kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 11 классе по повести Б.Л. Васильева "А зори здесь тихие."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по данной теме пригодится для подготовки итогового сочинения в 11 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе по повести Б.Л. Васильева "А зори здесь тихие."»

Открытый урок по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»

«У войны не женское лицо…»



Цели.

  1. Дать краткий обзор творчества Б. Васильева, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести.

  2. Помочь ученикам понять и оценивать поступки героев и выражать свое отношение к ним. Развивать навыки анализа текста.

  3. Воспитывать высокие патриотические качества.

Приемы и методы: словесные, проблемные, частично-поисковые, практические (работа в парах)

Оборудование: презентация , "нарезки" из фильма, музыка к фильму "А зори здесь тихие.."

Подготовительная работа: прочитать повесть, посмотреть фильм 1972 года и 2015 года




  1. Организационный момент.

  2. Ученица 8 класса Косарева Вероника читает стихотворение Юлии Друниной «Зинка»

  3. Слайд 1

Женщина на войне…Велика роль женщин на фронте. Женщины – врачи и санитарки под обстрелами и взрывами выносили с поля боя раненых, оказывали первую помощь, порой ценою собственной жизни спасали раненых. Организовались отдельные женские батальоны. Девушкам - бойцам сурового времени и посвящаем мы свой урок. Сегодня мы расскажем о девушках, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь.

Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин - это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами… 

2. Формирование новых понятий.

а) с материалами по биографии и творчеству писателя выступает ученица 11 класса Колосова Инна. слайд 2


3. Работа по произведению.

- Сегодня на уроке мы попытаемся проникнуть в атмосферу военных лет. Мы поразмышляем о поведении героев, проследим, как Б. Васильев в своём произведении «А зори здесь тихие…» решает проблему – женщина на войне, о чём заставляет задуматься это произведение. Мы привыкли, что на войне нет места сентиментальности и нежности. Тема сегодняшнего урока « У войны не женское лицо…» по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» Слайд 3 Запись темы в тетрадь.
- Как вы понимаете слово «герой»?


(Учащиеся отвечают, что герой-это сильный, мужественный, бесстрашный человек, а в качестве примеров называют имена Жукова, Гастелло, Кантария, Панфилова и других)

-Таким образом, ГЕРОЙ в нашем понимании - это сильный, мужественный человек, одним словом, - мужчина. Но мало кому известны имена тех девчонок, которые прямо с выпускного бала попали на войну, без которых, может быть, и не было бы победы.

-А каких женщин-героев вы знаете? Если для мужчины защита отечества – это долг, то женщины шли на фронт добровольно. Их не брали из-за юного возраста, но они всё равно шли. Шли и осваивали такие профессии, которые до сих пор оставались только мужскими: летчик, танкист, зенитчик, снайпер. Шли и убивали врагов не хуже мужчин. Им было трудно, но они всё равно шли.

-(Людмила Павличенко – выдающийся снайпер, Наталья Боде – военный фотокорреспондент, Руфина Гашева – летчик, Валентина Сафронова – разведчица, Ольга Шуляева –санинструктор, Маншук Маметова –пулеметчик, Мария Октябрьская - танкист.

4. Анализ произведения

-Кто герои повести «А зори здесь тихие»?

старшина Федот Евграфыч Васков и 5 девушек:

Рита Осянина

Соня Гурвич

Галя Четвертак

Лиза Бричкина

Женя Комелькова

- Где и когда происходят изображённые в повести события? Найдите в тексте и зачитайте.

Действие повести происходит в 1942 году, в мае, на 171 разъезде, где уцелело 12 дворов. Поезда здесь перестали останавливаться, немцы прекратили налёты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование держало там на всякий случай две зенитные счетверенки.

-Начало повести обманчиво спокойно, даже беззаботно. Кажется, что война обходит стороной 171 разъезд, на котором служит старшина Васков. Коменданта беспокоят не фашисты, а свои солдаты. Почему? Слайд 4

-Почему на слайде 2 фотографии? (кадры из фильмов 1972 и 2015 годов)

акую характеристику вы можете дать Васкову? Найдите в тексте.

(ответственный, строгий, патриот, заботливый, народный богатырь, внимательный, стойкий, переживающий)

-Итак, пять девушек идут с Васковым.

- Зачем они идут?

-Как называется это место? (Синюхина гряда)

-Сколько немцев увидела Рита?

-Сколько немцев они видят на самом деле?

-Почему они не уходят обратно в часть? («Так и будем смотреть, как они мимо нас пройдут?» - говорит Рита)

Работа в парах и индивидуально:

-Сейчас попрошу вас поработать в паре, кто-то один. Нужно дать характеристику каждой героине, следуя вопросам:

1) Как складывалась довоенная судьба героини?
2) Что привело героиню на войну?
3) Как проявила она себя на войне?

На подготовку 2 мин.
Учащиеся рассказывают о девушках по плану.

Соня Гурвич (слайд 5)

Лиза Бричкина (слайд 6)

Галя Четвертак ( слайд 7)

Женя Комелькова (слайд 8)

Рита Осянина (слайд 9)

-Какие черты характера героинь можно считать определяющими?

(Ненависть к врагам, у каждой есть личные счёты с врагами.)

-Что же объединяет этих столь разных девушек-зенитчиц?

Преданность и любовь к Родине.

- Из-за этой любви они и погибли. Найдите описание смерти каждой девушки.

Соня Гурвич (фрагмент смерти из фильма) Слайд 10.

- Почему она так нелепо погибла?

Лиза Бричкина (фрагмент смерти из фильма) слайд 11

-Почему утонула Лиза, ведь она была с природой на «ты»?

Галя Четвертак (фрагмент смерти из фильма) слайд 12

- Зачем выскочила Галя, ведь она могла затаиться?

Женя Комелькова (фрагмент смерти из фильма) слайд 13

- Как ведет себя Женя перед смертью? Почему в фильме она поет?

Рита Осянина (фрагмент смерти из фильма) слайд 14

-Почему у Васкова болит сердце?

-Чем завершается повесть? (Васков остался в живых один, тяжелораненый, он врывается в избушку к фашистам, которые и представить себе не могут, что он на много вёрст один одинёшенек, и в руках у него разряженная граната. «Не вмещалось это понятие в фашистские мозги, и поэтому на пол легли, и связали друг друга ремнями. Он теряет сознание от боли только тогда, когда навстречу идут свои, русские).

- Какие слова говорит Васков, когда захватывает немцев в плен? ( найти в тексте)

-Можно ли назвать героической смерть каждой из девушек? Почему?
- В чем трагедия гибели героинь повести? Вспомните слова Васкова после смерти Сони. Слайд 15

-А как бы вы поступили на месте Васкова, если бы увидели 16 фашистов вместо предполагаемых двух? Почему Васков так поступил? Вспомните слова Жени (Так и будем смотреть, как они мимо пройдут?)

-Почему повесть так называется? Кто в повести произносит эти слова?

(Каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.)

-Какой художественный прием автор использует в названии? (инверсия). Слайд 16

-Почему он использует этот прием? (акцент на слове тихие)

-Какой художественный прием автор использует, когда дает название повести и описывает военные действия? (антитеза).

-В каких еще понятиях мы видим антитезу? (женщина и война, жизнь и смерть) Слайд 17. Под запись в тетрадь

-Чем вам понравилось это произведение?

5. Заключение:

- Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину. Они все хотели жить, но погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…»


6.Рефлексия. Прием «Анкета».


Рефлексивный лист _________________


1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно


7. Домашнее задание:

  1. Для девочек

Написать сочинение на тему

«Какую роль в фильме я бы хотела сыграть и почему?»

  1. Для мальчиков

Вспомнив все страшное, что сотворила с девушками война, вынести обвинительный приговор

« Война, ты…»



8. Оценивание.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок литературы в 11 классе по повести Б.Л. Васильева "А зори здесь тихие."

Автор: Король Наталья Владимировна

Дата: 25.11.2020

Номер свидетельства: 564463

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок-презентация повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие..." "
    ["seo_title"] => string(68) "urok-priezientatsiia-poviesti-borisa-vasil-ieva-a-zori-zdies-tikhiie"
    ["file_id"] => string(6) "116679"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412586446"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Презентация урока литературы по повести Б.Васильева " А зори здесь тихие" " У войны не женское лицо""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_uroka_litieratury_po_poviesti_b_vasil_ieva_a_zori_zdies_tikhiie_"
    ["file_id"] => string(6) "404101"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1490686864"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Патриотическое и гражданское воспитание школьников на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(100) "patriotichieskoie-i-ghrazhdanskoie-vospitaniie-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "238671"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444629769"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства