kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В.К.Железников "Рыцарь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

КГУ «Урицкая средняя школа отдела образования акимата Сарыкольского района»

Учитель начальных классов  Репич Елена Ивановна

Тема: В. К. Железников «Рыцарь. Чтение и анализ.

Цель: познакомить с рассказом В. К. Железникова «Рыцарь»,  используя приемы критического мышления, стимулировать мыслительную и творческую деятельность.

Задачи урока:

-развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;

- развивать умение определять главную мысль произведения, его идею;

- развивать творческое мышление

- формировать умение работать в парах, группе;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

- формировать нравственные убеждения через развитие чувства сопереживания героям, оценивание поступков героев, осознание своей нравственной позиции.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ-

Вы учите их – они учат вас!

2. Изучение нового материала

Этап вызов.

– Сегодня на уроке будете учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы. Всё о чём мы будем говорить, поместим на наш ковёр идей.

Послушайте одну историю, которая поможет узнать тему нашего урока.

Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. Её так и звали - "трусиха".

Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили крепость, а Валя и её младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали - ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.

Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крики:

- Лохмач с цепи сорвался!. К нам бежит!.

Все обернулись.

- Лохмач! Лохмач!. Берегитесь, ребята!.

Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку.

На куче песка остался только маленький Андрюша: на четвереньках ведь не уйдёшь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шёл на приступ.

Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, а в другую - кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, стала у ворот крепости.

Огромный злющий пёс несся через лужайку прямо на неё. Вот уже совсем близко его оскаленная, клыкастая пасть. Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:

- Пошёл вон!

- Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! - Это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу.

Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увёл. На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы. Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.

Зато Валя плакала навзрыд.

- Ты что? - спросили ребята. - Лохмач тебя укусил?

- Нет, - отвечала она, - он не укусил. Просто я очень испугалась.

Выберите слова, которые характеризуют Валю. Какой поступок совершила Валя?

А как мы сейчас называем человека, который совершил смелый поступок? (спасатель).  Как называли силачей на Руси? Казахская земля тоже славилась своими защитниками. Как их называли? В Средневековой Европе были свои герои, они надевали железные доспехи и отправлялись  в путь совершать благородные поступки. Как их  называли? (рыцарями.) Совпадут характеристики батыра. огатыря, рыцаря, героя ? А Вали?

 Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Рыцарь», а написал его Владимир Карпович Железников.

(запись появляется на доске)

-Где мы можем узнать точное значение слова «рыцарь»? (в толковом словаре)

Обращаемся к интернету. Голосовое сообщение.

- Узнаем из словаря  (один ребенок зачитывает в словаре значение слова «рыцарь»):

  1) в Средневековой Европе тяжеловооруженный конный воин, находящийся в зависимости от своего хозяина, (на доске появляется изображение рыцаря)

2) самоотверженный, благородный человек.

- Как выдумаете о чём или о ком будет рассказ?

– Можно ли по названию  рассказа определить, будет ли он шуточным, смешным, серьезным, поучительным? -Прочитаем рассказ и узнаем, верны ли были ваши предположения

При знакомстве с новым произведением м ы ставим для себя цели

Постановка цели урока. Используем приём «доскажи  предложение».

Я  хочу узнать…

 Мне интересно …

Я бы хотел(а) научиться …

 Чтобы достичь цели надо…

.

2. Этап «Осмысление новой информации»    (чтение текста с остановками)

- Каким представили себе Сашу в начале рассказа? Подтвердите свое мнение текстом.

(Саша был стеснительным, робким мальчиком, любил машины и знал все марки  советских машин, шофер казался ему необыкновенным человеком, Саша был счастлив и горд, что шофер обратил на него внимание, что он, маленький мальчик, может чем-то помочь такому сильному взрослому человеку.)

- Что будет дальше и почему?

2) - Меняется ли в этой части состояние Саши? (да)

- Почему?  Какие слова использует автор, чтобы показать смену настроения персонажа рассказа? (Саша перестал бояться, потому что шофер сам попросил его о помощи. Он тащил тяжелое ведро и улыбался, хотя “от собственной неловкости облил себе ноги”.)

— Почему Саша жалел, что некому показать “шоферскую заметину”? (он гордился, что подружился с шофером)

- Были ли у Саши основания считать шофера своим лучшим другом? Как шофер отнесся к мальчику? Свое мнение подтвердите текстом. («…протянул Саше руку», «Заходи, когда будет время»).

- Как вы думаете, этих действий достаточно, чтобы называться другом?

- Как будут развиваться события дальше? Предположите.

3)— Каким предстал перед вами шофер в этой части? (грубый, невоспитанный)

- Как вы думаете, а  отношение Саши к шоферу изменилось? (да)

Подтвердите свое мнение текстом

- Прочитайте описание поступка, совершённого Сашей.

Покажите смену настроения героя соответствующей интонацией при чтении.
– Трудно ли было Саше совершить этот поступок?

Найдите ответ на этот вопрос в тексте.
 

- Почему шофер рассмеялся? (ему нечего было сказать, ему было стыдно)

-От чего ему было стыдно? (что замечание сделал «маленький мальчик.)

- Что заставило шофера принести извинения? (он увидел «боль и обиду в глазах мальчика»)

 - Что будет дальше и почему?

4) Чтение  рассказа до конца. (читает хорошо читающий ученик)

— Какой новый персонаж появляется в конце рассказа?

- Почему бабушка не стала ругать Сашу? («Разве можно ругать человека за благородные поступки?»)

-

– Заслуживает ли Саша, чтобы его называли благородным человеком, рыцарем? Почему?

5) Работа над заголовком.  Определение главной мысли рассказа.

-Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны?

-На доске записаны предложения, Обсудите в парах, какое предложение будет выражать главную мысль рассказа, его идею. (Обсуждение в парах)

1) Близких надо любить.

2) Близких надо любить, уважать,  заботиться о них, защищать.

3)  Надо слушаться старших.

Проверка.

Физминутка

6.Работа в группах. Продолжим работу над рассказом в группах.

1 группа

Задание. Восстановление деформированного плана.

- Вы внимательно читали рассказ, слушали своих товарищей. Прочитайте план. Соответствует  он последовательности событий? Восстановите план и докажите, что ваш план верный.                План:

1. Саша заступается за бабушку.

2. Знакомство с шофёром.

3. Радостно на сердце.

4. Саша помогает шофёру.

2 группа 

Задание. Придумайте окончание рассказа со счастливым концом.

Вы внимательно читали рассказ. А теперь попробуйте сами, придумать продолжение рассказа, где Саша по- настоящему подружился с шофёром

Начни со слов. «Через несколько дней….»

3 группа

Задание. Найдите пословицы

Найдите в интернете пословицы, которые  выражают главную мысль нашего рассказа.

4 группа

Задание.

Фишбоун.

В «голове» этого скелета обозначена общая проблема «Почему рыцарей стало мало? На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие эти причины. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

7. Рефлексия. В своих творческих работах покажите своё отношение к персонажам нашего рассказа.

1 группа составляет синквейн о Саше, как о рыцаре,

2 группа о шофёре

3группа  составляет смс – сообщение для Саши. Выразите своё отношение к Саше.

4 группа – смс для всех детей. Отзыв о прочитанной книге.

Выступление. Оценка   работы. Оценка настроения.

- Ребята, жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, принимать решения, но и, читая произведения, вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в вашей жизни. Какой урок сегодня вы получили?

Мне захотелось …

Я почувствовал …

 Я понял, что…

Какое у вас настроение?

Д ом. зад   С.134 - 135 чтение по ролям, пересказ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В.К.Железников "Рыцарь" »

КГУ «Урицкая средняя школа отдела образования акимата Сарыкольского района»

Учитель начальных классов Репич Елена Ивановна


Тема: В. К. Железников «Рыцарь. Чтение и анализ.

Цель: познакомить с рассказом В. К. Железникова «Рыцарь», используя приемы критического мышления, стимулировать мыслительную и творческую деятельность.


Задачи урока:

-развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;

- развивать умение определять главную мысль произведения, его идею;

- развивать творческое мышление


- формировать умение работать в парах, группе;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.


- формировать нравственные убеждения через развитие чувства сопереживания героям, оценивание поступков героев, осознание своей нравственной позиции .

Ход урока.

1.Организационный момент.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ-

Вы учите их – они учат вас!


2. Изучение нового материала

Этап вызов.

– Сегодня на уроке будете учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы . Всё о чём мы будем говорить, поместим на наш ковёр идей.

Послушайте одну историю, которая поможет узнать тему нашего урока..


Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. Её так и звали - "трусиха".


Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили крепость, а Валя и её младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали - ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.


Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крики:

- Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!..

Все обернулись.

- Лохмач! Лохмач!.. Берегитесь, ребята!..

Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку.


На куче песка остался только маленький Андрюша: на четвереньках ведь не уйдёшь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шёл на приступ.


Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, а в другую - кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, стала у ворот крепости.

Огромный злющий пёс несся через лужайку прямо на неё. Вот уже совсем близко его оскаленная, клыкастая пасть. Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:

- Пошёл вон!

- Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! - Это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу.

Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увёл. На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы... Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.

Зато Валя плакала навзрыд.

- Ты что? - спросили ребята. - Лохмач тебя укусил?


- Нет, - отвечала она, - он не укусил... Просто я очень испугалась...


Выберите слова, которые характеризуют Валю. Какой поступок совершила Валя?

А как мы сейчас называем человека, который совершил смелый поступок? (спасатель). Как называли силачей на Руси? Казахская земля тоже славилась своими защитниками. Как их называли? В Средневековой Европе были свои герои, они надевали железные доспехи и отправлялись в путь совершать благородные поступки. Как их называли? (рыцарями.) Совпадут характеристики батыра. огатыря, рыцаря, героя ? А Вали?

Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Рыцарь», а написал его Владимир Карпович Железников.

(запись появляется на доске)

-Где мы можем узнать точное значение слова «рыцарь»? (в толковом словаре)

Обращаемся к интернету. Голосовое сообщение.

- Узнаем из словаря (один ребенок зачитывает в словаре значение слова «рыцарь»):

1) в Средневековой Европе тяжеловооруженный конный воин, находящийся в зависимости от своего хозяина, (на доске появляется изображение рыцаря)

2) самоотверженный, благородный человек.


- Как выдумаете о чём или о ком будет рассказ?

– Можно ли по названию рассказа определить, будет ли он шуточным, смешным, серьезным, поучительным? -Прочитаем рассказ и узнаем, верны ли были ваши предположения

При знакомстве с новым произведением м ы ставим для себя цели

Постановка цели урока. Используем приём «доскажи предложение».

Я хочу узнать…

Мне интересно …

Я бы хотел(а) научиться …

Чтобы достичь цели надо…

.

2. Этап «Осмысление новой информации» (чтение текста с остановками)

- Каким представили себе Сашу в начале рассказа? Подтвердите свое мнение текстом.

(Саша был стеснительным, робким мальчиком, любил машины и знал все марки советских машин, шофер казался ему необыкновенным человеком, Саша был счастлив и горд, что шофер обратил на него внимание, что он, маленький мальчик, может чем-то помочь такому сильному взрослому человеку.)

- Что будет дальше и почему?


2) - Меняется ли в этой части состояние Саши? (да)

- Почему? Какие слова использует автор, чтобы показать смену настроения персонажа рассказа? (Саша перестал бояться, потому что шофер сам попросил его о помощи. Он тащил тяжелое ведро и улыбался, хотя “от собственной неловкости облил себе ноги”.)

— Почему Саша жалел, что некому показать “шоферскую заметину”? (он гордился, что подружился с шофером)

- Были ли у Саши основания считать шофера своим лучшим другом? Как шофер отнесся к мальчику? Свое мнение подтвердите текстом. («…протянул Саше руку», «Заходи, когда будет время»).

- Как вы думаете, этих действий достаточно, чтобы называться другом?

- Как будут развиваться события дальше? Предположите.



3)— Каким предстал перед вами шофер в этой части? (грубый, невоспитанный)

- Как вы думаете, а отношение Саши к шоферу изменилось? (да)

Подтвердите свое мнение текстом


- Прочитайте описание поступка, совершённого Сашей.

Покажите смену настроения героя соответствующей интонацией при чтении.
– Трудно ли было Саше совершить этот поступок?

Найдите ответ на этот вопрос в тексте.

- Почему шофер рассмеялся? (ему нечего было сказать, ему было стыдно)

-От чего ему было стыдно? (что замечание сделал «маленький мальчик...)

- Что заставило шофера принести извинения? (он увидел «боль и обиду в глазах мальчика»)

- Что будет дальше и почему?


4) Чтение  рассказа до конца. (читает хорошо читающий ученик)

— Какой новый персонаж появляется в конце рассказа?

- Почему бабушка не стала ругать Сашу? («Разве можно ругать человека за благородные поступки?»)

-

– Заслуживает ли Саша, чтобы его называли благородным человеком, рыцарем? Почему?


5) Работа над заголовком. Определение главной мысли рассказа.

-Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны?

-На доске записаны предложения, Обсудите в парах, какое предложение будет выражать главную мысль рассказа, его идею. (Обсуждение в парах)

1) Близких надо любить.

2) Близких надо любить, уважать, заботиться о них, защищать.

3) Надо слушаться старших.

Проверка.

Физминутка


6.Работа в группах. Продолжим работу над рассказом в группах.

1 группа

Задание. Восстановление деформированного плана.

- Вы внимательно читали рассказ, слушали своих товарищей. Прочитайте план. Соответствует он последовательности событий? Восстановите план и докажите, что ваш план верный. План:

1. Саша заступается за бабушку.

2. Знакомство с шофёром.

3. Радостно на сердце.

4. Саша помогает шофёру.

2 группа

Задание. Придумайте окончание рассказа со счастливым концом.

Вы внимательно читали рассказ. А теперь попробуйте сами, придумать продолжение рассказа, где Саша по- настоящему подружился с шофёром

Начни со слов.. «Через несколько дней…..»

3 группа

Задание. Найдите пословицы

Найдите в интернете пословицы, которые выражают главную мысль нашего рассказа.

4 группа

Задание.

Фишбоун.

В «голове» этого скелета обозначена общая проблема «Почему рыцарей стало мало? На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие эти причины. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.


7. Рефлексия. В своих творческих работах покажите своё отношение к персонажам нашего рассказа.


1 группа составляет синквейн о Саше, как о рыцаре,

2 группа о шофёре

3группа составляет смс – сообщение для Саши. Выразите своё отношение к Саше.

4 группа – смс для всех детей. Отзыв о прочитанной книге.

Выступление. Оценка работы. Оценка настроения.

- Ребята, жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, принимать решения, но и, читая произведения, вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в вашей жизни. Какой урок сегодня вы получили?

Мне захотелось …

Я почувствовал …

Я понял, что…

Какое у вас настроение?


Д ом. зад С.134 - 135 чтение по ролям, пересказ.

















8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
В.К.Железников "Рыцарь"

Автор: Репич Елена Ивановна

Дата: 24.03.2015

Номер свидетельства: 190590


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства