kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 5 классе "И.А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит с жанром басни, раскрывает художественное и языковое своеобразие басен И. А. Крылова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе "И.А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали"»

Тема урока: И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали.

Цели урока: раскрыть мораль басен и показать их злободневность; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль.

Планируемые результаты: понимание аллегорической сути басен; умение выразительно читать басни, находить в тексте художественные средства и объяснять их роль.

Оборудование: портрет И.А.Крылова, сборники его басен, иллюстрации к ним, рисунки учащихся.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Работа по теме урока.

Вступительное слово учителя. На экране выведен эпиграф к уроку (презентация «Крылов»).

- Ребята, давайте прочтем эпиграф к нашему уроку и постараемся определить тему и цели сегодняшнего занятия.

Дети читают и отвечают на вопросы:

- Кто автор этих строк?

- Что же такое пороки? (слайд о пороках)

- Что значит пощипать их?

- Как вы понимаете смысл этой фразы?

- О чем мы с вами будем сегодня говорить?

На экран выводится слайд с картинками басен и дети угадывают о каких баснях пойдет речь.

Учитель: Басни – это литературный жанр, который берет свое начало в далеком прошлом. Родоначальником басенного искусства принято считать древнегреческого поэта-философа и мудреца Эзопа.

-Так что же такое басня?

- Что такое мораль басни?

- Кто в России сочинял басни?

И.А.Крылов переводил эзоповы басни, для этого он овладел древнегреческим языком. Жизнь писателя и его творчество известны всем образованным читателям. У любого человека басни Крылова вызывают интерес. Фразы из его басен давно вошли в нашу речь как пословицы и крылатые выражения. Доброта, лукавство, ясность мысли, зоркая наблюдательность, необидная насмешливость – эти черты характера баснописца нашли отражение в его творчестве. Крылов смог расширить возможности басенного жанра, возвысил басню, довел ее до совершенства.

- Ребята, а подумайте: какова основная цель басни? (Посмеяться над забавными героями, указать на пороки людей, напомнить читателям старые истины)

Чтобы понять басню, необходимо понимать значение терминов аллегория и мораль.

Аллегория- иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. Черты признаки этого образа вызывают то представление о нем, которое хочет создать писатель.

Аллегория часто применяется в баснях, где хитрость иносказательно изображают в виде лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи и т.д.

А сейчас давайте посмотрим инсценирование одной из басен И.А.Крылова.

(«Ворона и лисица»)

Анализ басни «Ворона и лисица».

Знакомство с текстом. Анализ басни по вопросам:

1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чем ее смысл?

2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил».)

3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково ее поведение? (Использует лесть, хвалебные речи. «Вертит хвостом… и говорит так сладко, чуть дыша …».)

4. В чем заключается глупость Вороны? (У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье сперло».)

5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей – правда.)

6. В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности.)

7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?

Вывод. И. А. Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть гнусна, вредна»).

Учащиеся читают басню в лицах, голосом показывая притворную лесть Лисицы и глупость Вороны.

8. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?

Чтение и анализ басни «Свинья под дубом».

Выразительное чтение наизусть.

Анализ басни по вопросам:

1. Интересна ли басня?

2. Что же лучше: быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?

3. Кто такой невежда? (Неученый, необразованный ученьем, книжным знанием, непосвященный.)**

4. Объясните аллегорию басни. (Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни). Не понимает, что науки должны развиваться.)

5. Можно ли сказать, что автор осуждает Свинью?

6. Какая интонация звучит в реплике Дуба? (Отчаяние, беспомощность.)

Какое чувство вызывает у читателей Свинья? (вызывает отвращение и возмущение. Для ее описания выбрана просторечная лексика: до отвала, продравши, рыло, жирею)

7. Актуальна ли мораль басни в наше время?

8. Чему вас научила эта басня?

Вывод. И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.

Конкурс «Кто лучше знает басни Крылова».

Работа в группах.

Задание:

1. Каждой группе выдается заранее подготовленный текст известной им басни. Задача учащихся – вписать недостающие слова или предложения.

Игра «Копилка крылатых слов и выражений» (вошедших в язык из произведений Крылова).

1. «Да работала ль ты в лето,

Так пойди же попляши».

2. «Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было».

3. «Сыр выпал – с ним была плутовка такова»

4. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»

5. «У сильного всегда бессильный виноват» (Волк и ягненок»)

6. «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!»

7. « А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь»

Работа по иллюстрациям. (Демонстрация иллюстраций.)

Вопросы: Назовите басню, содержание которой вы видите на иллюстрации. Вспомните фамилию художника.

Оценивание.

Вывод: Басня – один из древнейших жанров литературы; в баснях дается нравоучительное, сатирическое изображение жизни; басни Крылова поучительны, написаны народным языком.

Домашнее задание: дать письменный ответ на вопрос: « Почему басне суждена долгая жизнь?»





















Карточка № 1



Когда в товарищах ………………………………..,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только ……………..
Однажды Лебедь, ……………………..
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него ………………………;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется ……………………………,
Рак пятится ……………………………., а Щука тянет …………………….
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.



















































Карточка № 2

Проказница-Мартышка, ……………….. Козел да ……………………………
Затеяли сыграть………………………...
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки -
Пленять своим искусством ……………………………..
Ударили в смычки, дерут, а …………………………..
"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так ………………..

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Расселись, начали ………………..
Он все-таки на лад нейдет.
"Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,
Коль ………………………. сядем".
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
"Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и ………………………. есть;
Скажи лишь, как ………………………!" -
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей. -
А вы, друзья, ………………………………………,
Все в музыканты не годитесь".













Карточка № 3

Попрыгунья ………………..

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как ………………………………..

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и ……………………………………

Всё прошло с зимой холодной.

Нужда, голод настаёт;

Стрекоза уж ……………………..:

И кому же в ум пойдёт

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К ………………………. ползёт она:

«Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми …………………………………………!» —

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты …………………..?» —

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило». —

«А, так ты...» — «Я без души

Лето целое всё пела». —

«Ты всё пела? это дело:

Так поди же……………......



























Карточка № 4

Мартышка к старости слаба ………….. стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести …………...
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на ………….. нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
"Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне …………………..;
А проку на-волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О ……………… так хватила их,
Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.











































Карточка № 5



По улицам ………………. водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку ……………..,
Так за Слоном толпы ………………….. ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу …………………. им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.
"Соседка, перестань срамиться, -
Ей Шавка говорит, - тебе ли со Слоном …………………………?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает. -
"Эх, эх! - ей Моська отвечает, -
Вот то-то мне и ……………………. придает,
Что я, совсем без ……………,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! знать, она ………………..,
Что лает на Слона!"




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Суменкова Мария Владимировна

Дата: 04.11.2017

Номер свидетельства: 436684

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе. "
    ["seo_title"] => string(70) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-litieraturie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "224218"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438603024"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства