КГУ «Урицкая средняя школа отдела образования акимата Сарыкольского района»
Учитель начальных классов Репич Елена Ивановна
Тема: В. К. Железников «Рыцарь. Чтение и анализ.
Цель: познакомить с рассказом В. К. Железникова «Рыцарь», используя приемы критического мышления, стимулировать мыслительную и творческую деятельность.
Задачи урока:
-развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;
- развивать умение определять главную мысль произведения, его идею;
- развивать творческое мышление
- формировать умение работать в парах, группе;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
- формировать нравственные убеждения через развитие чувства сопереживания героям, оценивание поступков героев, осознание своей нравственной позиции.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ-
Вы учите их – они учат вас!
2. Изучение нового материала
Этап вызов.
– Сегодня на уроке будете учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы. Всё о чём мы будем говорить, поместим на наш ковёр идей.
Послушайте одну историю, которая поможет узнать тему нашего урока.
Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. Её так и звали - "трусиха".
Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили крепость, а Валя и её младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали - ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.
Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крики:
- Лохмач с цепи сорвался!. К нам бежит!.
Все обернулись.
- Лохмач! Лохмач!. Берегитесь, ребята!.
Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку.
На куче песка остался только маленький Андрюша: на четвереньках ведь не уйдёшь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шёл на приступ.
Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, а в другую - кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, стала у ворот крепости.
Огромный злющий пёс несся через лужайку прямо на неё. Вот уже совсем близко его оскаленная, клыкастая пасть. Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:
- Пошёл вон!
- Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! - Это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу.
Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увёл. На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы. Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.
Зато Валя плакала навзрыд.
- Ты что? - спросили ребята. - Лохмач тебя укусил?
- Нет, - отвечала она, - он не укусил. Просто я очень испугалась.
Выберите слова, которые характеризуют Валю. Какой поступок совершила Валя?
А как мы сейчас называем человека, который совершил смелый поступок? (спасатель). Как называли силачей на Руси? Казахская земля тоже славилась своими защитниками. Как их называли? В Средневековой Европе были свои герои, они надевали железные доспехи и отправлялись в путь совершать благородные поступки. Как их называли? (рыцарями.) Совпадут характеристики батыра. огатыря, рыцаря, героя ? А Вали?
Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Рыцарь», а написал его Владимир Карпович Железников.
(запись появляется на доске)
-Где мы можем узнать точное значение слова «рыцарь»? (в толковом словаре)
Обращаемся к интернету. Голосовое сообщение.
- Узнаем из словаря (один ребенок зачитывает в словаре значение слова «рыцарь»):
1) в Средневековой Европе тяжеловооруженный конный воин, находящийся в зависимости от своего хозяина, (на доске появляется изображение рыцаря)
2) самоотверженный, благородный человек.
- Как выдумаете о чём или о ком будет рассказ?
– Можно ли по названию рассказа определить, будет ли он шуточным, смешным, серьезным, поучительным? -Прочитаем рассказ и узнаем, верны ли были ваши предположения
При знакомстве с новым произведением м ы ставим для себя цели
Постановка цели урока. Используем приём «доскажи предложение».
Я хочу узнать…
Мне интересно …
Я бы хотел(а) научиться …
Чтобы достичь цели надо…
.
2. Этап «Осмысление новой информации» (чтение текста с остановками)
- Каким представили себе Сашу в начале рассказа? Подтвердите свое мнение текстом.
(Саша был стеснительным, робким мальчиком, любил машины и знал все марки советских машин, шофер казался ему необыкновенным человеком, Саша был счастлив и горд, что шофер обратил на него внимание, что он, маленький мальчик, может чем-то помочь такому сильному взрослому человеку.)
- Что будет дальше и почему?
2) - Меняется ли в этой части состояние Саши? (да)
- Почему? Какие слова использует автор, чтобы показать смену настроения персонажа рассказа? (Саша перестал бояться, потому что шофер сам попросил его о помощи. Он тащил тяжелое ведро и улыбался, хотя “от собственной неловкости облил себе ноги”.)
— Почему Саша жалел, что некому показать “шоферскую заметину”? (он гордился, что подружился с шофером)
- Были ли у Саши основания считать шофера своим лучшим другом? Как шофер отнесся к мальчику? Свое мнение подтвердите текстом. («…протянул Саше руку», «Заходи, когда будет время»).
- Как вы думаете, этих действий достаточно, чтобы называться другом?
- Как будут развиваться события дальше? Предположите.
3)— Каким предстал перед вами шофер в этой части? (грубый, невоспитанный)
- Как вы думаете, а отношение Саши к шоферу изменилось? (да)
Подтвердите свое мнение текстом
- Прочитайте описание поступка, совершённого Сашей.
Покажите смену настроения героя соответствующей интонацией при чтении.
– Трудно ли было Саше совершить этот поступок?
Найдите ответ на этот вопрос в тексте.
- Почему шофер рассмеялся? (ему нечего было сказать, ему было стыдно)
-От чего ему было стыдно? (что замечание сделал «маленький мальчик.)
- Что заставило шофера принести извинения? (он увидел «боль и обиду в глазах мальчика»)
- Что будет дальше и почему?
4) Чтение рассказа до конца. (читает хорошо читающий ученик)
— Какой новый персонаж появляется в конце рассказа?
- Почему бабушка не стала ругать Сашу? («Разве можно ругать человека за благородные поступки?»)
-
– Заслуживает ли Саша, чтобы его называли благородным человеком, рыцарем? Почему?
5) Работа над заголовком. Определение главной мысли рассказа.
-Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны?
-На доске записаны предложения, Обсудите в парах, какое предложение будет выражать главную мысль рассказа, его идею. (Обсуждение в парах)
1) Близких надо любить.
2) Близких надо любить, уважать, заботиться о них, защищать.
3) Надо слушаться старших.
Проверка.
Физминутка
6.Работа в группах. Продолжим работу над рассказом в группах.
1 группа
Задание. Восстановление деформированного плана.
- Вы внимательно читали рассказ, слушали своих товарищей. Прочитайте план. Соответствует он последовательности событий? Восстановите план и докажите, что ваш план верный. План:
1. Саша заступается за бабушку.
2. Знакомство с шофёром.
3. Радостно на сердце.
4. Саша помогает шофёру.
2 группа
Задание. Придумайте окончание рассказа со счастливым концом.
Вы внимательно читали рассказ. А теперь попробуйте сами, придумать продолжение рассказа, где Саша по- настоящему подружился с шофёром
Начни со слов. «Через несколько дней….»
3 группа
Задание. Найдите пословицы
Найдите в интернете пословицы, которые выражают главную мысль нашего рассказа.
4 группа
Задание.
Фишбоун.
В «голове» этого скелета обозначена общая проблема «Почему рыцарей стало мало? На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие эти причины. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.
7. Рефлексия. В своих творческих работах покажите своё отношение к персонажам нашего рассказа.
1 группа составляет синквейн о Саше, как о рыцаре,
2 группа о шофёре
3группа составляет смс – сообщение для Саши. Выразите своё отношение к Саше.
4 группа – смс для всех детей. Отзыв о прочитанной книге.
Выступление. Оценка работы. Оценка настроения.
- Ребята, жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, принимать решения, но и, читая произведения, вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в вашей жизни. Какой урок сегодня вы получили?
Мне захотелось …
Я почувствовал …
Я понял, что…
Какое у вас настроение?
Д ом. зад С.134 - 135 чтение по ролям, пересказ.