть совсем, до конца.

Страсть – сильное влечение к чему-л., постоянная склонность.

«Волга» - марка легкового автомобиля.

Капот – откидная крышка в автомобиле.

Великодушно – обладающий высокими душевными качествами. 

6) Прогнозирование содержания текста по названию:

- Прочитайте название. Как вы думаете, о чём или о ком будет этот рассказ?

(ответы детей)

 - Если бы вы стали свидетелем, когда сильный обижает слабого, как бы вы поступили? Вступились? Или промолчали?

В такой ситуации оказался герой рассказа В. Железникова «Рыцарь». Мы узнаем, как же поступил главный герой рассказа.

7) Чтение текста учителем.

 - Понравился ли вам рассказ?

 -  Подумайте, кого автор называет рыцарем.

 - Кто ещё является героем рассказа? (шофёр и бабушка)

 - Что вы можете сказать о шофёре в начале рассказа? Какой он? (улыбнулся – дружелюбный, доброжелательный)

  - Каким вы увидели его потом? (обругал – грубый).

 – Как автор передаёт душевное состояние бабушки?  (Бабушка испытывала

 гордость за внука, радость, что у неё есть такой защитник.

 – Что пережил Саша?

(Мальчик был возмущён поступком шофёра. В его душе вспыхнул гнев и

 переживание. Ему было обидно).

8. Этап «Осмысление новой информации» (чтение текста с остановками)

Саша вышел во двор и оглянулся… Двор был пуст, только у гаража, который стоял в глубине, ворота были открыты настежь.

Ну, машины – это была его страсть. Он знал все марки автомобилей.

Саша подошёл к гаражу, осторожно заглянул и остановился на пороге. Идти дальше без разрешения он боялся. Шофёр, совсем молодой на вид парень, возился в моторе «Волги». Он поднял голову и улыбнулся.

– Здравствуйте, дядя, – сказал Саша.

– Здравствуй, мáлый, если не шутишь, – ответил шофёр.

– Я не шучу, – Саше понравилось, что шофёр назвал его малым.

1)- Каким представили себе Сашу в начале рассказа? Подтвердите свое мнение.

(Саша был стеснительным, робким мальчиком, любил машины и знал все марки советских машин, шофер казался ему необыкновенным человеком, Саша был счастлив и горд, что шофер обратил на него внимание, что он, маленький мальчик, может чем-то помочь такому сильному взрослому человеку.)

А если не шутишь, вот тебе ведро, принеси воды, – сказал шофёр. – Вон там, в глубине гаража, есть водопровод.

Саша взял ведро, пошёл в глубь гаража. В гараже было полутёмно, но Саша совсем не боялся, он легко и свободно шёл среди машин. Потом набрал полнёхонько ведро воды, еле дотащил, а когда шофёр сказал, что ведро, пожалуй, было для него тяжёлым, он улыбнулся: «Ерунда, мол, не такие таскали». Хотя в своей жизни не притащил ни одного ведра воды. И сейчас, когда тащил, от собственной неловкости облил себе ноги.

Шофёр залил воду в машину, закрыл капот и протянул Саше руку.

– Заходи, когда будет время, – сказал он. Саша крепко пожал ему руку и ответил:

– Обязательно зайду, я ведь живу в этом доме.

Шофёр уехал. Саша ушёл домой, но шофёра теперь считал лучшим своим другом.

2) - Меняется ли в этой части состояние Саши? (да)

- Почему? Какие слова использует автор, чтобы показать смену настроения персонажа рассказа? (Саша перестал бояться, потому что шофер сам попросил его о помощи. Он тащил тяжелое ведро и улыбался, хотя “от собственной неловкости облил себе ноги”.)

- Были ли у Саши основания считать шофера своим лучшим другом? Как шофер отнесся к мальчику? Свое мнение подтвердите текстом. («…протянул Саше руку», «Заходи, когда будет время»).

Прошло несколько дней, и как-то этот шофёр, выезжая из ворот, обругал Сашину бабушку. Она стояла в воротах, разговаривала с женщиной и не видела, что загородила дорогу машине.

– Эй, тётка! – грубо крикнул шофёр. – Нашла где стоять, а то толкану машиной, костей не соберёшь.

И Саша всё это услыхал. Он покраснел, побелел и вдруг бросился со всех ног за машиной. Он подскочил к шофёру и крикнул ему в лицо:

– Если вы ещё раз когда-нибудь закричите на мою бабушку, я вас… я вас ударю!

Он кричал высоким тонким голосом.

Вот сейчас что-то должно было случиться.

– Ух ты! – сказал шофёр. – Какой рыцарь! – Он оглушительно засмеялся. Больше он ничего не мог сказать. Просто не знал, что ему говорить. Может быть, ему было стыдно? До сих пор он часто гремел басом на людей и никогда не задумывался, что обижает их. А тут впервые ему сказали такие слова. И кто сказал? Маленький мальчик, которого он мог одним щелчком опрокинуть на землю, о котором он даже не вспомнил, стоило ему уйти с работы. Он даже не знал его имя.

А Саша стоял перед ним, как дикий зверёк, – решительный, отчаянный, готовый до конца отстоять свою бабушку. Он совсем не боялся. И только в глубине его глаз шофёр увидел и боль, и обиду. Тогда он сказал:

– Ну, прости, малый, виноват, кругом сто раз виноват, и вы, бабушка, великодушно простите.

Он тронул машину и помахал Саше рукой.

3) - Каким предстал перед вами шофер в этой части? (грубый, невоспитанный)

- Как вы думаете, а отношение Саши к шоферу изменилось? (да)

– Трудно ли было Саше совершить этот поступок?

- Почему шофер рассмеялся? (ему нечего было сказать, ему было стыдно)

-От чего ему было стыдно? (что замечание сделал «маленький мальчик...)

- Что заставило шофера принести извинения? (он увидел «боль и обиду в глазах мальчика»).

А бабушка… у неё было хорошо на сердце, ведь до чего дожила: Саша заступился за неё! Знать, не зря она сидела около него ночами, когда он болел.

4) - Какой новый персонаж появляется в конце рассказа?

- Почему бабушка не стала ругать Сашу? («Разве можно ругать человека за благородные поступки?»)

– Заслуживает ли Саша, чтобы его называли благородным человеком, рыцарем? Почему?

9.Физминутка

10. Работа в парах.

- На столах у вас лежат зелёные карточки. На них записаны предложения. Обсудите в парах, какое предложение будет выражать главную мысль рассказа, его идею.

1) Близких надо любить.

2) Близких надо любить, уважать, заботиться о них, защищать.

3) Надо слушаться старших.

- Вывод: Рассказ Железникова заставил задуматься о том, что такое рыцарский поступок, кого можно назвать рыцарем. Саша рыцарь, потому что он обратил внимание на слова шофера, высказал свое отрицательное отношение по поводу обидной реплики шофера, смог отстоять свою точку зрения, смог защитить родного, близкого и дорогого ему человека и показал всем этим свое благородство, мужество, бесстрашие.

11.Работа в группах.

- Продолжим работу над рассказом в группах. На столах лежат листочки оранжевого цвета.


1 группа.

Задание. Восстановите деформированный план.

- Вы внимательно читали рассказ, слушали своих товарищей. Прочитайте план. Соответствует ли он последовательности событий? Восстановите план и докажите, что ваш план верный.

План:

1. Саша заступается за бабушку.

2. Знакомство с шофёром.

3. Радостно на сердце.

4. Саша помогает шофёру.


2 группа.

Задание. Составьте синквейн.

Вы внимательно читали рассказ. А теперь попробуйте составить синквейн о Саше, как о рыцаре.

Рыцарь (Саша)

____________________ ____________________

____________________ ____________________ ______________________

__________________________________________________________________________

_____________________


3 группа.

Задание. Напишите СМС –сообщение.

Составьте смс – сообщение для Саши. Выразите своё отношение к Саше.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Какой можно сделать вывод из всей нашей работы по этому рассказу?

(Даже самый маленький человек может быть настоящим … рыцарем).

- Кого можно назвать рыцарем в наши дни?

-Рыцарем в наши дни можно назвать бесстрашного, решительного человека, который не убегает, не прячется от проблем, который может защитить и помочь преодолеть трудности, попавшему в беду человеку, неважно знакомый он, близкий или родственник.

-  Почему автор называет рыцарем обычного современного мальчика?

(Потому что он поступил благородно, как рыцарь -  защитил бабушку. Он не

испугался сильного взрослого мужчину.)

- Были ли в вашей жизни подобные ситуации? Как вы вели себя при этом? Чему учит нас рассказ? Какова его главная мысль?

12. Оценка работы. Оценка настроения.

- Ребята, жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, принимать решения, но и, читая произведения, мы тоже получаем уроки, которые пригодятся нам в нашей жизни. Какой урок сегодня мы получили?

Мне захотелось …

Я почувствовал …

Я понял, что…

Какое у вас настроение?


13.Домашнее задание. 

Пересказать текст. Привести примеры из своей жизни. Заполнить карту произведения и вклеить её в тетрадь по литературе.

14. Рефлексия. У вас на столах есть рыцарский щит.

- Ребята, если вы полностью довольны уроком и своей работой прикрепите щит к рыцарю в зелёных доспехах.


- Ребята, если вы довольны уроком, но знаете, что можете работать лучше, прикрепите щит к рыцарю в розовых доспехах.


- Ребята, если вы ничего не поняли на уроке, и вам было неинтересно, прикрепите щит к рыцарю в синих доспехах.
















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок на тему В. Железников «Рыцарь».

Автор: Горт Ольга Васильевна

Дата: 26.02.2017

Номер свидетельства: 395657

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "В.К.Железников "Рыцарь" "
    ["seo_title"] => string(24) "v-k-zhielieznikov-rytsar"
    ["file_id"] => string(6) "190590"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427196250"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства