Урок литературы для 7-го класса по рассказу И.А. Бунина «Лапти»
Программа В.Я. Коровиной
Система уроков: на творчество И.А. Бунина отводится 2 урока: 1- й: биография писателя, рассказ «Цифры»
2-й урок: рассказ И.А. Бунина «Лапти». Анализ текста.
Цель урока: Познакомить учащихся с рассказом И.А. Бунина «Лапти»
1. Познакомить учащихся с текстом рассказа «Лапти»
2. Сформировать у учащихся понятие о художественном мире И.А. Бунина
3. Развить умения анализировать прочитанное
4. Развивать творческие способности и читательскую наблюдательность у учащихся
5. Развивать умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел
6. Воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать
Опережающее домашнее задание: прочитать рассказ И.А. Бунина «Лапти»
Оборудование: текст рассказа, презентация о творчестве писателя, запись музыки Свиридова «Метель», учебник
Действия учителя | Действия ученика |
1. Орг. Момент: «Здравствуйте, ребята, садитесь.» | 1. Орг. Момент: здороваются, занимают свои места |
2. Вступительное слово учителя, проверка выполнения домашнего задания. «На прошлом уроке вы познакомились с творчеством замечательного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. На дом вам было задано ознакомиться со статьей, данной в вашем учебнике. Для того, чтобы проверить то, как вы внимательно вы ее читали и запомнили биографию писателя, я приготовила для вас небольшой проверочный тест.» (тест дан в презентации на первых слайдах) | 2. Отвечают на вопросы теста. |
3. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового учебного материала. «Молодцы, теперь мы перейдем непосредственно к теме нашего урока, которая написана на доске. Запишите ее в тетрадь. Итак, что это за тема?» «Для того, чтобы мы с вами могли раскрыть данную тем, на дом вам было задано – ознакомиться с текстом рассказа И.А. Бунина «Лапти». Скажите, все ли из вас прочитали текст?» «Те ребята, которые прочитали, - молодцы, тем же, кто этого не сделал, необходимо сейчас быть более внимательными для того, чтобы участвовать вместе со всеми в анализе рассказа.» Итак, начнем. ( звучит музыка Свиридова «Метель». Слайд номер 8) | 3.Записывают. Отвечают: «Смерть ради жизни» «Да», «Нет» |
4. Усвоение новых знаний.+ понимание учащимися нового материала Учитель зачитывает начало рассказа вслух. «Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...»
«Ребята, в какое время года происходит действие?» «С помощью какого средства выразительности автор показывает нам это?» «А какие эмоции у вас вызывает пейзаж, который создает Бунин в своем рассказе?» «Как вы думаете, такие же чувства испытывают герои рассказа?» «Теперь давайте вспомним, с какими героями мы познакомились, читая этот рассказ?» (слайд 9) | 4.Отвечают: «Вьюжной зимой» «Эпитет – «непроглядная вьюга» «Беспокойство, грусть, волнение, тревога» «Да» «Больной ребенок, Барыня, Нефед» |
5. «Давайте подумаем, кем является Нефед для семьи мальчика?» «А какие отношения, по вашему мнению, складываются у него со своими хозяевами, почему?» «Правильно, а как вы думаете, кто, все-таки является главным героем рассказа? Почему?» «А вы знаете, что означает термин «Сюжет» в литературоведении?» (слайд номер 10) Если дети не знают, т они записывают термин в тетрадь. «Итак, каков же сюжет рассказа «Лапти»?» «В рассказе нам встретилось слово «фуксин», кто знает, что оно обозначает?» (слайд номер 11) (дети записывают определение в тетрадь) | 5. «Слугой» «Хорошие, он любит маленького барина, Мать называет его «Нефедушкой» «Нефед, потому что, автор дает имя только ему, на его действии основан сюжет рассказа.» «Мальчик блеет и просит, чтобы мать принесла ему красные лапти, Нефед идет в город, чтобы купить лапти и краску, чтобы исполнить желание мальчика, но он не смог справиться со стихией и умер, так и не дойдя до дома, но свое обещание выполнил.» |
6. «Как вы думаете, почему Нефед хочет исполнить желание мальчика?» «Правильно, на Руси существовало поверие, что если исполнить заветное желание больного человека, то он обязательно выздоровеет. А давайте попробуем вспомнить еще одно произведение, которое будет это доказывать?» « Скажете, Надя в конце выздоровела?» Нефед хотел, чтобы мальчик выздоровил, точно так же как Надя. Мы можем понять, почему Надя просила отца привезти ему слона: ей давно обещали сводить в зверинец. Но, почему мальчик просит именно лапти? Ведь, маленький барин никогда их не носил. Где он мог видеть такую обувь?»(слайд номер 12) «Хорошо, а как вы думаете, почему именно красные?» «Символика красного цвета очень разнообразна. На экране вы можете видеть некоторые значения, которые может иметь красный цвет. Как вы думаете, какие из них подходят нам для ответа на предыдущий вопрос?» | 6. «Потому что, он хочет, чтобы ребенок выздоровел» «Куприн Александр Иванович «Слон» «Лапти – обувь крестьянских детей, мальчик мог видеть их на ногах у крестьянских детей» «Варианты ответов детей» «Красные – красивые, а так же красный цвет – символ жизни» |
7. (слайд номер 14) «Хорошо, теперь давайте вернемся к сюжету. Найдите и прочитайте момент в тексте, в котором домашние ожидают возвращения Нефеда домой.» «Переживали ли хозяева о Нефеде?» «Как вы думаете, почем Бунин называет стук в дверь зловещим?» «А когда вы читали этот момент, вы ждали, что Нефед вернется?» «Итак, наступило утро. Что же меняется с наступлением утра?» «И вместе с наступлением утра, возвращается и Нефед. К сожалению, мертвым, но сдержавшим свое обещание, так как он был человеком слова. Как вы думаете, теперь мальчик поправится?» «Но, только ли мальчику спас жизнь Нефед?» | 7. « Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти: - Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и била себя в грудь: - Господи, помоги! Господи, защити! И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.» «Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня» «Он предвещает беду» «Да» «Непогода утихает». «Да, потому что он исполнил желание мальчика» «Нет, еще он спас жизнь новоселским мужикам, которые смогли отыскать дорогу к жилищу.» |
8. Подведение итогов урока, рефлексия. «Теперь, давайте вернемся к теме нашего урока. О ком же идет речь?» « Почему?» «Как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?» « Правильно, ребята, но не только в литературных произведений мы можем встретить такую самоотверженность. Например, в марте 2012 года в Волгограде был прекращен теракт. Сотрудник полиции закрыл собой террористку-смертницу, и тем самым спас не один десяток жизней. А вы можете вспомнить похожие иллюстрации? «Давайте посмотрим на вывод, который расположен на интерактивной доске. (слайд номер 15) Вы согласны с этим выводом? | 8. « О Нефеде» « Потому что его смерть спасла несколько жизней». «Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям» «Варианты ответов детей» «Да» |
9. Подведение итогов урока, рефлексия. Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. А теперь мы с вами немного поработаем в группах. Для работы я предлагаю вам творческое задание: Первая группа: представьте и опишите момент, когда мальчик получит лапти. Вторая: Опишите от имени Нефеда путь к Новоселкам и обратно. Третья: Попробуйте описать ситуацию от лица матери ребенка. От каждой группы выберите по одному представителю, который в нескольких предложениях расскажет классу т, что вы придумали. | 9. Рефлексия: Выполняют задание. |