kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы по теме "Стихотворение С. Есенина "Каждый труд благослови, удача" (7 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием технологии критического мышления

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме "Стихотворение С. Есенина "Каждый труд благослови, удача" (7 класс)»

Урок литературы с использованием технологии развития критического мышления в 7 классе (по программе Меркина Г.С.)


Тема урока: « С.А. Есенин. Стихотворение «Каждый труд благослови, удача!»

Цели урока:

Обучающие (предметные):

1) определить художественную идею стихотворения;

2) выявить особенности мировосприятия поэта, его отношение к людям труда, а также уловить связь между чувствами лирического героя и самого поэта;

3) формировать навыки выразительного чтения;

4) развивать навыки анализа поэтического произведения;

Развивающие (метапредметные):

1) формировать систему УУД учащихся (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

2) развивать базовые способности учащихся (мышление, понимание, коммуникация, рефлексия);

Воспитательные (личностные):

1) развить нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления связи человека и природы в стихотворении С. Есенина;

2) привить любовь и уважение к творчеству С. Есенина;

3) формировать нравственно-патриотические чувства.

Задачи урока: через прием «медленное чтение» уметь находить в стихотворении ключевые слова, художественные детали, средства художественной выразительности, помогающие понять основную мысль произведения.

Оборудование: дидактический материал для работы в парах, слайдовая презентация, аудиозапись стихотворения в исполнении В.Золотухина.


Ход урока

1 стадия – вызов

Слайд 1. (Портрет С.Есенина)

– Что вам уже известно о поэте?

Учащиеся вспоминают некоторые биографические сведения (время, место рождения, его происхождение, называют стихотворения).

– Дома вы должны были прочитать фрагмент статьи «О себе» (учебник, ч.2, стр. 115). Используя прием «Верные и неверные утверждения» (см. Приложение 1), проверим, что мы знаем о жизни и творчестве Сергея Есенина.

(Работа в парах)

– Давайте вспомним некоторые произведения Сергея Есенина. Продолжите строчки (из стихотворений, изученных в 5, 6 классе):

а) Нивы сжаты. Рощи голы …

б) Поёт зима – аукает …

в) Разбуди меня завтра рано …

– О чём писал поэт? Какова основная тема его стихотворений? (Учащиеся говорят о том, что Есенин писал о природе, о животных, о матери, о Родине.)

– Сегодня мы снова обращаемся к творчеству этого удивительного поэта.

(Слайд 2) Наш урок посвящён стихотворению «Каждый труд благослови, удача!» Мы попытаемся раскрыть идею стихотворения, потренируем навыки анализа поэтического произведения. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас смог проникнуться теми чувствами, которые волновали поэта.


2 стадия – стадия осмысления

Подготовка к восприятию.

Прослушивание аудиозаписи.

– Понравилось ли вам стихотворение в исполнении известного артиста Валерия Золотухина? Как он, по-вашему, прочитал произведение? ( Сначала В.Золотухин читает стихотворение бодро и лишь в конце меняется тональность, звучат нотки грусти, сожаления.)

– О чём стихотворение? (Как правило, учащиеся затрудняются ответить, но улавливают общее настроение произведения и его тональность: стихотворение душевное, здесь и жизнерадостное начало, и чувство грусти, внутренней печали)

– Вы правы, стихотворение нельзя назвать однозначно весёлым или грустным, оно действительно заставляет нас, читателей, задуматься о чем-то важном.

Обратите внимание на год написания этого стихотворения – 1925, последний год жизни поэта. Что предшествовало созданию произведения? Что чувствовал Есенин в это время? Давайте послушаем сообщение.

(Сообщение ученика (не более 5 мин) об истории создания стихотворения.

Учащийся читает воспоминания сестры поэта, Александры Есениной, демонстрируются слайды 3,4 с изображением поэта в последние годы его жизни.)

Восприятие текста (чтение с остановками)

(Слайд 5) 1-ая строфа (читает учитель)

– Каким чувством проникнута 1-ая строфа стихотворения? Какие ключевые слова можно выделить? (Жизнеутверждающее начало звучит в словах «труд, благослови, удача». )

– Какое значение имеет слово «благослови» и какой приём использует поэт? («Благослови» употреблено в значении «воздать благодарность». Есенин использует приём обращения. Обращаясь к удаче, Есенин с большим уважением говорит о простых людях труда. Первая строка стихотворения напоминает молитву. Таким образом поэт подчёркивает и свое искреннее расположение к простым людям, и важность их труда. )

– Какие детали говорят о том, что Есенину был хорошо знаком нелёгкий крестьянский труд? (Употребляет слово «кляча» ( не «конь», «лошадь»), характеризующее не только тяжесть физического труда крестьян, но и их материальное положение.)

2-ая строфа (читает учитель)

– Изменилась ли картина? (Да, изменилась. Теперь перед нами пейзаж.)

– Какие средства художественной выразительности помогают автору нарисовать картину природы? (Учащиеся находят метафору «омут розовых туманов», эпитет «розовых туманов»).

– Что значит слово «омут» и что хочет подчеркнуть поэт? (Омут – глубокое место на воде. Поэт хочет подчеркнуть, насколько туманы густые.)

– Розовый, золотой – часто встречающиеся цвета в лирике Есенина. В этом стихотворении они передают картину вечернего заката. Кроме того, поэт не ограничивается только воспроизведением красок природы. Мы уже увидели, что под его пером возникла яркая метафора. Скажите, какие ассоциации она вызывает у вас? (Красота, умиротворение, спокойствие, закат, восход солнца, мечта…)

– Как вы думаете, 1-ая и 2-ая строфа связаны между собой? (Конечно, люди, работающие на земле, близки природе. Мысль о близости человека и природы уже звучит в первых строчках:

Воду пьют из кружек и стаканов,

Из кувшинок также можно пить …)

3-я строфа (читает ученик)

– Что чувствует лирический герой? ( Он спокоен, сейчас ему хорошо.)

– Что имел в виду С.Есенин, употребив метафору «призрачная гладь»? (Небо)

– Что значит «впиваясь в призрачную гладь»? (Пристально всматриваться)

– Посмотрите, сколько значений у слова «впивать, впить» в словаре В.И. Даля. (Слайд 6: вбирать, втягивать, вдыхать в себя)

4-ая строфа (читает учитель)

– Какое значение имеют многоточия в первом предложении? (Лирический герой, слушая звуки природы (свист коростелей), размышляет.)

– Кто такие ТЕ? (Это люди труда, крестьяне)

– Что значит светлы? (Светлы душой, добры, искренни и от этого просты – «опростели».)

– Найдите эпитет. («Весёлая ноша труда») Объясните значение слова «ноша». Как вы думаете, уместно ли в данном случае употребление эпитета «весёлая»? (Ноша – груз, переносимый на себе. Работа на родной земле тяжела как труд физический, но она приносит удовлетворение и радость от результатов (собранный урожай или богатый улов). Труд облагораживает души людей, позволяет быть ближе к природе, быть с ней единым целым. Значит эпитет «весёлая ноша» вполне уместен. Сам поэт искал душевного спасения от городской жизни в родном Константиново.)

(Слайд 7) 5-я строфа (читает ученик)

– Какое слово можно назвать ключевым в этой срофе? Почему? (Ключевое слово – «Я».)

На доске составляется схематичная запись:

Я – «забыл, что я крестьянин»

– «соглядатай праздный» (т. е. ничего не делаю, только тайно наблюдаю)

– странен пашням и лесам

Лирический герой корит себя за оторванность от родной земли. Отсюда и грустные нотки, сожаление.

6-я строфа (читает учитель)

– Как можно охарактеризовать финал стихотворения? (Это душевная печаль и боль поэта оттого, что он отвык от родины, от родной деревни. Лирический герой слышит звуки птиц, и их голоса кажутся ему плачем.)


3 стадия – рефлексия

– Итак, на какие размышления вас навёл С. Есенин своим стихотворением «Каждый труд благослови, удача!»?

– Открыли ли вы что-то новое в личности поэта?

Вывод: В стихотворении выражено уважение к людям труда, к крестьянам. Они живут в гармонии с природой, знают, зачем трудятся, а мать-земля словно наделяет их силой. Произведение эмоционально. В центре нашего внимания – чувства лирического героя, который осознаёт свою оторванность от родной земли и от этого переживает. К сожалению, он только созерцатель.

(Слайд 8)– А теперь письменно ответьте на вопрос: «Что нового я открыл(а) для себя, прочитав стихотворение «Каждый труд благослови, удача!»

(Слайд 9) Домашнее задание Используя приём «чтение с остановками», попробуйте самостоятельно проанализировать отрывок из стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая...» (учебник, стр. 120-121)

В заключение урока ещё раз выразительно прочитайте стихотворение «Каждый труд благослови, удача!» (читает ученик).

Также учащимся можно предложить заполнить рефлексивную анкету, позволяющую самостоятельно оценить свою работу на уроке. (см. Приложение 2)



















Приложение 1. Приём «Верные или неверные утверждения»


Утверждение

Верно или нет

1

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии.

Да

2

Писать начал в 16-17 лет.

Нет, писать начал рано, с 9-ти лет. Есенин говорил, что к 16-17 годам относит сознательное творчество.

3

Первое опубликованное стихотворение С.Есенина называлось «Нивы сжаты, рощи голы...»

Нет, «Берёза».

4

В Петербурге С.Есенин впервые встретился с поэтом Александром Блоком.

Да

5

В 1913 году С.Есенин поступил в Московский учительский институт.

Нет, он поступил в Университет им. А. Шанявского.

6

С. Есенин писал, что автобиографические сведения можно найти в его стихах.

Да.

Приложение 2. Рефлексивная анкета учащихся


Вопросы анкеты

Ответы учащихся

1

На уроке я работал

активно –

пассивно –

2

Своей работой на уроке я

доволен –

не доволен –

3

Урок для меня показался

коротким –

длинным –

4

За урок я

не устал –

устал –

5

Мое настроение стало

лучше –

хуже –

6

Материал урока мне был

понятен – не понятен –

полезен – бесполезен –

интересен – скучен –

7

Какие задания понравились?


8

Какие задания не понравились?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Масайло Елена Владимировна

Дата: 03.08.2018

Номер свидетельства: 475534

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект урока на тему "Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. «Каждый труд благослови, удача!»"
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekturokanatiemusierghieialieksandrovichiesieninzhiznitvorchiestvokazhdyitrudblaghosloviudacha"
    ["file_id"] => string(6) "259575"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448794897"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства