образовательные: познакомить учащихся с творчеством поэтов второй половины 20 век, выявить значение авторской песни для развития литературного процесса и музыкальной культуры народа
воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств учащихся, их гражданской позиции;
развивающие: углубить и расширить знания о поэзии, о культурных традициях и творческих поисках поэтов, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений.
Тип урока: комбинированный урок, сопровождаемый презентацией.
Наглядные пособия и оборудование:
компьютер, видеозапись о жизни и творчестве В.С.Высоцкого, аудиозапись песен Б.Окуджавы, фотовыставка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы на тему: Эстрадная поэзия»
Айтмагамбетова Флюра Максутовна,
учитель русского языка и литературы
СОШ№20 г. Уральска,
Западно-Казахстанской области
Республики Казахстан
Тема урока: «Эстрадная поэзия», 11 класс
Цели урока:
образовательные: познакомить учащихся с творчеством поэтов второй половины 20 век, выявить значение авторской песни для развития литературного процесса и музыкальной культуры народа
воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств учащихся, их гражданской позиции;
развивающие: углубить и расширить знания о поэзии, о культурных традициях и творческих поисках поэтов, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений.
Тип урока: комбинированный урок, сопровождаемый презентацией.
Наглядные пособия и оборудование:
компьютер, видеозапись о жизни и творчестве В.С.Высоцкого, аудиозапись песен Б.Окуджавы, фотовыставка.
Ход урока.
1.Орг. момент. Записи в тетради (тема, эпиграф)
Целеполагание
По ходу урока учащиеся должны сделать записи в тетради об особенностях направления и творчества каждого из представленных поэтов, составив таблицу.
Поэт Основные этапы Новые темы, идеи, Отражение жизни и творчества художественные приемы традиций
Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
С.А.Есенин.
Вопрос к учащимся:
- Как вы понимаете строчки С.Есенина?
Поэт должен раскрывать правду жизни, сопереживать, сострадать, находить отклик в сердцах читателей, слушателей. Мы попытаемся доказать это на творчестве поэтов второй половины 20 века.
2. Вступительное слово учителя.
Литература 50-60-х годов ХХ века (период «оттепели»). 1953 – важная веха в истории советской литературы (смена политического направления в стране после смерти Сталина, первый «глоток свободы» - доклад Н.С.Хрущева на ХХ съезде КПСС с осуждением культа личности и решение о реабилитации большинства советских политзаключенных). «Бронзовый век» русской литературы. - подъем литературы, популярность, публикация некоторых ранее запрещенных авторов; - возникают новые литературные объединения, поэтические школы; - появляются новые молодые и талантливые поэты, и писатели (Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмадуллина, Б.Окуджава, Р.Рождественский и др.); - расширение границ дозволенного, относительная свобода творчества; - романтика «социализма с человеческим лицом», обращение к ленинским традициям; - гуманизация литературы (интерес к личности, внутреннему миру человека, вечным вопросам); - возникает новое поколение, называющее себя «шестидесятниками», многие встанут на путь диссидентства (противоборства с государственной системой); - «эстрадная» поэзия (выход поэзии к зрителям, публичные чтения на эстраде, лирика становится голосом своей эпохи – Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмадуллина, Б.Окуджава, Р.Рождественский и др.); - популяризация авторской песни (поэты-исполнители, барды создавали песни-рассказы, исповеди, моноспектакли, а сам автор был и поэтом, и исполнителем, и режиссером; их интересовали не общественные проблемы, а частная жизнь человека, его внутренний мир; в песнях также критиковалась советская действительность, многие авторы были запрещены) – Высоцкий, Ким, Визбор, Окуджава, А.Галич, позже И.Тальков, В.Цой и т.д. В середине 60 годов 20 века отчетливо проявилось стремление власть предержащих сохранить обветшавшую тоталитарную систему. Но это уже не могло повлиять на жизнь литературы с ее творческими обретениями и художественными поисками. «Оттепель» - это новое литературное движение освобождения от догм, от полуправды. Для поэзии прошедших десятилетий трудно найти что- либо ее объединяющее; ни безусловного лидера, ни преобладающей тенденции.
Творчество «эстрадных» поэтов.
В 50-60 годы 20 века страна пережила поэтический бум: появление молодых имен, быстрый успех, приведший поэзию на эстраду огромных залов и даже на стадионы. Заявила о себе « эстрадная» поэзия, которая собирала в годы «оттепели» широкую читательскую аудиторию. Обрели громкую известность и популярность поэты: Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина. Постоянными стали поэтические вечера в Политехническом музее, а позже в Лужниках. Как писал Андрей Вознесенский,
«заполнив Лужники, читатели тянутся к стихам, как к травам от цинги…»
Вот как вспоминал об этом поэтическом «буме» поэт Вадим Шефнер:
«Никто не предполагал, что группа молодых поэтов столь быстро и целеустремленно войдет в нашу поэзию и не только утвердит в ней себя, но и изменит расстановку поэтических сил. Конечно, этим поэтам помогало время. Но ведь и они помогли времени. Молодые поэты подняли интерес читателя к поэзии вообще,… и стало ясно видно, кто чего стоит. Это пошло на пользу поэзии в целом». Это было время поразительно талантливых, увлеченных читателей и слушателей.
В стихах «эстрадных» поэтов звучали самые назревшие, насущные вопросы демократизации общества, переоценки той роли, которую должениграть в обновленном обществе каждый отдельный человек, уже не «ноль», не « винтик», а социально активная личность.
Поэты «эстрады» старались вглядеться в мир не «идеального героя», а
«рядового» человека с его нелегкой судьбой и душевной стойкостью. В новой поэзии слушатели находили отклик своим надеждам и сомнениям, своему стремлению к раскрепощению, к внутренней свободе. Но поэзия не покушалась на идеи социализма, а лишь стремилась их обновить. Отсюда и романтизм, и публицистический пафос, и «эстрадность» (направленность на большую аудиторию).
3. Изучение творчества поэтов второй половины 20 века (учащиеся заранее изучают биографии поэтов, учат наизусть 1 стихотворение и готовят компьютерную презентацию, сопровождающуюся демонстрацией слайдов). 1 группа Презентация о жизни и творчестве Андрея Вознесенского.
Своим поэтически неповторимым голосом обладал Андрей Вознесенский.
Поэт высекает искру пламени, ему хорошо служат ассоциации, эмоциональная энергия образности.Андрей Андреевич Вознесенский родился в Москве в 1933 году, в семье инженера-гидроэнергетика. В 1957 году Вознесенский окончил Московский архитектурный институт. Начал печатать произведения с 1958 года. Автор многих поэм и стихотворных сборников. Его перу принадлежат также эссе, статьи по вопросам литературы и искусства. Он не только поэт, но и художник: некоторые из его картин хранятся в музеях. Основное качество Вознесенского- раскованность.
Я не знаю, как остальные,
Но я чувствую жесточайшую
Не по прошлому ностальгию-
Ностальгию по настоящему…
Одиночества не искупит
В сад распахнутая столярка.
Я тоскую не по искусству,
Задыхаюсь по - настоящему.
Настоящее для поэта- это подлинное, неподдельное, искреннее.
Метафоры Вознесенского, мастера строки,- это важнейший элемент содержания его поэзии: из метафорических открытий, сближений, соотнесений, создана и его «существованья ткань сквозная». Его метафоры подчинены одной повелительнице: мысли. Его метафоризм усвоен прежде всего у Бориса Пастернака и Марины Цветаевой.
«Вы читали?- биополе распахали»; «Мой кот, как радиоприемник, Зеленым глазом ловит мир»; «По лицу проносятся очи, как буксующий мотоцикл»; «Мое лицо никак не выжмет \ Штангу ушей»; «Отлетали ножки от кузнечиков,\ Как душки отломившихся очков». Но самое вечное в поэзии Вознесенского – это стихотворения, в которых он оставляет метафоры, необычные образы, и признается просто:
Тишины,
Тишины хочу, тишины,
Нервы, что ли, обожжены…
Итак, «эстрадные» поэты: Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко по- новому, свободно, раскованно изображали обычного рядового человека, действительность, находили новые художественные формы.
Учащиеся читают стихи А. Вознесенского, заполняют таблицу.
А. Вознесенский поэт, художник необычные метафоры Б. Пастернак.
2 группа Презентация о жизни и творчестве Е.Евтушенко
ЕВТУШЕНКО, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1933), русский поэт, прозаик, киносценарист, кинорежиссер. Родился 18 июля 1933 на ст. Зима Иркутской области в семье геологов, мать впоследствии стала певицей. Рос в Москве, где с 1949 начал печатать стихи. В 1951–1957 учился в Литературном институте им. А.М.Горького (исключен за поддержку романа В.Д.Дудинцева Не хлебом единым), в 1952 стал самым молодым членом Союза писателей СССР. Начав с подражания пафосно-политизированной поэзии В.В.Маяковского (сборники Разведчики грядущего, 1952; Третий снег, 1955), в дальнейшем выработал собственный оригинальный поэтический стиль, сочетающий ораторскую публицистичность с органичностью бытовой лексики, патетику и лиризм, медитацию и сюжетность, ритмическую гибкость и высокое мастерство версификатора, уверенно чувствующего себя в любом стиховом «поле» – от верлибра до ямба, глубину размышлений о вечном и острую злободневность, интимную камерность и пафос гражданственности (сборники «Шоссе энтузиастов», 1956; «Обещание», 1957; «Яблоко», 1960; «Взмах руки», «Нежность»,1962; «Катер связи», 1966; «Идут белые снеги», 1969; «Дорога номер один», «Поющая дамба» 1972; «Интимная лирика», 1973; «Отцовский слух», 1975; «Утренний народ», 1978; «Две пары лыж», 1982;«Граждане, послушайте меня,1989). Едва ли не самый яркий и, безусловно, самый читаемый русский поэт 20 в., Евтушенко, в сплетении традиций русской лирики «золотого» и «серебряного» веков с достижениями русского «авангарда», стал своеобразным поэтическим камертоном времени, отражая настроения и перемены в сознании своего поколения и всего общества. Один из вождей литераторов-«шестидесятников», собиравший наряду с А.А.Вознесенским, А.А.Ахмадулиной, Р.И.Рождественским и др. толпы на чтение своих стихов в Политехническом музее, Евтушенко сразу проявил себя как сын периода «оттепели», эпохи первого бескомпромиссного обличения культа личности Сталина «Лучшим из поколения», 1957; «Наследники Сталина», 1962.
Давая оценку предназначению поэта и поэзии, Е.Евтушенко скажет:
Поэзия, будь ты громкой или тихой,
Не будь тихоней только никогда!
Слово учителя
Авторская песня поэтов-бардов. Слово не только читалось с «эстрады», но и пелось поэтами- бардами, насыщавшими его особым, проникновенным лиризмом. Рождение жанра песни- рассказа, песни- исповеди, песни, в которой поющий поэт становится своеобразным режиссером, музыкантом и актером, «выпевающим», выговаривающим свои стихи,- следствие перемещения духовно- нравственных представлений с общественных на частное, личное. Первыми среди поэтов- бардов были: Юрий Визбор(1934- 1984), Александр Галич, Булат Окуджава.
3 группа Презентация о жизни и творчестве Б. Окуджавы.
Остановим своё внимание на такой традиции, как прославление жизни во всех её проявлениях, а поэтом-бардом, который использовал эту традицию в своём творчестве, является Булат Окуджава (1924-1997), который расширил диапазон поэтического слова, обогатил его лирическим звучанием. В середине 50 - х. годов его негромкий голос, обаятельные и добрые песни покорили слушателей. Он был поэтом и музыкантом, который не просто писал стихи и музыку, но еще и исполнял свои песни. Молодежь рубежа 50 - 60 – х годов 20 - го века была охвачена лирическим настроением, желанием высказать что - то свое личное. Авторская песня, как молодой жанр, была частью общего литературного процесса. Среди поэтов - бардов у Булата Шалвовича особое место. Именно он стоял у истоков авторской песни и ярко выделялся благодаря своему исключительному таланту. Он родился в Москве, родители - партийные работники - были репрессированы, отец расстрелян в 1937 году. Из 9 класса ушел добровольцем на фронт, был ранен. После войны поступил на филологический факультет Тбилисского университета. Работал учителем в школе, затем редактором «Литературной газеты». Окуджава писал и прозу: автобиографическую повесть о войне «Будь здоров, школяр!», исторические романы о судьбах декабристов, о жизни высших кругов русского общества середины 19 века. В его стихах находили отражение безоглядная доброта, мечтательность и насмешливость, условные принципы сказки, пантомимы, кукольного представления, музыкальной шкатулки. У Окуджавы лирические песни. Внутренняя проникновенность и выразительность звучания лирической поэзии сближает ее с музыкой. Слово «лирика» восходит к названию музыкального инструмента – лиры, под аккомпанемент которой в Древней Греции исполнялись стихотворные произведения. А одна из девяти муз в греческой мифологии - Эвтерпа – была покровительницей и лирической поэзии, и музыки. Широко известны песни Булата Окуджавы «Полночный троллейбус», «Мы за ценой не постоим» (из к-ф « Белорусский вокзал»), «До свидания, мальчики», «Король», «Молитва Франсуа Вийона».( Читается стихотворение Б. Окуджавы).
Учитель. Искренне желая выразить свое уважение, Высоцкий называл Булата Окуджаву своим «духовным отцом». Общность и различие очевидны. Если у Окуджавы песни чисто лирические, то у Высоцкого балладные, лироэпические.
4 группа Презентация о жизни и творчестве В.С.Высоцкого.
Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве, в семье военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны он с матерью эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943года возвращается в Москву. С1947года живет в г.Эберсвельде в семье отца. В 1949 году они переезжают в Москву. 1955 год – Владимир оканчивает школу и поступает в инженерно- строительный институт, из которого уходит через год.1956 год - поступает в школу-студию МХАТ.
1960 год - работа в Московском драматическом театре им. А.С.Пушкина. В это время появляются первые песни.
С 1964 года по 1980 год работает в Московском театре драмы и комедии на Таганке.
Высоцким написано более 600 песен, сыграно 20 ролей на сцене театра, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 – в радиоспектаклях.
Высоцкий снимался в кинофильмах:
«Вертикаль»,
«Хозяин тайги»,
Сказ про то, как царь Петр арапа женил»,
«Место встречи изменить нельзя»,
«Опасные гастроли»,
«Служили 2 товарища».
25 июля 1980 года В.С.Высоцкого не стало. Он похоронен на Ваганьковском кладбище.
Драма Высоцкого-поэта - в его прижизненной «непечатаемости». Написавший сотни стихотворений и множество песен, он почти не видел своих сочинений на книжных или журнальных страницах. Но была прижизненная слава артиста и поэта, « голосом которого кричало Время», по словам Ф. Абрамова. Любительские магнитофонные записи его песен миллионными тиражами расходились по всей стране. Поэт был смел и правдив, он интуитивно перевоплощался в людей разных поколений и общественных ролей, был ироничен по отношению к ложным ценностям, высмеивал социальную демагогию, был исповедален и искренен во всем. Он умел сострадать. Слово Высоцкого, обжигающе правдивое, выстраданное и бесстрашное. Каждую «роль», сочиненную в песне, автор проживал, пропускал через себя. «Втискивался» в нее, как он сам говорил.
Лучшие песни Высоцкого - для жизни. Они - друзья людей. В песнях есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту,- есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой.
Кем же он все-таки был больше всего? Актером? Певцом? Поэтом? Трудно сказать. Но важно то, что он был личностью, гражданином, уникальным явлением.
Жизнь поэта продолжается в его стихах и песнях.
(Учащиеся читают стихи Высоцкого).
А сейчас посмотрим видеозапись выступлений Высоцкого.
Есть замечательные книги о Высоцком. Одна из них: книга - воспоминания Марины Влади: «Владимир или прерванный полет», где она пытается разобраться в непростых явлениях советской действительности. Об отношении власти к творческой личности и стихотворение Андрея Вознесенского « На смерть Высоцкого». Нет великого поэта и артиста, но звучат его стихи, песни, они заставляют человека размышлять о себе, о времени и о судьбе.
На представленных здесь фотографиях вы можете наблюдать многогранность таланта В.С.Высоцкого.
Вопрос учащимся: Каких поэтов, бардов, исполнителей самодеятельной песни вы знаете?
(Юрий Визбор, Виктор Цой, Игорь Тальков и т.д.) У каждого свои интонации, свой голос.
4. Закрепление изученного материала.
Вопросы учащимся. Итак, подведем итоги урока: что мы узнали о поэзии 50-60-х годов 20 века? Какие направления определились в поэзии?
Назовите поэтов этих направлений.
1.«Эстрадные поэты» (обращение к рядовому человеку, к его внутреннему миру).
Вывод: каждый поэт своеобразен, неповторим, в произведениях показывает свободную личность, которая хочет и может проявить себя в жизни.
Задумайтесь над таким вопросом: как каждый из вас проявляет себя в жизни?
Учитель
О неповторимости, таланте и красоте каждого человека стихотворение Николая Заболоцкого.
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица, подобие жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица,
Закрыты решетками, словно темницы.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда – то;
Была неказиста она, небогата
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик, и чудесен!
Есть лица - подобье ликующих песен.
Из этих, как солнце сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
Резерв: Исполнение песни Б.Окуджавы « Пожелание» под гитару (гости подпевают)
- Да, действительно, - это вечные темы, которые всегда будут волновать человечество. Япредлагаю вам закончить урок романсом Б.Окуджавы, который затрагивает вечную тему, тему любви к ближнему своему “Пожелания друзьям”:
Давайте восклицать, друг другом восхищаться. Высокопарных слов не стоит опасаться Давайте говорить друг другу комплименты - Ведь это все любви счастливые моменты
Давайте горевать и плакать откровенно то вместе, то поврозь, а то попеременно. Не нужно придавать значения злословью - поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова. Давайте жить, во всем друг другу потакая, тем более что жизнь короткая такая.
Домашнее задание: ответ-рассуждение на вопрос: есть ли будущее у поэзии?