kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 10 классе "Двойники Раскольникова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Время Достоевского, как и наше, достаточно резко делит мир на две части: мир души и мир денег. Совместить их почти невозможно. Если руководствоваться душой и верой, любовью и состраданием, как учил Достоевский, то мы будем испытывать вечные муки совести.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе "Двойники Раскольникова"»

Двойники Раскольникова и их роль в романе

«Преступление и наказание».

- Не убий.

- Возлюби ближнего своего, как самого себя.

- Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду.
- Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

Это отрывки из Нагорной проповеди Иисуса Христа, которую он произнёс близ города Капернаум. Словам этим две тысячи лет, но они живы и актуальны, так как говорят о вечном – любви и милосердии.

Время Достоевского, как и наше, достаточно резко делит мир на две части: мир души и мир денег. Совместить их почти невозможно. Если руководствоваться душой и верой, любовью и состраданием, как учил Достоевский, то мы будем испытывать вечные муки совести. Напротив, если взять за основу деньги, то все становится проще, ощутимей. 

  1. Обсуждение темы и целей урока.

III. Актуализация знаний.

  • В чем заключалась теория Родиона Раскольникова?

Уже с первых страниц романа главный герой его, студент Петербургского университета Родион Раскольников, погружен в болезненное состояние, порабощен философской идеей-страстью, допускающей «кровь по совести». Наблюдая русскую жизнь, размышляя над отечественной и мировой историей, Раскольников приходит к мысли, что исторический прогресс и всякое развитие осуществляется за счет страданий, жертв и даже крови, что человечество извечно делится на две категории. Есть люди, безропотно принимающие любой порядок вещей, - «твари дрожащие», и есть люди, нарушающие моральные нормы и общественный порядок, принятым большинством, - «сильные мира сего». Великие личности – Наполеон – не останавливается перед жертвами ради осуществления своих идей. Развитие общества совершается за счет попрания «тварей дрожащих» наполеонами. 

  • Слово преподавателя.

Поделив людей на две категории, Раскольников сталкивается с вопросом, к какому разряду принадлежит он сам: «Вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею?». Убийство старухи-процентщицы – это самопроверка героя. «Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…»

  • Соотносится ли теория с проповедью?

Нет.

  • В чем разница?

В заповедях говорится о том, что запрещено делать то, что греховно. Они удерживают людей от зла. Заповеди даны, чтобы показать людям, какие душевные расположения должны иметь, чтобы приблизиться к Богу.

А Раскольникова увлекает антихристианская идея «сверхчеловека», которому «все позволено». Раскольников впадает в грех самообожествления. Он полагает, что законодателем нравственности является не Бог, а человек. Раскольников берет на себя право определить границы добра и зла, дозволенного и недозволенного и менять их по своему усмотрению.


IV. Совершенствование знаний, умений и навыков.

    1. Слово преподавателя.

Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элементы его “теории” отражают так называемые “двойники”, а положительные – антиподы.

  • Как вы понимаете слово «двойники»?

В словаре русского языка С.И. Ожегова слово «двойник» - это человек, имеющий полное сходство с другим.

  • Кто является двойниками Раскольникова в романе?

( Петр Петрович Лужин, Аркадий Иванович Свидригайлов)

  1. Постановка проблемного вопроса: «Какова роль «двойников» в романе?

  2. Исследование «двойников».

Анализ образа Лужина.

  • Слово преподавателя.

«Они сами миллионами людей изводят, да ещё за добродетель почитают.  Плуты и подлецы они», - говорит Родион Раскольников, пытаясь убедить себя в правильности своей теории.

Теория Раскольникова, доказывающая «тварь ли» он или «право» имеет, предполагала следующие практические восприятия:

- убить старуху- процентщицу, жизнь которой значит не больше, чем жизнь «вши»; взять её деньги, на эти деньги сделать много хороших дел.

В романе герой смог воплотить только первый шаг. Но есть в романе другие герои, которые пошли дальше, они смогли использовать деньги, нажитые нечестным или даже преступным образом. Обратимся к нашему читательскому опыту и вспомним Павла Ивановича Чичикова из поэмы «мертвые души» Н.В. Гоголя, который не создает теории, но он живет по принципу: «главное в жизни – копейка. Эта вещь надёжнее всего на свете».

  • Кто из персонажей романа живет по этому принципу?

Петр Петрович Лужин

  • Кто такой Лужин? Что мы знаем о нем? (Пересказ письма матери о Лужине)

  • Какое впечатление складывается у вас о Лужине после чтения письма матери?

(“Умный и, кажется, добрый”, “положил взять девушку честную, но без приданого и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение”, и “муж ничем не должен быть обязан своей жене, и гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля”).

  • Слово преподавателя.

Рассуждения Раскольникова о «доброте» Лужина, допускающей что «невеста и мать мужичка подряжают, в телеге, рогожей крытой! Ничего! Только ведь девяносто верст...», усиливают складывающееся о Лужине впечатление, как о человеке черством, сухом, равнодушном, расчетливом, пробуждают чувство неприязни к этому герою.

  • Зачитайте эпизод первой встречи Раскольникова и Лужина.

  • Каким мы видим Лужина? Какие эпитеты использует автор, описывая Лужина?

Лужин блестит, как начищенный медный грош, и не только потому, что был "женихом". А почему? Лужин только начал выходить из грязи в князи и внешним блеском пытался подчеркнуть своё новое богатство, своё впервые приобретаемое значение. Поэтому Достоевский главное внимание уделяет одежде и тому, что явилось предметом парикмахерского искусства. В Лужине всё аккуратно, складно, солидно, моложаво, и всё в нём неприятно и отталкивающе. В портрете его есть деталь, подчеркивающая пристрастие к вещам – "бакенбарды в виде двух котлет". Кажется, что Достоевскому доставляет удовольствие рисовать портрет Лужина, но, вчитавшись, замечаем явный сарказм автора. И, описав все детали портрета и наряда Лужина, Достоевский подытоживает: «если же и было что-нибудь…действительно неприятное, то происходило это от других причин».

  • Какова теория Лужина?

«Возлюби прежде всего самого себя»

  • Что будет, если кто-то посмеет встать на пути Лужина к достижению цели, если кто-то посмеет помешать ему?

( Он спокойно перешагнет, не испытывая угрызения совести)

  • Просмотр эпизода из художественного фильма «Сцены объяснения между Лужиным и Дуней».

  • Сопоставьте поведение Лужина и Дуни в сцене их объяснения.

Поведение Лужина в этой сцене раскрывает его мелкую, себялюбивую, низкую душу, отсутствие искренности, истинной любви и уважения к своей невесте, готовность оскорбить и унизить Дуню. В поведении Дуни – искренность, большое чувстве такта, благородство, желание рассудить беспристрастно: «если брат виноват, то он должен и будет просить у вас прощения», уважение к человеку, которому дано «великое обещание», гордость и чувство собственного достоинства.

  • Что превыше всего ценил Лужин в жизни?

«Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его. Лужина раздражал разрыв.

  • Почему Лужина раздражал разрыв с Дуней?

Это разрушало его мечту о существе, которое «будет рабски благодарно ему всю жизнь, а он-то будет безгранично владычествовать». Лужин не может смириться с этим и принимает решение, которое могло бы, по его мнению, вернуть Дуню.

  • Как осуществил Лужин свое решение? Рассказать «Сцену с Соней на поминках у Мармеладовых»

Лужин для достижения своей эгоистической цели, “для себя одного”, готов “преступить все препятствия”, живет по принципу “все позволено”. В этом его теория близка с теорией Раскольникова. Единственный бог для Лужина – деньги. Угрызения совести и сострадание незнакомы ему. Видим в нем отсутствие глубоких человеческих чувств, тщеславие, бездушие, граничащее с подлостью. И мы слышим мысль Достоевского о бесчеловечности эгоистического самоутверждения за счет других.

  • Почему Лужина мы называем «двойником» Раскольникова?

У обоих в теории главное - Я. Но если для Раскольникова преступление – способ добывания средств, необходимых для служения человечеству, то мотивы Лужина более приземленные и пошлые: им движет исключительно корысть. Эгоизм Лужина не менее опасен, чем эгоизм Раскольникова. Он рождает равнодушие, оправдывает подлость и жестокость

Но есть существенное различие: у Лужина испорчено сердце, а у Раскольникова – разум, поэтому Раскольников может возродиться, а Лужин – никогда. Не зря Достоевский этому герою не позволяет (причем единственному) совершить ни одного положительного поступка. Про Лужина мы можем сказать, что он мертвая душа, потому что мир духовных ценностей для него не существует


  1. Анализ образа Свидригайлова. 

  • Слово преподавателя.

Результаты проведенного над собой эксперимента, разрушившего иллюзии Раскольникова в отношении самого себя как человека “необыкновенного”, не расшатали тем не менее мощные стены теории, толкнувшей его на преступление. Разочаровавшись в себе, он не отрекается от нее. Но в сознании читателя прочно выстроенные Раскольниковым башни- идеи превращаются в руины, благодаря мрачной тени следующего двойника - Свидригайлова.

“Свидригайлов – загадка”,– думает о нем Раскольников.

  • Кто такой СвидригайловКак характеризуют его первые сведения в романе?

Первые сведения в романе о Свидригайлове характеризуют его как злодея, развратника. Говорят, что причастен к делу “душегубства”, повинен в самоубийстве крепостного лакея Филиппа, что он жестоко оскорбил девочку, отравил жену Марфу Петровну, что он шулер, что нет такого порока, который бы не гнездился в его душе.

  • Чтение по ролям эпизода «Встреча Свидригайлова и Раскольникова» (ч. 4, гл. 1)

Бога в душе нет у обоих, есть – одиночество и пустота душевная

  • Чем её заполняет каждый?

У Раскольникова рождается идея сильной личности.

Свидригайлов погружен в разврат. Для него нет никаких запретов, даже нравственных. «Я человек развратный и праздный», - говорит он.

  • Какова теория Свидригайлова?

«Мне всё позволено»

  • Просмотр отрывка из видеофильма «Последняя встреча Свидригайлова и Дуни».

  • Любит ли её Свидригайлов?

Дуня – это, наверное, единственный человек, которого очень глубоко понял и оценил Свидригайлов. Идя на последнюю встречу с Дуней, Свидригайлов еще надеется на взаимность любви, на свое духовное воскрешение. Однако эти надежды оказались неосуществимы. Свидригайлов на вопрос, любит ли его Дуня, получил отрицательный ответ. И вот тут герой понимает, что его жизнь зашла в тупик и обновление, восстановление попранной человечности для него невозможно. 

  • Почему Свидригайлов застрелился?

Свидригайлов, несмотря ни на что, желает добиться любви Дуни. Ему нужна её любовь, нужны ее живые чистые отношения. «Воздуху, воздуху надобно», - говорит он. Похоже на слова Мармеладова: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда – нибудь можно было пойти». Человек не может быть один. Теория «мне все позволено» отделяет от людей. Отпустить Дуню – значит смириться с тем, что тебе не все позволено, что ты такой же как все. Теория вседозволенности рухнула, поэтому Свидригайлов идет на самоубийство.

  • Прав ли Свидригайлов, угверждая, что они с Раскольниковым “одного поля ягоды”, что между ними есть “точка общая”?

Мы видим Свидригайлова как человека, лишенного всяческих нравственных устоев, не признающего никаких нравственных запретов; живет по принципу “все позволено”.

Раскольников, разрешая себе “кровь по совести” тоже отрицает нравственную ответственность сильного человека за свои поступки; моральные нормы, по его мнению, существуют только для низшей категории людей – “тварей дрожащих”.

  • В чем заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Ваши версии.

- Когда сопоставляешь эти образы, становится ясно, что Лужин и Свидригайлов живуг, в общем-то, по теории Раскольникова. Он же, общаясь с “сильными мира сего”, не может принять их жизнь, хотя и старается причислить себя к “сильным мира сего”; ему неприятны люди, живущие по его “теории”. Этим сопоставлением ниспровергается в герое теоретик и возвышается в нем человек.

– У всех – у Раскольникова, Лужина, Свидригайлова – бесчеловечность индивидуализма, эгоистическое самоутверждение за счет других. Сталкивая этих героев, автор опровергает теорию Раскольникова, вскрывает ее антигуманную, бесчеловечную суть. В то же время отношение Раскольникова к Лужину и Свидригайлову убеждает, что он испытывает отвращение к “сильным мира сего, не может принять мир людей, которые не живут по его теории. В этом сила Раскольникова и то, что возвышает его над “сильными мира сего”)


  1. Вывод.

Слово преподавателя.

Свидригайлов, переступая через чужие жизни, переступает и через собственную совесть, т. е. полностью соответствует представлению Раскольникова о сильных личностях. Но вместо ожидаемого, с его точки зрения, торжества идеи она терпит полное крушение. “Арифметика”, согласно которой можно убить одну “вредную” старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается “опытами” Свидригайлова. На счету Свидригайлова добрых поступков больше, чем у всех других героев романа: избавил Дуню от позора, восстановил ее доброе имя, хочет помочь Дуне избавиться от Лужина, взял на себя устройство судьбы осиротевшей семьи Мармеладовых. Но, во-первых, добро, совершенное им, никоим образом не может оправдать преступления минувшего, а, во-вторых, оно не способно возродить его больную душу. Свидригайлов – это тот избранный, который “переступил” не единожды, без нравственных мучений (вот он, идеал Раскольникова!), но при этом Наполеоном не стал. Жизненный итог Свидригайлова – это не только его самоубийство, но и гибель идеи Раскольникова, раскрывающая чудовищный самообман главного героя.


V. Информация о домашнем задании.

      1. Чтение эпизодов «Раскольников и Порфирий Петрович», «Эпилог»

      2. Пересказ эпизода «Разговор с Дуней о преступлении»

      3. Ответить на вопросы:

  • Раскаивается ли герой в своем преступлении?

  • Почему герой сделал «явку с повинной»?

V. Подведение итогов. Рефлексия.

  • С какой целью автор показывает нам «двойников « Раскольникова?

«Двойники» Раскольникова выведены в романе не случайно: автор показывает, что может произойти с человеком, если он переживет спокойно свое преступление. Муки совести Раскольникова- это путь к возрождению, к победе в нем человеческого. «Двойники» помогают увидеть себя со стороны, ужаснуться и повернуть на другой путь.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок литературы в 10 классе "Двойники Раскольникова"

Автор: Глухова Наталья Викторовна

Дата: 21.05.2021

Номер свидетельства: 581087

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Маршрутный лист по литературе для 10 класса на тему: "Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. ""
    ["seo_title"] => string(80) "marshrutnyi_list_po_literature_dlia_10_klassa_na_temu_dukhovnye_iskaniia_intelle"
    ["file_id"] => string(6) "626731"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1677517820"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства