kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В.К.Железников "Рыцарь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

КГУ «Урицкая средняя школа отдела образования акимата Сарыкольского района»

Учитель начальных классов  Репич Елена Ивановна

Тема: В. К. Железников «Рыцарь. Чтение и анализ.

Цель: познакомить с рассказом В. К. Железникова «Рыцарь»,  используя приемы критического мышления, стимулировать мыслительную и творческую деятельность.

Задачи урока:

-развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;

- развивать умение определять главную мысль произведения, его идею;

- развивать творческое мышление

- формировать умение работать в парах, группе;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

- формировать нравственные убеждения через развитие чувства сопереживания героям, оценивание поступков героев, осознание своей нравственной позиции.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ-

Вы учите их – они учат вас!

2. Изучение нового материала

Этап вызов.

– Сегодня на уроке будете учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы. Всё о чём мы будем говорить, поместим на наш ковёр идей.

Послушайте одну историю, которая поможет узнать тему нашего урока.

Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. Её так и звали - "трусиха".

Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили крепость, а Валя и её младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали - ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.

Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крики:

- Лохмач с цепи сорвался!. К нам бежит!.

Все обернулись.

- Лохмач! Лохмач!. Берегитесь, ребята!.

Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку.

На куче песка остался только маленький Андрюша: на четвереньках ведь не уйдёшь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шёл на приступ.

Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, а в другую - кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, стала у ворот крепости.

Огромный злющий пёс несся через лужайку прямо на неё. Вот уже совсем близко его оскаленная, клыкастая пасть. Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:

- Пошёл вон!

- Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! - Это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу.

Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увёл. На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы. Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.

Зато Валя плакала навзрыд.

- Ты что? - спросили ребята. - Лохмач тебя укусил?

- Нет, - отвечала она, - он не укусил. Просто я очень испугалась.

Выберите слова, которые характеризуют Валю. Какой поступок совершила Валя?

А как мы сейчас называем человека, который совершил смелый поступок? (спасатель).  Как называли силачей на Руси? Казахская земля тоже славилась своими защитниками. Как их называли? В Средневековой Европе были свои герои, они надевали железные доспехи и отправлялись  в путь совершать благородные поступки. Как их  называли? (рыцарями.) Совпадут характеристики батыра. огатыря, рыцаря, героя ? А Вали?

 Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Рыцарь», а написал его Владимир Карпович Железников.

(запись появляется на доске)

-Где мы можем узнать точное значение слова «рыцарь»? (в толковом словаре)

Обращаемся к интернету. Голосовое сообщение.

- Узнаем из словаря  (один ребенок зачитывает в словаре значение слова «рыцарь»):

  1) в Средневековой Европе тяжеловооруженный конный воин, находящийся в зависимости от своего хозяина, (на доске появляется изображение рыцаря)

2) самоотверженный, благородный человек.

- Как выдумаете о чём или о ком будет рассказ?

– Можно ли по названию  рассказа определить, будет ли он шуточным, смешным, серьезным, поучительным? -Прочитаем рассказ и узнаем, верны ли были ваши предположения

При знакомстве с новым произведением м ы ставим для себя цели

Постановка цели урока. Используем приём «доскажи  предложение».

Я  хочу узнать…

 Мне интересно …

Я бы хотел(а) научиться …

 Чтобы достичь цели надо…

.

2. Этап «Осмысление новой информации»    (чтение текста с остановками)

- Каким представили себе Сашу в начале рассказа? Подтвердите свое мнение текстом.

(Саша был стеснительным, робким мальчиком, любил машины и знал все марки  советских машин, шофер казался ему необыкновенным человеком, Саша был счастлив и горд, что шофер обратил на него внимание, что он, маленький мальчик, может чем-то помочь такому сильному взрослому человеку.)

- Что будет дальше и почему?

2) - Меняется ли в этой части состояние Саши? (да)

- Почему?  Какие слова использует автор, чтобы показать смену настроения персонажа рассказа? (Саша перестал бояться, потому что шофер сам попросил его о помощи. Он тащил тяжелое ведро и улыбался, хотя “от собственной неловкости облил себе ноги”.)

— Почему Саша жалел, что некому показать “шоферскую заметину”? (он гордился, что подружился с шофером)

- Были ли у Саши основания считать шофера своим лучшим другом? Как шофер отнесся к мальчику? Свое мнение подтвердите текстом. («…протянул Саше руку», «Заходи, когда будет время»).

- Как вы думаете, этих действий достаточно, чтобы называться другом?

- Как будут развиваться события дальше? Предположите.

3)— Каким предстал перед вами шофер в этой части? (грубый, невоспитанный)

- Как вы думаете, а  отношение Саши к шоферу изменилось? (да)

Подтвердите свое мнение текстом

- Прочитайте описание поступка, совершённого Сашей.

Покажите смену настроения героя соответствующей интонацией при чтении.
– Трудно ли было Саше совершить этот поступок?

Найдите ответ на этот вопрос в тексте.
 

- Почему шофер рассмеялся? (ему нечего было сказать, ему было стыдно)

-От чего ему было стыдно? (что замечание сделал «маленький мальчик.)

- Что заставило шофера принести извинения? (он увидел «боль и обиду в глазах мальчика»)

 - Что будет дальше и почему?

4) Чтение  рассказа до конца. (читает хорошо читающий ученик)

— Какой новый персонаж появляется в конце рассказа?

- Почему бабушка не стала ругать Сашу? («Разве можно ругать человека за благородные поступки?»)

-

– Заслуживает ли Саша, чтобы его называли благородным человеком, рыцарем? Почему?

5) Работа над заголовком.  Определение главной мысли рассказа.

-Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны?

-На доске записаны предложения, Обсудите в парах, какое предложение будет выражать главную мысль рассказа, его идею. (Обсуждение в парах)

1) Близких надо любить.

2) Близких надо любить, уважать,  заботиться о них, защищать.

3)  Надо слушаться старших.

Проверка.

Физминутка

6.Работа в группах. Продолжим работу над рассказом в группах.

1 группа

Задание. Восстановление деформированного плана.

- Вы внимательно читали рассказ, слушали своих товарищей. Прочитайте план. Соответствует  он последовательности событий? Восстановите план и докажите, что ваш план верный.                План:

1. Саша заступается за бабушку.

2. Знакомство с шофёром.

3. Радостно на сердце.

4. Саша помогает шофёру.

2 группа 

Задание. Придумайте окончание рассказа со счастливым концом.

Вы внимательно читали рассказ. А теперь попробуйте сами, придумать продолжение рассказа, где Саша по- настоящему подружился с шофёром

Начни со слов. «Через несколько дней….»

3 группа

Задание. Найдите пословицы

Найдите в интернете пословицы, которые  выражают главную мысль нашего рассказа.

4 группа

Задание.

Фишбоун.

В «голове» этого скелета обозначена общая проблема «Почему рыцарей стало мало? На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие эти причины. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

7. Рефлексия. В своих творческих работах покажите своё отношение к персонажам нашего рассказа.

1 группа составляет синквейн о Саше, как о рыцаре,

2 группа о шофёре

3группа  составляет смс – сообщение для Саши. Выразите своё отношение к Саше.

4 группа – смс для всех детей. Отзыв о прочитанной книге.

Выступление. Оценка   работы. Оценка настроения.

- Ребята, жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, принимать решения, но и, читая произведения, вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в вашей жизни. Какой урок сегодня вы получили?

Мне захотелось …

Я почувствовал …

 Я понял, что…

Какое у вас настроение?

Д ом. зад   С.134 - 135 чтение по ролям, пересказ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В.К.Железников "Рыцарь" »

КГУ «Урицкая средняя школа отдела образования акимата Сарыкольского района»

Учитель начальных классов Репич Елена Ивановна


Тема: В. К. Железников «Рыцарь. Чтение и анализ.

Цель: познакомить с рассказом В. К. Железникова «Рыцарь», используя приемы критического мышления, стимулировать мыслительную и творческую деятельность.


Задачи урока:

-развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;

- развивать умение определять главную мысль произведения, его идею;

- развивать творческое мышление


- формировать умение работать в парах, группе;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.


- формировать нравственные убеждения через развитие чувства сопереживания героям, оценивание поступков героев, осознание своей нравственной позиции .

Ход урока.

1.Организационный момент.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ-

Вы учите их – они учат вас!


2. Изучение нового материала

Этап вызов.

– Сегодня на уроке будете учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы . Всё о чём мы будем говорить, поместим на наш ковёр идей.

Послушайте одну историю, которая поможет узнать тему нашего урока..


Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. Её так и звали - "трусиха".


Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили крепость, а Валя и её младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали - ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.


Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крики:

- Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!..

Все обернулись.

- Лохмач! Лохмач!.. Берегитесь, ребята!..

Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку.


На куче песка остался только маленький Андрюша: на четвереньках ведь не уйдёшь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шёл на приступ.


Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, а в другую - кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, стала у ворот крепости.

Огромный злющий пёс несся через лужайку прямо на неё. Вот уже совсем близко его оскаленная, клыкастая пасть. Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:

- Пошёл вон!

- Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! - Это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу.

Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увёл. На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы... Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.

Зато Валя плакала навзрыд.

- Ты что? - спросили ребята. - Лохмач тебя укусил?


- Нет, - отвечала она, - он не укусил... Просто я очень испугалась...


Выберите слова, которые характеризуют Валю. Какой поступок совершила Валя?

А как мы сейчас называем человека, который совершил смелый поступок? (спасатель). Как называли силачей на Руси? Казахская земля тоже славилась своими защитниками. Как их называли? В Средневековой Европе были свои герои, они надевали железные доспехи и отправлялись в путь совершать благородные поступки. Как их называли? (рыцарями.) Совпадут характеристики батыра. огатыря, рыцаря, героя ? А Вали?

Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Рыцарь», а написал его Владимир Карпович Железников.

(запись появляется на доске)

-Где мы можем узнать точное значение слова «рыцарь»? (в толковом словаре)

Обращаемся к интернету. Голосовое сообщение.

- Узнаем из словаря (один ребенок зачитывает в словаре значение слова «рыцарь»):

1) в Средневековой Европе тяжеловооруженный конный воин, находящийся в зависимости от своего хозяина, (на доске появляется изображение рыцаря)

2) самоотверженный, благородный человек.


- Как выдумаете о чём или о ком будет рассказ?

– Можно ли по названию рассказа определить, будет ли он шуточным, смешным, серьезным, поучительным? -Прочитаем рассказ и узнаем, верны ли были ваши предположения

При знакомстве с новым произведением м ы ставим для себя цели

Постановка цели урока. Используем приём «доскажи предложение».

Я хочу узнать…

Мне интересно …

Я бы хотел(а) научиться …

Чтобы достичь цели надо…

.

2. Этап «Осмысление новой информации» (чтение текста с остановками)

- Каким представили себе Сашу в начале рассказа? Подтвердите свое мнение текстом.

(Саша был стеснительным, робким мальчиком, любил машины и знал все марки советских машин, шофер казался ему необыкновенным человеком, Саша был счастлив и горд, что шофер обратил на него внимание, что он, маленький мальчик, может чем-то помочь такому сильному взрослому человеку.)

- Что будет дальше и почему?


2) - Меняется ли в этой части состояние Саши? (да)

- Почему? Какие слова использует автор, чтобы показать смену настроения персонажа рассказа? (Саша перестал бояться, потому что шофер сам попросил его о помощи. Он тащил тяжелое ведро и улыбался, хотя “от собственной неловкости облил себе ноги”.)

— Почему Саша жалел, что некому показать “шоферскую заметину”? (он гордился, что подружился с шофером)

- Были ли у Саши основания считать шофера своим лучшим другом? Как шофер отнесся к мальчику? Свое мнение подтвердите текстом. («…протянул Саше руку», «Заходи, когда будет время»).

- Как вы думаете, этих действий достаточно, чтобы называться другом?

- Как будут развиваться события дальше? Предположите.



3)— Каким предстал перед вами шофер в этой части? (грубый, невоспитанный)

- Как вы думаете, а отношение Саши к шоферу изменилось? (да)

Подтвердите свое мнение текстом


- Прочитайте описание поступка, совершённого Сашей.

Покажите смену настроения героя соответствующей интонацией при чтении.
– Трудно ли было Саше совершить этот поступок?

Найдите ответ на этот вопрос в тексте.

- Почему шофер рассмеялся? (ему нечего было сказать, ему было стыдно)

-От чего ему было стыдно? (что замечание сделал «маленький мальчик...)

- Что заставило шофера принести извинения? (он увидел «боль и обиду в глазах мальчика»)

- Что будет дальше и почему?


4) Чтение  рассказа до конца. (читает хорошо читающий ученик)

— Какой новый персонаж появляется в конце рассказа?

- Почему бабушка не стала ругать Сашу? («Разве можно ругать человека за благородные поступки?»)

-

– Заслуживает ли Саша, чтобы его называли благородным человеком, рыцарем? Почему?


5) Работа над заголовком. Определение главной мысли рассказа.

-Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны?

-На доске записаны предложения, Обсудите в парах, какое предложение будет выражать главную мысль рассказа, его идею. (Обсуждение в парах)

1) Близких надо любить.

2) Близких надо любить, уважать, заботиться о них, защищать.

3) Надо слушаться старших.

Проверка.

Физминутка


6.Работа в группах. Продолжим работу над рассказом в группах.

1 группа

Задание. Восстановление деформированного плана.

- Вы внимательно читали рассказ, слушали своих товарищей. Прочитайте план. Соответствует он последовательности событий? Восстановите план и докажите, что ваш план верный. План:

1. Саша заступается за бабушку.

2. Знакомство с шофёром.

3. Радостно на сердце.

4. Саша помогает шофёру.

2 группа

Задание. Придумайте окончание рассказа со счастливым концом.

Вы внимательно читали рассказ. А теперь попробуйте сами, придумать продолжение рассказа, где Саша по- настоящему подружился с шофёром

Начни со слов.. «Через несколько дней…..»

3 группа

Задание. Найдите пословицы

Найдите в интернете пословицы, которые выражают главную мысль нашего рассказа.

4 группа

Задание.

Фишбоун.

В «голове» этого скелета обозначена общая проблема «Почему рыцарей стало мало? На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие эти причины. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.


7. Рефлексия. В своих творческих работах покажите своё отношение к персонажам нашего рассказа.


1 группа составляет синквейн о Саше, как о рыцаре,

2 группа о шофёре

3группа составляет смс – сообщение для Саши. Выразите своё отношение к Саше.

4 группа – смс для всех детей. Отзыв о прочитанной книге.

Выступление. Оценка работы. Оценка настроения.

- Ребята, жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, принимать решения, но и, читая произведения, вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в вашей жизни. Какой урок сегодня вы получили?

Мне захотелось …

Я почувствовал …

Я понял, что…

Какое у вас настроение?


Д ом. зад С.134 - 135 чтение по ролям, пересказ.

















8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
В.К.Железников "Рыцарь"

Автор: Репич Елена Ивановна

Дата: 24.03.2015

Номер свидетельства: 190590


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства