kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-презентация повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 11 классе проводится в системе уроков "Тема войны в художественной литературе XX века". Цель его - обратить внимание на события той войны, выявить, что было мерилом человеческих ценностей тогда, как понимался патриотизм. Урок строиться на рефлексии, вызванной прочтением повести Бориса Васильева.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-презентация повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие..." »

Урок-презентация повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…»

Цели и задачи урока:

  • создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу;

  • вызвать личностный отклик на прочитанное произведение;

  • на материале повести "А зори здесь тихие…" рассмотреть поведение героев на войне,

  • проследить, как автор решает проблему поведения человека на войне.


Оборудование:

текст повести, видеофрагменты из фильма "А зори здесь тихие:", презентация к повести с иллюстрациями.

Ход урока.

Слайд №1

1. Слово учителя. Наш урок литературы посвящен теме "Человек на войне» по повести Б.Л.Васильева "А зори здесь тихие…". Сегодня на уроке мы попытаемся проникнуть в атмосферу военных лет. Почему проникнуть? Потому что для вас , 16-летних, Великая Отечественная война - далекая история. Мы поразмышляем о поведении героев, проследим, что становится на войне определяющим в поведении героев повести, о чем заставляет задуматься произведение Б. Васильева.

Повесть написана в 1969 году, удостоена Государственной премии СССР, а за сценарий к фильму автор получил премию Ленинского комсомола. Прошло много лет, но и сегодня это произведение вряд ли кого-то оставит равнодушным.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В то, что они — кто старше, кто моложе —

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, —

Речь не о том, но все же, все же, все же...

Как и А. Твардовский, кому принадлежат эти строки, Борис Васильев глубоко осознает причастность к происходящему тогда, на войне, скорбь и горечь утрат наполняет его произведение. Это боль очевидца, участника тех военных действий и событий.

Слайд №2

Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске.•Отец писателя, Лев Александрович, был офицером сначала царской армии, затем перешел в Красную армию, мать — из известной семьи народников. В семнадцать лет он добровольцем пошел на фронт, а после Великой Отечественной войны окончил в 1948 году Военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск. До 1954 года Борис Васильев был инженером, испытывал танки,

16 марта 1943 года – Борис Васильев получает тяжелое ранение. Доставлен в госпиталь. Осень этого же года – подлечившись после контузии, Васильев поступает в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина на инженерный факультет. Здесь, во время учебы, знакомится со студенткой этой же академии Зорей Альбертовной Поляк. Впоследствии она станет первой и единственной женой писателя Васильева. 1946 год – окончание академии, направление на работу на Урал, испытателем колесных и гусеничных машин. 1954 год – решив посвятить себя литературе (привлекавшей его с детства), Васильев в звании инженер-капитана увольняется из армии. И начал заниматься литературной деятельностью. Известность ему принесла повесть 1969 года «А зори здесь тихие». Автор многих повестей, романов, пьес, а также публицистики. По книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов. В 1993 году подписал «Письмо 42-х».В 2006 г. участвовал в выпуске книги Автограф века. Центральное место в творчестве Бориса Васильева занимает тема Великой Отечественной войны.

Слайд №3

«А зори здесь тихие...» — это повесть о войне. Действие происходит в годы Великой Отечественной войны. На одном из железнодорожных разъездов службу несут бойцы отдельного зенитно-пулеметного батальона. Эти бойцы — девушки,

Слайд №4

а командует ими старшина Федот Евграфыч Васков. Сначала это место было тихим уголком. Девушки иногда по ночам стреляли по самолетам. В один день случилось нечто непредвиденное. Появились немцы. Преследуя их в лесу, девушки во главе с Васковым вступают с ними в неравный бой. Они гибнут одна за другой, но ярость и боль, желание отомстить помогают Васкову победить.

Вся повесть написана легко, разговорным языком. Благодаря этому лучше понимаешь мысли героев и то, что они делают. На фоне ужасных событий мая 1942 года этот разъезд выглядит курортом. Сначала это действительно было так: девушки загорали, устраивали танцы, а ночами «азартно лупили из всех восьми стволов по пролетающим немецким самолетам».

Слайд №5

На 171-м разъезде уцелело двенадцать дворов, пожарный сарай да приземистый длинный пакгауз, выстроенный в начале века из подогнанных валунов. В последнюю бомбежку рухнула водонапорная башня, и поезда перестали здесь останавливаться, Немцы прекратили налеты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование на всякий случай держало там две зенитные, - так начинается повесть А зори там были тихие, тихие…

В повести шесть основных героев: пять девушек-зенитчиц и старшина Васков.

Слайд №6

Федоту Васкову тридцать два года. Он закончил четыре класса полковой школы, а за десять лет дослужился до старшинского звания. Васков пережил личную драму: после финской войны его бросила жена. Своего сына Васков вытребовал через суд и отправил к матери в деревню, но там его убили немцы. Старшина всегда чувствует себя старше своих лет. Он исполнителен.

Слайд №7

Младший сержант Рита Осянина вышла замуж за «красного командира» в неполные восемнадцать лет. Своего сына Алика она отправила к родителям. Ее муж геройски погиб на второй день войны, а Рита узнала об этом только через месяц.

Слайд №8,9

Соня Гурвич — сирота. Ее родители, скорее всего, погибли в Минске. Она в это время училась в Москве, готовилась к сессии. В отряде она была переводчицей.

Слайд №10

Галя Четвертак не знает своих родителей. Ее подкинули в детский дом. Привыкнув окружать все таинственностью, она заставила поволноваться из-за этого. Галя говорила всем, что ее мама — медицинский работник. Я считаю, что это была не ложь, а желания, выдаваемые за действительность.

Слайд №11

Лиза Бричкина была дочерью лесника. Однажды к ним в дом отец привел гостя. Лизе он очень понравился. Он обещал устроить ее в техникум с общежитием, но началась война. Лиза всегда верила, что завтрашний день наступит и будет лучше, чем сегодня.

Слайд №12,13

Женя Комелькова, первая красавица разъезда, выросла в хорошей семье. Она любила развлекаться, и в один прекрасный день влюбилась в полковника Лужина. Он-то и подобрал ее на фронте. У него была семья, а Женьку за связь с ним отправили на этот разъезд.

О предвоенной жизни мы узнаем во внесюжетных эпизодах. Как называется такой композиционный прием в литературе? (Рассказ в рассказе)

Тестирование «Герои повести «А зори здесь тихие…»

Однажды девушек перевели с передовой на объект (разъезд). Рита попросила послать туда именно ее отделение, потому что оттуда было легче добираться до города, где жили ее родители и сын. Возвращаясь из города, именно она обнаружила немцев.

Слайд №14

Майор приказал Васкову догнать диверсантов (Рита видела двоих) и убить их.

Инсценирование эпизода.

  • Осянина пойдет старшей.

  • Ну, так. Стройте людей.

  • Построены, товарищ старшина.

Строй, нечего сказать. У одной волосы, как грива, до пояса, у другой какие-то бумажки в голове. Вояки! Чеши с такими лес, лови немцев с автоматами. А у них тут, между прочим, одни родимые образца тысяча восемьсот девяносто первого дробь тридцатого года...

  • Вольно...

  • Женя, Галя, Лиза... Сморщился старшина:


  • Погодите, Осянина! Немцев идем ловить, не рыбу. Так чтоб хоть стрелять умели, что ли.

  • Умеют.

Хотел Васков рукой махнуть, но спохватился:

  • Да, вот еще. Может, кто немецкий знает?

  • Я знаю.

Писклявый такой голосишко, прямо из строя. Федот Евграфыч вконец расстроился:

  • Что — я? Что такое — я? Докладывать надо!

  • Боец Гурвич.

  • Ох-хо-хо! Как по-ихнему — руки вверх?

  • Хенде хох.

  • Точно,— махнул рукой старшина.— Ну, давай, Гурвич.

Выстроились эти пятеро. Серьезные, как дети, но испуга вроде пока нет.

Идем на двое суток, так надо считать. Взять сухой
паек, патронов... по пять обойм, подзаправиться... Ну, по­
есть, значит, плотно. Обуться по-человечески, в порядок
себя привести, подготовиться. На все — сорок минут.
Р-разойдись!.. Кирьянова и Осянина — со мной.

Решено было, опередив немцев, добраться до Синюхиной гряды и там встретить их.

Именно в этом походе и разворачивается основное действие повести. Васков помогает девушкам во всем. Во время остановки на перевале между ними царят дружеские отношения. Слайд №16,17

Чтение отрывка из повести.

Солнце давно уже село, но было светло, словно перед рассветом, и боец Гурвич читала за своим камнем книжку. Бубнила нараспев, точно молитву, и Федот Евграфыч по­слушал, прежде чем подойти:

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы — дети страшных лет России —

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы — Кровавый отсвет в лицах есть...

Кому читаешь-то? — спросил он, подойдя.

Переводчица смутилась (все ж таки наблюдать прика­зано было, наблюдать!), отложила книжку, хотела встать. Старшина махнул рукой.

  • Кому, спрашиваю, читаешь?

  • Никому. Себе.

  • А чего ж в голос?

  • Так ведь стихи.

Инсценирование отрывка.

Федот Евграфыч сидор свои вытащил, лямки сири-сил, нырнул: в укромном местечке наиважнейший его энзе лежал — фляга со спиртом, семьсот пятьдесят грам-мов, под пробку. Плеснул в кружку,

  • Так примешь или разбавить?

  • А что это?

  • Микстура. Ну, спирт, ну? Замахала руками, отодвинулась:

  • Ой, что вы, что вы...


  • Приказываю принять!.. — Старшина подумал ма­ленько, разбавил чуть водой.— Пей. И воды сразу.

  • Нет, что вы...

  • Пей, без разговору!..

  • Ну, что вы в самом деле! У меня мама — меди­цинский работник...

  • Нету мамы. Война есть, немцы есть, я есть, стар­шина Васков. А мамы нету. Мамы у тех будут, кто вой­ну переживет. Ясно говорю?

Выпила, давясь, со слезой пополам. Закашлялась. Федот Евграфыч ей ладонью по спине постукал слегка. Отошла. Слезы руками размазала, улыбнулась:

Голова у меня... побежала!..
~ Завтра догонишь.

Появляются немцы. (Чтение отрывка)

Колыхнулись далекие кусты, и на опушку осторожно выскользнули двое. Они были в пятнистых серо-зеленых накидках, но солнце светило им прямо в лица, и комендант отчетливо видел каждое их движение. Держа пальцы на спусках автоматов, пригнувшись, легким кошачьим шагом они двинулись к озеру...

Но Васков уже не глядел на них. Не глядел, потому что кусты за их спинами продолжали колыхаться, и оттуда, из глубины, все выходили и выходили серо-зеленые фигуры с автоматами на изготовку.

Три... пять... восемь... десять...— шепотом считала Гурвич.— Двенадцать... четырнадцать, пятнадцать, шестна­дцать... Шестнадцать, товарищ старшина. Шестнадцать...

Замерли кусты. С далеким криком отлетали сороки.

Шестнадцать диверсантов, озираясь, медленно шли бере­гом к Синюхиной гряде...

Оказывается, что их шестнадцать человек.

Слайд№18,19,20 Васков с девушками, поняв, что силы не равны, пытаются спугнуть их – разыгрывают лесоповал, чтобы направить фрицев в обход Синюхиной гряды. Этим они хотели выиграть время, дождаться подмоги, за которой отправляют Лизу Бричкину.

Васков отправляет Лизу обратно на разъезд. Первой умерла Лиза Бричкина.

Слайд №21 Она утонула в болоте, возвращаясь на разъезд: «Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила». Она до последнего мгновения верила, что завтра наступит и для нее.

Чтение отрывка: Огромный бурый пузырь вспучился перед ней. Это было так неожиданно, так быстро и так близко от нее, что Лиза, не успев вскрикнуть, инстинктивно рванулась в сторону. Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеря­ли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мяг­кими тисками сдавила бедра. Давно копившийся ужас вдруг разом выплеснулся наружу, острой болью отдав­шись в сердце. Пытаясь во что бы то ни стало удержать­ся, выкарабкаться на тропу, Лиза всей тяжестью нава­лилась на шест. Сухая жердина звонко хрустнула, и Ли­за лицом вниз упала в холодную жидкую грязь.

Земли не было. Йоги медленно, страшно медленно тащило вниз, руки без толку гребли топь, и Лиза, зады­хаясь, извивалась/в жидком месиве. А тропа была где-то совсем рядом:, шаг, полшага от нее, но эти полшага уже невозможно было сделать.

Помогите!.. На помощь!.. Помогите!..

Жуткий одинокий крик долго звенел над равнодуш­ным ржавым болотом. Взлетал к вершинам сосен, путал­ся в листве ольшаника, падал до хрипа и снова из пос­ледних сил взлетал к безоблачному майскому небу.

Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тяну­лась и верила.

Слайд №22

Соню Гурвич застрелили, когда она вернулась за забытым кисетом Васкова.

Чтение отрывка: В расселине, скорчившись, лежала Гурвич, и из-под прожженной юбки косо торчали грубые кирзовые сапоги. Васков потянул ее за ремень, приподнял чуть, чтоб под мышки подхватить, оттащил и положил на спину. Соня тускло смотрела в небо полузакрытыми глаза­ми, и гимнастерка на груди была густо залита кровью. Федот Евграфыч осторожно расстегнул ее, приник ухом. Слушал, долго слушал, а Женька беззвучно тряслась сзади, кусая кулаки. Потом он выпрямился и бережно расправил на девичьей груди липкую от крови рубашку; две узких дырочки виднелись на ней. Одна в грудь шла, в левую грудь. Вторая — пониже—в сердце.

Вот ты почему крикнула, — вздохнул старшина. —
Ты потому крикнуть успела, что удар у него на мужика
был поставлен. Не дошел он до сердца с первого раза:
грудь помешала...

Запахнул ворот, пуговки застегнул — все, до единой. Руки ей сложил, хотел глаза закрыть — не удалось, только веки зря кровью измарал. Поднялся:

Полежи тут покуда, Сонечка. ,
Судорожно всхлипнула сзади Женька.
I Старшина

свинцово полоснул из-под бровей:

Некогда трястись, Комелькова.

Слайд №23

У Гали Четвертак не выдержали нервы, когда она сидела со старшиной в дозоре.

Чтение отрывка: Немцы шли молча, пригнувшись и выставив автома­ты. Прикрытые дозорами, они почти не глядели по сто­ронам, цепко всматриваясь вперед и каждый миг ожи­дая встречного выстрела. Через несколько шагов они должны были оказаться в стороне между Четвертак и Васковым, и с этого мгновения спины их уже были под­ставлены охотничьему прищуру старшины.

С шумом раздались кусты, и из них порскнула вдруг Галя. Выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперерез диверсантам, уже ничего не ви­дя и не соображая.

А-а-а...

Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету су­нулась лицом в землю, так и не сняв с головы залом­ленных в ужасе рук. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе, а ноги еще бежали, еще бились…

Слайд №24

Риту Осянину ранило гранатой

Слайд №25

Рита знала, что рана ее смертельна и что умирать ей придется долго и трудно. Пока боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Но пить было нельзя, и Рита просто мочила в лужице тряпочку и прикладывала к губам.

Васков спрятал ее под еловым выворотнем, забросал ветками и ушел. По тому времени еще стреляли, но вскоре все вдруг затихло, и Рита заплакала. Плакала беззвучно, без вздохов, просто по лицу текли слезы: она поняла, что Женьки больше нет...

А потом и слезы пропали. Отступили перед тем огром­ным, что стояло сейчас перед нею, с чем нужно было разобраться, к чему следовало подготовиться. Холодная чер­ная бездна распахивалась у ее ног, и Рита мужественно и сурово смотрела в нее.

Рита, зная, что ее рана смертельна, выстрелила себе в висок.

и Женя погибла, отводя от нее немцев.

Слайд №26

Чтение отрывка: Она вообще никогда не расстраивалась. Она верила в себя и сейчас, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.

И даже когда первая пуля ударила в бок, она проем удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет...

А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но ещё стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пы­таясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо...

Просмотр видеосюжета.

Вместе с автором переживаешь эти смерти и боль Васкова, сумевшего победить.

Чтение отрывка: Старшина рванул скособочен­ную дверь, прыжком влетел в избу:

Хенде хох!..

А они спали. Отсыпались перед последним броском к железке. Только один не спал, в угол метнулся, к ору­жию. Но Басков уловил этот прыжок и почти в упор всадил в немца пулю. Грохот ударил в низкий потолок, немца швырнуло в стену, а старшина забыл вдруг все немецкие слова и только хрипло кричал:

Лягайт!.. Лягайт!.. Лягайт!..

И ругался черными словами. Самыми черными, какие знал...

Нет, не крика они испугались, не гранаты, которой размахивал старшина. Просто подумать не могли, а мыслях представить даже, что один он, на много верст один-одинешенек. Не вмещалось это понятие в фашист­ские их мозги, и потому на пол легли. Мордами вниз, как велел. Все четверо легли: пятый, прыткий самый, уж на том свете числился.

И повязали друг друга ремнями, аккуратно повяза­ли, а последнего Федот Евграфыч лично связал и за­плакал. Слезы текли по грязному, небритому лицу, он трясся в ознобе, и смеялся сквозь эти слезы, и кричал:

Что, взяли?.. Взяли, да?.. Пять девчат, пять де­вочек было всего, всего пятеро!.. А не прошли вы, нику­да не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!.. Лично каждого убью, лично, даже если начальство помилует! А там пусть судят меня! Пусть судят!..

А рука ныла, так ныла, что горело все в нем и мысли путались. И потому он особо боялся сознание потерять и цеплялся за него, из последних силенок цеплялся...

Тот последний путь он уже никогда не мог вспом­нить. Колыхались впереди немецкие спины, болтались из стороны в сторону, потому что шатало Васкова, буд­то в доску пьяного. И ничего он не видел, кроме этих четырех спин, и об одном только думал: успеть выстре­лить, если сознание потеряет. А оно на последней пау­тинке висело, и боль такая во всем теле горела, что рычал он от боли той. Рычал и плакал: обессилел, вид­но, вконец.

И лишь тогда он сознанию своему оборваться разре­шил, когда окликнули их и когда понял он, что на­встречу идут свои. Русские.

Слайд №27

Повесть написана очень живо, понятно. На фоне войны показаны оптимистически настроенные девушки. Победа Васкова символизирует победу русских над немцами. Тяжело давшуюся, полную потерь победу.

В конце повести, в эпилоге, Борис Васильев показывает пару героев — Альберта Федотыча и его папу. По-видимому, Альберт — это тот самый Алик, сын Риты. Федот Васков усыновил его, мальчик считает его настоящим отцом.

Это значит, что, несмотря на все трудности и лишения, русский народ жив и будет жить.

Очень интересно изображение природы. Красивые виды, нарисованные автором, оттеняют все происходящее. Природа как бы смотрит на людей с сожалением, участием, как бы говоря: «Неразумные дети, остановитесь».

«А зори здесь тихие...» Все пройдет, а место останется тем же. Тихим, безмолвным, красивым, и только будут белеть мраморные могильные плиты, напоминая о том, что уже прошло. Это произведение служит великолепной иллюстрацией к событиям Великой Отечественной войны.


4. Подведение итогов урока.

Вы, наверное, слышали эти слова: "У войны не женское лицо…". Стало привычным это древнее выражение. Но и война, и битва, как и слава, честь, совесть, победа - это слова женского рода. Особая трагичность войны в том, что женщина, призванная рождать жизнь, на войне эту жизнь убивает, отдаёт. Имена тысяч павших героинь высечены на обелисках, запечатлены в произведениях литературы.

В повести Б.Васильева рассказывается всего лишь о нескольких днях из жизни героев. За эти дни девушки прожили свою короткую жизнь, подчиняя все мысли одному: выстоять, защитить. Своей жизни не пожалели ради других. Вот из таких, казалось бы, маленьких подвигов, и сложилось то, что мы теперь называем великим подвигом народа в Великой Отечественной войне. Мы не были свидетелями той страшной войны, мы знаем о ней по таким вот произведениям. И ни в коем случае нам нельзя забывать, какой ценой завоевано наше счастье.


5. Домашнее задание.

Написать сочинение "Человек на войне"



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-презентация повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие..."

Автор: Чабанова Ольга Михайловна

Дата: 06.10.2014

Номер свидетельства: 116679


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства