kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы на тему: Эстрадная поэзия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

         образовательные: познакомить учащихся с творчеством поэтов  второй половины 20 век,  выявить значение авторской песни  для развития литературного процесса и музыкальной культуры народа

        воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств учащихся, их гражданской позиции;

развивающие: углубить и расширить знания  о поэзии, о культурных традициях и творческих поисках поэтов, совершенствовать  навыки выразительного чтения  стихотворений.

 Тип урока: комбинированный урок, сопровождаемый презентацией.

Наглядные пособия и оборудование:

компьютер, видеозапись о жизни и творчестве В.С.Высоцкого, аудиозапись песен Б.Окуджавы, фотовыставка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы на тему: Эстрадная поэзия»

Айтмагамбетова Флюра Максутовна,

учитель русского языка и литературы

СОШ№20 г. Уральска,

Западно-Казахстанской области

Республики Казахстан


Тема урока: «Эстрадная поэзия», 11 класс

Цели урока:

        образовательные: познакомить учащихся с творчеством поэтов  второй половины 20 век, выявить значение авторской песни  для развития литературного процесса и музыкальной культуры народа

        воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств учащихся, их гражданской позиции;

развивающие: углубить и расширить знания  о поэзии, о культурных традициях и творческих поисках поэтов, совершенствовать  навыки выразительного чтения  стихотворений.

 Тип урока: комбинированный урок, сопровождаемый презентацией.

Наглядные пособия и оборудование:

компьютер, видеозапись о жизни и творчестве В.С.Высоцкого, аудиозапись песен Б.Окуджавы, фотовыставка.

                                               Ход урока.                                                   

1.Орг. момент. Записи в тетради (тема, эпиграф)

Целеполагание

По ходу урока учащиеся должны  сделать записи в тетради об особенностях  направления и творчества каждого из представленных поэтов, составив  таблицу.

Поэт     Основные этапы       Новые темы, идеи,                 Отражение            жизни и творчества   художественные приемы традиций

                       

                     Быть поэтом – это значит то же,

                     Если правды жизни не нарушить,

                      Рубцевать себя по нежной коже,

                      Кровью чувств ласкать чужие души.

                                          С.А.Есенин.

Вопрос к учащимся:

- Как вы понимаете строчки С.Есенина?

Поэт должен раскрывать  правду жизни, сопереживать, сострадать, находить отклик в сердцах читателей, слушателей. Мы попытаемся доказать это на творчестве поэтов второй половины 20 века.

2. Вступительное слово учителя.

Литература 50-60-х годов ХХ века (период «оттепели»).
1953 – важная веха в истории советской литературы (смена политического направления в стране после смерти Сталина, первый «глоток свободы» - доклад Н.С.Хрущева на ХХ съезде КПСС с осуждением культа личности и решение о реабилитации большинства советских политзаключенных). «Бронзовый век» русской литературы.
- подъем литературы, популярность, публикация некоторых ранее запрещенных авторов;
- возникают новые литературные объединения, поэтические школы;
- появляются новые молодые и талантливые поэты, и писатели (Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмадуллина, Б.Окуджава, Р.Рождественский и др.);
- расширение границ дозволенного, относительная свобода творчества;
- романтика «социализма с человеческим лицом», обращение к ленинским традициям;
- гуманизация литературы (интерес к личности, внутреннему миру человека, вечным вопросам);
- возникает новое поколение, называющее себя «шестидесятниками», многие встанут на путь диссидентства (противоборства с государственной системой);
- «эстрадная» поэзия (выход поэзии к зрителям, публичные чтения на эстраде, лирика становится голосом своей эпохи – Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмадуллина, Б.Окуджава, Р.Рождественский и др.); 
- популяризация авторской песни (поэты-исполнители, барды создавали песни-рассказы, исповеди, моноспектакли, а сам автор был и поэтом, и исполнителем, и режиссером; их интересовали не общественные проблемы, а частная жизнь человека, его внутренний мир; в песнях также критиковалась советская действительность, многие авторы были запрещены) Высоцкий, Ким, Визбор, Окуджава, А.Галич, позже И.Тальков, В.Цой и т.д.
В середине 60 годов 20 века отчетливо проявилось стремление власть предержащих сохранить обветшавшую тоталитарную систему. Но это уже не могло повлиять на жизнь литературы с ее творческими обретениями и художественными поисками.  «Оттепель» - это новое литературное движение освобождения от догм, от полуправды. Для поэзии прошедших десятилетий трудно найти что- либо ее объединяющее; ни безусловного лидера, ни преобладающей тенденции.

Творчество «эстрадных» поэтов.

         В 50-60 годы 20 века страна пережила поэтический бум: появление молодых имен, быстрый успех, приведший поэзию на эстраду огромных залов и даже на стадионы. Заявила  о себе « эстрадная» поэзия, которая собирала в годы  «оттепели» широкую читательскую аудиторию. Обрели громкую известность и популярность поэты: Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина. Постоянными стали поэтические вечера в Политехническом музее, а позже в Лужниках. Как писал Андрей Вознесенский,

«заполнив Лужники, читатели тянутся к стихам, как к травам от цинги…»

         Вот как вспоминал об этом поэтическом «буме»  поэт Вадим  Шефнер:

 «Никто не предполагал, что группа молодых поэтов столь быстро и целеустремленно войдет в нашу поэзию и не только утвердит в ней себя, но и изменит расстановку поэтических сил. Конечно, этим поэтам помогало время. Но ведь и они помогли времени. Молодые поэты подняли интерес читателя  к поэзии вообще,… и стало ясно видно, кто чего стоит. Это пошло на пользу поэзии в целом». Это было время поразительно талантливых, увлеченных читателей и слушателей.

          В стихах «эстрадных» поэтов звучали самые назревшие, насущные вопросы демократизации общества, переоценки той роли, которую  должениграть в обновленном обществе каждый отдельный человек, уже не «ноль», не « винтик», а социально  активная личность.

           Поэты «эстрады» старались  вглядеться в мир не «идеального героя», а

«рядового» человека с его нелегкой судьбой и душевной стойкостью. В новой поэзии слушатели находили отклик своим надеждам и сомнениям, своему стремлению к раскрепощению, к внутренней свободе. Но поэзия не покушалась на идеи социализма, а лишь стремилась их обновить. Отсюда и романтизм, и публицистический пафос, и «эстрадность» (направленность на большую аудиторию).

3.  Изучение творчества поэтов  второй половины 20 века (учащиеся заранее изучают  биографии поэтов, учат наизусть 1 стихотворение и готовят компьютерную презентацию, сопровождающуюся демонстрацией слайдов). 1 группа Презентация  о жизни и творчестве  Андрея Вознесенского.

 Своим  поэтически неповторимым голосом обладал Андрей Вознесенский.

Поэт  высекает искру пламени, ему  хорошо служат ассоциации, эмоциональная энергия образности.Андрей Андреевич Вознесенский  родился в Москве в 1933 году, в семье инженера-гидроэнергетика. В 1957 году Вознесенский  окончил Московский архитектурный институт.  Начал печатать произведения с 1958 года. Автор многих поэм и стихотворных сборников. Его перу принадлежат также эссе, статьи по вопросам литературы  и искусства. Он не только поэт, но и художник: некоторые из его картин хранятся  в музеях. Основное качество  Вознесенского- раскованность.

           Я не знаю, как остальные,

           Но я чувствую жесточайшую

           Не по прошлому ностальгию-

           Ностальгию по настоящему…

           Одиночества не искупит

           В сад распахнутая столярка.

           Я тоскую не по искусству,

           Задыхаюсь по - настоящему.

Настоящее для поэта- это подлинное,  неподдельное,  искреннее.

Метафоры Вознесенского, мастера строки,- это важнейший элемент содержания его поэзии: из метафорических открытий, сближений, соотнесений, создана и его «существованья ткань сквозная». Его метафоры подчинены одной повелительнице: мысли. Его метафоризм усвоен прежде всего у Бориса Пастернака и Марины Цветаевой.

   «Вы читали?- биополе распахали»; «Мой кот, как радиоприемник, Зеленым глазом ловит мир»; «По лицу проносятся очи,  как буксующий мотоцикл»; «Мое лицо никак не выжмет \ Штангу ушей»;  «Отлетали ножки от кузнечиков,\  Как душки отломившихся очков». Но самое вечное  в поэзии Вознесенского – это стихотворения, в которых он оставляет  метафоры, необычные образы, и признается просто:


Тишины,

Тишины хочу, тишины,

Нервы, что ли, обожжены…

Итак,  «эстрадные» поэты: Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко по- новому, свободно, раскованно изображали  обычного рядового человека, действительность, находили новые художественные формы.

Учащиеся читают стихи А. Вознесенского, заполняют таблицу.

А. Вознесенский    поэт, художник       необычные метафоры    Б. Пастернак.

2 группа Презентация о жизни и творчестве Е.Евтушенко

 ЕВТУШЕНКО, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1933), русский поэт, прозаик, киносценарист, кинорежиссер. Родился 18 июля 1933 на ст. Зима Иркутской области в семье геологов, мать впоследствии стала певицей. Рос в Москве, где с 1949 начал печатать стихи. В 1951–1957 учился в Литературном институте им. А.М.Горького (исключен за поддержку романа В.Д.Дудинцева Не хлебом единым), в 1952 стал самым молодым членом Союза писателей СССР. 
    Начав с подражания пафосно-политизированной поэзии В.В.Маяковского (сборники Разведчики грядущего, 1952; Третий снег, 1955), в дальнейшем выработал собственный оригинальный поэтический стиль, сочетающий ораторскую публицистичность с органичностью бытовой лексики, патетику и лиризм, медитацию и сюжетность, ритмическую гибкость и высокое мастерство версификатора, уверенно чувствующего себя в любом стиховом «поле» – от верлибра до ямба, глубину размышлений о вечном и острую злободневность, интимную камерность и пафос гражданственности (сборники «Шоссе энтузиастов», 1956; «Обещание», 1957; «Яблоко», 1960; «Взмах руки», «Нежность»,1962; «Катер связи», 1966; «Идут белые снеги», 1969; «Дорога номер один», «Поющая дамба» 1972; «Интимная лирика», 1973; «Отцовский слух», 1975; «Утренний народ», 1978; «Две пары лыж», 1982;«Граждане, послушайте меня,1989). 
    Едва ли не самый яркий и, безусловно, самый читаемый русский поэт 20 в., Евтушенко, в сплетении традиций русской лирики «золотого» и «серебряного» веков с достижениями русского «авангарда», стал своеобразным поэтическим камертоном времени, отражая настроения и перемены в сознании своего поколения и всего общества. Один из вождей литераторов-«шестидесятников», собиравший наряду с А.А.Вознесенским, А.А.Ахмадулиной, Р.И.Рождественским и др. толпы на чтение своих стихов в Политехническом музее, Евтушенко сразу проявил себя как сын периода «оттепели», эпохи первого бескомпромиссного обличения культа личности Сталина «Лучшим из поколения», 1957; «Наследники Сталина», 1962.

Давая оценку предназначению поэта и поэзии, Е.Евтушенко скажет:

Поэзия, будь ты громкой или тихой,

Не будь тихоней только никогда!

Слово учителя

Авторская песня поэтов-бардов.  Слово не только читалось с «эстрады», но и пелось поэтами- бардами, насыщавшими его особым, проникновенным лиризмом.  Рождение жанра песни- рассказа, песни- исповеди, песни, в которой поющий поэт становится своеобразным режиссером, музыкантом и актером, «выпевающим», выговаривающим свои стихи,-  следствие перемещения духовно- нравственных представлений  с общественных на частное, личное. Первыми  среди поэтов- бардов были: Юрий Визбор(1934- 1984), Александр Галич, Булат Окуджава.

 3 группа Презентация о жизни и творчестве Б. Окуджавы.

  Остановим своё внимание на такой традиции, как прославление жизни во всех её проявлениях, а поэтом-бардом, который использовал эту традицию в своём творчестве, является Булат Окуджава (1924-1997), который расширил диапазон поэтического слова, обогатил его лирическим звучанием. В середине 50 - х. годов его негромкий голос, обаятельные и добрые песни покорили слушателей. Он был поэтом и музыкантом, который не просто писал стихи и музыку, но еще и исполнял свои песни. Молодежь рубежа 50 - 60 – х годов 20 - го века была охвачена лирическим настроением, желанием высказать что - то свое личное. Авторская песня, как молодой жанр, была частью общего литературного процесса. Среди поэтов - бардов у Булата Шалвовича особое место. Именно он стоял у истоков авторской песни и ярко выделялся благодаря своему исключительному таланту. Он родился в Москве, родители - партийные работники - были репрессированы, отец  расстрелян в 1937 году. Из 9 класса ушел добровольцем на фронт, был ранен. После войны  поступил на филологический факультет Тбилисского университета.  Работал учителем в школе, затем редактором «Литературной газеты».  Окуджава писал и прозу: автобиографическую повесть  о войне «Будь здоров, школяр!», исторические романы о судьбах декабристов, о жизни высших кругов русского общества  середины 19 века. В его стихах находили отражение безоглядная доброта, мечтательность и насмешливость, условные принципы сказки, пантомимы, кукольного представления, музыкальной шкатулки. У Окуджавы лирические песни. Внутренняя проникновенность и выразительность звучания лирической поэзии сближает ее с музыкой. Слово «лирика» восходит  к названию  музыкального инструмента – лиры, под аккомпанемент которой в  Древней Греции исполнялись стихотворные произведения. А одна из девяти муз в греческой  мифологии - Эвтерпа – была покровительницей и лирической поэзии, и музыки. Широко известны песни Булата Окуджавы «Полночный троллейбус», «Мы за ценой не постоим» (из к-ф  « Белорусский вокзал»), «До свидания, мальчики»,  «Король», «Молитва Франсуа Вийона».( Читается стихотворение Б. Окуджавы).

      Учитель. Искренне желая выразить свое уважение, Высоцкий называл Булата Окуджаву своим «духовным отцом». Общность и различие  очевидны. Если у Окуджавы песни чисто лирические, то у Высоцкого балладные, лироэпические.

4 группа Презентация о жизни и творчестве В.С.Высоцкого.

  Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве, в семье военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны он с матерью эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943года возвращается в Москву. С1947года живет в г.Эберсвельде в семье отца. В 1949 году они переезжают в Москву. 1955 год – Владимир оканчивает школу и поступает в инженерно- строительный институт, из которого уходит через год.1956 год - поступает в школу-студию МХАТ.

1960 год - работа в Московском драматическом театре им. А.С.Пушкина. В это время появляются первые песни.

С 1964 года по 1980 год работает в Московском театре драмы и комедии на Таганке.

      Высоцким  написано более 600 песен, сыграно 20 ролей на сцене театра, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 – в  радиоспектаклях.

Высоцкий снимался в кинофильмах:

«Вертикаль»,

«Хозяин тайги»,

Сказ про то, как царь Петр арапа женил»,

«Место встречи изменить нельзя»,

«Опасные гастроли»,

«Служили 2 товарища».

25 июля 1980 года  В.С.Высоцкого не стало. Он похоронен на Ваганьковском кладбище.

  Драма Высоцкого-поэта - в его прижизненной «непечатаемости». Написавший сотни стихотворений и множество песен, он почти не видел своих сочинений на книжных или журнальных страницах. Но была прижизненная слава артиста и поэта, « голосом которого кричало Время», по словам Ф. Абрамова. Любительские магнитофонные записи его песен миллионными тиражами расходились по всей стране. Поэт был смел и правдив, он интуитивно перевоплощался в людей разных поколений и общественных ролей, был ироничен по отношению к ложным ценностям, высмеивал социальную демагогию, был  исповедален и искренен во всем. Он умел сострадать. Слово Высоцкого, обжигающе правдивое, выстраданное и бесстрашное.    Каждую  «роль», сочиненную в песне, автор проживал, пропускал через себя. «Втискивался»  в нее, как он сам говорил.

    Лучшие песни Высоцкого - для жизни. Они - друзья людей. В песнях есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту,- есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой.

  Кем же он все-таки был больше всего? Актером? Певцом? Поэтом? Трудно сказать. Но важно то, что он был личностью, гражданином, уникальным явлением.  

Жизнь поэта продолжается в его  стихах и песнях.

(Учащиеся читают стихи Высоцкого).

А сейчас посмотрим видеозапись выступлений Высоцкого.

Есть замечательные книги о Высоцком. Одна из них: книга  - воспоминания  Марины Влади: «Владимир или прерванный полет», где она пытается разобраться в непростых явлениях советской действительности. Об отношении  власти к творческой личности и стихотворение Андрея Вознесенского « На смерть Высоцкого». Нет великого поэта и  артиста, но звучат его стихи, песни, они заставляют человека размышлять о себе,  о  времени и о судьбе.

     На представленных здесь фотографиях вы можете наблюдать многогранность таланта В.С.Высоцкого.

Вопрос учащимся: Каких поэтов, бардов, исполнителей самодеятельной песни вы знаете?

(Юрий Визбор,  Виктор Цой,  Игорь  Тальков и т.д.) У каждого свои интонации, свой голос.

4. Закрепление изученного материала.

 Вопросы учащимся.  Итак, подведем итоги урока: что мы узнали о поэзии 50-60-х годов 20 века? Какие направления определились в поэзии?

Назовите поэтов этих направлений.

1.«Эстрадные поэты» (обращение к рядовому человеку, к его внутреннему миру).

А. Вознесенский (необычные метафоры)

Р.Рождественский  (особая ритмика стиха)

2. «Барды» (проявление гражданственности, лиризма).

Б.Окуджава  (лиричность)

В.Высоцкий (лироэпические песни)

Вывод: каждый поэт своеобразен, неповторим,  в произведениях показывает свободную личность, которая хочет и может проявить себя в жизни.

Задумайтесь над таким вопросом: как каждый из вас проявляет себя в жизни?

  Учитель

О неповторимости, таланте и красоте каждого человека стихотворение  Николая Заболоцкого.

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица, подобие  жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица,

Закрыты решетками, словно темницы.

Другие  - как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда – то;

Была неказиста она, небогата

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик, и чудесен!

Есть лица - подобье ликующих песен.

Из этих, как солнце сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

Резерв: Исполнение песни Б.Окуджавы « Пожелание» под гитару (гости подпевают)

 - Да, действительно, - это вечные темы, которые всегда будут волновать человечество. Я предлагаю вам закончить урок романсом Б.Окуджавы, который затрагивает вечную тему, тему любви к ближнему своему “Пожелания друзьям”:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться. 
Высокопарных слов не стоит опасаться 
Давайте говорить друг другу комплименты - 
Ведь это все любви счастливые моменты

Давайте горевать и плакать откровенно 
то вместе, то поврозь, а то попеременно. 
Не нужно придавать значения злословью - 
поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова, 
чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова. 
Давайте жить, во всем друг другу потакая, 
тем более что жизнь короткая такая.


Домашнее задание: ответ-рассуждение на вопрос: есть ли будущее у поэзии?





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок литературы на тему: Эстрадная поэзия

Автор: Айтмагамбетова Флюра Максутовна

Дата: 18.01.2018

Номер свидетельства: 450846

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Методические рекомендации по теме:"Современные образовательные технологии на уроках вокала" "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-na-urokakh-vokala"
    ["file_id"] => string(6) "237652"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444364006"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства